Консультация "Левша в мире праворуких"
консультация на тему

Муравьева Татьяна Ивановна

Анализ литературы на тему левшества с практическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levsha.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………………………………………………....……3
  2. Что такое левшество…………………………………………………………………………..……..4
  3. Причины возникновения леворукости………………………………………………………………..……..…..4
  4. Как определить леворукость……………………………………………………………….….…….5
  1. С какого возраста определяется леворукость ребенка…………………………………….………5
  2. Явное и скрытое левшество……………………………………………………………….………...5
  3. Тесты для левшей……………………………………………………………………….……………5
  1. Ребенок левша…………………………………………………………………………….………….7
  2. Переучивать ли левшу?.......................................................................................................................7
  3. Что делать, если вы заметили, что ваш ребенок пользуется левой рукой………….…………….8
  4. Методические рекомендации для дошкольников – левшей………………………………….…...8
  5. Комплекс психокоррекционных и креативных игр для младших дошкольников-левшей….…11
  6. У школьного порога, или   как готовиться к школе, если Ваш ребенок левша…………….…..14
  1. Подготовка руки к письму…………………………………………………………………..……14

11. Литература…………………………………………………………………………………….…….17


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет феномен леворукости привлекает внимание различных специалистов: педагогов, логопедов, психологов, дефектологов и физиологов.

Не может не волновать эта проблема и родителей леворуких детей. Зачастую они задают себе множество вопросов. Почему их ребенок не такой, как все? Что делать, чтобы он исправился? Почему он неохотно рисует и пишет? Как подготовить его к школе? Ответы на все вопросы дает знание особенностей леворуких детей.

У преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации. В первую очередь они реагируют на внешний вид предмета, на его форму, цвет. Для таких детей словесного описания предмета недостаточно. Преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняется некоторое отставание леворуких детей в усвоении программы в дошкольном учреждении, а также необходимость многократного повторения требований, просьб, поручений. Чаще всего родители начинают тревожиться по поводу недостаточной готовности их ребенка к обучению в школе. Эти тревоги обоснованы. 

Левше нужна специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде. Нельзя переучивать ребенка с левой руки на правую. Не стоит прислушиваться к советам родных и близких по поводу переучивания. Любящие родители не должны нарушать психического состояния своего чада. Практика показывает, что переученная леворукость - ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья!

Если у вашего леворукого ребенка были какие-то серьезные нарушения развития в раннем возрасте и у него появились трудности в усвоении знаний, вам следует обратиться за советом к логопеду. Он поможет выявить причины проблем ребенка и разработать индивидуальную программу развития нарушенных функций. Если вы решили отдать своего сына или дочь в школу в шестилетнем возрасте, специалист подскажет, стоит это делать или необходимо подождать еще один год.

Специальная подготовка и своевременная помощь поможет избежать возможных трудностей обучения в школе, которые могут привести к серьезным психологическим проблемам и нарушениям здоровья вашего ребенка.  


ЧТО ТАКОЕ ЛЕВШЕСТВО

Многие думают, что левшество - чуть ли не дурная привычка, которую легко искоренить, заставляя ребенка делать всё правой рукой.

Дело в том, что левшество - это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга.

 У каждого полушария головного мозга своя роль.

Правое полушарие в основном отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое полушарие обслуживает правую сторону тела.

 Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением.

 Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться  к переменам.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛЕВОРУКОСТИ

Причины леворукости до конца не выяснены. Ученые предполагают, что среди них:

–  родовой стресс,

– особенности воспитания,

– генетическая расположенность, передаваемая по наследству.

 В пользу последнего утверждения говорит то, что леворукие дети встречаются в 10-12 раз чаще в семьях, в которых хотя бы один из родителей был левшой.

Вообще ген, отвечающий за леворукость, не найден. Считается, что его вообще нет, а леворукость и способность одинаково хорошо управляться обеими руками развивается в половине случаев, когда у гена, названного «райт» (правый), имеются дефекты


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ

  • С какого возраста определяется леворукость ребенка
  • Явное и скрытое левшество
  • Тесты для левшей

С КАКОГО ВОЗРАСТА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛЕВОРУКОСТЬ РЕБЕНКА

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста иной раз бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдений за их игровыми действиями.

