для родителей : " Игровые методы коррекции школьной неуспешности."
консультация по теме

Елена Николаевна Каменева

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Диалог культур на уроках в школе и внешкольном пространстве».

«Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»  

Актуальность проблемы толерантного воспитания назрела давно. Ведь Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру .Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.

Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе.

Любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей. Философскому аспекту феномена толерантности посвящены труды А.А. Акуловой, Н.А. Золотухиной, М.С. Каган, В.А. Лекторского, К.Г. Гусаевой, Е.В. Магомедовой и др. Сущность межэтнической толерантности и особенности процесса ее формирования находятся в поле научного внимания В.Е. Козлова, О.В. Лебедевой, Н.В. Мольденгауэр, Т.А. Пичугиной, Ю.М. Политовой, А.Д. Солдатенкова и других ученых.

Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса - основа и начало воспитательных действий.

Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия и поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования. Важным этапом этого образования послужили школа В.С. Библера «Школа диалога культур» и гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и др. В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.

Научные исследования и наблюдения педагогов показывают, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у младших школьников. Младший возраст - это возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Главная черта в психологии младших школьников - формирование более высокого уровня самосознания и усиливающейся потребности в самореализации. В свою очередь рост этнического самосознания младших школьников под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение школьника управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам «синдром младших школьников» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности. Поэтому, и возникла необходимость формирования у школьников этнической толерантности как качества личности и разработке целостного представления о процессе формировании данного качества в поликультурном пространстве начальной школы.

Толерантное сознание школьников формируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.

Следует подчеркнуть, что при интерпретации термина «толерантность» в различных определениях наиболее часто встречаются противопоставления «свой - чужой, другой», «я - ты». Например, толерантность понимается как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению».

В педагогической работе стоит  рассматривать толерантность как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и терпимым отношением к людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям, привычкам, социальному статусу, их поступкам и действиям, не приносящим вреда психическому и физическому здоровью; способностью находить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою индивидуальность. В современной этнопсихологии этническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур.

Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенном смысле формируется в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

Определение сущности процесса этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога предполагает рассмотрение его структуры, представляющей собой целостное образование, которое позволяет определить цели, этапы, содержание, методику формирования данного феномена, проанализировать особенности взаимодеятельности основных компонентов процесса.

Обобщенной целью выявления структурных компонентов формирования этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога является выявление механизма, способствующего развитию у них способности к толерантности. Эта цель определяется, с одной стороны, потребностью общества и потребностью самой школы, с другой - позволяет согласовывать потребность общества с общими, групповыми и личностными потребностями личности.

В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоущемления, самобичевания, а заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе.

Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.

В связи с этим толерантность - не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Российским школам, где совместно обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и с разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, свойственен полиэтнический характер, что объясняет значимость проблем связанных с преодолением некоторых особенностей и сложностей, присущих взаимоотношениям участников образовательного процесса. Изучение поликультурного пространства начальной школы вызывает необходимость рассмотрения таких феноменов, как поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство. Для данной работы были интересны исследования современных отечественных и зарубежных учёных Е. В. Бондаревской, О.В. Гукаленко, З.А. Мальковой, М. Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой, М. Г. Тайчинова, Р. Люсиер, С. Чайклина и других. Целью поликультурного образования является: формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Под поликультурным образованием также понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.

Поликультурное образование - это процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.

Следует отметить, что формирование национального самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межнациональных отношений - один из наиболее важных и сложных вопросов в теории и практике воспитательной работы. Решение данной задачи обуславливается включенностью в образовательный процесс учителей обладающих поликультурной грамотностью, предполагающей понимание свойств среды, в которой мы существуем, ее влияния на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отношению к национальным и культурным нормам на основе самопознания. Если рассматривать образование как сферу социальной жизни людей, с одной стороны, и как процесс становления человека с другой, то совершенно очевидной становится взаимосвязь и взаимообусловленность образования и культуры. В этом русле образование рассматривается:

·как подсистема культуры, направленная на формирование личности, готовой успешно действовать в условиях существующей культуры;

·как способ коллектива приобщить молодое поколение к ценностям и навыкам, характеризующим культуру данного общества;

·как механизм культурного развития и движения вперед (закладывает способность создавать культурные проекты в будущем). Учитывая тот факт, что мы живем в поликультурном обществе, школьная система призвана создать условия для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам. Поликультурное образование призвано создать в учебных заведениях России такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый учащийся, независимо от своей идентичности, будет иметь одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учебы.

Такое образование располагает широкими возможностями в снижении уровня конфликтности в обществе, в развитии толерантности по отношении ко всем культурным отличиям и своеобразию, в создании условий, гарантирующих свободный выбор индивидом своей идентичности и путей ее самоактуализации.

