программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка (1 класс) по теме

Абдульманов Павел Шаихович

программа разработанна к УМК С.Т. Погорелова для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dukhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Карабаша»

Азбука православной культуры

Программа внеурочной деятельности в 1 классе.

К учебному пособию С.Т. Погрелова.

Автор: Абдульманов П.Ш.

Карабаш 2013г

Пояснительная записка

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, – это проблема духовно-нравственного воспитания. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросла потребность в духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной.

Сегодня становится слишком явным несоответствие задач, поставленных в законе об образовании (обеспечение интеграции обучающего в национальную и мировую культуру[1]), и отсутствие в содержании образования современных общеобразовательных учебных заведений элементарных сведений о том, что легло в основание нашей национальной культуры – Православии. Но и эти причины, очевидно, не являются самыми главными.

В обществе произошло понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений в другом.

Все более очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина, провоцирующая все другие негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и извращение его базовых основ: мышления, воли, чувств, веры. Становление и развитие личности в обществе и государстве в настоящее время основано на ложном представлении о человеке, игнорирующем духовные основы его бытия. Это представление было господствующим в философии, науке, идеологии и массовом сознании на протяжении всего предшествовавшего столетия, продолжает господствовать и доныне. Следствием этого является болезненное состояние души человека, при котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями. В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф.М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».

За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека.

В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение душевно здорового русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

Вера православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она – открытая Богом истина о высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении. Вера православная показывает пути  и дает силы для духовного преображения человека.

В большинстве своем и учащиеся, которым преподается этот курс, высказывают пожелание дальнейшего его изучения и проявляют к нему большой интерес.

Опросы показывают, что у школьников, изучающих курс ОПК, в положительную сторону изменяются ценностные ориентации, поведение, улучшается успеваемость.

Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить введение курса в учебных заведениях.

. Основной целью создания программы «Азбука православной культуры» является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи.

 -ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.

 - познакомить с системой нравственных норм Православия.

-вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;

-раскрыть духовные и физические дарования детей;

-сформировать гражданское самосознание, понимание принадлежности к своему Отечеству;

Программа написана для учащихся 1 класса бщеобразовательной школы.

Основные принципы построения. Исходя из цели курса – воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, – в основание программы можно положить следующие принципы.

Христоцентричность. Православие, его учение и культурное наследие является следствием пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса: культурологическим, историческим либо каким другим – базироваться он должен на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.

Концентричность. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.

Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования.

Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу должен быть включен необходимый минимум знаний. Темы должны раскрываться глубоко, образно и по возможности сопровождаться нравственными приложениями.

Учет возрастных особенностей детей. Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.

1. Уровень принятия морали авторитета:

а) принятие морали родителей;

б) принятие морали учителя.

2. Уровень принятия морали социума:

а) принятие морали сверстников;

б) принятие морали общества.

3. Уровень автономной совести:

а) сомнение в существующих нравственных

 ценностях;

б) собственный выбор системы ценностной

иерархии.

Существование этих уровней понятно с точки зрения христианской антропологии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он должен будет выбрать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества.

Младший школьный возраст полностью открыт педагогу. Поэтому в начальной школе предлагается говорить о самых высоких духовных источниках, накопленных человечеством. Таковыми являются Священное Писание, а также традиции церковной жизни, свято хранимые русской культурой.

Учет содержания существующих в настоящее время школьных программ. Это необходимо для того, чтобы исключить повторения изучаемого материала, поскольку некоторые темы православной культуры даются в общеобразовательной программе.

Обоснование распределения учебного материала. Содержание программы в начальной школе включает в себя элементы всех содержательных линий на уровне, доступном младшим школьникам. В соответствии с возрастными особенностями на этой возрастной ступени дается материал о самых возвышенных истинах христианства. На этом этапе дети должны усвоить основные понятия Православия.

Особенности применения программы. Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и CD-носителях (мультимедийных учебных пособий, видеофильмов). В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни. Высокую эффективность имеют экскурсионно-паломнические поездки в монастыри, храмы, другие места, связанные с историей нашего Отечества.

 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

•  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»:

•  укрепление  нравственности,   основанной  на  свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

•  формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать   собственные   нравственные   обязательства,   осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•  формирование нравственного смысла учения;

•  формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

•  принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

•  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•  формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам:

•  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

•  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

•  осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

•  формирование основ российской гражданской идентичности;

•  пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

•  воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

•  формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•  укрепление доверия к другим людям;

•  развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

•  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

•  формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

•  формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

•  формирование отношения к семье как основе российского общества;

•  формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного,  заботливого отношения к старшим и младшим;

•  формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.  

