Самоанализ моей педагогической деятельности
статья (4 класс) на тему

Устова Зарема Юнусовна

МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

 

ОСТАВИТЬ СЛЕД, КРОШЕЧКУ СВОЕЙ ДУШИ, ЧАСТИЦУ СЕРДЦА В КАЖДОМ, КТО БЫЛ РЯДОМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВСЕГДА В ДЕЛАХ, ВСЕГДА В ЗАБ 341.64 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

 

                  «Средняя  общеобразовательная  школа  № 11»  

              а. Пшизов     Шовгеновского района

МОЙ ДЕВИЗ:

 

        

           МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

ОСТАВИТЬ СЛЕД, КРОШЕЧКУ СВОЕЙ ДУШИ, ЧАСТИЦУ СЕРДЦА В КАЖДОМ, КТО БЫЛ РЯДОМ.

         МОИ   ЗАПОВЕДИ:

-БЫТЬ РЯДОМ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКОМ, СОЮЗНИКОМ И ДРУГОМ.

-НЕ ДАТЬ РЕБЕНКУ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ И ОБМАНУТЬСЯ В СВОИХ ОЖИДАНИЯХ.

- РАЗЖЕЧЬ ИСКРУ ПОЗНАНИЯ, КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ.

-ИСКАТЬ В ДЕТЯХ ХОРОШЕЕ !

           Ф. И. О.    Устова Зарема Юнусовна

  1. Образование   высшее,  Адыгейское  педагогическое  училище им. Х.Б. Андрухаева, 1985 г.,    АГУ, 1995
  2. Место работы   МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа  № 11»  а. Пшизов  Шовгеновского  района    

  1. Предмет   начальные классы

  1. Стаж  работы    28  лет

  1. Квалификационная  категория    высшая,  2010 г

  1. Курсы  повышения   2010 г, г.Майкоп,  АРИПК.

  1. Награды:

                       -Почетная  грамота  Министерства науки  и            

                        образования РА

                                  «За многолетний  добросовестный  труд».  

                                 - Почетная  грамота   Министерства  науки  и                  

                                   образования  РА

                                  « За  значительные  успехи

                                     в организации  УВР»  

                                 - Почетная грамота  УО администрации МО                            

                                   «Шовгеновский район»

                                    « За  большой личный  вклад в воспитании и

                                  обучение подрастающего поколения»          

                             

                                - Почетная  грамота  АРИГИ  им. Т.М. Керашева                  

                     

САМОАНАЛИЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                        «Будем потихоньку, не ожидая

                                                                          быстрых результатов,

                                                                          учить маленького человека

                                                                          чувствовать  человека»

                                                                                                    С. СОЛОВЕЙЧИК

Оставить след… крошечку своей души…, частицу сердца в каждом, кто был рядом. В этом и заключается мое педагогическое кредо, моя педагогическая позиция, мое педагогическое счастье.

        Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребенка. Я убеждено, что в основе  успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных  условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает  как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному,  от известного к неизвестному,  от описания к объяснению,  от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу,  дифференцированный подход,  игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу. Задания  и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.  Схемы-опоры, таблицы,  раздаточный материал, занимательные  упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Прекрасным  средством обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила.

     В игра, особенно коллективных, формируются   и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания. Через решение творческих задач разной степени трудностей, многовариативных  заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.

    В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают  возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа.  При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения  оказываются рациональными, а другие - нет. А еще  они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

    Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

   Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.

А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я  завоевываю доверие детей, а значит, право  воспитывать и учить.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое  внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:

  1. овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;
  2. ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать;
  3. научить детей пользоваться  информацией.

 Для реализации  поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.

Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения. У  моих учеников  сформировано  стремление к самоопределению и самообразованию:

- они умеют самостоятельно работать с источником знаний;

- понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать  материал;

- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

- а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Передо  мной, как педагогом,  ежедневно,  ежеурочно  стоят вопросы:  

- как заинтересовать ребенка учебным предметом?

- как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

- как создать  для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

    Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой  частично - поисковой и исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру - дорога к сердцу ребенка. Мои учащиеся - «маленькие почемучки», им интересно все!  В результате, формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь  к ним как  к  равным - на занятиях  царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.

   Я стремлюсь строить обучение так, что успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс неуверенным учащимся.   На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путем творческого поиска решений и открытий. С помощью этих занятий учащиеся овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружным и сплоченным.

    Я- классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой   личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной  творческой  деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся  и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу  воспитательные  мероприятия, которые расширяют кругозор  учащихся, увеличивают  познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

   Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить.   Я считаю, чем дружнее родители, тем дружнее дети. Родители  принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке  мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий.  Участвуя в мероприятиях,  дети сближаются, становятся  дружнее, растет их мастерство общения. Они  всегда в постоянном поиске.