Дидактический принцип поликультурности отражает принцип множественности культур, слагающих культуру российского общества, включая ее многоэтническую (или полиэтническую) составляющую, что предполагает такое конструирование содержания, при котором должны найти отражение особенности этнических культур, представленных в России и в мире. Основными являются положения о том, что этнические культуры - это богатство всех людей, населяющих страну, что общенациональная российская культура есть продукт исторического взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур.

Главной целью межкультурного компонента образования является развитие у школьников навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.

Именно такие навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами. Процесс поликультурного образования многоплановый, поэтому руководить процессом поликультурного образования должны взрослые, сами, в свою очередь, обладающие поликультурным мышлением. Именно от уровня их поликультурной грамотности педагогов зависит действенность направления. Это особенно важно в условиях многонационального общества, социальная стабильность которого зависит от приоритета педагогики поликультурности и толерантности. Именно во всемерном учете культурных и воспитательных интересов различных национальностей и этнических групп видится основная цель поликультурного образования.

Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований».

Поликультурная компетентность учителя - интегральная характеристика уровня профессионализма, отражающая способность проводить политику полилингвизма в поликультурном пространстве; система качеств, помогающая ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, имеющая синтетический характер и включающая в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры. Культурологический компонент предполагает знание и понимание родной, мировой, иноязычной культур, владение культурой мира и межкультурного общения - культурой бесконфликтного существования. Субъектный компонент определяет совокупность качественных характеристик педагога, отражающих его нравственную позицию, которая пронизывает все составляющие поликультурной компетентности.Такой учитель может способствовать поликультурному образованию, воспитать личность, знающую другие культуры, толерантно относящуюся к другим народам, что особенно необходимо в нашей многонациональной стране. Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные. В данном исследовании мы рассматриваем поликультурное пространство начальной школы как объективно существующую систему межкультурных социальных и образовательных взаимоотношений, способствующую интериоризации национальной культуры, формированию общечеловеческих ценностей посредством поликультурного образования.

Структуру поликультурного пространства начальной школы сегодня можно представить как взаимодействие нескольких основных компонентов:

поликультурный многонациональный коллектив учащихся;

многокультурный состав педагогического коллектива;

кросскультурный характер педагогического процесса. Коллектив учащихся поликультурен по различным признакам: национальному, возрастному, половому, физического развития, семейному воспитанию и др. Педагогический коллектив начальной школы представляет собой с различным профессиональным стажем и образованием, разного возраста, национальности и пола, жизненное кредо и удовлетворенность от работы которых влияет на их общую культуру, на процесс их деятельности и общение.Педагогический процесс в своей основе имеет зерна поли-кросс культурного образования. Обучение и все учебные предметы, так или иначе, знакомят детей с родными культурами, способствуют взаимодополнению культур в формировании личности. При этом изучение народных традиций, предметные недели, выставки и другие формы учебно-воспитательного процесса выступает как идеальное средство поликультурного образования и поддержки личности учащихся.

Поликультурное пространство начальной школы призвано:

сохранять традиции;

открыть новые культурные перспективы;

ориентировать на разнообразие и открытость в отношении новых культур;

формировать у детей способность принятия разных культур и бережного отношения к ним;

эмпатия к людям разных национальностей.

Изложенные выводы идей ведущих отечественных и зарубежных педагогов (Л.Л. Супруновой, М.Н. Резника, З.А. Мальковой и др.) позволил нам сделать вывод о том, что поликультурное пространство начальной школы решает следующие задачи:

вхождения, интеграции личности в национальную и мировую культуру, его идентификация с другими культурами;

уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни разных народов;

формирование толерантных качеств личности, гуманности в отношении инокультуры;

развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур;

приобщения ребенка к культуре посредством образования;

общения и межкультурного взаимодействия сверстников.

Именно сфера образования, и только она, может способствовать взаимопониманию между нациями, народами и только здесь, в творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой природы.

Особенности формирование этнической толерантности у детей начальной школы.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Как особый период в жизни ребёнка он выделился исторически сравнительно недавно. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога.

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе - российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы - от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Рекомендуется использовать три основных пути:

а) в процессе изучения всех предметов;

б) через междисциплинарные связи;

в) в виде специальных курсов и занятий.

Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов - учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимо:

во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

во-вторых, представление о возможных средствах - технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу - во всей неразрывности личностного и профессионального .Т.В. Поштарева предлагает следующие методы воспитания этнической толерантности : концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.

В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.).

Полиэтническое образование имеет пять моделей: межпредметную (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульную (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметную (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексную (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлен единстве и взаимосвязи); дополняющую (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассных внешкольных мероприятий).

