Адаптационный курс для первоклассников "Введение в школьную жизнь"
консультация (1 класс) на тему

Екимова Наталья Валерьевна

Данный курс Г.Цукерман помогает первоклассникам адаптироваться в новой роли "настоящего школьника", учит работать в парах, группах, выполнять само и взаимооценку. Предлагаю Вашему вниманию тематическое планирование, методические разработки занятий на 5 дней (сокращенный курс) и презентацию из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс

Курс «Введение в школьную жизнь» (5 учебных дней по 3 ч ежедневно)

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.

урока

Тема урока

Решаемые  проблемы

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС)

Дата

Понятия

Результаты

курса занятий

УУД

Личностные

результаты

День 1.

- знает разные формы приветствия и  умеет приветствовать учителей и одноклассников

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- сличать способ действия  и его результат;

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства (модели и схемы);

- строить сообщения в устной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа,  правила;

- построение рассуждения;

- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;  

- рефлексия способов и условий действий;

- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.

Коммуникативные УУД:

а) инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;

- формулировать свои затруднения,

- предлагать помощь и сотрудничество;

б) взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию,

- задавать вопросы,

- строить понятные для партнёра высказывания,

- строить монологическое высказывание,

- вести устный диалог,

- слушать собеседника;

в) управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её достижения,

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Правила оценочной безопасности

(по Г. А. Цукерман):

-не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и т.д.);

- хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;

- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;

- ставить перед ребёнком только конкретные цели;

- не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу;

- формулировка «опять ты НЕ …» - верный способ выращивания неудачника»;

- учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки…

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);

- учебно-познавательный интерес к новому;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

-уважительное отношение к иному мнению;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- самооценка на основе критериев успешной деятельности;

-  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

1

Знакомство. Приветствие детьми учителя.

Как можно приветствовать взрослых и одноклассников?

Показать разные формы приветствия.

Знакомство с группой.

приветствие

2

Режим дня школьника.

Что такое «режим дня» и почему его нужно выполнять?

Введение схемы времени и знака «Звонок»

режим дня,

схема времени, знак «Звонок»

- понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять»,

умеет анализировать происходящее в классе, группе;

3

Схема класса.

ПДД. Маршрут «Школа» - «Дом»

Для чего люди придумали схемы?

Что можно увидеть на схеме?

Введение схемы класса

схема класса

- понимает, что такое «схема»,

умеет читать схемы класса;

День 2.

1

Самооценка, критерии, оценка.

 

Как оценивать свою работу?

Введение способа оценки с помощью  «волшебных» линеечек

критерии оценки

красиво-некрасиво, правильно-неправильно

- понимает и учится справедливо  оценивать свою работу

2

Введение знака №2 «Хор», противопоставление его знаку «Я».

Почему нужно внимательно слушать?

Введение знака  

«Хор» и ордена «Внимание»

внимание,

внимательность,

знак «Хор»

- понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать

3

Реакция на реплику. Введение знаков «+» и «-».

Как относиться к словам других?

Организация детского сотрудничества.

Введение знаков

«+» и «-»

сотрудничество,
знаки «+» и «-»

- понимает,  зачем нужно уметь  слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю;

День 3.

1

Введение знака №3 «Мы», противопоставление его знакам «Я» и  «Хор».

Когда лучше работать одному, а когда – вместе?

Индивидуальные формы работы и работа парами; введение знака «Мы»

один,

в паре,

в группе
с классом,

знак «Мы»

- понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда - вместе

2

Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных

Как оценить общую работу? Умение договариваться о критериях оценки, критерии за точность и творчество (выдумка)

точность,

творчество,

выдумка

- умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её

3

Введение знака №4 «Вопрос».

Как научиться задавать вопросы?

Введение знака «?»

вопрос,

знак «?»

- знает, как и когда надо задавать вопросы

День 4.

1

Ситуация недостаточности средств.

Как нужно действовать, если сам не можешь выполнить задание?

Обращайся за помощью, если попал в трудную ситуацию

трудная ситуация

- понимает, когда нужно обращаться за помощью

2

Провокация. Введение знака №5 «Ловушка».

Что такое «ловушка»?

Когда надо пользоваться знаком «Л»?

«ловушка,

знак «Л»

- умеет определить задание с «ловушкой»

3

Самооценка. Критерии оценки.

Как оценивать свою работу?

Уметь оценивать свою работу по разным критериям

оценка,  разные критерии

- знает, как оценивать свою работу по разным критериям

День 5.

1

Диагностика школьной мотивации учащихся.

Чему я научился в первые дни в школе?

анкета

- умеет пользоваться изученными знаками

2

«Лесная школа». Тест-контроль.

Можно ли меня считать настоящим школьником

настоящие школьники

- умеет пользоваться своими знаниями и умениями

3

Урок-праздник «Посвящение в ученики»

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –  

                 М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой).  - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).

3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.

4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.



Предварительный просмотр:

Курс для первоклассников Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь

Первый день

Урок № 1 «Знакомство. Приветствие учителя»

  • Ввести новую форму приветствия учителя.
  • Продолжить работу со схемой времени и схемой класса.
  • Ввести стрелку как обобщение передачи действия от одного к другому.

1. Повторение знака «Я». Продолжение знакомства.

Начнём учиться.

На первой нашей встрече мы учились или нет? Сейчас узнаем.

Кто запомнил имя своего соседа? (Знак «Я»)

Сразу видно тех, кто учился – подняли руку (спросить несколько человек)

Теперь знаем имена ребят нашего класса лучше, если сравнивать с первым занятием?

Какая проблема у нас возникла? (украли дневники)

Чему будем учиться? (Учиться быть настоящими школьниками)

Мы уже знаем одно отличие школьника от дошкольника: «Дошкольник, если хочет ответить, просто кричит, а настоящий школьник – поднимает руку»

Сейчас поговорим о других отличиях школьника от дошкольника.