  Происходит  переоценка своей деятельности, своего потенциала. Стали появляться новые взгляды на творчество, новые задумки на будущее.  Все новое дает возможность по-новому взглянуть на самые простые и обыденные вещи.

  Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете. Неустанный  творческий поиск, умение моделировать урок, учитывать все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей  и собственное творчество.

  Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результата  можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью  ребенка».    

  КРИТЕРИИ

   4.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года.

    Я, Устова  Зарема  Юнусовна, работаю в МБОУ «СОШ№11» учителем начальных классов. В совершенстве  владею  методикой  преподавания в начальных классах, умело организую учебный процесс, что способствует развитию личностных качеств и творческого потенциала учащихся. Высокий уровень профессионализма позволяет мне добиваться высоких результатов. За время работы накопила большой педагогический опыт, выработала свои приёмы и методы работы, в основе которых лежит формирование учебной самостоятельности, развитие познавательной активности учащихся. Научность и доступность учебного материала, дифференциация и индивидуализация обучения, плотность уроков способствуют более эффективному усвоению знаний, умений и навыков детей. Мои  ученики умеют ясно  выражать  свои  мысли,  делать  выводы, обобщать,  оценивать  свою  работу  и  работу друг друга, познавать себя, преодолевать трудности, имеют способность к самовыражению. Они самостоятельны, их уровень знаний высокий.

    Учебные достижения учащихся.

Год

Класс

Успеваемость

Качество

Уровень обученности

2011-2012

2

100%

60

66

2012-2013

3

100%

70

66

2013-2014

4

100%

80

72

     Количество учащихся, обучающихся на «5» и на «4 и 5».

Год

Учащихся

Количество

обучающихся

на 5

Количество

обучающихся

на 4 и 5

Всего

2011   -   2012

10

3

3

6

2012   -   2013

10

4

3

7

2013  -   2014

10

4

4

8

 

    Вывод:    Успеваемость стабильна -  100%, качество знаний и уровень  обученности   увеличивается со 2 по 4 класс.  Идет рост учащихся, обучающихся на «5» и на «4 и 5», так как я систематически работаю над мотивацией обучения, провожу индивидуальную и дифференцированную работу, использую метод коллективного взаимообучения. Большое внимание уделяю самостоятельной работе, личностному росту учащихся, развитию творческого потенциала через компетентностный  подход, через формирование  общеучебных  навыков и умений, через соблюдение прав и достоинств детей.

. 

     4.2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

  • Наличие кружков,секций, научных обществ учащихся и других форм внеурочной работы по предмету.

        Основной принцип моей работы  - развитие самостоятельной творческой   здоровой личности, уважение прав и свободы детей.  Считаю, что именно здоровье лежит в основе всего. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. На основе этих принципов на протяжении четырёх лет мною  реализуются программы школьного компонента.

       Реализация программ  школьного компонента

Год

Класс

Мир вокруг нас (количество недельных часов)

фак-ив

Развитие речи (количество недельных часов)

фак-ив

2011-2012

2

1

2012-2013

3

1

2013-2014

4

              С целью воспитания любви и гордости за свое Отечество я вела  факультатив «Мир вокруг нас», состоящий из следующих разделов: «Вехи истории», «Люди и история», «Современный мир и мы»,  «Республика Адыгея», что способствовало развитию кругозора, расширению познавательных интересов учащихся, воспитанию самостоятельной творческой личности, развитию речевых навыков. У учащихся  формировалось историческое мышление.  

           Факультатив  “Развитие  речи  младших  школьников”

    Развитие  речи – важная  задача  обучения  родному  языку.  Работая  над  развитием  речи,  я использую разнообразные  приемы  и  средства  общения,  чтобы  дети  говорили  хорошо,  эмоционально,  интересно,  стремились улучшить  свою  речь, дикцию, хорошо писали сочинения, изложения, как можно больше читали художественную литературу, умели инсценировать, импровизировать.

   Я ввожу  учащихся  в  роль  рассказчика,  умеющего  передать  замысел  простыми словами. На  занятиях  учащиеся  разбирают  загадки,  разучивают  скороговорки,  составляют  сказки,  стихи,  пишут  мини - сочинения.

Организуя работу факультатива, постоянно  работаю над развитием  речи:

  • Восстановление  деформированного  текста.
  • Восстановление  текста  с  пропущенными  словами.
  • Нахождение общих признаков  в искусстве слова, живописи, музыки.
  • Составление  рассказов  по  серии  картинок  и  по  вопросам.
  • Изложение  текста  по  составленному  плану.
  • Редактирование  текста  изложения, сочинения, высказывания.
  • Подготовка к публичному выступлению.

   Главное  в моём  педагогическом  почерке - умение  поощрять любознательность, самостоятельность,  заложенную  в  каждом  ребенке.  Отсюда  и  нестандартный  подход  к  ведению факультатива: это  занятия - диалоги, игры,  занятия - спектакли,   концерты.

