Программа "Я-кадет"
рабочая программа (3 класс) по теме

Алейникова Татьяна Геннадьевна

Программа  внеурочной деятельности социально-педагогического направления "Я-кадет".Программы соответствуют  ФГОС начального образования, отражают целевые установки и подходы УМК «Школа ХХ1 века», учитывают специфику работы кадетской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya-kadet.docx78.58 КБ
Файл programma_ya-kadet.docx78.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Программа внеурочной деятельности «Я-кадет».        

        Пояснительная записка        

Внеурочная  деятельность  в рамках реализации ФГОС НОО – это   образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе  начального общего образования.Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочнойдеятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же на самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.Задачи духовно-нравственного развития учащихся, воспитания у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, патриотизма и гражданских качеств в связи со спецификой кадетской школы в МБОУ «СОКШ «4» являются одними из основных. В нашей школе эти задачи реализуются не только через процесс изучения учебных предметов, что отражено в рабочих программах курсов, но и через программы внеурочной деятельности   «Я – кадет», «В мире книг», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», «Хоровое пение», «Хореография», «Мой край».

Внеурочная деятельность позволяет реализовывать следующие педагогические задачи:

  • создание условий для самореализации  и социализации младшего школьника обучающихся,
  • освоение навыков творческой деятельности путем организации активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива,
  • закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
  • сохранение   здоровья школьника через оптимизацию учебной нагрузки учащихся.

Кроме того, я считаю, что внеурочная деятельность позволяет мне создать условия для развития личности школьника через духовно-нравственное и патриотическое воспитания  обучающихся.

В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся основ правовой культуры, подчеркивается важность воспитания нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников  «Я-кадет».

Программа внеурочной деятельности «Я-кадет»

Образовательная программа курса «Я-кадет» для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного   образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».

Программа создана  на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает планируемые результаты обученияпо предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и  «Литературное чтение».Программа курса «Я-кадет» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания  кадет.

Рабочая программа направлена наразвитие у   подрастающего поколения чувство преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4»

( с учётом специфики курса «Я-кадет»)

  1. Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки;
  2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
  3. Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого  ребенка;

Роль курса «Я-кадет» в достижении планируемых результатов.

Личностные результаты:

●сформированность ценностного взгляда на окружающий мир

● понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувства гордости за национальные достижения;

● уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, толерантность к людям

● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД -  способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Регулятивные УУД -  владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),

Коммуникативные  УУД  -  способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Предметные результаты:

  • формирование личностных представлений об основахгражданственности патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4»

Содержание программы внеурочной деятельности «Я-кадет» отвечает миссии МБОУ «СОКШ  №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

Общая характеристика содержания курса «Я-кадет»

Курс «Я-кадет» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и «Литературное чтение» и является интегрированным, включает сведения из таких областей, как география, история, обществознание, литературное чтение, краеведение. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.

При изучении тем из разделов «История образования и развития кадетских корпусов в России», «Политический вестник», «Азбука общения» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения учащихся, развития духовно- нравственного мира третьеклассников, военно-патриотического воспитания кадет на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове иНахимове», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте

Курс «Я-кадет» ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно- ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся  личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект  детей и эмоциональное   восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Вреализации данной дополнительной образовательной программы «Я-кадет» участвуют младшие школьники в возрасте 9-10 лет. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я». В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.

Данный курс предусматривает привлечение социальных партнеров в лице таких учреждений, как городской краеведческий «Музей реки Оби»,  «Клуб фронтовых друзей», общественная организация «Общество старожилов города Нефтеюганска», ДОСААФ России ХМАО-Югры, 54 пожарная часть «6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре», ГМБУК «Городская библиотека», учреждения культуры города (кукольный театр «Волшебная флейта», МЦ «Юность»,КЦ «Обь», «Метаморфоза»).

Цель курса «Я -кадет»- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания  младших школьников.

Задачи:

  • Подготовка  младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
  • Формирование личности  кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества.
  • Знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства.

Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения  воспитанника –кадета

Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
  • Технология проектной деятельности;
  • ИКТ-технологии.
  • Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
  • Экскурсии, музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
  • Виртуальные читательские конференции, виртуальные экскурсии, интернет-форумы, дистанционные турниры знаний (педагогический проект педагогов школы «Формирование основ сетевой культуры, информационной и коммуникативной компетентности младших школьников»).
  • интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные проекты.
  • Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования: акция «Рассвет Победы», «Посвящение в кадеты», «Забота».

