Применение ИКТ для реализации программы "Подготовка детей к школе. Предшкольное развитие."
статья по теме

Ковалева Зинаида Прокофьевна

                    В нашей школе на протяжении многих лет реализуется программа  "Подготовка детей к школе. Предшкольное развитие." для подготовки 5-6 летних детей к школе.

                     И, конечно, работая с такими маленькими детьми, невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ для реализации программы «Дошкольное развитие»

                               1.Введение.

                    В нашей школе на протяжении многих лет реализуется программа «Дошкольное развитие» для подготовки 5-6 летних детей к школе.

                     И, конечно, работая с такими маленькими детьми, невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать, считать и писать.

Интеллектуальное развитие дошкольника также сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем для учителя, который работает с 5-6 летним ребенком, компьютер служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии.

2. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «информационно-компьютерные технологии».

ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Сегодня компьютер в школе позволяет создавать учебные материалы нового поколения, используя возможности видео, графики, звука, анимации.

 Не секрет, что низкая мотивация учения - одна из главных проблем современной школы. ИКТ являются таким средством обучения, которое способно заинтересовать ребенка.

 Использование ИКТ на занятиях позволяет:   

  • Активизировать познавательную деятельность детей.
  • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.
  • Повышать интерес к обучению (мотивация).
  • Осуществлять дифференцированный подход.
  • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, счета, развития творческих способностей.
  • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).
  • Проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • Обеспечивает наглядность;
  • Привлекает большое количество дидактического материала;
  • Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

2.Внедрение современных педагогических технологий в процесс занятий

При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  1. Использование современных моделей компьютера.
  2. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю.

3.    Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с экрана.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе  занятий:

  1. При объяснении (введении) нового материала.
  2. При закреплении.
  3. При повторении.
  4. При обобщении.
  5. При обследовании.
  6. В работе по формированию фонематического анализа и восприятия.
  7. В работе по развитию связной речи младших школьников и т.д.

3.Использование компьютерных программ  на занятиях.

При подготовке и проведении уроков может  использовать электронные ресурсы учебного назначения:

  1. Презентации.
  2.  Ребусы, изографы, анаграммы,  кроссворды..
  3. Тесты.
  4. Ресурсы Интернет.
  5. Развивающие игры.

Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

По данным исследований, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновремЕнно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковой и зрительной информации.

Таким образом, презентация:

  1. Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами.
  2. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.
  3. Усиливает воздействие выступления.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока –принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

            Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint (пауэр поинд), готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «Портал «Солнышко», «Теремок»:(«Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», «Учим буквы и слова»и другие).

 

4.Выводы: 

   Применение ИКТ в работе позволяет сделать нам следующие выводы:

  1. ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность учащихся, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения.
  2. Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности ребенка, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса.
  3. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

     4.  ИКТ способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

Список литературы:

1.       М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.

2.      Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для .развития      операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся

3.      Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

4.      Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287

5.      Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-5 

6.      Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.

7.      Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей к школе

Рабочая программа подготовки детей к школе на подготовительных занятиях для будущих первоклассников...

Рабочая программа "подготовка детей к школе"

Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,  преодоление факторов дезадаптац...

Использование ИКТ при реализации программы "Подготовка детей к школе. Дошкольное развитие".

Статья и презентация об использовании ИКТ при организации занятий для подготовки детей к школе по программе  "Подготовка детей к школе. Дошкольное развитие"....

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Рабочая программа "Подготовка детей к школе" (развитие речи)

В рабочую программу входит пояснительная записка для занятий по развитию речи дошкольников и тематическое планирование....