Программа "Я-кадет"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности социально-педагогического направления "Я-кадет".Программы соответствуют ФГОС начального образования, отражают целевые установки и подходы УМК «Школа ХХ1 века», учитывают специфику работы кадетской школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-kadet.docx | 78.58 КБ |
programma_ya-kadet.docx | 78.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Я-кадет».
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе начального общего образования.Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочнойдеятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же на самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.Задачи духовно-нравственного развития учащихся, воспитания у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, патриотизма и гражданских качеств в связи со спецификой кадетской школы в МБОУ «СОКШ «4» являются одними из основных. В нашей школе эти задачи реализуются не только через процесс изучения учебных предметов, что отражено в рабочих программах курсов, но и через программы внеурочной деятельности «Я – кадет», «В мире книг», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», «Хоровое пение», «Хореография», «Мой край».
Внеурочная деятельность позволяет реализовывать следующие педагогические задачи:
- создание условий для самореализации и социализации младшего школьника обучающихся,
- освоение навыков творческой деятельности путем организации активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива,
- закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
- сохранение здоровья школьника через оптимизацию учебной нагрузки учащихся.
Кроме того, я считаю, что внеурочная деятельность позволяет мне создать условия для развития личности школьника через духовно-нравственное и патриотическое воспитания обучающихся.
В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся основ правовой культуры, подчеркивается важность воспитания нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Я-кадет».
Программа внеурочной деятельности «Я-кадет»
Образовательная программа курса «Я-кадет» для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».
Программа создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает планируемые результаты обученияпо предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и «Литературное чтение».Программа курса «Я-кадет» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет.
Рабочая программа направлена наразвитие у подрастающего поколения чувство преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.
Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4»
( с учётом специфики курса «Я-кадет»)
- Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки;
- Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка;
Роль курса «Я-кадет» в достижении планируемых результатов.
Личностные результаты:
●сформированность ценностного взгляда на окружающий мир
● понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувства гордости за национальные достижения;
● уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, толерантность к людям
● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД - способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Регулятивные УУД - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
Коммуникативные УУД - способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Предметные результаты:
- формирование личностных представлений об основахгражданственности патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4»
Содержание программы внеурочной деятельности «Я-кадет» отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.
Общая характеристика содержания курса «Я-кадет»
Курс «Я-кадет» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и «Литературное чтение» и является интегрированным, включает сведения из таких областей, как география, история, обществознание, литературное чтение, краеведение. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.
При изучении тем из разделов «История образования и развития кадетских корпусов в России», «Политический вестник», «Азбука общения» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения учащихся, развития духовно- нравственного мира третьеклассников, военно-патриотического воспитания кадет на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове иНахимове», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте
Курс «Я-кадет» ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно- ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.
Вреализации данной дополнительной образовательной программы «Я-кадет» участвуют младшие школьники в возрасте 9-10 лет. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я». В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.
Данный курс предусматривает привлечение социальных партнеров в лице таких учреждений, как городской краеведческий «Музей реки Оби», «Клуб фронтовых друзей», общественная организация «Общество старожилов города Нефтеюганска», ДОСААФ России ХМАО-Югры, 54 пожарная часть «6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре», ГМБУК «Городская библиотека», учреждения культуры города (кукольный театр «Волшебная флейта», МЦ «Юность»,КЦ «Обь», «Метаморфоза»).
Цель курса «Я -кадет»- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
- Подготовка младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
- Формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества.
- Знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства.
Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника –кадета
Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
- Технология проектной деятельности;
- ИКТ-технологии.
- Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
- Экскурсии, музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
- Виртуальные читательские конференции, виртуальные экскурсии, интернет-форумы, дистанционные турниры знаний (педагогический проект педагогов школы «Формирование основ сетевой культуры, информационной и коммуникативной компетентности младших школьников»).
- интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные проекты.
- Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования: акция «Рассвет Победы», «Посвящение в кадеты», «Забота».
Ценностные ориентиры содержания занятий
Программа курса «Я-кадет» рассчитана на привитие подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели)
Содержание программы учебного предмета
- Раздел «История кадетского движения».
Программа «Я-кадет» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию кадета, как личности и гражданина.
В результате воспитательной деятельности по данному направлению воспитанники должны:
знать:
- историю, традиции и обычаи своего народа;
- историю кадетского движения России, известных кадет;
- государственную символику (флаг, герб, гимн);
- свою малую Родину, родной язык, обычаи, общественные праздники;
- историю своей семьи, роль семьи в истории Родины.
уметь:
- вести себя в общественных местах,
- уважительно относиться к другим, соблюдать верность данному слову точность выполнения своих обещаний и обязанностей;
- бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму одежды, всегда быть опрятным;
- быть вежливым и аккуратным;
- проявлять инициативу в общественной жизни школы и класса;
- проявлять самостоятельность, ответственность, выполнять порученную работу с хорошим качеством.
- Раздел «Азбука нравственности».
«Азбука нравственности» - вводная часть нравственного просвещения
воспитанников на уровне формирования первичных представлений
о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло».
В результате воспитательной деятельности по данному направлению кадеты должны:
знать:
- нравственные и эстетические понятия, правила и нормы воспитанного человека;
- критерии оценки воспитанного поведения человека, уважительного и доброжелательного отношения к людям;
- правила поведения человека в общественных местах.
- уметь:
- совершать поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами;
- уважать людей и себя, любить своих близких;
- давать правильную оценку своим поступкам;
- отличать «добро от зла», «правду от лжи»;
- ценить традиции и культуру человечества.
Использование современных оценочных средств.
Программа «Я-кадет» предусматривает использование современных оценочных средств. В качестве изучения результативности программы нами используются следующие методы диагностики результатов:
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- самооценка учащихся;
- анализ продуктов творческой деятельности;
- создание специальных ситуаций (событийных мероприятий).
Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;
Личностные результаты учащихся на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом различного рода неперсонифицированных мониторинговых исследований (анкетирование, диагностика, наблюдение).
Календарно-тематическое планирование(планирование представлено частично; полный вариант http://nsportal.ru
Дата | Тема | Содержание | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
05.09 | «Почему я решил стать кадетом?»
| Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе | Сотрудничает в совместном решении проблемы. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
12.09 | Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета. | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ. | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
19.09 | «В тебе взрослеет гражданин» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Различает основные нравственно-этические понятия. |
26.09 | «Умей носить кадетскую форму». | Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму одежды, всегда быть опрятным | Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения | Различает основные нравственно-этические понятия. |
03.10 | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В рамках материально-технического обеспечения имеется оборудованный учебный кабинет ОБЖ, спортивные плоскостные сооружения (спортивный зал, стадион), спортивное оборудование, актовый зал для занятий хореографией, хоровыми занятиями, шахматами.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Принтер.
Современные учебные материалы:
- Электронные книги–ридеры(Reader)
- кейс-технологии ( с печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)
- on-line и off-line тесты;
- электронные учебники
Список источников
1.Конституция РФ;
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.От 10.07.2012г);
3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; ( в редакции от 03.12.2011 №478-ФЗ);
4.Конвеция ООН о правах ребенка;
5.Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.);
6.Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы ( в ред. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2010 года № 247-п);
7. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года;
8.И.С.Хомякова, В.И.Петрова «Этика: азбука добра». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя-М: Просвещение, 2011
10.Е.В.Михайлова Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности»- М. Экон-Информ, 2011
11. А.А Друкарев«О патриотическом воспитании в кадетских корпусах». М.: 2011 г.
12. О.Г Дробницкий Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; Институт философии. – М.: Наука, 2011. – 333 с.
13. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганска.