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности - это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, то есть целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Эффективными педагогическими средствами могут выступить информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы.

Источники соответствующей информации - фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности - к взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообщества, особенно - известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу. Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.

Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, - принцип позитивности. По отношению к младшему школьному возрасту принцип этот характеризуют:

  • позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;
  • раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, то есть обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача учителя - обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение - доброжелательной, заинтересованной

В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию расовых и этнических конфликтов, религиозных войн.

ВЫВОДЫ :

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к иному этносу и его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, то есть к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог [9].

Воспитание толерантности - сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой - ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы формирования этнической толерантности у младших школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к нашей проблеме, которые можно взять на вооружение при формировании этнической толерантности у младших школьников.

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «БНОТ МЕНАХЕМ»

Работая  преподавателем светских предметов (веду основные общеобразовательные предметы в начальной школе для девочек из религиозных семей еврейской общины), я пришла к выводу, что необходимо активно использовать традиции иудаизма в материалах уроков по всем предметам. Дети, видя, что учительница хорошо знает традиции еврейского народа, легко ориентируется в их национальных праздниках, проникаются доверием, у детей появляется заинтересованность. Они начинают активно участвовать в уроке, у них повышается самооценка и в результате лучше понимают изучаемый материал. Про повышение авторитета учителя и говорить не приходится.

   В первую очередь мне пришлось проверить учебники (они у нас традиционные российские по программе начальных классов, допущенные по ФГОС) на "кошерность". Это понятие условное, так сама кошерность относится к еде. "Некошерными" для нашей школы  являются тексты и  изображения по православной тематике, разнообразное упоминание "свинского семейства"- от Наф - Нафа до Пятачка. А так же изображение  женщин и  девочек  в "неприличной " одежде, то есть - в брюках, коротких юбках, с открытыми руками и декольте.

Все подобные рисунки в нашей школе раньше просто удалялись с помощью ножниц, клея и чёрного маркера. Порой заклеивались или вырезались целые страницы, не смотря на то, что с обратной стороны ничего подобного не было изображено. Я же, используя свою фантазию и небольшие художественные способности, превратила имеющиеся изображения поросят - в медвежат, слонят и даже в зайчат. Все женское население учебников получило новый гардероб, а мужское население – кипы (маленькие круглые шапочки). На куполах храмов появились птички, прикрывающие собой кресты.

 В результате этого кропотливого труда получились учебники, которые мои маленькие ученицы принимают за "своих", так как теперь рисунки не оскорбляют их религиозные чувства, и даже, поддерживают их традиции. Они с удовольствием рассматривают картинки, называя их «сладкими». Дело в том, что традиционно в еврейских семьях сложилось так, что слово «сладкий» является самым лучшим комплиментом. У них не принято называть детишек такими ласковыми словами, как например, «зайчик», «котик»….

   После ревизии учебников и учебных пособий, я приступила к ознакомлению детей с русским народным творчеством. Мне пришлось постараться так спланировать учебный материал, чтобы было пересечение еврейских праздников и учебных тем.

    Для развития речи детей - билингвов большое значение имеет разучивание стихотворений. Дело в том, что, даже если в стихотворение не все понято, дети гордятся тем, что могут сказать что-то «длинное» на новом языке. Это повод для самоутверждения, особенно когда они только начинают обучение в школе. Важно, чтобы подбор стихов, песен полнее соответствовал определенным повседневным ситуациям. Педагогическая уникальность стихов и песен состоит в том, что они стимулируют интерес к ритму, темпу, интонации, и особенно в случае, когда обучение соединяется с подвижной игрой, сопровождается музыкой, когда оно сюжетно.

После еврейского Нового года (он называется РОШ – А - ШАНА) приходит другой один из крупнейших еврейских праздников – Йом Кипур (день искупления, или еще более известный как “судный день”) 

  Кроме передачи десяти заповедей этот день считается днем заключения завета (по современному – контракта) между Богом и еврейским народом, согласно которому еврейский народ обязуется соблюдать десять заповедей, быть примером праведности и порядочности для других народов и нести в мир веру в Единого Бога. 

Поэтому для евреев этот праздник один из наиболее священных.

Йом Кипур один из древнейших еврейских праздников, связанный с выдающимся культурным, религиозным (и юридическим) событием в ветхозаветной Библейской истории – именно в этот день Бог передал Моисею священные скрижали с десятью заповедями.

   Козел как бы воплощал грехи всего еврейского народа, которые надо было откупить, козел и служил искуплением Богу – за грехи всех евреев его отправляли в лучшие миры. Именно с этого ритуала и пошел термин – “Козел отпущения”. В древние времена существования еврейского храма в Иерусалиме (там, где сейчас лишь “стена плача”) во время празднования Йом-Кипура в жертву Богу приносили козла. 