                

Ценностные ориентиры содержания  занятий

Программа курса «Я-кадет» рассчитана на  привитие  подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.  Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

Описание места учебного  курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели)

Содержание программы учебного предмета

  1. Раздел «История кадетского движения».

Программа «Я-кадет» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

В результате воспитательной деятельности по данному направлению  воспитанники должны:

знать:

  • историю, традиции и обычаи своего народа;
  • историю кадетского движения России, известных кадет;
  • государственную символику (флаг, герб, гимн);
  • свою малую  Родину, родной язык, обычаи, общественные праздники;
  • историю своей семьи, роль семьи в истории Родины.

уметь:

  • вести себя в общественных местах,
  • уважительно относиться к другим, соблюдать верность данному слову точность выполнения своих обещаний и обязанностей;
  • бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму  одежды, всегда быть опрятным;
  • быть вежливым и аккуратным;
  • проявлять инициативу в общественной жизни школы  и класса;
  • проявлять самостоятельность, ответственность, выполнять порученную работу с хорошим качеством.
  1. Раздел «Азбука нравственности».

«Азбука нравственности» - вводная часть нравственного просвещения

воспитанников на уровне формирования первичных представлений

о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло».

В результате воспитательной деятельности по данному направлению кадеты должны:

знать:

  • нравственные и эстетические понятия, правила и нормы воспитанного человека;
  • критерии оценки воспитанного поведения человека, уважительного и  доброжелательного отношения к людям;
  • правила поведения человека в общественных местах.
  • уметь:
  • совершать поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами;
  • уважать людей и себя, любить своих близких;
  • давать правильную оценку своим  поступкам;
  • отличать «добро от зла», «правду от лжи»;
  • ценить традиции и культуру человечества.  

Использование современных оценочных средств.

Программа «Я-кадет» предусматривает использование современных оценочных средств. В качестве изучения результативности программы нами используются следующие методы диагностики результатов:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • самооценка учащихся;
  • анализ продуктов творческой деятельности;
  • создание специальных ситуаций (событийных мероприятий).

Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;

Личностные результаты учащихся на ступени начального общего образования  в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом различного рода  неперсонифицированных  мониторинговых исследований (анкетирование, диагностика, наблюдение).

Календарно-тематическое планирование(планирование представлено частично; полный вариант http://nsportal.ru

Дата

Тема

Содержание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

05.09

«Почему я решил стать кадетом?»

        

Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе

Сотрудничает в совместном решении проблемы.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

12.09

Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета.

Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ.

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

19.09

«В тебе взрослеет гражданин»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Различает основные нравственно-этические понятия.

26.09

«Умей носить кадетскую форму».

Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму  одежды, всегда быть опрятным

Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика

Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе  его выполнения

Различает основные нравственно-этические понятия.

03.10

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре.

Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса.

В рамках материально-технического обеспечения имеется оборудованный учебный кабинет ОБЖ, спортивные плоскостные сооружения (спортивный зал, стадион), спортивное оборудование, актовый зал для занятий хореографией, хоровыми занятиями, шахматами.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Принтер.

Современные учебные материалы:

  • Электронные книги–ридеры(Reader)
  • кейс-технологии  ( с печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)
  • on-line и off-line тесты;
  • электронные учебники

Список источников

1.Конституция РФ;

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992  № 3266-1 (ред.От 10.07.2012г);

3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; ( в редакции от 03.12.2011 №478-ФЗ);

4.Конвеция ООН о правах ребенка;

5.Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.);

6.Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы ( в ред. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2010 года № 247-п);

7. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года;

8.И.С.Хомякова, В.И.Петрова «Этика: азбука добра». Издательский  центр «Вентана-Граф», 2011

9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов  Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя-М: Просвещение, 2011

10.Е.В.Михайлова Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности»- М. Экон-Информ, 2011

11. А.А Друкарев«О патриотическом воспитании в кадетских корпусах». М.: 2011 г.

12. О.Г Дробницкий Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; Институт философии. – М.: Наука, 2011. – 333 с.

13. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганска.

______________                                        ____________________________

подпись                                                расшифровка  подписи

                                                        «_____»_______________20__ г.


Содержание  программы « Я-кадет»

3 класс:

Курс «Я кадет» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. «Я -  кадет».
  2. Азбука нравственности кадета .
  3.  Правила общения.
  4. Политические вестники .

Тема

Содержание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.

«Почему я решил стать кадетом?»

Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе

Сотрудничает в совместном решении проблемы.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

2.

Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета.

Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ, государственные праздники

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

3.

«В тебе взрослеет гражданин»

Знает основные права и обязанности гражданина

Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Знает основные моральные нормы

4.

«Умей носить кадетскую форму».

Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму  одежды, всегда быть опрятным

Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика

Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе  его выполнения

Различает основные нравственно-этические понятия.

5.

Политический вестник

Испытывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважает ее историю.

Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре.

6.

История образования и развития кадетских корпусов в России.

Знать историю, традиции и обычаи своего народа;историю кадетского движения России, известных кадет.

Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме.

Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

7.

Развитие кадетских корпусов в современной России.

Знать историю кадетского движения России, известных кадет.

Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме.

Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

8.

«Секрет успеха публичного выступления»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля  и самооценки .

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности.

9.

Экскурсия  в школьный историко-краеведческий  музей, посещение выставки «История школы в лицах и предметах»

Встреча с ветеранами города.  Формирование образа себя как носителя культуры своего народа.

Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному  критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

10.

«Учись отстаивать свою точку зрения»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Адекватно и критично оценивает свои достижения и личностные качества

Ставит учебную задачу  и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

11.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

12.

«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Уважительно относиться к другим, соблюдает верность данному слову, точность выполнения своих обещаний и обязанностей

Ставит учебную задачу  и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Обнаруживает  и устанавливает  элементарные связи и зависимости в обществе

13.

Умение владеть собой.

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Испытывает самоуважение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

14.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

  • Понимает ценность своей страны, уважительно относится к культуре других народов.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре.

15.

Что такое

милосердие?

даДает правильную оценку своим  поступкам; отличает «добро от зла», «правду от лжи»

Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо -к любым видам насилия.

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позицию собеседников

Владеет представлениями о таких понятиях, как добро и зло, милосердие.

16.

«Чужого горя не бывает»

ДаДает правильную оценку своим поступкам: сопережинию,отзывчивости

Проявляет доверие, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Умеет слушать одноклассников и учителя,дискутировать с ними  об их поступках,грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позициюсобеседников

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

17.

Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков»

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Сравнивает разные точки зрения. Считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Владеет представлениями о  первоначальныхэтических нормах,понятиях о добре и зле, нравственности

18.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Испытывает чувство сопричастности своей Родине, народу и гордости за них

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

19.

Честность слов и поступков.

Характеризовать   нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом)

Следует  моральным нормам и гордится этим, испытывая чувство стыда и вины при их нарушении.

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

20.

«Один раз обманешь, другой раз не поверят»

Формирование нравственных ценностей кадет, основанных на способности к сопереживанию, состраданию

  • Умеет встать на место другого человека, объективно оцениваетчужое и свое поведение, признает право другого на мнение, поведение, оценки.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

21.

Держи свое слово

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

22.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

23.

О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие…

Объясняет такие понятия, как высокомерие, корысть, тщеславие

Знает  основные моральные нормы (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)

Оценивает весомость приводимых доказательств и рассуждений

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

24.

«Кадеты нашей школы». Встреча с выпускниками кадетских классов

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет мотивировать свои действия; правилами поведения, проявляет в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

25.

«Учись преодолевать свои недостатки»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет слушать и слышать других, признает право каждого на собственное мнение и принимает решения с учетом позиций всех участников

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности.

26.

«Дорога к победе над собой»

Характеризовать   нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом)

Использует готовность к самостоятельным поступкам, действиям в достижении целей, готовности к преодолению трудностей

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности.

27.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

28.

Забота о старших – норма жизни кадета.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Уважительно относится к своей стране, к родному краю, своей семье, близким.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

29.

Мини-проект «Подарок ветерану»

Осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет.

Высказывать предположения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности.

30.

«Ветеран живет рядом»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Использует информацию для решения учебных и практических задач

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности.

31.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

32.

Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности.

33.

Дисциплина и дисциплинированность кадета.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет нести ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми

Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе  его выполнения

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя

34.

Викторина «Азбука нравственности»

Формирование нравственных ценностей кадет,

Принимает нормы нравственного поведения в обществе

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям

Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.




Предварительный просмотр:

        Программа внеурочной деятельности «Я-кадет».        