______________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_______________20__ г.
Содержание программы « Я-кадет»
3 класс:
Курс «Я кадет» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:
- «Я - кадет».
- Азбука нравственности кадета .
- Правила общения.
- Политические вестники .
№ | Тема | Содержание | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
1. | «Почему я решил стать кадетом?» | Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе | Сотрудничает в совместном решении проблемы. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
2. | Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета. | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ, государственные праздники | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
3. | «В тебе взрослеет гражданин» | Знает основные права и обязанности гражданина | Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Знает основные моральные нормы |
4. | «Умей носить кадетскую форму». | Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму одежды, всегда быть опрятным | Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения | Различает основные нравственно-этические понятия. |
5. | Политический вестник | Испытывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважает ее историю. | Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре. |
6. | История образования и развития кадетских корпусов в России. | Знать историю, традиции и обычаи своего народа;историю кадетского движения России, известных кадет. | Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. | Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
7. | Развитие кадетских корпусов в современной России. | Знать историю кадетского движения России, известных кадет. | Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. | Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
8. | «Секрет успеха публичного выступления» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки . | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности. |
9. | Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей, посещение выставки «История школы в лицах и предметах» | Встреча с ветеранами города. Формирование образа себя как носителя культуры своего народа. | Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
10. | «Учись отстаивать свою точку зрения» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Адекватно и критично оценивает свои достижения и личностные качества | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
11. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
12. | «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Уважительно относиться к другим, соблюдает верность данному слову, точность выполнения своих обещаний и обязанностей | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Обнаруживает и устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе |
13. | Умение владеть собой. | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Испытывает самоуважение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
14. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса |
| Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре. |
15. | Что такое милосердие? | даДает правильную оценку своим поступкам; отличает «добро от зла», «правду от лжи» | Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо -к любым видам насилия. | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позицию собеседников | Владеет представлениями о таких понятиях, как добро и зло, милосердие. |
16. | «Чужого горя не бывает» | ДаДает правильную оценку своим поступкам: сопережинию,отзывчивости | Проявляет доверие, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Умеет слушать одноклассников и учителя,дискутировать с ними об их поступках,грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позициюсобеседников | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
17. | Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков» | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Сравнивает разные точки зрения. Считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Владеет представлениями о первоначальныхэтических нормах,понятиях о добре и зле, нравственности |
18. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Испытывает чувство сопричастности своей Родине, народу и гордости за них | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
19. | Честность слов и поступков. | Характеризовать нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом) | Следует моральным нормам и гордится этим, испытывая чувство стыда и вины при их нарушении. | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
20. | «Один раз обманешь, другой раз не поверят» | Формирование нравственных ценностей кадет, основанных на способности к сопереживанию, состраданию |
| Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
21. | Держи свое слово | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
22. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
23. | О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… | Объясняет такие понятия, как высокомерие, корысть, тщеславие | Знает основные моральные нормы (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) | Оценивает весомость приводимых доказательств и рассуждений | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
24. | «Кадеты нашей школы». Встреча с выпускниками кадетских классов | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет мотивировать свои действия; правилами поведения, проявляет в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
25. | «Учись преодолевать свои недостатки» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет слушать и слышать других, признает право каждого на собственное мнение и принимает решения с учетом позиций всех участников | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности. |
26. | «Дорога к победе над собой» | Характеризовать нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом) | Использует готовность к самостоятельным поступкам, действиям в достижении целей, готовности к преодолению трудностей | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности. |
27. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
28. | Забота о старших – норма жизни кадета. | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Уважительно относится к своей стране, к родному краю, своей семье, близким. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
29. | Мини-проект «Подарок ветерану» | Осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет. Высказывать предположения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности. |
30. | «Ветеран живет рядом» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Использует информацию для решения учебных и практических задач | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности. |
31. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
32. | Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета». | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности. |
33. | Дисциплина и дисциплинированность кадета. | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет нести ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя |
34. | Викторина «Азбука нравственности» | Формирование нравственных ценностей кадет, | Принимает нормы нравственного поведения в обществе | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Я-кадет».