Кто выполнил как настоящий школьник домашнее задание? (Летопись)

2 Введение формы приветствия.

Сегодня узнаем новое правило.

Когда вы вошли в класс, увидели детей, учителя, что вы сказали?

Что значит это слово? (пожелание здоровья…)

Как по- другому можно приветствовать друг друга? (добрый день, привет…)

По звонку подойдите к одному из ребят и скажите «Здравствуй, _______»

А теперь моя очередь: «Здравствуйте, дети!»

В школе учителя приветствуют молча, класс встаёт возле парт.

Потренируемся: Если мы красиво встали,

                             Значит, «здравствуйте» сказали.

                             Не шумели, не галдели

                             И за парты тихо сели.  

(учитель выходит за дверь – входит)

Так в школе приветствуют всех взрослых, даже если вы их не знаете.

Итак, теперь научились здороваться как настоящие школьники.

Работа по группам:

Договоритесь в группе – кто вы: дошкольники или настоящие школьники.

Поздоровайтесь с учителем.

 А класс отгадает.

3 Введение стрелки как обобщения передачи и действия.

Сейчас мы продолжим знакомиться.

1 сентября вы узнали как кого зовут.

А какие ещё вопросы задают при знакомстве?

Все эти вопросы мы зададим постепенно.

А сейчас давайте обсудим такой вопрос: «Кто что любит?», чтобы в классе было приятно и интересно жить.

Назовите, что вы больше всего любите.

4. Физ. минутка.

Назову предмет: любите – хлопните, не любите – топните.

Почему реагировали по-разному?

5. Рисование не любимых дел.

А сейчас расскажите с помощью рисунка, что вы не любите.

Что для этого потребуется?

Достаньте по звонку карандаши.

Нарисуйте предмет, который вы не любите так, чтобы ребятам в группе было понятно.

6. Итог.

Что главное было на уроке?

Чему учились?

Для чего узнавали друг о друге новое?

Поблагодарите друг друга за урок.

Первая перемена.

Карлсон:

- Перемена! Это самое замечательное время в школе!

На уроке сидишь, работаешь. А как перемена – Ура! – беги скорей в коридор, заводи свой моторчик, бегай, кричи, веселись, от – ды – хай! Наталья Валерьевна! Отпускайте скорей детей!

Учитель:

 - Что ты, что ты, Карлсон! Что будет если все дети выбегут, закричат? Разве так

отдохнёшь?! На перемене мы должны вести себя как настоящие школьники. У каждого ребёнка где – то внутри есть моторчик. Если он работает – тебе хочется бегать, налетая на всех, прыгать, поднимая пыль до потолка, кричать и визжать, а иногда даже затеять драку. Вот тут-то и появятся школьные вредители – Бегонотик, Ссорушка. Поэтому, ребята, никогда не включайте свой моторчик в школе!

            - Кто меня понял? Можете пойти на перемену.

Урок № 2«Режим дня школьника»

  • Повторить знак «Я»;
  • Ввести схему времени;
  • Начать работу по овладению своим временем как средством организации своего поведения.

1. Орг. момент. Повторение сюжета курса.

Чему учимся?

Что уже знаем? (знак «Я», приветствие взрослых, что любим, что не любим)

2. Введение схемы времени.

Что это? (на доске схема времени)

Это ваш день, ваше время. Это время, когда вы встаёте. Это – когда начинаются занятия. Это – домашнее время.

Задание группам:

Вспомните не менее 3-х дел, которые обычно надо сделать утром до школы настоящему школьнику (каждый шёпотом, загибая пальчики, сообщает группе своё мнение)

Выберите в группе того, кто будет говорить от имени группы.

Выступающий шёпотом повторяет всей группе коллективный ответ.

Если отвечающий готов – поднять руку.

Ответы групп

Учитель выставляет карточки с утренними делами, описывает утро.

С кем делаете зарядку, заправляете постель?

Если самостоятельно – вы школьники.

Физ. минутка

Кто может показать нам упражнения для утренней зарядки? (спросить того, кто поднимает руку)

Схема школьного времени:

Сколько у нас будет уроков?

Сколько перемен?

Как узнать, что урок закончен?

А как определить, что начинается урок?

Кто вам нужен на уроке? А на перемене?

Работа по группам:

Вспомните 3 дела, которые не должен делать дошкольник, но обязательно сделает настоящий школьник после школы?  

4. Итог.

Звенит звонок, значит, закончен наш урок. Наступает перемена. 

Урок № 3«Схема класса»

  • Формировать у учащихся умение пользоваться схемой класса как средством организации фронтальной работы.

1. Знакомство со схемой класса.

Где мы сейчас на схеме времени? Кто покажет?

Этот урок будет про наш класс.

Вот схема класса. Кто найдёт себя на схеме? (спросить 2 – 3 человека, аплодисменты за отвагу)

А теперь я покажу кого-то на схеме, этот человек должен увидеть себя и встать.

2. Символическое обозначение групп.

Имена каждого мы с вами знаем. А как обратиться к группе? Перечислять всех – долго, нужно название, такое, которое можно нарисовать.

Работа в группах:

Закройте глазки.

Придумайте название.

Шепните: «Я придумал»

Узнайте, кто согласен.

Выслушайте другие предложения.

Когда выберите название группе – знак «Я».

Нарисуйте эмблему своей группы.

Договоритесь, кто будет рисовать.

Начнём работать по звонку и закончим по звонку.

3. Введение орденов.

Игра в «Знак звонка». Введение ордена звонка.

По звонку закрыть глаза. Я поменяю эмблемы групп местами.

По звонку открыть глаза. Найти ошибку и поднять руку – знак «Я»

За правильный ответ вы получите орден звонка, т.к. всё сделали во время.

