Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки
календарно-тематическое планирование на тему

Нурлыгаянова Диля Назифовна

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_podgrazv_rechi.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

         Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

        Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

        В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3) сформированность наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) умение фантазировать;

5) проявление самостоятельности.

Цель курса:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности,развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,

преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи курса:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.  

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

     Содержание курса  направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
      Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи         и         с        подготовкой         к обучению письму.

          Содержание занятий опирается на программные требования:

        Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

        Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

        Учить делить слова на слоги.

        Дать первоначальные представления о предложении.

        Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

        Совершенствовать умение составлять рассказы.

Прогнозируемые результаты и формы контроля

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • ориентироваться на странице тетради;
  • писать основные элементы букв;
  • рисовать узоры и различные элементы.
  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
  • быть доброжелательным собеседником,  говорить спокойно, не повышая голоса;  
  • составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете,  по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия
  • ориентироваться на странице тетради;
  • осознавать способы выполнения действий;
  • распределять усилия при начертании линий.

       

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  • последовательность слова в предложении;
  • выразительные средства языка;
  • буквы русского алфавита.
  • знать направление и последовательность движений.

Режим занятий

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе. Занятия проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

Подготовка детей к школе начинается с 16 ноября и длится до 16 марта 2013 г.
              Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятия 30 минут .

                  Календарно – тематическое планирование

Название темы занятия

Коли чество часов

Дата

1.

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму. Росчерки. Обводка по контуру.

1

16.11

2.

Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. Ориентация на странице тетради. Выполнение рисунков.

1

23.11

3.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

Описание  картинки. Текст, Предложение. Слово.

1

30.11

4.

Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: “ Догадайся, что показал” - пантомима

1

07.12

5.

Гласные и согласные звуки. Составление предложений. Росчерки.

1

14.12

6.

Звуко- буквенный анализ. Печатание слов. Составление рассказа по картине. Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

1

21.12

7.

Согласные звуки и буквы. Игра: “Подружи буквы”

1

28.12

8.

В стране слов и слогов. Господин Слогораздел.Ударение.

1

04.01

9.

Звук- буква- слог- слово. Чтение односложных слов. Росчерки, письмо по точкам.

1

11.01

10.

Категории до, после, потом, сейчас. Составление рассказа по картинкам.

1

18.01

11.

Чтение двусложных слов. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками « Что изменилось?» ). Росчерки. Штриховка.

1

25.01

12.

Звуки глухие и звонкие.

Звуковые схемы. Родственные слова.

1

01.02

13.

Составление рассказов. Обведение предметов по контуру. Письмо горизонтальных и наклонных линий.

 

1

08.02

14.

Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Развитие речи            ( игра «Описание насекомых»). Росчерки. Письмо по образцу.

1

15.02

15.

Составление схем слов. Обводка и штриховка контуров. Работа с образцами.

1

22.02

16.

Знакомство с основным алгоритмом письма. Написание и соединение крючка и наклонной линии.

1

01.03

17.

Звуко- буквенный анализ Мягкий знак. Составление рассказов. Отгадывание загадок. Росчерки. Штриховка.

1

08.03

18.

Звуко- буквенный анализ. Разделительный  твердый знак. Составление связного рассказа. Росчерки. Написание элементов букв. Штриховка.

1

15.03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"

Основной   целью  подготовительного класса является  всестороннее  гармоничное развитие детей, подготовка  их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...

Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Программа и разработка занятий по предшкольной подготовке

Подготовительный период является важным периодом в обучении детей, где закладываются основы обучения предметов. К сожалению, в практике школы этот период сводится к минимуму уроков. В поставленных цел...

Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)

Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...