   Мои  ученики охотно  учатся,  умеют  самостоятельно  работать, внимательны,  доброжелательны  и  всегда  радостны,  так  как  процесс  обучения  для  них  проходит  на  высоком  методическом  уровне через субъект – субъектный процесс. Речь учеников отличается правильностью, точностью, эмоциональностью, логичностью суждений. Дети умеют подобрать материал к теме, составить высказывание, редактировать написанное, выражают   свои  мысли  правильно, точно, ясно  и  ярко.

   Овладение  навыками  самостоятельной  творческой  работы  учащихся:

  • Творческий  характер  подведения  учениками  итогов  самостоятельной  работы  над  темой.
  • Разнообразие  материала,  на  котором  строят  сочинение; высказывание.
  • Свободная  форма изложения материала.
  • Индивидуальный  характер  сочинения, выступления.

   Вывод: Занятия внеурочной деятельностью провожу  увлекательно, вызывая у учащихся познавательный интерес, создаю условия для индивидуального обучения. На факультативных занятиях   «Развитие речи»,  «Мир вокруг нас»,  обучаю родному и русскому языкам, расширяю представления учащихся об окружающем мире, развиваю умения составлять презентации, работать с дополнительной литературой, у  учащихся  активизируется словарный  запас.  Они  умеют  выразить  главную  мысль,  доказать,  успешно  выполняют  творческие  задания:  составляют  устные  рассказы,  пишут  стихи, сказки,  участвуют  в  инсценированных  представлениях.  Воспитываю стремление участвовать  в предметных олимпиадах, конкурсах, предметных Неделях.  Мои  дети с интересом посещают эти  занятия.  

  • Стабильность или повышение результативности участия обучающихся в предметных олимпиадах (с учётом интенсивности участия):  призёры, победители муниципального и республиканского уровня.

                 Результаты школьных, Всероссийских олимпиад: 

      Учащиеся моего класса принимают активное участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»

ГОД

     КЛАСС

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК

РОДНОЙ ЯЗЫК

2011-2012

2

3 МЕСТО

70 БАЛОВ

1 МЕСТО

2012-2013

3

1 МЕСТО

63 БАЛОВ

2 МЕСТО

2013-2014

4

2 МЕСТО

75 БАЛОВ

3 МЕСТО

  • Стабильность и повышение результативности участия обучающихся в конкурсах, научно-практических конференциях, других мероприятиях по предмету: призёры, победители муниципального и республиканского уровня.

    Мои ученики   организованны, общительны, эрудированны.  Принимают активное участие в школьных  мероприятиях:

- смотр художественной самодеятельности

-Месячник родного языка в школе

-Неделя русского языка в школе

- экологической неделе заняли 1 место по конкурсу рисунков, 3 место в конкурсе чтецов.

-конкурс «Живая классика»

-Неделя добрых дел

-День самоуправления

В муниципальных мероприятиях:

-   конкурс рисунков «Адыгея против наркотиков» (2012г),

-конкурс сочинений по родному языку «Сыбзэ-сибаиныгъ» (2012),    

-районный этап республиканского заочного конкурса детского творчества «Зеркало природы» (2013),  

 - районный этап республиканского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» (2013)  

Вывод: С первого класса формирую у учащихся активную жизненную позицию, учу детей быть внимательными к своим близким, отвечать за свои поступки. Учащиеся классного коллектива являются активными участниками творческих  мероприятий школы, района , где занимают призовые места.

Их отличает самостоятельность, вежливость, доброжелательность, эрудированность. Учителя – предметники хорошо отзываются о моих ребятах.

4.3 Использование  современных  образовательных  технологий, в том числе информационно - коммуникационных , в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

        Чтобы  добиться    результативности  в    обучении,  оно  обучение  должно  быть  мотивированным, целенаправленным, дифференцированным, должно  достигать высокого  уровня  познавательной  самостоятельности  учащихся,  быть  развивающим. С  этой  целью я использую  последние достижения  педагогики,  психологии, теории и практики управления познавательной  деятельностью, гуманистические  способы  обучения. Основное  внимание уделяю  практической  направленности  преподавания  предметов. При  проведении  уроков  применяю элементы  следующих  педагогических  технологий:

  • гуманно - личностная  технология  обучения;
  • коллективное  взаимообучение;
  • разноуровневое  обучение;
  • информационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектное обучение;
  • игровые технологии;
  • технология поддержки.

                     Разноуровневое  обучение.

С каждым годом становится всё очевиднее необходимость собственной активности растущего человека, получающего не просто образование, а его субъектной позиции, т.е. образование личности. Всё обучение у меня идёт через субъект – субъектный процесс, когда обсуждается значимость каждого этапа урока, видов деятельности. Уже в младшем школьном возрасте я стараюсь заложить основы для раскрытия самобытности ребёнка, его уникальности. Для этого мною создается   условия, способствующее формированию  «Я - концепции», ведущей к саморазвитию, к самосовершенствованию:

  • Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • Рациональное сочетание традиционных и инновационных способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно – ориентированного образования, воспитания творческой, саморазвивающейся личности.