Истоки этого ритуала лежат в глубокой древности. Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть о том, что Бог простил еврейский народ. С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения.

Для жертвенной службы в Йом-Кипур, которая называлась Авода, брали двух одинаковых, похожих между собой козлов. Первосвященник вынимал жребий. Один козел приносился в жертву Богу, а другой становился «козлом отпущения». Над ним произносили молитву, в которой Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Козла отпущения сбрасывали с обрывистой скалы, называемой «Азазел».

Существует так же и другая версия про «козла отпущения»- козлика не приносили в жертву, а отпускали в пустыню.

В период этих национальных праздников очень хорошо воспринимаются различные произведения с главными героями козлик или петушок, которых в русском фольклоре огромное количество - это и сказки, и потешки, и песенки...

  Без наглядности учить неродной язык крайне трудно. Поэтому обязательно надо детям показать изображение этих животных. Лучше всего иметь два вида рисунков – сказочное изображение и реальное. Не надо забывать, что современные дети не всегда имеют возможность  где- либо в реальной жизни увидеть животных.

 В ходе ознакомления с рисунками возможен их краткий сравнительный анализ.

После ознакомительно – подготовительной работы на уроках чтения мной успешно был проведен интегрированный урок ( технологии - развития речи) на тему «Филимоновская игрушка».Все выполненные работы впоследствии были направлены на Всероссийский конкурс «Филимоновское чудо» , проводимый музеем Филимоновской игрушки (г.Одоев Тульская область).

Если проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По моему убеждению, в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника, как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют, в конечном счете, одни и те же цели - упорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования этнической толерантности повышается, если:

сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.

Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

   

Толерантные отношения у школьников будут эффективны, если в процессе обучения будут применяться следующие занятия: «Сюжет, композиция сказки» (преодоление стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг»), «В стране сказок» (формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки), «Угадай-ка» (вычленить общность и самобытность разных народов по содержанию загадок), "Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру" (выбор качеств толерантного человека), «Затеи наших друзей» (привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры),

«ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ» (помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим; дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими»),

 «Народов дружная семья» (Знакомство с народной культурой представителей национального контингента класса),

«Наш общий дом - Земля» (подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы).

                        Игра «Все мы поможем друг другу вырасти»

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику.

Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем - комплимент. Например:

- Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг.

- Мне нравится, как ты смеешься, шутишь.

- Ты здорово помогаешь другим.

Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе. А я хочу подарить вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик».

У речки стоял удивительный домик.

В то домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода,

А в той броде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом.

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила...

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так жили потихоньку года и века...

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Андреева, Г.М. Социальная психология .

Артюхова, И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы .

Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность».

Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников .

Беловолов, В.А. Введение в методологию педагогического исследования.

Болотина, Т.В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие

Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему).

Буркова, В. Мы разные, и мы вместе .

Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ . Под ред. В.С. Кукушина.

Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе.

Гумилев, Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.

Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование

Донцов, А.И. Язык как фактор этнической идентичности

Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе

Иванова, Н. В поликультурном мире

Иванова, Е.М. Формирование новой культуры отношений

Кабылбекова, З.Б. Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ.

Кергилова, Н.В. Формирование этнотолерантности младших школьников как психолого-педагогическая проблема .

Ключник, П.И. Формирование толерантности у младших школьников в подвижной игровой деятельности .

Ковалёв, Е.В. Уроки толерантности в многонациональной школе.

Коновалова, М.П. Основные идее и принципы толерантности при формировании личности ребёнка .

Кукушин, В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме.

.Лебедева, Н.М. Психологические исследования этнической толерантности.

Логунова, Л. Психологическая игра на развитие толерантности «Я тебя понимаю!»

Науменко, Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период .

Нестерова, Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности .

Пастухова, Е.Л. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости .

Е.Л..Попова, Н.Н. Учимся толерантности .

Постричева, Ю. Что такое друг?

Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетенции.

Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -

Синтяева, Г.А. Развитие толерантных умений учащихся

Скворцов, Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения?

Собкин, B.C. Политические ориентации подростков и проблема толерантности

Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия

Спицына, О.А. Формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде .

Сусоколов, А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса

Таланов, В. Образование и культура толерантности

Тилова, Х.Х. Формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе

Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России  

Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе

Шипилова, А.В. «Свои», «чужие» и другие

Юдина, О.И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве


НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РосНОУ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «Диалог культур на уроках в школе и внешкольном пространстве».