Физ. минутка.

Я покажу на схеме класса ту группу, которая покажет нам упражнения для физ. минутки.

Введение ордена внимания.

Я загадаю загадку от принца «Внимания».

Покажу на схеме класса того, кто будет отвечать.

Если вы увидите себя на схеме и правильно отгадаете загадку, то получите орден внимания:

33 родных сестрицы –

Писаны красавицы,

На одной живут страницы.

А по всюду славятся.                                          (буквы)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт –

Там заметку кладёт.                                        (карандаш)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.                            (книга)

Я загадала эти загадки из книги.

 А кто хочет выполнить такое же задание завтра на уроке? (Выбрать ребёнка, который приготовит 3 загадки и поработает «учителем» по схеме класса)

4 Повторение ПДД.

Показать светофор. Это наш учитель. Как его зовут?

Придумайте ему отчество

Кто может превратиться в светофор и задать важные вопросы по ПДД? (выбор по схеме класса тех, кто использует знак «Я»)

Вопросы:

На какой свет переходить улицу?

Какой знак подскажет, где можно переходить улицу?

Где ездят машины?

Как называют людей, которые ходят по улицам? (пешеходы)

Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)

Как называют людей, которые едут в автобусе, автомобиле? (пассажиры)

Где можно играть на улице? (детская площадка)

Какой это знак? О чём он нам рассказывает? Есть ли в нашем городе такой знак?

Физ. минутка «Сигнал светофора»

Зелёный – маршируем на месте

Красный  - стоим

Жёлтый – поднимаем руки вверх

5 Безопасный маршрут «Школа – дом»

Вам задание Светофор Светофорыча: «Нарисовать свою дорогу из дома в школу»

Какие здания встречаются на вашем пути, где вы переходите дорогу, какие дорожные знаки вам помогают, … Это ваше домашнее задание.

6 Итог.

Что вам запомнилось за сегодняшний день?

Были ли у нас в классе Лентяйка, Всегдагрустик, Бегонотик, Ссорушка…

Скажите хором, как называется ваша группа (показ по схеме класса)

Новое домашнее задание: описать сегодняшний день – страничку в летопись, нарисовать маршрут «Школа – дом».

Скажите «До свидания» трём ребятам, кого вы запомнили.

Счастливого пути, до завтра!

Второй день

Урок № 1 «Самооценка, критерии, оценка»

  • Познакомить с видом и способом оценивания.
  • Учить дифференцированно оценивать работу по-разным критериям.

1. Орг. момент.

Орден звонка тем, кто готов.

Правило настоящих школьников – приветствовать учителя молча.

Покажите, где мы на схеме времени.

Кто выполнил д\з – летопись + маршрут «Школа – дом» - орден ЗВОНКА

У каждого получились разные маршруты. Почему?

А у кого маршруты могут быть похожи?

В какой день недели надо выполнять ПДД?

2. Введение в тему.

Вы учитесь быть настоящими школьниками, а настоящие школьники получают оценки.

Только у нас они будут необычные.

Сейчас я научу вас оценивать свои работы по «волшебным линеечкам»

3. Введение способа оценки.

Вот мальчик написал своё имя – Костя.

Давайте оценим его работу – красиво ли он написал, правильно?

4. Физ. минутка.

Какие упражнения вы делали утром?

Покажет тот, кто увидит себя на схеме класса.

5. Графический диктант.

Поставьте ручку на локоток. Это значит, «Я готов»

Я буду говорить, сколько клеток и в какую сторону, вести ручку.

Слушайте только меня, смотрите в свой листочек.

Сядем правильно, как настоящий школьник.

1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо

2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо

3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,

3 вправо, 1 вверх, 1 влево. 1 вверх

Оцените свою работу по двум критериям: К – красиво, П – правильно.

6. Изготовление волшебных линеечек.

Зачем нам волшебные линеечки? (учат оценивать)

Изготовим волшебные линеечки, чтобы пользоваться ими на всех уроках.

Работать будем как роботы:

Достаньте портфель

Откройте портфель

Достаньте пенал

Откройте пенал

Возьмите простой карандаш, линейку

Поставьте в подставку

Возьмите красный цветной карандаш

Поставьте в подставку

Закройте пенал

Уберите в портфель

Закройте портфель

Уберите на место.

Прочертите линеечку

Обозначьте ее границы

7. Физ. минутка.

Мы – ровные линеечки – учимся вставать между партами

Игра «Делай так»

8. Итог.

Что главное было на уроке?

Кому понравилось себя оценивать?

Кто научит своих родителей ставить оценки по волшебным линеечкам?

Урок № 2 «Введение знака «Хор»

  • Ввести новую форму ответа хором.
  • Учить различать вопрос по форме.

1. Введение знака «Хор».

Где мы на схеме времени?

Поработаем с загадками: _______ загадает 3 загадки и покажет на схеме класса тех, кто будет отвечать.

Сейчас каждый отвечал самостоятельно, индивидуально, но иногда в школе можно отвечать хором: какие-то дела дети делают все вместе. Дружно, отвечая хором. А какие-то самостоятельно.

Я буду задавать вопросы про животных и показывать на один из знаков. А вы отвечайте правильно:

У какого животного длинный хобот?           «ХОР»

В древности было животное, похожее на слона, но гораздо больше. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодных странах. Как его звали? (мамонт)                        «Я»

Где живут слоны? (Африка, Индия)            «Я»

Правда ли, что у слона есть хобот?             «ХОР»

Правда ли, что у слона полосатая шкура?  «Я»

2. Определение формы ответа по форме вопроса.

Кто знает название этого животного?

Все вместе назовите название этого животного.

Как вы узнали, что нужно отвечать хором или индивидуально?

Оказывается, кто внимательно слушает, мажет точно определить. как надо отвечать: хором или самому.