В первом классе совместно с психологом провожу диагностику готовности детей к обучению в школе по  следующим параметрам:

  1. Речевое развитие.
  2. Память.
  3. Мышление.
  4. Внимание.
  5. Развитие мелкой моторики руки.

 На основании результатов обследования делю учащихся на 3 группы:

  • Высокая степень готовности к школе.
  • Достаточная готовность, но требуется определённая помощь.
  • Недостаточная или слабая подготовка

  На протяжении обучения состав групп меняется. Каждая группа имеет свою специфику.

Первой группе предоставляется наибольшая  самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные не только на изучение нового материала, но и на расширение и углублённое его изучение. А также творческий подход. Эти дети действуют не механически, а имеют возможность уже на этапе первичного закрепления делать выводы, сравнивать, обобщать. Во второй группе работа направлена на  развитие способностей, на формирование навыков анализа, на умения делать определённые выводы. Ученики третьей группы нуждаются в постоянной помощи и учителя и сильных учащихся. Следует обратить внимание на работу в группах. Она формируется от 3 до 5 человек. Задание даётся группе, а не одному ребёнку. В малой группе ребёнку более благоприятно, чем при фронтальной работе. Внутри малой группы он может высказать своё мнение, быть более активным в соответствие своим способностям и особенностям.

    Так на уроке ознакомления  дети по группам получают следующие задания:

Общее: прочитать текст,  выполнить задания по  группам. Первой  группе поработать с дополнительной литературой.

        После самостоятельной работы идёт обсуждение, слушание, оценивание деятельности учащихся. Дети подводят выводы сначала в  микрогруппах, а затем   коллективное  обсуждение основных  вопросов.

Коллективный  анализ  провожу методом рефлексии, ставя следующие вопросы:

  1. Что  было  хорошо  в  занятии?  Почему?
  2. Что  не  удалось  осуществить?  Почему?
  3. Что  надо  учесть  на  будущее?
  4. Была  ли  польза  от  дела  тебе, другим?
  5. Была  ли  группа  творческой?
  6. Что  было  главным  открытием  для  тебя?
  7. Что  более  всего  понравилось  тебе?
  8. Как  можешь  оценить  свою  работу?
  9. Что  хотел  бы  пожелать  другим  и  себе?

       Вывод: В   процессе  такого  обучения  совершенствуются  навыки  логического  мышления,   развивается  мыслительная  деятельность учащихся,  повышается  ответственность  не  только  за  свои  успехи, но  и  за  результаты  коллективного    труда, формируется  самооценка личности. Обеспечивается  более  прочное  усвоение  учебного   материала. Рефлексия    оказывает положительное влияние  на личностный рост учащихся. При такой организации изучения нового материала каждый ученик занят умственным трудом по своим способностям. У каждого вырабатывается навык самостоятельной работы. Первые не задерживаются, а продвигаются в развитии более быстрыми темпами. Их деятельность интенсивна. Другим требуется более продолжительное время. В результате такой работы всем детям без исключения обеспечен успех, а это главная моя задача.

                                 Гуманно – личностная технология.

   Усиление личностной ориентации начального образования  даёт возможность младшему школьнику делать выбор в жизненных ситуациях, принимать ответственность за свои действия и поступки. Изучив метод М. Монтессори, чья педагогическая концепция основывается на гуманистической идеологии, на реализации индивидуального ориентированного подхода, работая над формированием самостоятельности, постоянно воплощаю в своей работе идеи педагогов – новаторов:  Ш. Амонашвили, С. Лысенковой, Е. Бесчастной,  П.Эрдниева и других.

 Гуманно – личностное обучение невозможно без признания и уважения прав ребёнка, которые так прекрасно изложил в своём очерке Януш Корчак «Право ребёнка на уважение» - 1929 год, а также без педагогики поддержки О.С.Газмана ( Ты умница….У тебя всё получится…)

  На  уроках  работают  консультанты,   объясняют  материала  тем  учащимся,  которые что-то  не  поняли. Девиз консультантов : «Что будет трудно, то преодолеем, протянем руку помощи друзьям, а, чтобы вырасти здоровым и счастливым, для этого ты постарайся сам!» .

Пример: Прочитайте ряды слов.

Боец, солдат, воин.

Ветер, вихрь, ураган.

Друг, товарищ, приятель.

Задание:  - Как называются слова в каждом ряду? Помоги ответить на данный вопрос ребятам из третьей группы. Чем различаются слова в каждом ряду? Ответьте вместе. Выберите вместе понравившееся имя существительное и составьте с ним словосочетание. Помоги товарищу записать без ошибок, не забудь добиться от него положительного ответа. Будь терпеливым и добрым!