        Пояснительная записка        

Внеурочная  деятельность  в рамках реализации ФГОС НОО – это   образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе  начального общего образования.Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочнойдеятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же на самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.Задачи духовно-нравственного развития учащихся, воспитания у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, патриотизма и гражданских качеств в связи со спецификой кадетской школы в МБОУ «СОКШ «4» являются одними из основных. В нашей школе эти задачи реализуются не только через процесс изучения учебных предметов, что отражено в рабочих программах курсов, но и через программы внеурочной деятельности   «Я – кадет», «В мире книг», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», «Хоровое пение», «Хореография», «Мой край».

Внеурочная деятельность позволяет реализовывать следующие педагогические задачи:

  • создание условий для самореализации  и социализации младшего школьника обучающихся,
  • освоение навыков творческой деятельности путем организации активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива,
  • закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
  • сохранение   здоровья школьника через оптимизацию учебной нагрузки учащихся.

Кроме того, я считаю, что внеурочная деятельность позволяет мне создать условия для развития личности школьника через духовно-нравственное и патриотическое воспитания  обучающихся.

В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся основ правовой культуры, подчеркивается важность воспитания нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников  «Я-кадет».

Программа внеурочной деятельности «Я-кадет»

Образовательная программа курса «Я-кадет» для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного   образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».

Программа создана  на основе концепции «Начальная школа XXI века» и отражает планируемые результаты обученияпо предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и  «Литературное чтение».Программа курса «Я-кадет» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания  кадет.

Рабочая программа направлена наразвитие у   подрастающего поколения чувство преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4»

( с учётом специфики курса «Я-кадет»)

  1. Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки;
  2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
  3. Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого  ребенка;

Роль курса «Я-кадет» в достижении планируемых результатов.

Личностные результаты:

●сформированность ценностного взгляда на окружающий мир

● понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувства гордости за национальные достижения;

● уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, толерантность к людям

● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД -  способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Регулятивные УУД -  владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),

Коммуникативные  УУД  -  способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Предметные результаты:

  • формирование личностных представлений об основахгражданственности патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4»

Содержание программы внеурочной деятельности «Я-кадет» отвечает миссии МБОУ «СОКШ  №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

Общая характеристика содержания курса «Я-кадет»

Курс «Я-кадет» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и «Литературное чтение» и является интегрированным, включает сведения из таких областей, как география, история, обществознание, литературное чтение, краеведение. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.

При изучении тем из разделов «История образования и развития кадетских корпусов в России», «Политический вестник», «Азбука общения» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения учащихся, развития духовно- нравственного мира третьеклассников, военно-патриотического воспитания кадет на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове иНахимове», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте

Курс «Я-кадет» ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно- ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся  личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект  детей и эмоциональное   восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Вреализации данной дополнительной образовательной программы «Я-кадет» участвуют младшие школьники в возрасте 9-10 лет. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я». В связи с этим режим школы полного дня оптимально подходит для создания среды, развивающей младших школьников.

Данный курс предусматривает привлечение социальных партнеров в лице таких учреждений, как городской краеведческий «Музей реки Оби»,  «Клуб фронтовых друзей», общественная организация «Общество старожилов города Нефтеюганска», ДОСААФ России ХМАО-Югры, 54 пожарная часть «6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре», ГМБУК «Городская библиотека», учреждения культуры города (кукольный театр «Волшебная флейта», МЦ «Юность»,КЦ «Обь», «Метаморфоза»).

Цель курса «Я -кадет»- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания  младших школьников.

Задачи:

  • Подготовка  младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
  • Формирование личности  кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества.
  • Знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства.

Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения  воспитанника –кадета

Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
  • Технология проектной деятельности;
  • ИКТ-технологии.
  • Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
  • Экскурсии, музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
  • Виртуальные читательские конференции, виртуальные экскурсии, интернет-форумы, дистанционные турниры знаний (педагогический проект педагогов школы «Формирование основ сетевой культуры, информационной и коммуникативной компетентности младших школьников»).
  • интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные проекты.
  • Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования: акция «Рассвет Победы», «Посвящение в кадеты», «Забота».

                

Ценностные ориентиры содержания  занятий

Программа курса «Я-кадет» рассчитана на  привитие  подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.  Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

Описание места учебного  курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели)

Содержание программы учебного предмета

  1. Раздел «История кадетского движения».

Программа «Я-кадет» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

В результате воспитательной деятельности по данному направлению  воспитанники должны:

знать:

  • историю, традиции и обычаи своего народа;
  • историю кадетского движения России, известных кадет;
  • государственную символику (флаг, герб, гимн);
  • свою малую  Родину, родной язык, обычаи, общественные праздники;
  • историю своей семьи, роль семьи в истории Родины.

уметь:

  • вести себя в общественных местах,
  • уважительно относиться к другим, соблюдать верность данному слову точность выполнения своих обещаний и обязанностей;
  • бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму  одежды, всегда быть опрятным;
  • быть вежливым и аккуратным;
  • проявлять инициативу в общественной жизни школы  и класса;
  • проявлять самостоятельность, ответственность, выполнять порученную работу с хорошим качеством.
  1. Раздел «Азбука нравственности».

«Азбука нравственности» - вводная часть нравственного просвещения

воспитанников на уровне формирования первичных представлений

о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло».

В результате воспитательной деятельности по данному направлению кадеты должны:

знать:

  • нравственные и эстетические понятия, правила и нормы воспитанного человека;
  • критерии оценки воспитанного поведения человека, уважительного и  доброжелательного отношения к людям;
  • правила поведения человека в общественных местах.
  • уметь:
  • совершать поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами;
  • уважать людей и себя, любить своих близких;
  • давать правильную оценку своим  поступкам;
  • отличать «добро от зла», «правду от лжи»;
  • ценить традиции и культуру человечества.  

Использование современных оценочных средств.

Программа «Я-кадет» предусматривает использование современных оценочных средств. В качестве изучения результативности программы нами используются следующие методы диагностики результатов:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • самооценка учащихся;
  • анализ продуктов творческой деятельности;
  • создание специальных ситуаций (событийных мероприятий).

Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;

Личностные результаты учащихся на ступени начального общего образования  в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом различного рода  неперсонифицированных  мониторинговых исследований (анкетирование, диагностика, наблюдение).

Календарно-тематическое планирование(планирование представлено частично; полный вариант http://nsportal.ru

Дата

Тема

Содержание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

05.09

«Почему я решил стать кадетом?»

        

Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе

Сотрудничает в совместном решении проблемы.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

12.09

Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета.

Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ.

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

19.09

«В тебе взрослеет гражданин»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Различает основные нравственно-этические понятия.

26.09

«Умей носить кадетскую форму».

Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму  одежды, всегда быть опрятным

Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика

Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе  его выполнения

Различает основные нравственно-этические понятия.

03.10

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре.

Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса.

В рамках материально-технического обеспечения имеется оборудованный учебный кабинет ОБЖ, спортивные плоскостные сооружения (спортивный зал, стадион), спортивное оборудование, актовый зал для занятий хореографией, хоровыми занятиями, шахматами.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Принтер.

Современные учебные материалы:

  • Электронные книги–ридеры(Reader)
  • кейс-технологии  ( с печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)
  • on-line и off-line тесты;
  • электронные учебники

Список источников

1.Конституция РФ;

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992  № 3266-1 (ред.От 10.07.2012г);

3.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; ( в редакции от 03.12.2011 №478-ФЗ);

4.Конвеция ООН о правах ребенка;

5.Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.);

6.Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы ( в ред. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2010 года № 247-п);

7. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года;

8.И.С.Хомякова, В.И.Петрова «Этика: азбука добра». Издательский  центр «Вентана-Граф», 2011

9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов  Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя-М: Просвещение, 2011

10.Е.В.Михайлова Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности»- М. Экон-Информ, 2011

11. А.А Друкарев«О патриотическом воспитании в кадетских корпусах». М.: 2011 г.

12. О.Г Дробницкий Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; Институт философии. – М.: Наука, 2011. – 333 с.

13. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганска.

______________                                        ____________________________

подпись                                                расшифровка  подписи

                                                        «_____»_______________20__ г.


Содержание  программы « Я-кадет»

3 класс:

Курс «Я кадет» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. «Я -  кадет».
  2. Азбука нравственности кадета .
  3.  Правила общения.
  4. Политические вестники .

Тема

Содержание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.

«Почему я решил стать кадетом?»

Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе

Сотрудничает в совместном решении проблемы.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

2.

Флаг, гимн, герб РФ. Ритуалы в жизни кадета.

Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника традиций. Знать символику РФ, государственные праздники

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу, стране.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

3.

«В тебе взрослеет гражданин»

Знает основные права и обязанности гражданина

Уважительно относится к своей стране, истории и культуре других народов, осознаёт свою ответственность перед семьей, обществом, государством

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Знает основные моральные нормы

4.

«Умей носить кадетскую форму».

Бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму  одежды, всегда быть опрятным

Выполняет нормы и требования школьной жизни, пользуется правами и выполняет обязанности ученика

Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе  его выполнения

Различает основные нравственно-этические понятия.

