«Программа раннего развивающего обучения «Малышок» (занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)
рабочая программа на тему

Бородинова Татьяна Владимировна

Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Этому способствует данная программа, целью которой является содействие адаптации ребенка к школьному обучению, развитие готовности к 1 классу. Не дублируя школьную программу, программа «Адаптации ребенка к школе способствует постепенному вхождению детей в образовательный процесс, предупреждая возможные стрессовые ситуации при поступлении ребенка в школу.  Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6 лет. В работе с дошкольниками учитываются идеи, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение и другие), определяющие готовность к школе, должны формироваться в свойственных для них, привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными адаптироваться к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптация к школе142.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Программа раннего развивающего обучения «Малышок»

(занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

                                                                            Авторы: Бородинова Т. В.

                                                                                          Гусейнова Н. А.

                                                                                         

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Пояснительная записка

     Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Этому способствует данная программа, целью которой является содействие адаптации ребенка к школьному обучению, развитие готовности к

1 классу.

     Не дублируя школьную программу, программа «Адаптации ребенка к школе способствует постепенному вхождению детей в образовательный процесс, предупреждая возможные стрессовые ситуации при поступлении ребенка в школу.

     Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6 лет. В работе с дошкольниками учитываются идеи, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение и другие), определяющие готовность к школе, должны формироваться в свойственных для них, привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными адаптироваться к учебной деятельности.

      Курс. Основы обучения грамоте и развитие речи состоит из:

1) Занятий по развитию фонематического  слуха, предотвращающего чтение, и развитию речи, по обучению основам чтения.

2) Занятий по подготовке к освоению речи, по обучению основам чтения.

      В основу курса положены следующие принципы:

- принцип гуманистического отношения к личности ребенка, удовлетворяющего естественную потребность к учению и новым отношениям;

- принцип доступности;

- занимательности;

- наглядности;

- опора на жизненный опыт ребенка.

       Занятия проходят 2 раза в неделю по 35 минут в среду и субботу в группе 10-15 человек.

Занятия комбинированные, всего 36 з.

Содержание курса не подменяет, а дополняет традиционную программу по чтению и развитию речи в дошкольных учреждениях.

Учитывается здоровье – сберегающий аспект.

В целях снятия перенапряжения и переутомления глаз и пальчиков, сменяются виды деятельности

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы .

Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Разработка содержания, обеспечивающего

– воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;

– развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

– развитие эмоциональной сферы;

– цельность детского мировоззрения.

2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

    Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, готовность к школьному обучению.

Структура и содержание программы  

Программа представлена следующими разделами:

1. Возрастные особенности детей.

2. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.

3. Игровая деятельность.

4. Познавательная деятельность:

• Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

• Ознакомление с окружающим миром.

• Введение в математику.

5. Воспитание и развитие личностных качеств.

 

Основные группы общеучебных умений:

• интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

• организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

• коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);

• оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Технология организации познавательной

деятельности дошкольников

Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

Общая схема организации занятия

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (дети 6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

1) понимать, что от него требуется в игре;

2) определить, может он играть в эту игру или не может;

3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

6. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи:

а) что нового узнали;

б) где новое пригодится.

Содержание программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

 (Пособия «По дороге к Азбуке», ч. 3 и 4, «Наши прописи», ч. 1 и 2,

авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина)

    Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

    Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 6-7 лет:

1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

2) развитие грамматического строя речи,

3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

5) обучение звуко-слоговому анализу слов;

6) развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы:

1. Лексическая и грамматическая работа:

– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

– употребление новых слов в собственной речи (конструирование

словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

– ответы на вопросы, участие в диалоге;

– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения

звука, его условным обозначением;

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение

положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,

мягких, звонких, глухих согласных;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

В результате работы дети могут:

• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

• отвечать на вопросы педагога;

• задавать свои вопросы;

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

• выделять звук в начале слова;

• различать звуки и буквы;

• узнавать и называть буквы русского алфавита;

• соединять звуки в слоги.

Примерное тематическое планирование занятий

(пособие «По дороге к Азбуке» часть 3)

(2 занятия в неделю, всего  36  занятий)

1 часть

№ занятия

«По дороге к Азбуке»

3 часть

№ занятия

«Наши прописи»

1 часть

1.

Игрушки. Звуки и буквы, слова.

1.

Звуки и буквы, с.0-1

2.