Слушатель программы повышения квалификации ««Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»  

72 часа,

направление подготовки «Лингвистика»

        Каменева Елена Николаевна                

«…23...» мая 2013 г.

Проверил тьютор

       Мазина Людмила Валерьевна                                     

                                                               

Мазина

 (подпись)

                                 «…16...»…июня………..2013 г.

Москва – 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии обучения младших школьников ( деятельностный метод обучения, проблемно-диалогический ) Методы обучения Е.Н.Каменева

Слайд 2

Методы обучения Новый стандарт базируется на деятельностном подходе , разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Слайд 3

Методы обучения Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу , а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения.

Слайд 4

Методы обучения Изменились цели образования . Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков , или как формирование компетентностей ( общеучебные умения и навыки).

Слайд 5

Методы обучения То сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся (владение универсальными учебными действиями).

Слайд 6

Методы обучения «Каждому виду опыта, включаемого в содержание образования, соответствуют способ его освоения и своя технология». В.В. Сериков.

Слайд 7

Методы обучения Назначение школы – помочь ребёнку освоить не свой опыт (он его приобретает сам по себе!), а опыт других поколений – приведённый в систему социальный опыт.

Слайд 8

Методы обучения Для этого существует учебная деятельность , посредством которой ученик может опробовать исторический опыт виртуально, т.е. не реальную жизненную, а учебную задачу.

Слайд 9

Методы обучения Учение – глубоко индивидуальная деятельность. НИКТО ЗА МЕНЯ ВЫУЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ЛИБО НЕ СМОЖЕТ!

Слайд 10

Методы обучения Назначение УЧИТЕЛЯ в учебном процессе – организовать учебную деятельность каждого ученика.

Слайд 11

Методы обучения Класс – мастерская. Учитель – мастер (Почему?). Ученик – «рабочий-производственник» - ???

Слайд 12

Методы обучения Он ещё не обучен. Ученика надо НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ ! Что это означает « научить учиться »?

Слайд 13

Методы обучения Как происходит обучение?

Слайд 14

Методы обучения УЧИТЕЛЬ: ставит задачу перед учеником; даёт ориентир для её решения (научное понятие); предлагает схему или правило рассуждения;

Слайд 15

Методы обучения поддерживает, корректирует шаги ученика, помогая ему преодолеть рубеж, который Л.С. Выготский называл «зоной ближайшего развития» («не могу» - «могу с помощью учителя» - «могу сам»).

Слайд 16

Методы обучения В этой ситуации происходит как бы два процесса : Учитель как бы «отчуждает» от себя, передаёт другому (ученику) определённую предметную деятельность. Ученик, напротив, присваивает её, овладевает ею.

Слайд 17

Методы обучения Что, по-вашему, является предметом присвоения/отчуждения?

Слайд 18

Методы обучения Предметом присвоения/отчуждения является ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . Тогда, что такое ЗНАНИЕ?

Слайд 19

Методы обучения Знание по предмету – это лишь часть деятельности, которая подлежит усвоению.

Слайд 20

Методы обучения Знание – это способ решения задачи. Умение – это практическое владение этим способом. Навык – доведённое до автоматизма владение этим способом, предполагающее подсознательный контроль за его исполнением.

Слайд 21

Методы обучения Ни один урок не может решить всех задач обучения!

Слайд 22

Методы обучения В зависимости от того, что предстоит ученику делать на уроке, различают типы уроков .

Слайд 23

Методы обучения Знаниями ученик овладевает на уроках ОНЗ. Умениями – на уроках применения знаний ( уроки повторения ). Навыками – на уроках отработки (тренировки) знаний ( уроки закрепления ).

Слайд 24

Методы обучения Т.о., ОБУЧЕНИЕ имеет две существенные и взаимосвязанные стороны – содержательную и процессуальную . Содержание – это набор видов опыта , которым должны овладеть обучающиеся для успешного вхождения в общественную жизнь (содержание общего образования). Процедуры – методы, формы, технологии его усвоения.

Слайд 25

Методы обучения Каждому элементу содержания образования должен соответствовать адекватный метод обучения. Что означает МЕТОД ОБУЧЕНИЯ?

Слайд 26

Методы обучения Метод – это то, что должны проделать учащиеся под руководством учителя, чтобы усвоить данный элемент содержания образования (это способ организации учебной деятельности).

Слайд 27

Методы обучения Мастерство учителя в значительной мере связано с владением им методами обучения.

Слайд 28

Методы обучения Учитель, организуя конкретный урок, должен всякий раз чётко представлять своё место в этом процессе.

Слайд 29

Методы обучения Очень важно при планировании правильно определить цель урока. Педагогическая цель описывает изменения в личностном и когнитивном опытах ребёнка, достижению которых и посвящён планируемый педагогический процесс.