5.

Политический вестник

Испытывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважает ее историю.

Участвует в общественной жизни, ориентируется в событиях, происходящих в стране и мире.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре.

6.

История образования и развития кадетских корпусов в России.

Знать историю, традиции и обычаи своего народа;историю кадетского движения России, известных кадет.

Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме.

Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

7.

Развитие кадетских корпусов в современной России.

Знать историю кадетского движения России, известных кадет.

Уважительно относится к национальным традициям. Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме.

Расширяет кругозор и культурный опыт школьника. Формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

8.

«Секрет успеха публичного выступления»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля  и самооценки .

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности.

9.

Экскурсия  в школьный историко-краеведческий  музей, посещение выставки «История школы в лицах и предметах»

Встреча с ветеранами города.  Формирование образа себя как носителя культуры своего народа.

Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному  критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

10.

«Учись отстаивать свою точку зрения»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Адекватно и критично оценивает свои достижения и личностные качества

Ставит учебную задачу  и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

11.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

12.

«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Уважительно относиться к другим, соблюдает верность данному слову, точность выполнения своих обещаний и обязанностей

Ставит учебную задачу  и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Обнаруживает  и устанавливает  элементарные связи и зависимости в обществе

13.

Умение владеть собой.

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Испытывает самоуважение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

14.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

  • Понимает ценность своей страны, уважительно относится к культуре других народов.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Владеет представлениями о мире, российской истории и культуре.

15.

Что такое

милосердие?

даДает правильную оценку своим  поступкам; отличает «добро от зла», «правду от лжи»

Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо -к любым видам насилия.

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позицию собеседников

Владеет представлениями о таких понятиях, как добро и зло, милосердие.

16.

«Чужого горя не бывает»

ДаДает правильную оценку своим поступкам: сопережинию,отзывчивости

Проявляет доверие, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Умеет слушать одноклассников и учителя,дискутировать с ними  об их поступках,грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позициюсобеседников

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

17.

Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков»

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Сравнивает разные точки зрения. Считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Владеет представлениями о  первоначальныхэтических нормах,понятиях о добре и зле, нравственности

18.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Испытывает чувство сопричастности своей Родине, народу и гордости за них

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

19.

Честность слов и поступков.

Характеризовать   нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом)

Следует  моральным нормам и гордится этим, испытывая чувство стыда и вины при их нарушении.

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

20.

«Один раз обманешь, другой раз не поверят»

Формирование нравственных ценностей кадет, основанных на способности к сопереживанию, состраданию

  • Умеет встать на место другого человека, объективно оцениваетчужое и свое поведение, признает право другого на мнение, поведение, оценки.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

21.

Держи свое слово

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

22.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

23.

О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие…

Объясняет такие понятия, как высокомерие, корысть, тщеславие

Знает  основные моральные нормы (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)

Оценивает весомость приводимых доказательств и рассуждений

Участвует в  обсуждении, даёт и обосновывает нравственную оценкупоступков

24.

«Кадеты нашей школы». Встреча с выпускниками кадетских классов

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет мотивировать свои действия; правилами поведения, проявляет в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

25.

«Учись преодолевать свои недостатки»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет слушать и слышать других, признает право каждого на собственное мнение и принимает решения с учетом позиций всех участников

Грамотно выражает свою позицию,уважая при этом мнение и позициюсобеседников

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности.

26.

«Дорога к победе над собой»

Характеризовать   нравственное поведение, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром (людьми, обществом)

Использует готовность к самостоятельным поступкам, действиям в достижении целей, готовности к преодолению трудностей

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности.

27.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

28.

Забота о старших – норма жизни кадета.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Уважительно относится к своей стране, к родному краю, своей семье, близким.

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

29.

Мини-проект «Подарок ветерану»

Осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет.

Высказывать предположения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, анализ, доказательства)

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности.

30.

«Ветеран живет рядом»

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Использует информацию для решения учебных и практических задач

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности.

31.

Политический вестник

Расширение познавательной  сферы, познания и принятия себя как активного участника процесса

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Осознает целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах

Использует справочные источники для понимания и получения дополнительной информации

32.

Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать информацию

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности.

33.

Дисциплина и дисциплинированность кадета.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать ответ.

Умеет нести ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми

Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе  его выполнения

Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя

34.

Викторина «Азбука нравственности»

Формирование нравственных ценностей кадет,

Принимает нормы нравственного поведения в обществе

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание). Оценивает работу по предложенным учителем критериям

Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.