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе начального общего образования.Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочнойдеятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же на самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.Задачи духовно-нравственного развития учащихся, воспитания у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, патриотизма и гражданских качеств в связи со спецификой кадетской школы в МБОУ «СОКШ «4» являются одними из основных. В нашей школе эти задачи реализуются не только через процесс изучения учебных предметов, что отражено в рабочих программах курсов, но и через программы внеурочной деятельности «Я – кадет», «В мире книг», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», «Хоровое пение», «Хореография», «Мой край».
Внеурочная деятельность позволяет реализовывать следующие педагогические задачи:
- создание условий для самореализации и социализации младшего школьника обучающихся,
- освоение навыков творческой деятельности путем организации активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива,
- закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
- сохранение здоровья школьника через оптимизацию учебной нагрузки учащихся.
Кроме того, я считаю, что внеурочная деятельность позволяет мне создать условия для развития личности школьника через духовно-нравственное и патриотическое воспитания обучающихся.
В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся основ правовой культуры, подчеркивается важность воспитания нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Я-кадет».
Программа внеурочной деятельности «Я-кадет»
Образовательная программа курса «Я-кадет» для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».
Программа создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает планируемые результаты обученияпо предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и «Литературное чтение».Программа курса «Я-кадет» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет.
Рабочая программа направлена наразвитие у подрастающего поколения чувство преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.
Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4»
( с учётом специфики курса «Я-кадет»)
- Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки;
- Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка;
Роль курса «Я-кадет» в достижении планируемых результатов.
Личностные результаты:
●сформированность ценностного взгляда на окружающий мир
● понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувства гордости за национальные достижения;
● уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, толерантность к людям
● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД - способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Регулятивные УУД - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
Коммуникативные УУД - способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Предметные результаты:
- формирование личностных представлений об основахгражданственности патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4»
Содержание программы внеурочной деятельности «Я-кадет» отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.
Общая характеристика содержания курса «Я-кадет»
Курс «Я-кадет» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и «Литературное чтение» и является интегрированным, включает сведения из таких областей, как география, история, обществознание, литературное чтение, краеведение. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.
При изучении тем из разделов «История образования и развития кадетских корпусов в России», «Политический вестник», «Азбука общения» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения учащихся, развития духовно- нравственного мира третьеклассников, военно-патриотического воспитания кадет на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове иНахимове», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте
Курс «Я-кадет» ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно- ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.
Вреализации данной дополнительной образовательной программы «Я-кадет» участвуют младшие школьники в возрасте 9-10 лет. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я». В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.
Данный курс предусматривает привлечение социальных партнеров в лице таких учреждений, как городской краеведческий «Музей реки Оби», «Клуб фронтовых друзей», общественная организация «Общество старожилов города Нефтеюганска», ДОСААФ России ХМАО-Югры, 54 пожарная часть «6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре», ГМБУК «Городская библиотека», учреждения культуры города (кукольный театр «Волшебная флейта», МЦ «Юность»,КЦ «Обь», «Метаморфоза»).
Цель курса «Я -кадет»- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
- Подготовка младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
- Формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества.
- Знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства.
Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника –кадета
Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
- Технология проектной деятельности;
- ИКТ-технологии.
- Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
- Экскурсии, музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
- Виртуальные читательские конференции, виртуальные экскурсии, интернет-форумы, дистанционные турниры знаний (педагогический проект педагогов школы «Формирование основ сетевой культуры, информационной и коммуникативной компетентности младших школьников»).
- интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные проекты.
- Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования: акция «Рассвет Победы», «Посвящение в кадеты», «Забота».
Ценностные ориентиры содержания занятий
Программа курса «Я-кадет» рассчитана на привитие подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели)
Содержание программы учебного предмета
- Раздел «История кадетского движения».