По одному из психологических тестов стопроцентным правшой можно считать того, кто не только пишет и выполняет правой рукой основные действия, но, кроме этого, лучше видит правым глазом и слышит правым ухом, «машинально» прикладывает трубку телефона к правому уху, начинает движение и отталкивается в прыжке правой ногой.

Если хотя бы один из перечисленных критериев не выполнен, то перед вами скрытый левша.Итак. С какого же возраста определяется леворукость ребенка? Согласно последним научным данным, предпочтение в пользовании той или иной рукой появляется у детей одновременно с двуслоговым лепетом в возрасте пяти-шести месяцев и приблизительно до семи - восьмимесячного возраста отмечается разная частота употребления одной из рук в положении лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.

 До 4 лет возможны изменения предпочтений той или иной руки. О том, что ребенок левша, можно уверенно говорить только в 4-5 лет, так как только к этому возрасту (преимущественно к 5 годам) у детей устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки, а также глаза и уха.

Но если вы видите, что ваш ребенок в 4—5 лет более активно использует левую руку – это еще не говорит о том, что он левша. 

ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ ЛЕВШЕСТВО

Стоит понаблюдать или даже специально протестировать предпочтения руки. Однако необходимо обратить внимание: ребенок может быть «бытовым левшой», но графическим правшой, т. е. более ловко выполняет бытовые действия левой рукой, а графические (письмо, рисование) — правой. Возможен и обратный вариант.

То есть речь идет о явном и скрытом левшестве, окончательный вывод можно сделать на основании комплекса тестов. 

Если есть какая-то форма левшества, то преобладает определенный тип переработки информации (поступенчатый, с недостатком операции синтеза). В связи с этим могут быть проблемы в учебе, так как программы учебные рассчитаны на правшей.

ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ

Для чего нужны тесты для определения левшей? Если исследовать на многих упражнениях, какую руку, ногу, глаз, ухо использует человек, можно сделать некоторые выводы об организации деятельности мозга, то есть

КАК информация воспринимается,

КАК перерабатывается

КАК реализуется.  

Это поможет организовать взаимодействие с ребенком.

Для определения преобладающей руки у ребенка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

  1. Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  2. Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  3. Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  4. Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  5. Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
  6. Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
  7. Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
  8. Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
  9. Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

ЕЩЕ   ТЕСТЫ:

ТЕСТ №1 (ВЕДУЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ)

Проделайте следующее:

(отмечайте для себя буквой Л - левая рука или П – правая.)

1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху?

2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
ПППП - ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ - неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае - нерешительность.
ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.
ППЛЛ - редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
ПЛПЛ - самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ - непостоянный и независимый тип характера. Основная черта - аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни - брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип "маленькой королевы".
ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению - для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - основные черты - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные "тормозные механизмы".

ЛЛЛЛ - обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.


РЕБЕНОК-ЛЕВША

Ребенок «правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.

  • «Левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
  • У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
  • Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но в то же время специалисты подчеркивают: леворукость – индивидуальный вариант нормы. Ведь и среди детей-правшей упрямых, капризных и возбудимых ничуть не меньше, чем среди левшей.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде:

Левое полушарие

Правое полушарие

  1. Конкретное мышление

1. Абстрактное мышление

  1. Математические вычисления

2. Образная память

  1. Сознательное

3. Бессознательное

  1. Правая рука

4. Левая рука

  1. Речь

5. Ритм, восприятие музыки, интонации

  1. Правый глаз

6. Левый глаз

  1. Чтение и письмо

7.Ориентировка в пространстве

  1. Двигательная сфера

8. Чувственная сфера

Но не спешите вешать на своего малыша ярлыки «физик» или «лирик». Не все так однозначно.

ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛИ ЛЕВШУ?

Любые родители, мечтают, чтобы их ребенок-левша был как все. Им хочется оградить своего малыша от трудностей в школе и переучить его. Но стоит ли делать это? 

Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша.

Переучивание левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, а также к привести к физическим изменениям в организме: замедление роста, нарушение речевых и зрительно – пространственных способностей.

Взрослым надо помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, а трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его особенностью.