Слайд 30

Методы обучения Дидактическая цель – овладение способом решения некоторой задачи, деятельностью решения. Воспитательная цель – изменение в ценностном сознании: чувства, смыслы, поведение, нравственные качества. Развивающая цель – развитие мышления, памяти, воображения, речи и др. способностей, деятельно-творческого потенциала.

Слайд 31

Методы обучения Метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, назвали деятельностным методом .

Слайд 32

Методы обучения Технология деятельностного метода

Слайд 33

Методы обучения Появлению технологии, как правило, предшествует глубокая «научная разведка» проблемы, разработка фундаментальных теорий и эксперименты.

Слайд 34

Методы обучения Деятельностный подход был разработан в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. В основу технологии деятельностного метода была положена методика поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин).

Слайд 35

Методы обучения Этапы глубокого и прочного усвоения понятий, установленных в работах П.Я. Гальперина.

Слайд 36

Методы обучения 1.Мотивация. 2. ООД (осознание образовательных действий). 3. Материальное или материализованное действие. 4. Внешняя речь. 5. Внутренняя речь. 6. Умственное действие.

Слайд 37

Методы обучения Сущность деятельностного метода формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник.

Слайд 38

Методы обучения Структура урока ОНЗ в деятельностной технологии 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» – «хочу» – «могу») - 1 - 2 мин. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 5 - 6 мин.

Слайд 39

Методы обучения 3. Выявление места и причины затруднения – 2 - 3 мин. 4. Построение проекта выхода из затруднения – 5 - 6 мин. 5. Реализация построенного проекта – 5 - 6 мин. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - 4 - 5 мин.

Слайд 40

Методы обучения 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 4 - 5 мин. 8. Включение в систему знаний и повторение - 4 - 5 мин. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке - 2 - 3 мин.

Слайд 41

Методы обучения Способность учащихся к усвоению: 1 - 4 мин. 60% информации 5 - 23 мин . 80% информации 24 - 34 мин. 50% информации 35 - 45 мин. 6% информации

Слайд 42

Методы обучения Технология проблемно-диалогического обучения

Слайд 43

Методы обучения Сущность проблемно-диалогического метода Проблемно-диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний.

Слайд 44

Методы обучения Звенья научного творчества 1. Постановка проблемы – возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулирование проблемы 2. Поиск решения - выдвижение гипотез, проверка гипотез. 3. Выражение решения - выражение нового знания научным языком в принятой форме. 4. Реализация продукта - представление продукта людям через публикацию, выступление.

Слайд 45

Методы обучения Результат Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для решения. Решение – понимание нового знания. Продукт – рукопись книги, статьи, доклада. Реализованный продукт – книга, статья, доклад.

Слайд 46

Методы обучения Структура проблемного урока Цель : ОНЗ Этап введения новых знаний: -постановка учебной проблемы; -поиск решения. Этап воспроизведения: -выражение решения; -реализация продукта.

Слайд 47

Методы обучения Проблемная ситуация: - с удивлением - с затруднением Формулирование учебной проблемы: - тема урока - вопрос, не совпадающий в своём звучании с темой, ответом на который и будет новое знание.

Слайд 48

Методы обучения Приёмы создания проблемной ситуации 1. С удивлением (между двумя (или более) положениями): одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения; столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. 2 . С затруднением (между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя):дать практическое задание, не выполнимое вообще; дать практическое задание, не сходное с предыдущими; дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими; доказать, что задание учениками не выполнено.

Слайд 49

Методы обучения Учебную проблему можно поставить тремя методами: - побуждающий от проблемной ситуации диалог; - подводящий к теме диалог; - сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Слайд 50

Методы обучения Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Реакция на неожиданные формулировки Принятие неожиданной Побуждение к формулировки + переформулированию Кто Так думает иначе?

Слайд 51

Методы обучения Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения , которые помогают школьникам: 1. осознать противоречие проблемной ситуации и 2. сформулировать учебную проблему.

Слайд 52

Методы обучения Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

Слайд 53

Методы обучения Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщить тему урока, используя приёмы : « яркое пятно » или « актуальность »

Слайд 54

Методы обучения Методы поиска решения содержат: - побуждающий к гипотезам диалог; - подводящий от проблемы диалог; - подводящий без проблемы диалог.

Слайд 55

Методы обучения Побуждающий к гипотезам диалог: 1. выдвижение гипотез (последовательный или одновременный вариант) 2. проверка гипотез Структура : - начинается с общего побуждения, призыва к мыслительной работе, - продолжается подсказкой, т. е. намёком, дополнительной информацией, и - заканчивается сообщением нужной мысли самим учителем.