3. Поиграем «в значки».

Я буду задавать вопрос, а вы будите живыми значками. Отвечать на вопрос не надо. Надо показать, как надо отвечать: поднять руку или открыть рот.

Кто знает эту букву?       «Я»

Назовите эту букву.        «ХОР»

Кто может прочесть эти буквы?     «Я»

4. Работа в группах.

Каждая группа выходит к доске.

Я задаю вопрос и показываю на знак. Как вам отвечать.

Встаньте в круг, чтобы видеть друг друга   (орден внимания)

Отгадайте загадку… «Хор»

Кто может отгадать загадку… «Я»

Прошу вас, назовите отгадку…. «Хор»

Кто знает ответ……. «Я»

Скажите хором ответ…. «Хор»

5. Итог.

Кто скажет, чему новому научились на уроке?      «Я»

Урок № 3 «Реакция на реплику»

  • Предложить детям новую форму организации и сотрудничества.
  • Помочь детям научиться слушать и адресоваться к своим сверстникам, а не учителю.
  • Продолжать «открывать» своих партнёров – сверстников (обращать своё высказывание к ним, ждать их реакции на свой ответ)

1. Орг. момент.

Приветствие учителя как настоящие школьники.

Где мы на схеме времени?

Что это за значки?

Давайте узнаем, что они означают.

2. Введение ордена «Внимание к людям»

У кого в классе уже появились друзья?

Друзья всегда внимательны друг к другу.

Есть орден тишины, орден звонка...

А ещё есть ОРДЕН ВНИМАНИЯ К ЛЮДЯМ.

Его уже дали одной девочке. Она очень добрая, очень старается помочь каждому. Помочь когда ученик отвечает. Она к нему очень внимательна. Слушает и показывает «+», значит, согласна с ответом и ученик рад; «-» - не согласна, ученик может быстро исправиться.

Давайте и мы будем учиться быть внимательными к людям.  

3.  Реакция на реплику. Загадки.

Кто может загадать загадку всем ребятам? (вызов по схеме класса)              «Я»

Покажите, согласны вы или нет: «+», «-»

4. Анкета о школе.

Я буду задавать вопрос и показывать на схеме класса, кто будет отвечать. А вы реагируйте. Показывайте «+», «-»

Тебе нравится в школе?

Ты забыл сегодня принести страницу в летопись?

Ты устаёшь на уроках?

Что ты сделал утром сам?

Какие у девочек банты?

Что ты после школы сделаешь сам?

Ты сегодня утром сделал зарядку?

5.Физ. минутка.

Покажи несколько упражнений из утренней зарядки.

Тебе интересно узнать, что пишут ребята в своих летописях?

Итог дня:

Чтение летописи (оформление, содержание, …)

Что нового узнали?

Выучите песню.

Напишите страничку в летопись.

Попрощайтесь с 3 детьми.

Третий день

Урок № 1 «Введение знака «Мы»

  • Ввести новый знак, показать его отличие от знака «Я».
  • Помочь детям обратить внимание на партнёров.
  • Начать внимательно смотреть, слушать, относиться к высказываниям партнёра.

1.Орг. момент.

Кто знает, какое сегодня число?                                                           «Я»

Скажите все вместе, какой сегодня день недели?                              «Хор»

Как вы узнали, как надо отвечать?

Кто может рассказать, какие дела сделал до школы.                          «Я»

Выйдите к доске те ребята, кто сегодня перед зеркалом себе улыбнулся.

А зачем вы это сделали? (чтобы поднять себе настроение)

2. Выбор пары.

Встаньте в круг.

Посмотрите друг другу в глаза.

Улыбнитесь.

По звонку подойдите к 2 ребятам и поздоровайтесь с ними по имени.

По звонку – вернитесь в круг на место.

Игра «Зеркало»

От добрых слов появилось волшебное зеркало.

Выберите себе пару.

Встаньте лицом друг к другу.

Смотрите прямо в глаза.

Медленно повторяйте движение рук.

Показ с одним человеком.

Повторение игры, смена ролей.        Работа в тишине - ОРДЕН ТИШИНЫ

Возьмитесь за руки те, кто нашёл себе пару.                                                      

Получился знак «Мы»

3. Дифференцирование знаков «Мы» и «Я».

Покажите, КТО готов к работе.                                                      «Я»

А теперь покажите, что готовы работать в паре:                          «Мы»

Прежде чем показать знак «Мы», надо договориться с другом, хотя бы кивнуть ему

и увидеть, что он рад, улыбается.

Работа на листочках в паре.

Нарисуйте себе по домику в разных углах.

Вы живёте в разных домах. Сегодня воскресенье.

Нарисуйте дела, занятия, которые будете делать.

Кто нарисовал общее дело? Покажите.                                                     «Мы»

А теперь поднимите руку те, кто нарисовал своё важное дело.             «Я»

Переверните листочек.

Нарисуйте два берега реки.

Вы на разных берегах. Придумайте, как бы вы встретились.

4. Физ. минутка.

Игра «Зеркало»

5. Проверка внимания к другу.

Закройте глазки.

Поднимите руку те, кто знает имя своего соседа по парте.

Внимательно посмотрите друг на друга.

Поднимите руку те, кто уверен, что внимательно посмотрели друг на друга.

Поднимите вторую руку, если хотите, чтобы я испытала вашу пару.

Вызов 2 – 3 пар по схеме класса.

Вопросы:

- Цвет глаз

- Цвет волос

- Есть ли банты

- Кто из вас выше ростом

- Есть ли визитка

- Одета ли жилетка

6. Итог.

Что нового, главного узнали?

Урок № 2 «Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных»

  • Показать детям, какой результат может получиться, если все приложат максимум усилий.
  • Отрабатывать навык измерения и черчения.
  • Упражняться в само- и взаимооценке.
  • Ввести новые критерии.