Психологи утверждают, что у ребенка-левши есть два пути развития: либо развиваться нормально, но писать и есть левой рукой, либо пользоваться правой, но превратиться в невротика. Родители, пытающиеся приучить ребенка «быть как все» на самом деле пытаются переделать его биологическую природу. Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому, на вопрос переучивать левшу или нет, ответ однозначный: нет, т.к. переучивание это не просто перекладывание ложки или карандаша в другую руку, это изменение работы полушарий головного мозга.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ПОЛЬЗУЕТСЯ ЛЕВОЙ РУКОЙ

Само по себе для здоровья ребенка данный факт не имеет никакого серьезного значения. Лучше всего не предпринимайте никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать своему ребенку, что Вы считаете его леворукость даже преимуществом. И если Вы, учитывая эти особенности, найдете правильные методы воспитания, то можно с уверенностью предположить, что все Ваши  проблемы  будут в дальнейшем решены. Но для этого, прежде всего, необходимо запастись терпением…  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ

У леворуких детей часто бывают неврозы. Это связано с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают «дикстрастресс» (правый стресс). На каждом шагу леворукий ребенок сталкивается с тем, что все окружающие предметы сделаны так, что ими удобно пользоваться правше и неудобно или невозможно – левше.

 Как же можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире? Вот несколько советов:

  • При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания материала используйте рисунки, наглядные пособия.
  • Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад.
  • Часто ребенок-левша держит карандаш «крюком» или карандаш смотрит вбок, параллельно строке. В этом случае ему легко можно помочь, изменив положение листа бумаги или направление наклона. Ничего страшного, даже если тетрадь лежит почти перпендикулярно к обычному положению.
  • Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунок вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические задания и упражнения.
  • Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.

Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы:

- игры и упражнения с мячом,

- занятия плаванием,

- лепкой,

- вышиванием,

- вязанием,

- плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

  • При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.
  • Располагая детей на занятиях, педагогу целесообразно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких.
  •  Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
  • При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднение, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
  •  Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
  • Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы с помощью которых дети усваивают знания различны. Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.
  • Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере как у правшей так и у левшей. Тем не менее, эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отставание левшей от контрольной группы.

Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - слева направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;

3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

  • Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв  в слове и ошибок на уровне предложения.

У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

  • При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

Таким образом, взаимодействие с таким ребенком должно выстраиваться в следующих направлениях:

1. У ребенка-левши (явного или скрытого), в зависимости от степени левшество, на учебный процесс может сильно влиять эмоциональное состояние, поэтому может быть необходима для нормальной учебы именно психокоррекция. То есть с раннего возраста нужно учить ребенка эмоциональной саморегуляции.

2. С ребенком-левшой (и, как это ни странно, явным правшой - когда преобладание правосторонности слишком большое) - нужно заниматься упражнениями на координацию действий правой и левой рук и правой и левой ног. Для этого есть игры разные (упражнения с мячом, плавание). Очень хорошо для этих целей подходят танцы, занятия такими видами спорта, где нужна ритмичная смена рук или ног - например, лыжи, коньки, а также вязание. 

И, в целом, считается, что развитие менее развитой половины мозга через научение делать что-либо обеими руками - полезно для общего развития. Хотя, конечно, такое научение ни в коем случае не должно быть принудительным и быстрым.  Целесообразно заниматься ежедневно хотя бы по 15-20 минут

3. Нужно учить целостному восприятию информации (учебные программы рассчитаны именно на такое восприятие), синтезу информации (так как преобладает склонность к аналитической деятельности в обработке информации).


КОМПЛЕКС ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ И КРЕАТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ-ЛЕВШЕЙ

В наше время, когда ребенок получает огромное количество информации, которая, как правило, имеет символическую форму, когда буквы, цифры, ноты, схемы подавляют образное мышление, почти не оставляют места для живой и спонтанной игры, может произойти ранняя стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому. С этими проблемами прежде всего сталкиваются леворукие дети, у которых доминирует правое полушарие. Как помочь им? Ведь наш обычный, праворукий мир для левшей очень сложен. Им нелегко адаптироваться к нему, но ни дошкольные, ни школьные образовательные учреждения обычно не затрудняют себя индивидуальным подходом, в глубоком смысле этого слова, к левшам, а стремятся «перекроить» их на свой лад. Поверьте, горько и больно видеть детей-левшей, которые в угоду взрослым стараются «быть как все». А зачастую это очень интересные, неординарные дети. Взрослым надо лишь проявить терпение, понять их, и тогда скорей всего мы получим результат, которого даже представить себе не могли.

