Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки
    календарно-тематическое планирование на тему

    Нурлыгаянова Диля Назифовна

    Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_podgrazv_rechi.docx29.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

             Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

            Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

            Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

            В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

    1) мотивация на учебу;

    2) развитие произвольности;

    3) сформированность наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления;

    4) развитие пространственных представлений;

    5) умение фантазировать;

    5) проявление самостоятельности.

    Цель курса:

    подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности,развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,

    преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

    Задачи курса:

    1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

    2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

    3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

    Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

    В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.  

    Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».

    Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

    1. Развитие внимания и памяти.

    2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

    3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

    4. Развитие умственных способностей.

    5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

    6. Развитие волевой готовности ребенка.

         Содержание курса  направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
          Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи         и         с        подготовкой         к обучению письму.

              Содержание занятий опирается на программные требования:

            Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

            Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

            Учить делить слова на слоги.

            Дать первоначальные представления о предложении.

            Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

            Совершенствовать умение составлять рассказы.

    Прогнозируемые результаты и формы контроля

    В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

    • выделять из слов звуки;
    • находить слова с определённым звуком;
    • определять место звука в слове;
    • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
    • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
    • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
    • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
    • ориентироваться на странице тетради;
    • писать основные элементы букв;
    • рисовать узоры и различные элементы.
    • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
    • быть доброжелательным собеседником,  говорить спокойно, не повышая голоса;  
    • составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете,  по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия
    • ориентироваться на странице тетради;
    • осознавать способы выполнения действий;
    • распределять усилия при начертании линий.

           

    В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

    • последовательность слова в предложении;
    • выразительные средства языка;
    • буквы русского алфавита.
    • знать направление и последовательность движений.

    Режим занятий

    В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе. Занятия проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

    Подготовка детей к школе начинается с 16 ноября и длится до 16 марта 2013 г.
                  Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятия 30 минут .

                      Календарно – тематическое планирование

    Название темы занятия

    Коли чество часов

    Дата

    1.

    Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму. Росчерки. Обводка по контуру.

    1

    16.11

    2.

    Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. Ориентация на странице тетради. Выполнение рисунков.

    1

    23.11

    3.

    Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

    Описание  картинки. Текст, Предложение. Слово.

    1

    30.11

    4.

    Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: “ Догадайся, что показал” - пантомима

    1

    07.12

    5.

    Гласные и согласные звуки. Составление предложений. Росчерки.

    1

    14.12

    6.

    Звуко- буквенный анализ. Печатание слов. Составление рассказа по картине. Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

    1

    21.12

    7.

    Согласные звуки и буквы. Игра: “Подружи буквы”

    1

    28.12

    8.

    В стране слов и слогов. Господин Слогораздел.Ударение.

    1

    04.01

    9.

    Звук- буква- слог- слово. Чтение односложных слов. Росчерки, письмо по точкам.

    1

    11.01

    10.

    Категории до, после, потом, сейчас. Составление рассказа по картинкам.

    1

    18.01

    11.

    Чтение двусложных слов. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками « Что изменилось?» ). Росчерки. Штриховка.

    1

    25.01

    12.

    Звуки глухие и звонкие.

    Звуковые схемы. Родственные слова.

    1

    01.02

    13.

    Составление рассказов. Обведение предметов по контуру. Письмо горизонтальных и наклонных линий.

     

    1

    08.02

    14.

    Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Развитие речи            ( игра «Описание насекомых»). Росчерки. Письмо по образцу.

    1

    15.02

    15.

    Составление схем слов. Обводка и штриховка контуров. Работа с образцами.

    1

    22.02

    16.

    Знакомство с основным алгоритмом письма. Написание и соединение крючка и наклонной линии.

    1

    01.03

    17.

    Звуко- буквенный анализ Мягкий знак. Составление рассказов. Отгадывание загадок. Росчерки. Штриховка.

    1

    08.03

    18.

    Звуко- буквенный анализ. Разделительный  твердый знак. Составление связного рассказа. Росчерки. Написание элементов букв. Штриховка.

    1

    15.03


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кратковременного курса предшкольной подготовки.

    Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе составлена на основе программы «Преемственность» (нау...

    Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"

    Основной   целью  подготовительного класса является  всестороннее  гармоничное развитие детей, подготовка  их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...

    Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки

    Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

    Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки

    Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

    Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка»

    Данный учебный курс поможет детям предшкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определённые графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе....

    Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)

    Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса. Может использоваться на родительском собрании....