1. Орг. момент.

Приветствие учителя как настоящие школьники.

Где мы на схеме времени?

Чем будем заниматься?

2. Проверка графического диктанта. Взаимооценка.

Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному, с помощью волшебных линеечек.

Я посмотрела ваши работы. Как вы себя оценили.

Если согласна с вашей оценкой – обвела в кружок.

Встаньте те ребята, у кого я обвела оценку в кружок.

А у кого обе оценки я обвела?

Молодцы. Вчера вы честно оценивали себя, не перехвалили, не придирались

Сегодня мы продолжим оценивать свою работу по волшебным линеечкам. Желаю, чтобы я завтра обвела ваш крестик, т.е. была согласна с вашей оценкой.

3. Физ. минутка.

Игра «Светофор»

4. Графическая работа.

На уроке мы будем чертить – нам понадобится линейка.

Поставьте карандаш и линейку в подставку.

Посмотрите на образец.

Может быть, кто-то сделает сам без диктовки?

Находим точку пересечения двух линий

Ставим в неё карандаш

Отсчитайте вверх 3 клетки

Вернитесь в исходную точку.

Отсчитайте вниз 2 клетки

Вернитесь в исходную точку

Отсчитайте влево 5 клеток

Вернитесь в исходную точку

Отсчитайте вправо 5 клеток

Получилась фигура, изображённая на образце.

5. Пофантазируем.

Чтобы это могло быть? (например, заяц, девочка, король, …)

Каждый по-своему дорисует свое существо

Зачем же так точно надо было рисовать верхнюю часть? (чтобы можно было взяться за руки – будет общий хоровод)

Самооценка.

Представьте, что ваши человечки держат в руках волшебные линеечки

Поставьте себе оценку за работу. (?)

Мы не договорились: все будут оценивать разное: кто-то аккуратность, кто-то красоту…

Оценим два критерия: Т - точность и В – выдумка

Взаимооценка

Оцените работу друга

Нужно договориться, что оценивать, чтобы не поссориться

6. Итог.

Соединим все рисунки вместе.

Получился хоровод.

Встанем и мы в хоровод и споем нашу песню

Урок № 3 «Знак вопроса».

  • Повторить знаки взаимодействия, поощрять их активное применение.
  • Ввести новый знак – средство взаимодействия, сотрудничества и предоставить детям возможность самому обратиться к учителю. Предоставить инициативу.

1. Орг. момент.

  • Поприветствуйте меня как дошкольники.
  • А теперь как настоящие школьники.
  • Чему мы учимся в школе? (быть настоящими школьниками)
  • Какие правила настоящих школьников уже знаем?

2. Тренировка в применении знаков «Я», «Хор», «+», «-».

  • Дети, я рада вновь встретиться с вами в школе. А вы рады?                            «Хор»
  • А может быть кто-то сегодня утром плакал и не хотел пойти в школу?          «Я»
  • А кто с удовольствием пришёл в школу?                                                             «Я»
  • Скажите все вместе: «Сколько у нас сегодня уроков?»                                      «Хор»

3. Постановка проблемы урока.

  • Выполняйте задание третьего урока.

4. Введение нового знака.

  • Что делать, когда что-то непонятно? (спрашивать)
  • В школе, чтобы никому не мешать, спрашивают без слов и поднимают вот такой знак.
  • Кто его может назвать?                                                «Я»
  • Это знак вопроса и сейчас мы его изготовим.

5. Изготовление знака. Работа по алгоритму.

  • Будем работать как роботы – только по команде:
  • Сомкните плотно губы
  • Достаньте простой карандаш и синий карандаш
  • Покажите «Я готов»
  • Нарисуйте знак вопроса.
  • Разукрасьте его синим цветом.
  • Этот знак нужен вам каждый день, он всегда должен лежать на вашем столе.
  • Чтобы он не обтрепался – обернёте его дома вместе с родителями клейкой бумагой или скотчем.

6. Физ. минутка.

  • Какой сказочный герой задаёт много вопросов? У него даже от этого вырос длинный нос  (Буратино)
  • Выполним вместе с ним упражнения:

Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл: видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

7. Употребление знака.

  • К Буратино в гости приехал его друг Пиннокио из сказки «Приключения Пиннокио»
  • Вот что он рассказал: «Я – иностранец. Я выучил 100 языков и теперь слова разных языков у меня в голове перепутались. Если я буду говорить русское слово – вы поднимайте руку «Я знаю», а если не русское – поднимайте знак вопроса – «Я хочу спросить»: 

                        Телега

                     Гроссмутер

                     Бонжур

                     Магнитофон

                     Бигуди

                     Интернет

                     Халло  

  • Не только иностранцы не знают всех слов русского языка. Каждый из нас не знает некоторые слова. Можно спросить значение слова у друзей, у взрослых или обратиться вот к этой книге – «Толковый словарь русского языка».
  • Я буду читать слова, если знаете – руку поднимайте, не знаете – знак вопроса.

8. Итог.

  • Что делали на уроке?
  • Что узнали новое?
  • Как пользоваться знаком вопроса?
  • Кому понравился урок?

Итог дня:

-Написать летопись

-Обернуть знак вопроса

-Учиться задавать вопросы правильно

Четвёртый день

Урок № 1 «Ситуация недостаточности средств»

  • Упражняться в анализе имеющихся в распоряжении ребёнка средств для решения каких-либо задач.
  • Акцентрировать внимание на моменте осознания, обнаружения того, что для решения задачи чего-то не хватает.
  • Цель действий:
  • Анализ образца
  • Соотнесение его с имеющимися в наборе деталями
  • Мысленное или предметное соотношение элементов образца с набором деталей
  • Обнаружение «недостачи»
  • Поиск выхода из этой ситуации – обращение за помощью (сформулировать условия, при которых задача будет решена)

1. Орг. момент.