Программа «Я-кадет» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию кадета, как личности и гражданина.
В результате воспитательной деятельности по данному направлению воспитанники должны:
знать:
- историю, традиции и обычаи своего народа;
- историю кадетского движения России, известных кадет;
- государственную символику (флаг, герб, гимн);
- свою малую Родину, родной язык, обычаи, общественные праздники;
- историю своей семьи, роль семьи в истории Родины.
уметь:
- вести себя в общественных местах,
- уважительно относиться к другим, соблюдать верность данному слову точность выполнения своих обещаний и обязанностей;
- бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму одежды, всегда быть опрятным;
- быть вежливым и аккуратным;
- проявлять инициативу в общественной жизни школы и класса;
- проявлять самостоятельность, ответственность, выполнять порученную работу с хорошим качеством.
- Раздел «Азбука нравственности».
«Азбука нравственности» - вводная часть нравственного просвещения
воспитанников на уровне формирования первичных представлений
о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло».
В результате воспитательной деятельности по данному направлению кадеты должны:
знать:
- нравственные и эстетические понятия, правила и нормы воспитанного человека;
- критерии оценки воспитанного поведения человека, уважительного и доброжелательного отношения к людям;
- правила поведения человека в общественных местах.
- уметь:
- совершать поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами;
- уважать людей и себя, любить своих близких;
- давать правильную оценку своим поступкам;
- отличать «добро от зла», «правду от лжи»;
- ценить традиции и культуру человечества.
Использование современных оценочных средств.
Программа «Я-кадет» предусматривает использование современных оценочных средств. В качестве изучения результативности программы нами используются следующие методы диагностики результатов:
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- самооценка учащихся;
- анализ продуктов творческой деятельности;
- создание специальных ситуаций (событийных мероприятий).
Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;
Личностные результаты учащихся на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом различного рода неперсонифицированных мониторинговых исследований (анкетирование, диагностика, наблюдение).
Календарно-тематическое планирование(планирование представлено частично; полный вариант http://nsportal.ru
Дата | Тема | Содержание | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
05.09 | «Почему я решил стать кадетом?»
| Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе | Сотрудничает в совместном решении проблемы. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
12.09 | Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета. | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ. | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
19.09 | «В тебе взрослеет гражданин» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Различает основные нравственно-этические понятия. |
26.09 | «Умей носить кадетскую форму». | Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму одежды, всегда быть опрятным | Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения | Различает основные нравственно-этические понятия. |
03.10 | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В рамках материально-технического обеспечения имеется оборудованный учебный кабинет ОБЖ, спортивные плоскостные сооружения (спортивный зал, стадион), спортивное оборудование, актовый зал для занятий хореографией, хоровыми занятиями, шахматами.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Принтер.
Современные учебные материалы:
- Электронные книги–ридеры(Reader)
- кейс-технологии ( с печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)
- on-line и off-line тесты;
- электронные учебники
Список источников
1.Конституция РФ;
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.От 10.07.2012г);
3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; ( в редакции от 03.12.2011 №478-ФЗ);
4.Конвеция ООН о правах ребенка;
5.Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.);
6.Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы ( в ред. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2010 года № 247-п);
7. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года;
8.И.С.Хомякова, В.И.Петрова «Этика: азбука добра». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя-М: Просвещение, 2011
10.Е.В.Михайлова Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности»- М. Экон-Информ, 2011
11. А.А Друкарев«О патриотическом воспитании в кадетских корпусах». М.: 2011 г.
12. О.Г Дробницкий Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; Институт философии. – М.: Наука, 2011. – 333 с.
13. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганска.
______________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_______________20__ г.
Содержание программы « Я-кадет»
3 класс:
Курс «Я кадет» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:
- «Я - кадет».
- Азбука нравственности кадета .
- Правила общения.
- Политические вестники .