      Формированию самостоятельности способствуют 3 основных свойства психических процессов, которые мною соблюдаются на каждом уроке, на каждом занятии. Это многогранность, процессуальность и коллизии. Благодаря свойству многогранности в сферу учения вовлекается не только интеллект ребёнка, но и его эмоции, стремления, нравственные позиции и духовные потребности. Процессуальность  предполагает постоянное углубление знаний на основе ранее приобретённых  плюс опережение по методу С.Лысенковой. А коллизии (столкновение мнений) дают возможность каждому ребёнку к  самовыражению. Всегда выслушиваются мнения всех учащихся.  Без соблюдения вышеизложенного я не представляю современного урока.

Работа на уроках идёт у меня через:                                    

  • высокую  мотивацию;
  • похвалу, хорошую  оценку;
  • стимулирование;
  • доброе,  внимательное  отношение;
  • радость  успеха;
  • доступное, интересное  содержание  учебного  материала;
  •  продвижение ученика в общем развитии;
  • спокойную  деловую  обстановку .

   Я считаю, что  ситуация  успеха  - это  эффективное  средство  формирования    положительного   отношения  к  учению. Каждый ученик ведёт свою «Тетрадь Успеха», в которой отражается его продвижение в развитии. Это  достижения по чтению и по развитию речи . В этих же тетрадях  пометки учителя и родителей. Кроме этого веду большую индивидуальную работу: по карточкам трёх видов уровней, консультирование, работа с родителями, проектная деятельность, когда в общую работу привлекаются все дети по мере своих возможностей.

      Вывод: Высокая активность учащихся, желание продвигаться в общем развитии  способствует  более глубокому усвоению знаний. У детей развиваются  общеучебные  умения  и  навыки, повышается интерес к учебной деятельности. Их речь эмоциональна. Развивается самостоятельное мышление, а это высшая степень мыслительной деятельности. Говоря словами «Я – концепции», каждый ученик может сказать: «Я могу! Я знаю! Я умею!» А я радуюсь успехам каждого ребёнка.

                             

                             Здоровьесберегающие технологии.

      В основу всей работы с детьми ставлю во главу угла здоровье детей, поэтому на всех уроках, внеклассных мероприятиях соблюдаю следующие принципы здоровьесберегающего  обучения: принцип деятельности; непрерывности; целостного представления о мире; минимакса; психологической комфортности; вариативности; творчества.   При воспитании  здорового   образа  жизни    очень  важным  фактором    считаю положительное  отношение  к  учебной  деятельности.  «Учеба  -  это  труд,  но  надо  создать  такие  условия,  чтобы  в  процессе  труда  ребенок  чувствовал  радость  побед,  достижений».

Для  этого  провожу интересные   физминутки   не  только  на  осанку,  на  снятие  усталости, но  и  на  релаксацию, эмоциональный  подъем.

Как живёшь?

Вот так!

Показывают  зажатый кулачок с вытянутым вверх большим пальцем.

Как встаёшь?

Вот так!

Встают.

Как бежишь?

Вот так!

Бегут.

А шалишь?

Вот так!

Дразнятся.

А сидишь?

Вот так!

Садятся.

    Выполняя  эту  физминутку,  дети  импровизируют,  расслабляются.

Для  активизации  внимания,  повышения  работоспособности  на  уроке   провожу    дыхательные  упражнения   по  методике  М. Шойфета. Упражнение: растираем друг о дружку ладони, прикладываем их на грудь – нам тепло. Теперь вдох глубокий через нос, выдох тихий, очень медленный на разные звуки: А-аааааа…и т.д.

        

    Часто  меняю месторасположение ребенка за партой, чтобы  угол  зрения  постоянно  менялся (ближе,  дальше, слева, справа,  по  центру).

      Одним из здоровьесберегающих факторов обучения, применяемым мною, является технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц) П.М. Эрдниева.    Принцип УДЕ я реализую следующим образом:

  1. Одновременное изложение взаимосвязанных операций.
  2. Метод деформированных упражнений.
  3. Метод обратных задач.

Эта технология помогает создать  такие  условия  для  развития  познавательных  процессов, которые повышают интеллект,  подтягивают  слабоуспевающих,  способствуют  развитию  образного,  наглядного  -  действенного  мышления,  памяти.

.  Для достижения нового современного  подхода, предъявляемого к качеству  образования  внедряю в свою работу новые технологии по чтению.      

      Цель моих уроков чтения – научить читать и одновременно с этим прививать интерес  к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и в книге.  

      Таким образом, отбор учебного материала позволяет мне вести дифференцированное  обучение, а учащимся работать на уровне своих возможностей.

     В своей практике применяет технологию И. Федоренко (многократное чтение, чтение в темпе).

  • Урок  -  спектакль;
  • Урок  -   сказка;
  • Урок  -  диалог;
  • Конкурс;
  • Урок  творчества;
  • Урок  «вживание  в  героя»  
  • Конкурс  на  лучший  читательский  дневник.