В помощь воспитателям и родителям И. Кутепова предлагает комплекс коррекционных и креативных игр для детей 3-4 лет, которые можно включать в занятия любой деятельностью, а можно проводить отдельно. Навыки, полученные в ходе предлагаемых игр, надо обязательно закреплять путем повторения, и здесь большую помощь своим детям могут оказать родители: они обращаются к ребенку с просьбой научить их новой игре, ребенок берет на себя роль ведущего и сам контролирует действия «учеников», что способствует развитию у него уверенности.

Комплекс психокоррекционных и креативных игр для младших дошкольников-левшей

1. «Возьми предмет»

Цель. Развивать произвольное внимание, умение различать правую и левую руки.

Ход. Перед ребенком разложены различные игрушки. По команде педагога он берет в правую (левую) руку названный педагогом предмет, называет свое действие.

2. «Возьми шарик»

Цель. Развивать произвольное внимание, моторно-слуховую память, умение различать правую и левую руки.

Ход. Педагог предлагает ребенку взять шарик так, чтобы левая (правая) рука была сверху (снизу) него.

  1. «Накрой ладошкой»

Цель. Развивать умение различать правую и левую руки, моторно-слуховую память.

Ход. На столе перед ребенком лежат картинки. Педагог предлагает ребенку накрыть ладонью правой руки одну картинку, а левой – другую. Ребенок называет то, что лежит у него под правой и левой ладонями.

4. «Наоборот»

Цель. Развивать произвольное внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, совершенствовать умение различать правую и левую части тела.

Ход. Педагог дает какую-либо команду для движения левой или правой части тела, а ребенок выполняет все наоборот. Если ребенок справляется с одной командой, то ему дают две-три команды и следят за последовательным их выполнением.

  1. «Купаем куклу»

Цель. Совершенствовать умение различать правую и левую части тела, развивать умение сосредоточиваться и концентрироваться.

Ход. Педагог предлагает ребенку искупать куклу взять определенный предмет в определенную руку. В ходе игры ребенок словесно проговаривает свои действия.

  1. «Зайчики и лиса»

Цель. Развивать воображение, совершенствовать умение различать направление движения (вправо, влево).

Ход. Используются плоскостной театр, фигурки зайчиков и лисы. Педагог говорит: «Домик стоит на полянке справа, прячьтесь, зайчики, в домик». Дети двигают фигурки зайцев к домику и говорят: «Вправо». Педагог передвигает фигуру лисы и спрашивает: «Куда бежит лиса?» После ответа детей меняет направление расстановки фигур.

  1. «Макни пальчик»

Цель. Совершенствовать умение различать правую и левую руки, учить называть пальцы, развивать воображение, снижать возбужденность детей.

Ход. Ребенку предлагают краски и лист бумаги. Педагог спрашивает, на какой руке есть мизинец, указательный и т.д. Затем предлагает опустить данный палец данной руки в краску и сделать отпечаток на бумаге.

8. «Построй заборчик»

Цель. Снижать возбужденность, развивать умение сосредоточиваться и концентрировать внимание, ориентироваться на плоскости листа.

Ход. Педагог предлагает ребенку лист бумаги, на котором проведена горизонтальная линия. Ребенок должен разложить палочки (спички, карандаши) на линии в заданном педагогом направлении.

9. «Притопы»

Цель. Развивать умение различать правую и левую части тела, способность к сосредоточению моторно-слуховой и пространственной памяти.

Ход. Ребенок выполняет притопы левой или правой ногой в ритм музыки, вначале по показу педагога, затем только по словесному описанию.

10. «Кнопочки»

Цель. Развивать моторно-слуховую память, пространственное восприятие, произвольность, внимание.

Ход. Перед ребенком стоит модель пишущей машинки с разноцветной клавиатурой. Педагог предлагает ему нажать пальцем правой (левой) руки на кнопку определенного цвета и прокомментировать свои действия.
11. «Встань на кубик»

Цель. Отрабатывать умение различать правую и левую части тела, развивать самоконтроль и произвольность движений.

Ход. В зале разложены кубики. Ребенок под музыку шагает по залу, а с прекращением музыки становится на кубик правой или левой ногой в соответствии с командой педагога.

12. «Дружные ножки»

Цель. Отрабатывать умение различать правую и левую части тела.