Слайд 56

Методы обучения При подготовке урока учителю надо не только продумывать текст побуждающего диалога, но и заранее планировать, каким будет выдвижение гипотез: последовательным или одновременным.

Слайд 57

Методы обучения Подводящий диалог бывает двух видов : - с проблемой - без проблемы Учебная проблема бывает тоже двух видов: - как вопрос - как тема

Слайд 58

Методы обучения Если учебная проблема поставлена как вопрос . Каким путём (побуждением или подведением) не шёл бы поиск решения, завершится он должен ответом на исходный вопрос. Непременно надо вернуться к началу урока и снять проблему-вопрос, применив новое знание. Тему сформулируют ученики, но уже на следующем этапе урока – этапе воспроизведения. А после можно будет сверить с учебником и тему и открытое ребятами знание (в начальной школе работа с учебником обязательна).

Слайд 59

Методы обучения Учебная проблема появилась как тема . Поиск решения завершается открытием нового знания. При необходимости предложенная учениками формулировка сверяется с «рамочкой» учебника (выводом).

Слайд 60

Методы обучения Учебной проблемы не было вообще. Поиск решения, как в предыдущем случае, завершается открытием знания. Но к учебнику отсылать пока ребят не будем. Лучше это сделать после того, как на этапе проговаривания будет сформулирована тема урока . Тогда можно будет сверить и тему, и новое знание сразу.

Слайд 61

Методы обучения Итак, на уроке возможны три метода поиска решения учебной проблемы . Первый – побуждающий к гипотезам диалог . Второй и третий – подводящий диалог , который может разворачиваться как от сформулированной учебной проблемы , так и без неё.

Слайд 62

Методы обучения Различие способов заключается в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в их развивающем эффекте . Поскольку выдвижение и проверка гипотез – подлинно творческие действия, первый метод развивает творческие способности и речь учеников. Подводящий же диалог активно задействует , а значит, и формирует логическое мышление учащихся и опять-таки речь.

Слайд 63

Методы обучения Принципиальное сходство трёх способов состоит в том, что учащиеся сами открывают новое знание . Т. о., любой из методов поиска решения обеспечивает понимание нового материала большинством класса , чего нельзя достичь при традиционном сообщении знаний в готовом виде. Понимание – главный результат поиска решения учебной проблемы.

Слайд 64

Методы обучения Проблемный урок в сравнении с традиционным обеспечивает (1) более качественное (прочное) усвоение знаний (диалогическая постановка проблемы, в отличие от сообщения «голой» темы, мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс; диалогический поиск решения, в отличие от изложения готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником (нельзя не понимать то, до чего сам додумался).

Слайд 65

Методы обучения Проблемный диалог (2) стимулирует интеллектуальное развитие учеников: активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, речь. При традиционном уроке монологическое введение знаний обрекает учеников на пассивное слежение за чужой мыслью, речь на этом этапе не развивается вообще.

Слайд 66

Методы обучения Проблемный диалог (3) воспитывает активную личность, потому что для диалога с учителем школьнику нужны и смелость, и решительность .

Слайд 67

Методы обучения Проблемный диалог - (4) здоровьесберегающая технология («учение с увлечением» значительно снижает нервные нагрузки , традиционный монолог не борется за детский интерес к учебному материалу, девиз его: «знание – силой»).

Слайд 68

Методы обучения Проблемный диалог (5) требует больше времени, но при этом обеспечивает понимание материала, поэтому закрепление идёт быстрее и легче.

Слайд 69

Методы обучения Побуждающий диалог – это бульдозер . Он подталкивает ребёнка к захватывающему, но рискованному прыжку через пропасть, когда так легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив , который от станции к станции, довольно медленно, но верно везёт своих пассажиров к пункту назначения.

Слайд 70

Методы обучения Этап воспроизведения знаний выполняет двоякую функцию. 1 . Он развивает активную речь – способность передать мысль словами. 2 . За счёт проговаривания углубляется понимание знаний.

Слайд 71

Методы обучения Проблемный урок должен организовать творческое усвоение, т. е. каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт (отсюда и название – продуктивные задания ).

Слайд 72

Методы обучения Три типа продуктивных заданий : - на формулирование; - на опорный сигнал; - на художественный образ.

Слайд 73

Методы обучения Задание на формулирование темы даётся ученикам сразу после введения нового материала в двух конкретных случаях: - когда учебная проблема появилась как вопрос или - когда её не было вообще.

Слайд 74

Методы обучения Задание на составление опорного сигнала : символ, схема, таблица, опорные слова. Цель : научить школьника наглядно-образным формам выражения мысли. Задания на опорный сигнал лучше выполнять прямо в классе перед практической частью урока, т. е. до задач и упражнений. При этом можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. В трудоёмких случаях задание на опору даётся домой, а в классе намечаются пути его выполнения (должен получиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока).