Сегодня мы с вами – портные в ателье.                                   «Я» или «?»

У кого мамы умеют шить?

А кто из наших гостей умеет шить?

Раскройщики подготовили и прислали нам детали платья.   «Я» или «?»

Наша задача – сшить (склеить) детали в готовое изделие.

Следите, чтобы ни одна деталь не потерялась и не осталась.

Кто готов?                                                                                       «Мы»

2. Ситуация обнаружения и обращения за помощью.

Пара должна обнаружить недостачу и показать «?» или «         »  к учителю.

Если пара не сообщает о своих затруднениях, учитель не предлагает свою помощь.

Если пара обратилась за помощью, учитель дает группе совет: «Выбрать самого вежливого представителя – гонца, сказать ему, какую деталь надо просить у другой пары и послать на поиски: у кого-то из соседей может оказаться лишняя деталь. Все должны вести себя вежливо и без спроса ничего не брать. За вежливость – орден ВНИМАНИЯ К ЛЮДЯМ.  

3. Физ. минутка.

Игра «Зеркало»

4. Продолжение работы.

За дружную работу – ОРДЕН ДРУЖБЫ

5. Самооценка аккуратности окончательной работы.

Сдавая работу учителю, мастера должны обозначить цену своего изделия:

Д -  дорого – то, что будут носить по праздникам

С – средняя – то, сто будут носить каждый день

Н – недорого – то, что придётся продавать по сниженным ценам

6. Итог.

Что было главным при оценивании? (аккуратность работы, качество крепления (склеивания))

Оцените свою работу в паре по волшебной линеечке: Д – дружно ли работали

        Р – радостно ли работали

        С – старались ли

Задания группам: (покажите с помощью рук, но сначала договоритесь в группе)

Покажите, сколько лап у одной кошки  (4)

Покажите, сколько лап у двух кошек  (8)

Покажите, сколько лап у одного человека   «Ловушка»

Покажите, какое сегодня число  (12)

Покажите, сколько настоящих школьников в нашем классе  (29)

Урок № 2 «Провокация»

  • Поставить детей в ситуацию, направляющую ребёнка на осознание того, что происходит на уроке – рефлексия.

1. Орг. момент.

Приветствие учителя.

Кто покажет, где мы находимся на схеме времени.                              «Я»

Вам интересно, чем мы будем заниматься на этом уроке?                   «Хор»

2. Ситуация смешной ловушки.

Вы пишите летопись

Я тоже описала одно время года: «Вот и лето пришло. На улице выпал снег. Ярко светит солнце. Птицы улетели на юг. Ребята отправились на каток. Настя взяла надувной плавательный круг. Ребята весело провели время».

Почему вы смеетесь?

Я в самом деле все перепутала и специально расставила ЛОВУШКИ, чтобы посмотреть: смеются дети – значит, знают; не смеются – не знают.

3. Введение понятия «Ловушка».

Такие ловушки в школе будут встречаться часто. Они весело помогают обнаружить, кто что знает и весело вылезать из незнания (из ловушки). Конечно, в ловушку лучше не попадаться.

Ловушки мы будем отмечать специальными значками.

Если вы чувствуете, что здесь ловушка – сделайте вот такой знак –

4. Тренировочные упражнения.  

1) Физ. минутка «Делайте то, что я говорю»

     (встаньте – говорю, руки на пояс сделайте)

2)  Испытание ловкости ума! Ловкий в ловушку не попадёт.

Я знаю 5 названий цветов:  ромашка

                                гладиолус

                                василёк

                                ландыш

                                лебедь

Я знаю 5 названий птиц:     ворона

                                сорока

                                воробей

                                акула

                                аист

Я знаю 5 названий деревьев: берёза

                                  осина

                                  лист

                                  дуб

                                  сосна

Я знаю 5 сказочных героев: красная шапочка

                                 Баба Яга

                                 телевизор

                                 Винни Пух

                                 линейка

3) Физ. минутка.

    Делайте только то, когда я говорю «пожалуйста»

5. Введение ордена ловкости ума.

К нам пришли два волшебника. Один добрый, он принёс всем-всем ордена за ловкость, за то, что вы не ловитесь в ловушки.

А злой хочет завладеть всеми орденами и стать чемпионом мира по ловкости ума.

Он специально придумал для нас невыполнимые задания.

Если оно не выполнимо – показываете знак «Ловушка»:

Достаньте 6 цветных карандашей.

Из 2 карандашей сложите БУКВУ

Из 3 карандашей –

из 3 карандашей -        (Ловушка)

Из 4 карандашей – колесо (Ловушка)

Из 4 карандашей – букву Ш

Добавьте 1 карандаш и сложите ФЛАЖОК

Из 6 карандашей – ДОМИК

Чтобы забраться на крышу домика – постройте 3 ступеньки

6. Итог.

Чему учились?

Все ли было понятно?

Награждение орденами ловушки

Урок № 3 «Самооценка. Критерии оценки»

  • Помочь ребятам задуматься над своим характером: показать их положительные черты
  • Способствовать созданию ситуации успеха для каждого.

1. Орг. момент.

Приветствие учителя.

Кто покажет, где мы на схеме времени.                                   «Я»

Третий урок будет про вас.

2. Рисование своего портрета.

У нас в классе есть ваши фотографии: здесь вы запечатлены в детском саду.

А какими вы видите себя сейчас, став первоклассником?

Прошу вас посмотрите в глаза своего друга и нарисуйте себя.

Напишите свое имя, чтобы мы могли точно определить, кто на портрете изображен.

3. Физ. минутка.

Игра «Зеркало»

4. Самооценка.

На чистой стороне напишите 5 волшебных линеечек:

            Первая – красная – какой я друг

        Вторая – синяя – какой я ученик

        Третья – коричневая – моя аккуратность

        Четвертая – желтая – моя самостоятельность

        Пятая – зеленая – мое поведение.