Ход. Ребенку на одно колено надевают изображение лица мальчика, на другое - лица девочки. Затем он выполняет команды педагога: «Согни коленку мальчика, девочки. Согни левую коленку, правую коленку. Прыгай на левой (правой) ноге» (маски мальчика и девочки можно заменить изображениями животных, птиц и т.д.).

13. «Прыгаем по кочкам»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, моторно-слуховую память, координацию движений.

Ход. Игру можно проводить как на улице, так и в помещении. Для этого на участке, отведенном под игру, имитируют кочки. Ребенок прыгает по ним на указанной педагогом ноге. Можно ввести дополнительные задания: прыжки по кочкам заданной формы (круг, треугольник, квадрат) или заданного цвета.

14. «Прыжки вдоль дорожки»

Цель. Развивать крупную моторику, координацию движений, совершенствовать умение различать левую и правую части тела, произвольное внимание.

Ход. Шнуром или мелом имитируют «дорожку». Ребенок прыгает вдоль нее на правой (левой) ноге в заданном педагогом направлении. Затем перепрыгивает через дорожку то на левой, то на правой ноге. Команды можно усложнить: «Прыгай вдоль дорожки на правой ножке, левую руку положи на пояс, правой делай что хочешь».

15. «Где у тебя...»

Цель. Отрабатывать умение различать правую и левую части тела, соотносить правую и левую стороны на разных предметах.

Ход. Ребенок выполняет команды педагога: «Покажи, где у тебя правый (левый) глаз. Покажи правый (левый) глаз куклы. Посмотри в дырочку правым глазом, закрой левый глаз. Где у тебя правая рука, левая нога, правое ухо, левое плечо» и т.д.

16. «Жмурим глазки»

Цель. Развивать координацию движений правой и левой частей лица, моторно-слуховую память.

Ход. Ребенок делает то, о чем говорит педагог: «Солнышко светит – мы жмурим глаза, то правый, то левый, то оба сразу. Солнышко спряталось за тучку – мы глаза открываем».

17. «Закрой ладошкой»

Цель. Развивать произвольное внимание, отрабатывать умение различать правую и левую части лица, координацию правой и левой руки.

Ход. По предложению педагога ребенок закрывает заданной ладошкой заданный глаз и называет предмет, на который ему показывает педагог. Тот спрашивает: «Какой ладошкой ты закрыл левый (правый) глаз? Какой глаз ты закрыл левой (правой) ладошкой?»

18. «Волшебные очки»

Цель. Продолжать отрабатывать умение различать правую и левую части лица, развивать моторно-слуховую память.

Ход. Ребенку надевают очки без стекол и закрывают один глаз. Педагог спрашивает: «Каким глазом ты видишь? Каким не видишь? Что ты видишь правым глазом, что не видишь?»

19. «Наденем серьгу»

Цель. Продолжать совершенствовать координацию левой и правой частей тела, развивать произвольность внимания, движения, а также самоконтроль и моторно-слуховую память.

Ход. Ребенку предлагают набор бутафорских серег (2-3 пары). Педагог говорит «Надеть серьгу... цвета (формы) на левое (правое) ухо. Расскажи, что ты сделал. Надень одинаковые серьги на оба уха. Надень разные и расскажи, где какая».

20. «Путаница»

Цель. Продолжать совершенствовать координацию левой и правой частей тела, развивать произвольность внимания, движения, а также самоконтроль и моторно-слуховую память.

Ход. Ребенок выполняет команды педагога: «Достань правой (левой) рукой рот, лоб, живот; правые (левые) ухо, глаз, ногу, руку, плечо».

21. «Надень колечко»

Цель. Продолжать совершенствовать координацию левой и правой частей тела, развивать произвольность внимания, движения, а также самоконтроль и моторно-слуховую память.

Ход. Ребенок делает то, о чем говорит педагог: «Покажи правую (левую) руку. Выбери колечко, какое тебе понравилось. Надень его на указательный палец левой руки. Возьми другое колечко и надень его на... палец... руки. Надень на каждый палец по колечку. А теперь будешь снимать кольца с тех пальцев той руки, которые я буду называть».

22. «Разложи рукавички»

Цель. Продолжать совершенствовать координацию левой и правой частей тела, развивать произвольность внимания, движения, а также самоконтроль и моторно-слуховую память и развитие мелкой моторики, зрительного и слухового анализаторов.