Осень.

Слова, звуки. Звук  [А]. Рассказ по сюжетной картине**

2.

Слова, звуки. Звук  [А], буква А, с.2-3

3.

Овощи.

 Звук  [О]

3.

Звуки [О], [Э]. Буквы О, Э, А, с. 4-5

4.

Фрукты.

Звук  [И]. Рассказ по сюжетной картине

4.

Звуки [И], [Ы].

Буквы  Ы, И, О, Э, А,  с. 6

5.

Семья.

 Звук  [Ы] Дифференциация звуков [И]  -  [Ы]

Буквы  Ы, И, О, Э  с. 7

6.

Дом.  Мебель.

 Звук  [У]. Гласные звуки и их дфференциация

6

Звук  [У]. Буква У.

Гласные звуки и буквы, с. 8-9

7.

Посуда.

Звуки [М]и [М’].Твердые и мягкие согласные звуки. Слоги. Рассказ по сюжетной картине

7

Звуки [М] и  [М’]. Буква М,

с.10-11

8.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Звуки [Н]и [Н’].

8

Звуки [Н] и  [Н’]. Буквы Н,  М.

Согласные звуки и буквы. Слоги,   с.10-11

9.

Зима.

Звуки [П] и[П’].

Рассказ по сюжетной картине

9

Звуки [П] и  [П’]. Буквы П, Н,  М, гласные буквы, с.14-15

10

Зима.

Звук  [Т].

10

 Гласные звуки и буквы (А, О, У, И , Ы, Э). Согласные звуки и буквы (М, Н, П), с.16-17

11.

Звери и их детёныши.

Звук [Т’].

11

Звуки [Т] и  [Т’]. Буквы   Т,П, Н, М, с.18-19

12.

Домашние животные и их детёныши.

Звуки [К] и [К’].

12

Звуки [К] и  [К’]. Буквы К,  Т.

Слоги с буквами  К, Т, с.20-21

13

Птицы.

Звуки [Х] и [Х’].

Пересказ текста.

13

Звуки [Х] и  [Х’].

Буквы Х,

С.22

14

Животные жарких стран.

Дифференциация звуков  [К]- [Х], [К’ ]- [Х’].

14

Звуки [Х] и  [Х’].

Буквы Х, К, Н, Т, П, М, с.22-23

15.

Рыбы.

Звуки [Ф] и [Ф]. Пересказ текста.

15

Звуки [Ф] и [Ф]. Буква Ф.

Слоги с буквой Ф. с.24-25

16.

Продукты (молочные,  мясные, хлебные)

Звук [Й]. Комбинированный рассказ.

16.

.

Согласные буквы, с.26

17.

Магазин.

Звук  [ЙО]. Двойные звуки.

17.

Звук [Й]. Буквы Й и И. Буква Ё,

С.27

18

Транспорт (наземный, водный, воздушный)

Звук [ЙУ].

18

Звуки   [ЙУ],  [ЙО],   Буквы Ю, Ё,

С.28

19.

Город.

Звук  [ЙА].Пересказ текста.

19

Звуки [ЙА].

Буква Я. Слоги, с.29

20

Почта.

Звук [ЙЭ].

20

Буквы Ю, Ё, Я. Слоги

21.

Спорт.

Дифференциация звуков   [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА].

21

Буквы Е, Ё, Ю, Я. Слоги, с.30-31

2часть

№ занятия

«По дороге к Азбуке»

4 часть

№ занятия

«Наши прописи»

2 часть

22

Весна.

Звуки [Л] и[Л’] . Комбинированный рассказ

Дифференциация звуков [Л’] и [Й]

22

Звуки [Л] и  [Л’], [Й].

Буквы   Л, Й , с. 0-1

23

Профессии.

Звуки [В] и [В’]

Рассказ по сюжетной картине

23

Звуки [В] и [В’] .

 Буква В, с. 2-3

24

Лес ( деревья, плоды, семена)

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация звуков [В] – [Ф], [В’] – [Ф’]

24

Звуки [В] – [Ф], [В’] – [Ф’]. Буквы В, Ф, с.4-5

25

Грибы.

Звук [Ч’]

 

25

Звук [Ч’]. Буква Ч. С.6

26

Цветы (полевые, садовые)

Звук [Щ’]. Рассказ по сюжетной картине

 Дифференциация звуков [Ч’] – [Щ’]

26

Звуки [Ч’] – [Щ’] . Буквы Ч, Щ. с.7

27

Насекомые.