5. Итог.

Чем вам помогли волшебные линеечки? (оценить себя, лучше понять себя)

Помогают наблюдать, как вы становитесь настоящими школьниками, ваши страницы в летопись. Прочитаем несколько страниц.

Итог дня:

Что запомнилось? С кем подружились? Кому помогли?

Что делали на уроках: проверьте по схеме времени.

Завтра ответственный день – узнаем, кто стал настоящим школьником.

Обязательна школьная форма, чтобы вредители нас сразу узнали и отдали нам наш главный документ – дневник.

Вспомним песню

Вспомним стихи с 1 сентября.

Подумайте и обсудите в группе, что надо сделать, чтобы в нашем классе всем было хорошо

Пятый день

Урок № 1 «Диагностика школьной мотивации»

  • Перед началом учебной деятельности проверить степень сформированности школьной мотивации у первоклассников
  • Выявить проблемы в новом классном коллективе, которые предстоит решать совместно с родителями, детьми и учителями-предметниками.  

1. Орг. момент.

Приветствие учителя.

Приготовьте к уроку знак вопроса, волшебную линеечку, простой карандаш.

Тем, кто готов – ОРДЕН ЗВОНКА.

С желанием ли вы шли сегодня в школу?

Кто хочет стать настоящим школьником?                               «Я»

2. Анкетирование.

Я скажу вам слово. А вы мне мысли, которые у вас возникают

ЧЕСТНОСТЬ

Где нужна честность?

Прошу вас быть честными и честно отвечать на вопросы, но не словами, а знаками:

Если согласен  «+»

Если не согласен  «-»

Если не знаешь, не можешь определиться… «?»

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром ты всегда идёшь в школу с радостью или тебе часто хочется остаться дома?

3. Если бы я сказала, что в понедельник необязательно приходить в школу, ты бы пошёл?

4. Ты бы хотел, чтобы было больше уроков?

5. Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали домашнее задание?

6. Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был другой учитель?

9. У тебя много друзей в твоем классе?

10. Тебе нравится твой класс?

3. Физ. минутка.

Кто из вас настоящий школьник, тот делает все правильно.

Я буду показывать действия, если настоящий школьник так поступает на уроке или перемене. То выполняйте, а если нет – стойте спокойно.

4. Продолжение графической работы.

Узор: 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо

Закономерность: Возьмите простой карандаш

                          Продолжите закономерность

                          Закрасьте все треугольники красным цветом

                          Закрасьте все круги зеленым цветом                (средний уровень)

                          Придумайте и напишите свою закономерность    (высокий уровень).

Напишите буквы, которые ты знаешь      (средний уровень)

Напиши имя мамы, папы, брата….           (высокий уровень)

Напишите имя, отчество вашей учительницы

5. Рисуночный тест.

Нарисуй, что тебе нравится в школе

6. Итог.

Просигнальте: Мне нравится в школе

                      У меня много друзей в классе

                      Мне понравился первый урок. 

Уроки №2 - 3. Итоговый урок – праздник САМООЦЕНКА «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

1. Орг. момент.

Что это? (наша классная летопись)

Кто сочиняет эту книгу? (ученики и родители 1 «Б» класса)

Это наша жизнь за пять дней.

2. Повторение правил школьного взаимодействия

Сегодня мы постараемся научиться разговаривать как настоящие школьники.

Давайте вспомним правила настоящих школьников:

Если вы знаете ответ на вопрос, то….(поднимаем руку)

Когда ты отвечаешь, то надо…(встать)

Как надо отвечать: тихо или громко?  (громко)

Когда один ученик отвечает, то все другие что делают? (слушают, смотрят на него, сигналят)

Если вы согласны с отвечающим, то что вы показываете? («+»)

Если вы не согласны с отвечающим, то что вы показываете? («-»)

А если вам что-то непонятно? (поднять ?)

А если ученик не поднимает ни руку, ни знак «?», то что можно сказать про таких учеников?

Будут ли у нас такие дети?

Тогда у нас получится настоящий школьный разговор.

3. Групповое оценивание дня.

Давайте оценим, как прошли эти учебные дни.

Выберем, что будем оценивать:

Д - дружба        В - весело        И – интересно    Ш – стал ли школьником  

   

4. Школы бывают разные.

Вот, например, «Птичья школа» (стихотворение Б. Заходера «Лесная школа»).

Кто учится?

А кто может быть учителем?

Чему он учит птенцов?

Проверим предположения.

Лесная школа.

А мы сегодня познакомимся с учениками «Лесной школы».

Кто ученики?

Кто учителя?

1) Учительница – лисичка – строгая, умная, красивая. Представит нам своих учеников. Может быть, кто-то из них будет похож на вас или вы на него?

2) Ученики:

Кошечка \коричневый\

Умеет все: читать, писать, считать. На уроках очень внимательно слушает учителя, своих друзей. Отвечает всегда правильно, постоянно рассказывает много интересного, т. к. много читает. Самая главная ее черта – она очень умная.

Львенок \синий\

Любит уроки, но иногда они кажутся ему скучными и тихими. Он обязательно придумает интересное, смешное задание. На перемене и после школы – львенок заводила, выдумывает много интересных игр. Самая главная его черта – он выдумщик.

Зайчик \желтый\

Скромный. Никогда не поднимает лапку. Если его спрашивают – не отвечает, даже если и знает. Боится выходить в коридор на перемене, на уроке боится выйти к доске. Боится своих одноклассников, да и учительницы тоже побаивается. Он всегда боится.

Собачка \красный\

Мало интересуется занятиями. Больше всего в школе ее интересует общение с одноклассниками: игры, разговоры. У нее очень много друзей, даже в других классах, на своей лесной улице. Она любит общаться и со взрослыми.