Слайд 75

Методы обучения Создание художественного образа : Метафора : скобки – регулировщик, показывающий, кому ехать первым. Загадка : в примерах бывает, первое действие называет. Стихотворение : скобки найдём, остальное потом.

Слайд 76

Методы обучения Художественные задания даются на дом, потому что на уроке времени на их выполнение просто нет. Они не являются обязательными для каждого ученика и предлагаются по желанию (предварительно приведя ребятам пример его выполнения А после известного примера (биссектриса – это крыса…) не забыть рекомендовать всем желающим придумать собственный вариант.).

Слайд 77

Методы обучения Учитываем тип знания Типы знания Факт – единичная, не содержащая обобщения информация. Правило – алгоритм действия, указание, как поступать (безударные гласные в приставках, разделительный ъ… ). Понятие – выделение существенных признаков предмета (скобки, сложные слова, простые и составные числа…). Закономерность – отражение связей между понятиями (переместительное свойство умножения, непроизносимые согласные в корне слова…).

Слайд 78

Методы обучения Фактическое знание По поводу фактического знания поставить проблему можно, а вот открывать факты нельзя. Факты даются в готовом виде, т. е. непроблемно. Их может сообщить учитель. Их можно прочитать по учебнику и даже извлечь из дополнительной литературы.

Слайд 79

Методы обучения Рекомендации тем, кто рискнёт попробовать самый сложный вариант проблемного урока: с проблемной ситуацией и выдвижением гипотез:

Слайд 80

Методы обучения 1 используйте групповую форму работы(в группах может создаваться проблемная ситуация, выдвигаются гипотезы группами, групповая проверка гипотез, группами можно выполнять продуктивные задания).

Слайд 81

Методы обучения 2 вопрос – открытие знания – возврат к вопросу – формулирование темы. 3. соблюдайте структуру побуждающего диалога 4. будьте готовы к импровизации.

Слайд 82

Методы обучения 5. следите за своей реакцией на реплики учащихся. Реагировать на гипотезы школьников нужно эмоционально-неокрашенно: словом «так» и кивком головы. При побуждающем диалоге все детские высказывания безоценочно принимаются.

Слайд 83

Методы обучения Общие рекомендации по подготовке проблемного урока 1. Распределяйте рационально время между разными этапами урока: Первые 10 минут – фаза вырабатываемости. Затем 20-минутное плато высокой активности. Последние 10 минут – спад.

Слайд 84

Методы обучения Введение нового материала желательно начинать не позднее десятой минуты урока. Для этого требуется не перегружать предшествующий введению знаний этап и тщательно отбирать для него действительно необходимые знания, в первую очередь – на актуализацию знаний. А задачи на повторение можно порешать и в конце урока. Введению знаний - лучшее время!

Слайд 85

Методы обучения 2. Продуктивно используйте доску. Фиксируйте на доске новый материал, непременно создавайте ученикам зрительную опору. Необходимо ВЗРАСТИТЬ привычку работать с доской.

Слайд 86

Методы обучения Тема и опорный сигнал являются результатом этапов введения и воспроизведения знаний. Следовательно, они должны появиться на доске до перехода к практической части урока, т. е. до задач и упражнений на новый материал.

Слайд 87

Методы обучения 3. Надо усилием педагогической воли заставить себя прописывать диалог при подготовке к уроку. Учитель Ученик Доска …………………………………………………… Итак: 1. Следите за распределением времени. 2. Планируйте «опорную» часть доски. 3. Прописывайте текст диалога.

Слайд 88

Методы обучения Проблемные методы и продуктивные задания универсальны : их можно использовать на любом предмете.

Слайд 89

Методы обучения Существует предметная специфика проблемного диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы коррекции трудностей обучения младших школьников

Методические материалы психолого-педагогического семинара "Игровые способы коррекции трудностей обучения младших школьников с ЗПР" содержат подробный план проведения семинара и презентацию....

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

Значение игр для коррекционно-развивающего обученияКоррекционно-развивающие занятия необходимы школьникам, не успевающим в школе как из-за отставания в развитии отдельных психических функций (ин...

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе.

Испоьльзование групповых методов доказывает эффективность групповой коррекции поведения у детей разного возраста.Психологическим механизмом эффективности коррекции является действующие в группе механи...

Игровые приёмы коррекции дислексии у детей с ОВЗ

Хоть ищи, хоть свищи, но, пока не прочтёшь, ничего не поймёшь» Сущевская С.А.Овладение чтением является сложной и напряженной для ребёнка работой, требующей от него много интеллектуальных, эмоци...