Все  эти  перечисленные  виды деятельности  помогают  детям  читать  грамотно, сознательно,  с  интересом.

   Вывод:  Работа  по данным технологиям на уроках чтения даёт высокие результаты: 86% учащихся справляются с нормой скорости чтения. Владеют техникой чтения . Учащиеся ориентируются в тексте, выразительно читают, умеют пересказать текст. Их речь яркая, эмоциональная, точная.

               

                                          Игровые технологии  

       В жизни детей учебная игровая деятельность имеет разные функции. Это:, коммуникативная, самореализации, преодоления трудностей, диагностическую. Считаю, что игру можно использовать как метод обучения  и передачи опыта. В своей работе использую игровую учебную деятельность А. Гина:

Игры-тренинги. Эти игры приходят на помощь, когда необходимо растворить скуку однообразия. Цель:  включить детей в игровую оболочку для  достижения игровой цели.

 Пример урока  «Русский язык»:  представь  себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск газеты, а в текст «прокралась» ошибка, вам необходимо найти её  и исправить.

Игра-театрализация. Цель: разыграть сценку на учебную тему (чтение по ролям). На уроке предложила детям подумать, о чем бы они говорили с рыцарем  (средневековым человеком), если бы его случайно встретили, и учащиеся начинают сочинять: « Вдруг на опушке леса появился человек…» Дети описывают, как он одет, что у него в руках, трогают его шкуру и, конечно, задают вопрос: « Как жили люди сто  тысяч лет назад?»

С детьми 3 -4 классов провожу деловые игры.

Точка зрения. Участники – группы учеников, отстаивающих свою точку зрения по какому-либо вопросу. До игры объявляю тему  спора. Во время игры:

  • Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
  • Группы вступают в диспут.
  • Группа наблюдателей оценивает, кто был логичнее,  убедительнее, эмоциональнее,  кто допустил ошибку? и т.д.

           Вывод: Используя  игровые технологии, учу ребят выделять основные характеристики, признаки предметов, сравнивать, сопоставлять. Развиваю умение отличать реальные явления, умение владеть собой, быстроту реакции,  смекалку.  Воспитываю уважение друг к другу, умение слушать. Самое главное -  игра помогает учащимся понять и изучить учебный материал   различной степени сложности, исходя из своих способностей, ненавязчиво развивать коммуникативные навыки. У учащихся развиваются такие виды мышления: понятийное, ассоциативное, абстрактное, аналитическое. Снимается утомляемость, что положительно сказывается на детском здоровье.

Использование информационно- коммуникационных  и интернет -  технологий , в том числе участие в сетевых  Интернет – проектах ( Интернет – олимпиада, Интернет- конкурс).

       При использовании информационных  технологий  у учащихся развиваются познавательные и творческие способности, общеучебные умения и навыки, что ведет к росту успеваемости  и качеству обученности по всем предметам.    Обогащается  кругозор, расширяются  рамки  школьной  программы.  У  учащихся  формируются  навыки  работы  с  компьютером, уверенность  в  работе  с  ним,  умение  выполнять  задания, презентации. При  работе  на  компьютере  каждый  ученик  работает  в  своем  режиме в  зависимости  от  скорости  выполнения  необходимых   операций  и  степени  усвоения  материала.

C:\Users\5er\Desktop\DSC_0147.JPG

   Для  формирования  информационного  компонента  общеучебных  умений  и  навыков успешно работаю с детьми в  компьютерном  классе .Дети  работают с  алгоритмами    и  способами  их  представления.  Использую следующие виды деятельности информационно - коммуникативных  технологий:

  • создание  компьютерных    презентаций  по темам:

       «Формирование  учебной  самостоятельности учащихся начальной школы»

      «Особенности  дифференцированного  обучения».

  •   Проведение  уроков для учащихся:

По чтению:  (картинки,   портреты  писателей  и  т.п.).

По русскому языку: Тема:  «Обобщение знаний об именах  прилагательных».

  1. Сканирую материал по чистописанию и отражаю на проекционном экране, пропущенные орфограммы ученики вставляют маркером. Перед ними находится образец, по которому они могут определить высоту и ширину букв, наклон  и  т.д.
  2. Работа со словарными словами. При подготовке к уроку набираю на компьютере изученные словарные слова с пропущенными орфограммами, отображаю на экран, ученики вставляют пропущенные букв (х *рошо, уч*ник  и т.д.).
  3. Работа с текстом (текст или предложение набраны  на компьютере и отображены на экране). Ученикам дано задание  отредактировать   данный текст или предложение.
  4. Показываю на экране картинки, фотографии растений и животных (многие картинки приготовили и принесли дети) Задание -  Составьте словосочетание, предложение.