Звуки [Б] и [Б’]

Дифференциация звуков [Б] – [П], [Б’] – [П’]

27

Звуки [Б],  [Б’], [Б] – [П], [Б’] – [П’]. Буквы Б, П, с.8-9

28

 Лето.

Звуки [Д] и [Д’] Рассказ по сюжетной картине.

Дифференциация звуков [Д] –[Т], [Д’] – [Т’]

28

Звуки [Д] и [Д’] , [Д] –[Т], [Д’] – [Т’]. Буквы  Д, Т, с. 10-11

29

Ягоды (лесные, садовые)

 Звуки [С]  и [С’]

Рассказ по сюжетной картине

29

Звуки [С] и [С’], Буквы С, Э, О,

с. 12-13

30

Школа.

Звук [Ц]

Дифференциация звуков [Ц] – [С], [Ц]–[Ч’]

30

Звуки [Ц] – [С] –[ Ч’].

Буквы Ц, Щ, С, с. 14-15

31

Звуки [Г] и [Г’]

Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г’] – [К’]

31

Звуки [Г] , [Г’] , [Г] - [К],  [Г’] – [К’]

Буквы Г, К, с. 16-17

32

Звук [З].Комбинированный рассказ.

Звук [З’].

Дифференциация звуков [С] – [З], [С’]– [З’].

Свистящие согласные звуки

32

Звуки [З] , [З’] , [З] - [С],  [З’] -[С’]

Буквы З, С, В,

с.18-19

33

Звук [Ш]

Дифференциация звуков [Ш] – [С], [Ш] – [Щ’]

33

Звуки [Ш] – [С] – [Щ’].

Буквы Ш, Щ, С,Ц,

с. 20-21

34

Шипящие звуки.

Звук [Ж] .Пересказ текста.

Дифференциация звуков [Ж] – [Ш], [Ж] – [З]

34

Звуки [Ж] – [З] – [Ш].

Буквы Ж, Ш, З,

с. 22-23

35

Звук [Р]

Звук [Р’]

35

Звуки [Р] и [Р’].

Буквы Р, Я, с.24-25

36

Дифференциация звуков [Р] – [Л], [Р’] – [Л’]

36

Звуки [Р] – [Л], [Р’] – [Л’].

Буквы Р, Л, с. 26-27

 

С.28-30.Прописываются на уроках

Тетрадь «Наши прописи» соотносится по содержанию с учебной тетрадью «По дороге к Азбуке»,ч.4 ( авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Каждый разворот прописей – это одно занятие, которое соответствует двум (изредка – трем) занятиям по курсу «По дороге к Азбуке» и проводится после ознакомления с этим материалом.

Основными в системе подготовки руки к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховки в разных направлениях. Задания сформулированы подробно, для того чтобы не только воспитатели и учителя, но и родители могли квалифицированно заниматься с детьми. Тексты заданий не предназначены для чтения детей, их читают взрослые. Последовательность занятий и этапов внутри каждого задания рекомендуется сохранять.

Что должны усвоить дети к концу курса обучения

   Развитие речи:

- владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»

- знать название букв и звуков;

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударения в знакомых словах;

- плавно читать слоги, трехбуквенные слова;

-уметь составлять простые предложения;

- отвечать на вопросы;

- пересказывать по наводящим вопросам

Подготовка к освоению письма :

-укрепление руки, улучшение координацию движений;

- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;.

- совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

- умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

- написание элементов букв и в неполном объеме самих букв, буквосочетаний на заключительном этапе;

- умение штриховать предметы.

Методическое обеспечение

В ходе занятий используются различные формы организации. Малая наполняемость групп позволяет оптимально сочетать коллективную  и индивидуальную формы организации деятельности, не выпускать из вида каждого ребенка,  при этом обучать навыком коллективной работы. На каждом занятии, на всех его этапах используется наглядность: предметные картинки, сюжетные картинки, подвижные буквы на наборном полотне, звуковые, цветные карточки, схемы предложений и слов. Все это создает условия для более образного представления, одновременного участия всех детей в осознанном выполнении заданий.

Основным методом организации учебного процесса является беседа, которая организуется с  помощью продуманной системы вопросов. Беседа используется с целью развития внимания и наблюдательности, пробуждения познавательного интереса детей. Беседа может быть на заданную тему, по сюжетной картинке, по прочитанному рассказу или сказке.