Традиционными источниками нравственности являются:

•  патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

•  социальная солидарность -  свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

•  гражданственность -  долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

•  семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

•  личность -  саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

•  труд и творчество -  уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

•  наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

•  традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

•  искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

•  природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•  человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Младшие школьники  требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности,  освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность,  культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой,  размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни.

В основе программы  лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру -  ведущий метод нравственного воспитания. Пример -  это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация -  устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

•  общеобразовательных дисциплин;

•  произведений искусства;

•  периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

•  духовной культуры и фольклора народов России;

•  истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

•  жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

•  общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

•  других источников информации и научного знания.

Содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. Ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Жизненную, социальную, культурную, нравственную силу школьному укладу придаёт  педагог. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего образования.

Пример - это персонифицированная ценность. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, морального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, т. е. его нравственное самосознание.

Программа формирует  и стимулирует стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, создаёт условия  для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе -  внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) -одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста  основана на следующих принципах:

•  совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

•  сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

•  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

•  поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

•  содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей:

•  опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

анкетирование;

беседа;

консультации;

родительские собрания, родительский лекторий, конференции, круглые столы, семейная гостиная, мастер-классы, вечер вопросов и ответов;

организационно-деятельностная и психологическая игра, тренинг;

посещение семьи,

классные часы, праздники, экскурсии, походы.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

•  воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

•  эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. -  становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е, в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

•  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

•  на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Содержание курса «Азбука Православной культуры»

Учащиеся начальных классов в результате изучения курса «Азбука Православной культуры» должны усвоить начальные сведения о православной культуре из состава всех содержательных линий. Список основных понятий приведен ниже.

В первом классе даются самые элементарные понятия. Дети знакомятся преимущественно с основными праздниками, жизнеописаниями наиболее известных святых, с наиболее почитаемыми иконами. Во втором полугодии изучается  ветхозаветная история сотворения мира.

На каждом заседании клуба, помимо основной темы, включаются вопросы нравственного характера.

В силу специфики своего возраста дети младших классов не могут заниматься длительное время одним родом деятельности. Поэтому предлагается, помимо прочего, на занятиях давать детям задания - на несколько минут задания раскрасить церковно-славянские буквы, иллюстрации к услышанному, потренироваться самим писать буквы, создавать орнаменты украшения оклада иконы.

Основные понятия

Ангел-хранитель

Библия

Благодать

Благословение

Бог

Вербное воскресенье

Воздвижение

Волхвы

Воскресение

Душа

Икона

Христиане

Церковь

Крест

Крестное знамение

Крещение

Культура

Пасха

Покров

Праведный

Сотворение мира

Спаситель

Храм


Календарно- тематическое планирование.

дата

Тема 1 «Ах, какая красота, если в сердце доброта!»

1

Красота православия

2

Красота человека

3

Храм Христа Спасителя

4

Храм

5

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

6

Праздник Воздвижения Креста Господня

7

Кто Он – Христос Спаситель?

8

Крест – Символ Спасения

9

Икона «Ангел - Хранитель». Украшение иконы окладом и орнаментом.

10

Что такое доброта?

11

Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение.

12

Доброе слово. Помощь - доброе дело.

13

Честное слово. Слово о родителях. Святое слово.

14

Мир и лад. Семья. Согласие. Уважение. Добрый плод.

15

Добро слово. Доброе дело.

16

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение.

17

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Тема 2 Бог открывает себя

18

Рождество Христово.

19

Святой источник. Живая вода. Святая вода.

20

Библия – книга книг.

21

Бог – Творец мира. Начало творения

22

Бог – творец мира: Кто сотворил Солнце, луну, звёзды, рыб, птиц, зверей?

23

Бог – Творец мира: Кто сотворил человека?

24

Бог – Творец мира: Нехорошо быть человеку одному.

25

Пасха

26

Мир – наш общий дом.

27

Чтение. Сердечный дар.

28-29

Образ Родины. Родная земля. Отечество. Святая земля.

30-31

День Святого Георгия Победоносца. Великая Победа.

Святая память.

32-33

Выполнение проекта «Смысл жизни». Подведение итогов работы.


[1] Часть 2 статьи 14 Закона РФ “Об образовании”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному воспитанию "Дорогою добра"

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от 1 до 4 классов. Включает разделы:"Школьный и внешкольный этикет", "Православная культура", "В трудолюби...

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей 7 лет

В программе есть пояснительная записка и тематика проводимых занятий  по данному направлению...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»

программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»...