        Вывод: Использование информационно – коммуникативных технологий позволяет мне заинтересовать учащихся работой, научить их общаться, дать первоначальные знания по информатике. Владея данной технологией, я обобщила опыт работы, выступила с рекомендациями среди учителей школы. Дети умеют печатать на компьютере, выполнять логические операции, готовить выступления, презентации, проекты.

              Проектная деятельность.

      Для  учащихся  метод  учебного проекта  -  это  возможность  делать  что – то  интересное  самостоятельно,  в  группе  или  самому  лично,  максимально  используя  свои  силы,  проявляя  знания,  принося    тем  самым  пользу,  а  также  умение  показать  публично  достигнутый  результат.

   Для  учителя    учебный  проект  -  это  дидактическое    средство  развития.      

Мои  учащиеся  с  успехом  используют  различные  виды  проектов:

1. Творческий  проект.  Урок  родного языка    на  тему: «. Моя родословная ».  

Дети  создали  свой  творческий  проект  « Генеологическое  древо». Учащиеся  самостоятельно  выполнили  рисунки,    оформили  выставку.

2. Ролевые   проекты  Участники проекта  берут  на  себя  роли  сказочных  персонажей.  Это  не  просто  показ  прочитанной  сказки,  а  «вживание»  в  героя.  Детям  дается  возможность  показать  себя,  например:  в  роли  Красной  шапочки  на  уроке  чтения.  Ученики  придумывают  и  разыгрывают  свои  интересные  сюжеты.

3. Практический  проект.  При  изучении    по   окружающему миру(4 класс)  темы: «Первопечатники. Первые  книги» учащиеся  создали    свою  рукописную  «Азбуку»  для  будущих  первоклассников.  Они  самостоятельно  распределили  свои  обязанности.  После  того,  как  каждый    выполнил  свою  конкретную  работу,  весь  материал  собрали  воедино. Получилась  интересная  рукописная  «Азбука»  с  загадками,  скороговорками, небольшими  рассказами.  И  хотя,  выполнено  все  от  руки,  первоклассники  с  удовольствием  читают, листают  это  издание. А дети, выполнившие эту работу, видят результат своего труда.

                                                         

      Вывод:  Учащиеся  проявляют  инициативу,  расширяют  свой  кругозор. У них  воспитывается самостоятельность,  развиваются  коммуникативные навыки.          

Применение современных педагогических технологий, разнообразие форм и методов работы,  активизирующих познавательную деятельность учащихся, позволяют мне добиваться высоких результатов в работе, обеспечивают ученику возможность сохранения здоровья, способствуют развитию личности, учат использовать полученные знания в жизни, повышают успеваемость и уровень обученности  по предметам.

   На протяжении последних трех лет наблюдается достаточно стабильные уровни успеваемости-100%  и качества знаний – не менее 70%.

  • Наличие реализуемых рабочих программ, учебно – методических комплектов, утвержденных на муниципальном и региональном уровнях.

      Большое внимание уделяю разработке , апробации и реализации авторских программ педагогов. В работе с учащимися использую программы Т. Г. Рамзаевой (русский язык),  на основе  которой разработала свою рабочую программу. Цель  : открыть учащимся русский язык как предмет изучения, воспитывать у младших школьников чувства сопричастности к сохранению чистоты ,выразительности, уникальности русского слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

    Д.М.Тамбиевой А.Б.Чуяко (родной язык),  которая формирует у учащихся фундаментальную грамотность ,способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

       В своей педагогической копилке имею большое количество разработок поурочной и внеурочной деятельности ,интересного  разноуровневого дидактического материала.

   Все это помогает мне во-первых: на практике реализовать личностно-ориентированный подход в обучении; во-вторых: проверить уровень усвоения материала учащимися. В результате все ученики (как мотивированные к обучению, так и имеющие затруднения в усвоении программного материала) с одинаковым интересом работают на моих уроках.

4. 4.Обобщение  и  распространение  педагогического  опыта  на  муниципальном  и  региональном  уровне.

    В  школе работаю 28 лет. Накопила педагогический опыт ,  открыла для себя эффективные методы и приемы , занимаюсь  самообразованием   посещая  уроки коллег  , курсы повышения  квалификации, я начала их систематизировать и пропагандировать  В  течение всего времени делилась опытом работы с учителями своей школы, оказывала помощь молодым коллегам. Анализируя накопленный опыт совершенствовала свою педагогическую деятельность  и, распространяя  и обобщая   опыт ,   вышла на районный муниципальный уровень

Как  руководитель  МО учителей начальных классов  строю  работу  учителей  методического  объединения через активные формы , где сама делюсь опытом:

                                          методические   секции :

 «Пути  повышения    качества  обучения  через  передовые  технологии» -2011  год» . «Преемственность   дошкольного  и  начального  образования  -   2013  год»  «Влияние «Развитие коммуникативных навыков учащихся» - 2012год.    

                                                        семинары:

«Педагогика   поддержки  в процессе  его  развития в  системе личностно -  ориентированного  воспитания»  -  февраль  2011  года.