Эффективность обучения повышает занимательный материал, способствующий положительным эмоциям детей (загадки, ребусы, кроссворды, скороговорки). Особой формой обучения является дидактическая игра. На занятиях с шестилетними детьми используется следующие игры:

1) Игры, направленные на развитие фонематического слуха, умения анализировать и обобщать («почтальон»)

2) Игры, направленные на обучение составлению и чтению слогов («бабочки на поляне»)

3) Игры на развитие произвольного внимания памяти («самый зоркий», «кто быстрее»)

4) Игры на развитие внутреннего планирования (« к кому пойти в гости»)

Составной частью дидактической игры является игровая ситуация, используется с целью активизации деятельности, направленной на развитие произвольного внимания, памяти, умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обощать

 

ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ.

Развитие математических представлений по программе «Адаптация»

подготовки детей 6-7 лет к школе

Объяснительная записка

Курс развития математических представлений для дошкольников по подготовке к школе представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы. Программа ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать новое. Поэтому основными задачами математического развития детей в программе «Адаптация» являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

        Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Учитель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Игровые упражнения, предполагаемые программой, являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Работа с детьми в данном курсе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности)
  • Обеспечивается возможность разноуровневого  обучения детей, продвижение каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса)
  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире)
  • У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества)
  • Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности)

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровья.

Методическое обеспечение:

Тетради на печатной основе «Раз - ступенька, два – ступенька…» ч. 1-2 авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной.

        Курс «Раз - ступенька, два – ступенька…» ориентированна структурные и методические особенности учебников математики для начальной школы Л.Г. Петерсон, однако он может быть использован для подготовки детей к любой из ныне действующих программ по математике в начальной школе.

Содержание курса «Раз – ступеньки, два – ступеньки…»

Общие понятия

        Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.  Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

        Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

        Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

        Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на…- меньше на…).

        Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между частью и целым.

        Начальное представление о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. п. )

        Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

        Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

        Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

        Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и образование чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

        Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

        Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

        Число 0 и его свойства.

        Решение простых ( в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

        Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

        Ориентировка на листе бумаге в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

        Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.

        Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

        Формирование представлений о точке, прямой, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

        Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).        Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

        

        К концу обучения по программе « Раз - ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

  1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Умение объединять группы  предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  3. Умение находить части целого и целое по известным частям.
  4. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  5. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  6. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  7. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  8. Умение определять состав числа первого десятка на основе предметных действий.
  9. Умение соотносить цифру с количеством предметов
  10. Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
  11. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  12. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  13. Умение выражать словами место нахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  14. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Примерное тематическое планирование по программе развития математических представлений

 «Раз - ступенька, два – ступенька…»

Часть первая

занятия

Тема

1-2

3-4

5

6

7

8

9

10

11

12-13

14-15

16-17

18

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Отношение: часть-целое. Представление о действиях сложения (на наглядном материале)

Пространственные отношения: на, над, под.

Пространственные отношения: cправа, слева.

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)

Пространственные отношения: между, посередине. Представление: один - много.

Число 1 и цифра 1

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Число 2 и цифра 2. Пара.

Представления о точке и линии.

Число 3 и цифра 3.

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

Число 4 и цифра 4.

Представление о числовом отрезке.

Число 5 и цифра 5.

Пространственные отношения: впереди, сзади.

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. Временные отношения: раньше, позже.

Часть вторая

занятия

Тема

1-2

3-4

5

6-7

8

9-10

11

12-13

14-15

16-18

Числа 1 – 5

Число 6 и цифра 6

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

Число 7 и цифра 7.

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

Число 8 и цифра 8.

Представление об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и с помощью мерки).

Число 9 и цифра 9.

Число 0 и цифра 0

Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Литература :

  1. Сборник программ «Общеобразовательная система «Школа 2100». Дошкольная подготовка.
  2. По дороге к Азбуке (авт. Р.Н. Букеев, Е.В. Букеева, Т.Р. Кислова) в 2-х частях. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
  3. Наши прописи. Пособие для детей 6 лет к учебным тетрадям «По дороге к Азбуке» (авт. Р.Н. Букеев, Е.В. Букеева, О.В. Пронина) в 2-х частях.

 4.  Тетради на печатной основе «Раз - ступенька, два – ступенька…» ч. 1-2 авторов         Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной