Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов и учеников начальных классов
    учебно-методический материал по теме

    Верижникова Анна Артемовна

    Знакомство с народной нитяной куклой мартиничкой, другими народными куклами, их назначением, с праздником Сороки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект мастер-класса26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    мастер-класса для педагогов и учеников начальных классов на тему:

    «Изготовление куклы Мартинички»

    Составили и провели:

    учитель-логопед

    Булгакова Татьяна Игоревна,

    педагог-психолог

    Верижникова Анна Артемовна

    Москва, март 2014 года


    Цель: Знакомство с нитяной куклой Мартиничкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы. Вызвать желание самим сделать куклу из ниток.

    Программное содержание:

    • познакомить детей и педагогов с обычаями и традициями празднования русского народного праздника Сороки – закликания весны, с народными играми;
    • развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая детей и взрослых в исполнение стихов, песен, танцев, в изготовление народных кукол;
    • формировать навыки самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели, до результата) – изготовление Мартинички;
    • воспитывать интерес к русской культуре;
    • прививать интерес к русскому народному творчеству – весенним закличкам, хороводам, играм;
    • формировать художественную, речевую культуру детей;
    • воспитывать любовь к Родине, к ее традициям, обрядам и праздникам;
    • создать радостное настроение у педагогов и детей от совместной деятельности.

    Предварительная работа. Знакомство с устным народным творчеством (потешки, заклички, песенки); рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением народных гуляний; проведение народных игр, хороводов; изготовление различных народных кукол в разных возрастных группах совместно с родителями (кувадка, бессоница, пеленашка, закрутка, верская). Беседа с детьми об истории праздника; украшение зала; разучивание танцев, песен, игр; работа с родителями; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков для угощения гостей праздника.

    Словарная работа: Жаворонки, сороки, кувадка, пеленашка, закрутка, бессоница, верская, закличка, мартиничка.


    Сцена убрана в стиле русской избы. На сцене дед, бабка и внучка Аленушка. Дед сидит на печи, бабка перебирает лоскутки, нитки, клубочки в корзинке. Аленушка вышивает.

    Дед: Бабка, а бабка, что ты там делаешь?

    Бабка: Пряжу перебираю, лоскутки выбираю, кукол мастерить собираюсь.

    Аленушка: Каких кукол?

    Бабка: Много разных кукол можно из ниток и лоскутков сделать.

    Дед: Вот перед твоим рождением мы тебе Пеленашку мастерили с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткань для изготовления брали от сарафана матери и от рубахи отца, это хранило тепло дома, родовую и генетическую память. (Бабка показывает куклу Пеленашку)

    Аленушка: А еще какие куклы бывают?

    Бабка: Куклы бывают самые разнообразные, на все случаи жизни. Вот, например, когда без видимых причин начинал плакать младенец, хорошо помогала кукла «Бессонница». Мать быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

    «Сонница-бессонница,

    Не играй моим дитятком,

    А играй этой куклой».

    Это магическая колыбельная кукла, она защищает от злых духов. Такая кукла оставалась в доме навсегда. (Показ куклы во время рассказа)

    Дед: А вот еще есть куклы Закрутки, их дарили на праздники друг другу. Бабка, помнишь, и нам подарили такую куклу на свадьбу? Чтобы у нас был счастливый брак. (Показ куклы во время рассказа)

    Бабка: Помню, помню…

    Дед: Главное: с куклами нужно обязательно играть. Когда с ней играешь, в доме будет добро и процветание.

    Аленушка: Бабуля, а сегодня какую куклу будем мастерить?

    Бабка: Куклу Мартиничку, весну кликать будем. Праздник «закликания весны» приходился на начало марта, отсюда и название куколки – Мартиничка.

    Дед: Собирайся, народ,

    Зазывать Весну красную,

    Провожать зиму лютую!

    Выбегают дети в народных костюмах с жаворонками и мартиничками, хором кричат:

    Весна красна!

    Тепло солнышко!

    Приди скорей,

    Согрей детей!

    Зима нам надоела,

    Весь хлеб у нас поела!

    После пропевания заклички по старой русской традиции подвешивают на дерево мартинички и жаворонков.

    Под музыку выходят женщины в русских народных костюмах (воспитатели). Звучит закличка «Жаворонушки»:

    Чувиль-виль-виль,

    Жаворонушки,

    Прилетите к нам,

    Принесите нам

    Лето теплое,

    Весну красную.

    Нам зима надоела,

    Весь хлеб переела,

    Весна красна,

    На чем пришла,

    На кнутике,

    На хомутике,

    Чувиль-виль-виль

    Жаворонушки

    И-и-и-и!

    Аленушка: Ой, как весело, ноги сами в пляс идут.

    Дед: Ну, тогда, внученька, заводи народную, хороводную.

    Все вместе встают в весенний хоровод «Согревайте землю солнышка лучи…»

    Весенний хоровод

    1. Согревайте скорей

    землю солнышка лучи,

    Прилетайте скорей

    в свои гнездышки грачи.

    Припев: А мы песенку споем,

    Хоровод заведем.

    2. Расцветайте скорей

    все цветочки на лугах,

    Поспевайте скорей

    вкусны ягодки в лесах.

    Припев

    На втором куплете выходит Весна, танцует в центре хоровода.

    Весна: Здравствуйте! Вот и я – Весна!

    Бабка: Весна, Весна, ты с чем пришла?

    Весна: С сохой, бороной, с лошадкой вороной!

    С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!

    С травой шелковистой, с водой ключевою

    С калиной, с малиной, с красной рябиной!

    Дед: Расскажи-ка нам Весна, как дорогу к нам нашла?

    Весна: Грачики-кулики из-за моря прилетали

    И Весне путь указали

    Вы, ребятки, птиц встречайте,

    Кричать закличку начинайте!

    На экране проектора появляется текст заклички, все хором с гостями кричат закличку:

    Дети, гости: Жаворонушки, прилетите к нам,

    Красну весну принесите нам,

    Принесите весну на своём хвосту.

    На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

    Приди, весна, приди, красна!

    Со льном высоким,

    С корнем глубоким,

    С хлебом обильным!

    Педагоги  - женщины в народных костюмах рассаживаются в избе.

    Дед: Дорогие гости, а какие птицы прилетают в наши края? (Ответы)

    Бабка: Молодцы! А теперь поиграем в игру.

    Игра «Прилетели птицы». Задание: Да – хлопаем, нет - топаем.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Галки, стрижи, мячи,

    Чибисы, чижи,

    Аисты, кукушки, зерно,

    Даже совки - плюшки.

    Лебеди, скворцы, дерево.

    Вы все молодцы!

    Аленушка: А что же ты нам, весна, принесла?

    Весна: А принесла я вам, ребята, тепло, добро, солнышко, зеленую травку, пение птичек, первые весенние цветочки и, конечно же, праздничное настроение, а какой же праздник без веселых игр? Вот мы сейчас с вами и поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

    Подвижная игра «Золотые ворота»

    Дед: Мы с бабкой возьмемся за руки и образуем ворота, а все будут проходить через эти ворота и приговаривать:

    Тра-та-та! Тра-та-та!

    Отворяем ворота,

    Золотые ворота,

    Приходите все сюда!

    Пропускаем вас,

    Пропускаем раз,

    Пропускаем два,

    А на третий раз –

    Не пропустим вас!

    «Ворота» захлопываются. Игра проводится 2-3 раза.

    Бабка: Спасибо тебе, Весна. Мы с нетерпением тебя ждали. И хотим изготовить своими руками тебе еще один символ прихода весны - нитяную куколку Мартиничку.

    Дед: Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев. Кроме этого, маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия. Предлагаем нашим гостям поучаствовать в изготовлении куклы Мартинички.

    Раздается материал (нитки, картон, ножницы) каждому участнику мастер-класса, гости изготавливают кукол. На экране проектора изображена пошаговая инструкция (презентация). После изготовления кукол, по желанию участников, ими украшаются деревья, либо гости забирают себе как сувенир.

    Дед: Какие молодцы! Красивые куклы у вас получились! А еще хотим мы вас угостить жаворонками, бабка с утра уже напекла.

    Бабка: Приглашаем гостей со всех волостей к нам на чаепитие с жаворонушками.

    Алёнушка: Почему именно с жаворонками?

    Бабка: Жаворонки (Сороки) – древний праздник на Руси. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

    Дед: На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

    Бабка: В старину, накануне праздника, люди ловили птиц (а в городах покупали их у ловцов), а в праздник выходили в поле и выпускали их. В этот день пекли по 40 птичек из теста (Жаворонков).

    Дед: Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Потом развешивали жаворонков на украшенные ленточками деревья, чтобы угостить прилетевших птиц, а еще пели, водили хороводы, играли в игры.

    Чаепитие с жаворонками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио ученика начальных классов

    Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...

    Портфолио ученика начальных классов.

    В материале представлены возможные страницы для портфолио....

    портфолио ученика начальных классов

    Здесь можно увидеть как сделать портфолио ученика при выходе из 4 класса....

    Проект«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»

    Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни....

    Родительское собрание на тему:"Портфолио ученика начальных классов"

    Формирование у родителей потребности в оформлении  ПОРТФОЛИО, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся. Рекомендации по созданию ПОРТФОЛИО....

    Эссе "Столичный педагог глазами учителя начальных классов"

    Мои размышления о педагогической професси....