«Успешность    всех  и  каждого» - 2011год.

«Воспитание  активного    и  здорового  образа  жизни» -  2012 год.

«Формирование  у  учащихся  потребности  в  обучении  через  организацию  творческой  деятельности  и  самореализацию» - 2012 год.

 Индивидуальные  консультации  по  темам:

«Как  создать  банк  данных  по  мотивированному  обучению  учащихся» - 2013 г.

«Современный  урок. Этапы  планирования  урока  и  подготовки  к  нему  учителя» -  2013  год.

«Продуктивное  обучение»  -  20013  год.

                        Открытые  уроки :

           Русский язык .   Тема :   «Склонение имен существительных» -  2012  год.

   Мастер-класс    2класс  Тема  «Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка»         2013  год.

На данных уроках  мною был показан современный подход к ведению урока с  применением  компьютера , индивидуальный подход к обучению. Дети показали, что они оперируют инновационными  технологиями .  

                               Научно-практические конференции:                                               «Работа  с  мотивированными  учащимися»,  проведением диагностики по теме:   «Домашнее задание».

Доклады  по  теме:  «Формирование учебной самостоятельности младших школьников»;   «Здоровьесберегающие  технологии  в  начальной  школе».

 Творческий отчет по проблеме «Информационно-ценностный подход в обучении чтению».

 Круглый стол  « Работа по новым учебникам и программам. Поиск, находки ,проблемы ».

                                 В работе  муниципального  МО  

В 2011  учебном  году  выступила на заседании МО  по  теме: «Формирование    самостоятельности  учащихся начальной  школы».

Тему доклада провела в виде презентации.

Дала открытый  урок:      Чтение:  Анна  Андреевна  Ахматова «Мужество».

                    Приняла  участие  в  районных   семинарах:

  1. «Деятельностный  подход  в  обучении» -    открытый  урок по теме «Спряжение глагола».  2012 год
  2. «Развитие личности на основе индивидуального обучения» - сообщение по теме: «Особенности индивидуального обучения».

 

  Вывод: Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на разных уровнях помогает мне анализировать свою педагогическую деятельность, не останавливаться на достигнутом,  повышать свой профессиональный уровень .

  Чтобы стать настоящим профессионалом , я считаю ,для этого недостаточно перенять чужой опыт, отраженный  в книгах  ,  для этого нужен свой пережитый опыт. Я придерживаюсь высказываний  К.Д .Ушинского  о том, что передача готовых советов, независящих от конкретных условий обучения и воспитания, невозможно-что передается идея ,выведенная из опыта, но не сам опыт.

    Процесс образования изменчив, нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. Поэтому я ,на  протяжении  всей своей  педагогической деятельности, занимаюсь самообразованием. Современный ученик   зачастую может быть более компетентен  ,чем учитель, поэтому стараюсь идти в ногу со временем.        

 

             4 .6.                     Повышение квалификации

        Я систематически  повышаю  свое  профессиональное  мастерство  через самообразование. Тема  по  самообразованию:  «Формирование  учебной  самостоятельности  младших школьников»,  через  курсы повышения квалификации, чтения периодической печати  ,Интернет. Приобрела   диски  по  предметам.

                     Курсы повышения квалификации.

Наименование   курсов

Место  прохождения

Заочные

Очные

Время  прохождения

«Профессиональная компетентность учителя начальных классов »

АРИПК,  г. Майкоп

Очные

  2010год

«Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях введения и реализации ФГОС»

АРИПК ,г Майкоп

Очные

2013год

                       Сотрудничество с учреждениями образования.

       За годы работы в  МБОУ «СОШ №11» дала основу знаний учащимся, которые окончили школу с серебряной медалью.

Год

ФИО учащегося

медаль        

2010

Апишева Альбина Аскарбиевна

серебро      

2010

Биштова Заира Нурбиевна

серебро

2010

Мафова Аминет Рамазановна

серебро

       Сотрудничаю с Адыгейским   педагогическим колледжем им.Х.Б.Андрухаева,

          с АГУ

      У меня проходили практику студенты школьного отделения педагогического  колледжа , студенты АГУ  факультета адыгейской филологии и культуры .

 Год

ФИО студента

2008

Хаджимова Н.Ю.-АПК

2009

Нагоева  З.Б.-АПК

2007

Туова Ф. Н. - АГУ

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа ХХI века» в моей педагогической деятельности.

УМК «Начальная школа ХХI века» в моей педагогической деятельности....

Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности"

Мастер-класс "Рефлексия в моей педагогической деятельности"           В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1...

Результаты моей педагогической деятельности

Результаты моей педагогической деятельности...

УМК "Планета знаний" в моей педагогической деятельности

Програмное обеспечение УМК "Планета знаний"...

Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности

Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.   Дело в т...

Самоанализ моей профессиональной деятельности.

Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях,...