Ход. Ребенку дают лист бумаги с изображением контуров рукавичек и два плоскостных шаблона (левая и правая рукавички) с различным рисунком. Предлагают (без применения шаблонов) определить левые и правые рукавички. Если ребенок затрудняется, ему предлагают использовать шаблоны. Затем ребенок раскрашивает контуры рукавичек в соответствии с цветом шаблонов.

23. «Где? Что?»

Цель. Учить определять пространственное расположение предметов по отношению к ребенку, развивать произвольное внимание, дифференциацию «право-лево».

Ход. Педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы: «Скажи, что от тебя справа (слева)? Стань так, чтобы справа от тебя было... а слева... Что будет слева от тебя, если справа находится...?»

24. «Разложи предметы»

Цель. Закреплять умение определять пространственное положение предметов по отношению к самому себе и к другим предметам; развивать произвольное внимание, слуховой анализатор, умение различать «право-лево».

Ход. Ребенку предлагают набор предметов или игрушек (8-10). Он называет их, выкладывает в ряд слева направо, затем перемешивает и выкладывает справа налево. Педагог предлагает разделить все предметы на две группы: одну положить справа от себя, другую слева. «Назови, что находится справа от тебя, что слева. Сделай так, чтобы (называет предмет) был у тебя справа (слева). А теперь расположи предметы в ряд и скажи, что находится справа от (называет предмет) и слева. Положи (называет предмет) справа, слева, между (называет два предмета)».

25. «Выручай»

Цель. Учить классифицировать предметы, различать правую и левую стороны, продолжать развивать произвольное внимание.

Ход. Ребенку предлагают набор игрушек или плоскостных изображений (волк, заяц, коза, морковь, капуста). «Как можно разделить эти предметы на две группы? (Волк, заяц – это животные; капуста, морковь – овощи). Расположи их так, чтобы овощи были справа, а животные слева. (Ребенок выполняет.) Давай представим, что волк может съесть... Кого? Переставь фигурки так, чтобы волк их не съел. Что находится справа (слева)? Теперь заяц и коза могут съесть овощи. Нужно опять переставить фигурки так, чтобы никто никого не съел. Назови, что находится справа (слева)?»

26. «Шары»

Цель. Учить классифицировать предметы, различать правую и левую стороны, продолжать развивать произвольное внимание.

Ход. Ребенку предлагают связку шаров синего и красного цвета на длинных нитях. «Раздели шары так, чтобы красные были слева (справа), а синие – справа (слева). Возьми в правую руку один шар, а в левую остальные. Какого цвета шар в правой руке? Сколько шаров в левой руке? Возьми в левую руку два шара любого цвета, а остальные возьми в правую руку. Какого цвета шары в левой руке? Сколько шаров в правой руке?»

27. «Мостик»

Цель. Учить классифицировать предметы, различать правую и левую стороны, продолжать развивать произвольное внимание.

Ход. У педагога макет речки и моста; у ребенка набор мелких игрушек. Педагог задает ребенку для каждой игрушки направление: левый (правый) берег реки. Предлагает словесно описать свои действия, например: «Я поставил машину на правый берег реки». Поощряет выполнение заданий в быстром темпе.

28. «Сделай, как я»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо».

Ход. У педагога набор из семи пар разных мелких предметов, ширма. Он показывает ребенку предметы и предлагает их назвать, обращая внимание на то, что они парные. Вместе с ребенком делит их поровну. Педагог за ширмой расставляет предметы, а ребенок у себя на столе. Убирает ширму и предлагает ребенку запомнить все предметы в порядке слева направо. Обращает внимание на то, что каждый раз, закрыв ширму, он будет убирать один предмет – ребенок должен убрать у себя такой же. Для проверки правильности действий ребенка педагог поднимает ширму, и ребенок оценивает свой результат.

29. «Весы»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо».

Ход. В игре используют бутафорские или кукольные весы и набор мелких игрушек (можно из киндер-сюрпризов). Ребенок по заданию педагога укладывает игрушки на правую (левую) чаши весов, описывая свои действия и определяя, какая чаша тяжелее. Затем роль педагога передают ребенку, который контролирует выполнение задания взрослым.

30. «Лечим куклу»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо» и развитие умения взаимодействовать в игре с другими участниками (подчиняться и брать на себя роль педагога).