№ | Тема | Содержание | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
1. | «Почему я решил стать кадетом?» | Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе | Сотрудничает в совместном решении проблемы. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
2. | Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета. | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ, государственные праздники | Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
3. | «В тебе взрослеет гражданин» | Знает основные права и обязанности гражданина | Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Знает основные моральные нормы |
4. | «Умей носить кадетскую форму». | Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму одежды, всегда быть опрятным | Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения | Различает основные нравственно-этические понятия. |
5. | Политический вестник | Испытывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважает ее историю. | Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре. |
6. | История образования и развития кадетских корпусов в России. | Знать историю, традиции и обычаи своего народа;историю кадетского движения России, известных кадет. | Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. | Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
7. | Развитие кадетских корпусов в современной России. | Знать историю кадетского движения России, известных кадет. | Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. | Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно |
8. | «Секрет успеха публичного выступления» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки . | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности. |
9. | Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей, посещение выставки «История школы в лицах и предметах» | Встреча с ветеранами города. Формирование образа себя как носителя культуры своего народа. | Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
10. | «Учись отстаивать свою точку зрения» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Адекватно и критично оценивает свои достижения и личностные качества | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
11. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
12. | «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Уважительно относиться к другим, соблюдает верность данному слову, точность выполнения своих обещаний и обязанностей | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Обнаруживает и устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе |
13. | Умение владеть собой. | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Испытывает самоуважение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
14. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса |
| Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре. |
15. | Что такое милосердие? | даДает правильную оценку своим поступкам; отличает «добро от зла», «правду от лжи» | Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо -к любым видам насилия. | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позицию собеседников | Владеет представлениями о таких понятиях, как добро и зло, милосердие. |
16. | «Чужого горя не бывает» | ДаДает правильную оценку своим поступкам: сопережинию,отзывчивости | Проявляет доверие, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Умеет слушать одноклассников и учителя,дискутировать с ними об их поступках,грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позициюсобеседников | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
17. | Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков» | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Сравнивает разные точки зрения. Считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Владеет представлениями о первоначальныхэтических нормах,понятиях о добре и зле, нравственности |
18. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Испытывает чувство сопричастности своей Родине, народу и гордости за них | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
19. | Честность слов и поступков. | Характеризовать нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом) | Следует моральным нормам и гордится этим, испытывая чувство стыда и вины при их нарушении. | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
20. | «Один раз обманешь, другой раз не поверят» | Формирование нравственных ценностей кадет, основанных на способности к сопереживанию, состраданию |
| Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
21. | Держи свое слово | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
22. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
23. | О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… | Объясняет такие понятия, как высокомерие, корысть, тщеславие | Знает основные моральные нормы (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) | Оценивает весомость приводимых доказательств и рассуждений | Участвует в обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков |
24. | «Кадеты нашей школы». Встреча с выпускниками кадетских классов | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет мотивировать свои действия; правилами поведения, проявляет в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
25. | «Учись преодолевать свои недостатки» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет слушать и слышать других, признает право каждого на собственное мнение и принимает решения с учетом позиций всех участников | Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности. |
26. | «Дорога к победе над собой» | Характеризовать нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом) | Использует готовность к самостоятельным поступкам, действиям в достижении целей, готовности к преодолению трудностей | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности. |
27. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
28. | Забота о старших – норма жизни кадета. | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Уважительно относится к своей стране, к родному краю, своей семье, близким. | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. |
29. | Мини-проект «Подарок ветерану» | Осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет. Высказывать предположения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства) | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности. |
30. | «Ветеран живет рядом» | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Использует информацию для решения учебных и практических задач | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности. |
31. | Политический вестник | Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах | Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации |
32. | Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета». | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности. |
33. | Дисциплина и дисциплинированность кадета. | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ. | Умеет нести ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми | Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения | Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя |
34. | Викторина «Азбука нравственности» | Формирование нравственных ценностей кадет, | Принимает нормы нравственного поведения в обществе | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. |