Ход. Педагог и ребенок лечат куклу, обыгрывая ситуацию «врач – медсестра». Обследуют куклу: левый (правый) глаз, ухо, рука, нос, нога и т.д. Лечат вместе, используя набор «Доктор Айболит».

31. «Дорисуй клоуна»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо» и развитие усидчивости.

Ход. Ребенку дают лист бумаги в клетку с незаконченным изображением клоуна и предлагают дорисовать недостающие (слева и справа) детали рисунка, описывая свои действия. Педагог в ходе занятия уточняет у ребенка, каким цветом он раскрасит недостающую деталь на левой (правой) стороне рисунка.

32. «Что получилось?»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо» и развитие координации «глаз – рука».

Ход. У педагога набор карточек с изображением предметов простых форм, выполненных пунктиром (елочка, грибок, домик и т.д.). Ребенок угадывает и называет изображенный предмет. Для подтверждения своего ответа соединяет непрерывной линией пунктир (правой и левой рукой) и называет, что получилось.

33. «Собираем цветы»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо» и развитие навыков письма слева направо.

Ход. У ребенка – картон размером с альбомный лист, покрытый полиэтиленом. На нем (с помощью липкой ленты) приклеены с одной стороны (допустим, слева) фигурки сказочных персонажей, а с другой – контуры различных цветов. С помощью фломастера ребенок проводит горизонтальные линии в направлении слева направо обеими руками (по очереди).

34. «Где спрятался жучок?»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо» и закрепление знаний о цвете, форме, величине.

Ход. Педагог: «Посмотри! У меня игрушечный жучок и большой сундучок с различными коробочками и баночками. Сейчас жучок спрячется в одну из них. Ты постараешься найти его и скажешь, какого цвета коробочка (или баночка), а также назовешь их форму и величину. Старайся, чтобы у тебя работали обе руки». Напоминает ребенку, чтобы он не только открывал, но и закрывал коробочки и баночки.

35. «Листья летят и падают»

Цель. Продолжать развивать произвольное внимание, зрительную память, самоконтроль; закреплять технику выполнения заданий в порядке «слева направо» и развитие умения различать «верх – низ» по отношению к себе.

Ход. Педагог: «Мы сейчас с тобой станем волшебниками и устроим веселый листопад. Давай от листа бумаги отрывать маленькие кусочки – то правой, то левой рукой – и бросать их вверх. Посмотри, как красиво они летят. Попробуй сделать так же. Скажи, куда мы подбрасываем листочек? (Вверх.) А куда он падает? (Вниз.)» Ребенок выполняет движения поочередно правой и левой рукой, комментируя свои действия.

У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА, ИЛИ   КАК ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША

Ребенку-левше труднее обучиться письму и чтению, что вызвано иными, чем у правшей зрительно-пространственным восприятием и зрительно-моторной координацией. К сожалению, научно обоснованных методик обучения письму леворуких детей пока нет. Нередко они начинают писать с правой стороны листа, сравнительно легко освоив устный счет, сталкиваются с трудностями при сложении и умножении в столбик, зеркально отображают некоторые буквы и числа.

Нет аналогичных методик и для уроков труда. А ведь левше значительно труднее пользоваться даже простейшими инструментами, например, ножницами, предназначенными для праворуких людей.


ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственно письмо - новая и трудная для ребенка деятельность - делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путается в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Даже ученики первого класса, стоя лицом к учителю и видя, как он поднимает правую руку, скорее всего поднимут левую. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка просят повернуться спиной к остальным детям и выполнить необходимые действия. К семи годам уже 75 % детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К восьми годам с этой задачей справляются 95 % детей. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

1. Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

2. Поднять то правую руку, то левую, показать предмет левой (правой) рукой, взять предмет правой (левой) рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. Можно предложить и более сложные задания: показать правой рукой левое ухо, правый глаз; показать левой рукой правое ухо, левую ногу и так далее.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу справа (слева) от себя».

Если ребенку трудно выполнить это задание, тогда следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.

2. Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

Сначала необходимо уточнить расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее воспитатель задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».

В дальнейшем ребенок должен выполнять следующие задания по инструкции взрослого: положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.

Затем берутся три предмета. Ребенку предлагается следующее задание: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и так далее.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Детям дошкольного возраста очень нравятся книжки-раскраски. А ведь это самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму. Раскрашивая полюбившиеся картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. Единственное, что хотелось бы посоветовать, пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами, так как последние слишком мягки в рисовании и не требуют приложения даже незначительных усилий.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки (сюжетные картинки, различные орнаменты) на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать и о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Учителя начальной школы с успехом применяют и такой интересный способ развития пальцев руки, как отщипывание. Для этой работы необходим всего лишь лист бумаги, от которого дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Наряду с перечисленными методами можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия совершаются детьми в процессе игры с куклой).

Все эти занятия просты, не требуют специальной подготовки и организации, но являются чрезвычайно эффективными в подготовке руки ребенка к письму.

Оригинальный метод этой работы использует учитель Е. Н. Потапова. Она предлагает одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка знакомить его с образом той или иной буквы, создавая в памяти малыша ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестезические (двигательные) ощущения была впервые предложена М. Монтессори и получила распространение уже в двадцатые годы.

В настоящее время имеются и другие виды работы, которые могут использовать воспитатели детского сада. Рекомендуется наклеить в альбом буквы из бархатной бумаги (красного цвета - гласные, синего - согласные). Кроме наклеенных букв, в специальных кармашках находятся их элементы, сделанные из плотной бумаги. Этот дидактический материал имеется у каждого ребенка.

Воспитатель показывает, как пишется элемент, например, прямая короткая линия. Дети находят этот элемент в кармашках альбома, ставят его на свое наборное полотно. После этого воспитатель дает задание рассмотреть поочередно каждую страницу альбома и найти в буквах тот элемент. Дети обводят каждую букву пальцем, накладывают элемент на такой же элемент в букве и пишут его под этой буквой:

С детьми подготовительных к школе групп можно проводить еще и такие занятия. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.

Например:

1. Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.      

2. Положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.

3. Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую стороны предмета, который лежит на столе. Задание выполняется по следующей инструкции: «Покажи правую, левую сторону книги, тетради; правый, левый край стола, шкафа. Назови, какой это край стола - левый или правый».

4. Определение пространственных соотношений элементов различных графических изображений и букв. Предлагаются следующие задания:

а) найти букву в ряду сходных:

ЛА                    ЛМ             ФД             ЛД         ВР               ВЗ

ЬЫ        ГТ        ВБ        ГБ        ГЕ                КЖ

ЖХ        УХ                  ГП              ИН                   ПН                ИП

ИЦ        ШЩ                     ЦЩ               ОЮ                     СО                  ОР

б) срисовать фигуру или букву после кратковременного показа образца;

в) сложить из палочек (спичек) фигуры (сначала по образцу, затем по памяти):

г) сконструировать буквы печатного шрифта из предъявленных элементов букв: В, Ы, П, Г, Ш. Даются следующие элементы печатных букв:

д) найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых соответствует предъявляемому:

е) показать правильно изображенную букву среди пар букв:

ж) дополнить недостающий элемент фигуры при наличии образца;

з) добавить недостающий элемент фигуры по представлению;

и) дополнить недостающий элемент в букве, например:

И в заключение разговора о подготовке детей к школе хотелось бы предостеречь родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление, не оставляют места для живой и спонтанной детской игры. Детская непосредственность, интерес к живой природе подменяется абстрактным, отвлеченным.


СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

  1. Макарьев И. Если Ваш ребенок - левша. СПб.: Лань, 1995.
  2. Корнев А.И. Нарушения чтения письма у детей (Диагностика, коррекция, предупреждение). СПб.: МиМ,1997.

3.Семенович А.В. "Эти невероятные левши" М. 2005.

4. Шелопухо Ольга  "Если Ваш ребенок левша" СПб. 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Легко ли быть левшой в праворуком мире". Презентация.

Данная презентация может быть использована на классном часе или на родительском собрании и поможет больше узнать о незнакомом многим мире левшей....

Лекция для родителей "Леворукий ребёнок в праворуком мире"

Данная лекция освещает проблемы леворуких детей...

Леворукий ребёнок в праворуком мире

Этот материал будет полезен для родителей и для педагогов, работающих с леворукими детьми....

леворукий ребенок в праворуком мире

информация для родителей...

Леворукий ребенок в праворуком мире

Адаптация и причины леворукости...

Леворукий ребенок в праворуком мире.

Происхождение леворукости....

Леворукий ребенок в праворуком мире

О леворуких мы знаем много и... почти ничего...