Межвежонок \зеленый\

Всегда опрятен. Аккуратная прическа, чистая форма, порядок в портфеле и на парте. Никогда ничего не забывает, делает все, что нужно. В тетрадях пишет и рисует тоже аккуратно, без помарок и исправлений. Он аккуратен и точен во всем.

После каждого ученика спрашивать: «Кто похож на …?» и давать жетончик.

Что во мне.

Какие жетончики лежат у вас на столе? Возьмите цветные карандаши того же цвета. Раскрасьте лист этими цветами.

Коричневый -

Ум

Синий -

Выдумка

Желтый -

Общительность

Красный -  

Страх

Зеленый -

Активность, исполнительность

Наша школа.

В какой школе учимся мы? МОУ СОШ №27.

Кто знает, чьи родители учились в нашей школе?

Физминутка.

Какие игры, которые вы узнали в школе, помогают дружит?

Взаимоанализ и взаимооценка.

  • Пришло время узнать, кто из вас стал настоящим школьником. Мы уже рисовали портрет настоящего школьника и оценивали себя по 5 волшебным линеечкам.
  • Положите перед собой свой портрет «Я – настоящий школьник».
  • Посмотрите на свои оценки – сегодня вы с ними согласны?

Цель: помочь ребенку определить, насколько он стал «настоящим школьником», показать перспективы развития; акцентировать работу по знакам взаимодействия.

А теперь школьные вредители очень хотят посмотреть на ваши линеечки и дать свои советы. А для этого превратили стул в «волшебный»: сядешь – и сразу видно – настоящий ты школьник или нет.

Образец – Карлсон.

«О! Все волшебные линеечки с крестиками вверху. Добрый волшебник согласен, что Карлсон всегда внимателен на уроках, активен, он дружит с Малышом, во всем ему помогает. Но на перемене иногда включает моторчик, а вместо школьных вещей в портфеле приносит плюшки, чтобы больше влезло карандаши и значки оставляет дома. Значит, дорогой Карлсон, тебя можно назвать настоящим школьником, если ты пообещаешь не забывать школьные принадлежности дома и никогда не включать моторчик на перемене».

Карлсон:

Ничего я обещать не буду!

Не хотите и не надо.

Вообще лечу из вашей школы!

Учитель:

Кто согласен с поведением Карлсона?

Как поступить, если тебе что-то советуют, подсказывают, как исправиться?

Сказать спасибо, твердо пообещать, а главное выполнить!

Волшебный стул.

  • Вызывать по схеме класса.
  •   Хором – имя и фамилия.

Ученик (показывает портрет и говорит):

«Я – настоящий ученик, потому что…» (показывает волшебные линеечки.)

Учитель:

Кто согласен?

Покажите на своих линеечках.

Советы доброго волшебника.

        Ученик:

Обещаю быть настоящим школьником. Быть внимательным на уроках, хорошим другом, правильно вести себя на переменах

  1. Путешествие по кабинетам – предметников.

Путешествуем ПАРАМИ, ТИХО!

Перед кабинетом говорим слова:

        Мы школьники! Мы школьники!

Уже мы не дошкольники!

Будем мы на пять учиться

И не капли не лениться!

Вот он наш дневник!

  1. Особенности работы с дневником: расписание уроков, самооценка
  2. Расписание на понедельник:

  1. 1 урок – математика.
  • Сколько будет уроков?
  • Больше или меньше?
  • На сколько?
  • Домой раньше или позже?
  1. Между 1 и 2 уроком – в столовую.

Даже если желудки урчат от голода, никогда не мчитесь в столовую как рой пчел, а идите спокойно и красиво. Перед едой обязательно вымойте руки. За столом не позволяйте себе разговаривать с набитым ртом (платочки в кармане) .

  1. 2 урок – музыка
  • Кто запомнил № кабинета?
  • Кто запомнил, как зовут учителя?
  1. 3, 4 урок - Грамота – что это? В стране слов, в той самой, в которой есть добрые и, увы, злые слова, живет прекрасная добрая волшебница Грамота – умеет умно говорить, красиво пишет, много читает.
  • Хотите стать такими же?
  • Как думаете, что люди начали делать раньше: говорить или писать?
  • Зачем необходимо письмо? (чтобы не исчезло то, о чем говорим).
  • С помощью чего мы пишем?
  • Напишите свое имя в воздухе, а теперь с закрытыми глазами (сложнее)

Глаза надо беречь!

Итог.

  • Будет ли легче или труднее?
  • Может быть, кто-то испугался трудностей и останется дома?
  • Надо ли теперь выполнять правила настоящих школьников?

А теперь классный круг – Песня «Ты, да я, да мы с тобой».

  • Что сделаете дома? (страница в летопись, нарисовать учеников «Лесной школы»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в школьную жизнь Курс для первоклассников Г.А. Цукерман К.Н. Поливанова Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Каслинская СОШ №27» Екимовой Натальи Валерьевны

Слайд 2

Цель курса : создать у ребенка представления о школе как о месте, где он будет принят весь, целиком – со всеми своими чувствами, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, что все это в школе важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.

Слайд 3

Данная цель реализуется с помощью следующих задач: Начать формирование детского и родительского коллектива; Помочь ребенку адаптироваться в новых условиях; Учить детей групповому взаимодействию, самооценке, взаимооценке, высказыванию своих мыслей с доказательством, умению вести дискуссия, задавать вопрос.

Слайд 4

Основные идеи курса: Помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», т. е. обучение навыкам учебного сотрудничества, «строительство коммуникативных каналов»: Умение договориться ; Обмениваться мнениями; Понимать и оценивать друг друга; Понимать и оценивать себя.

Слайд 5

Учить ребенка слушать учителя: Относить каждое слово учителя к себе лично; Пытаться найти ответ; Сдержать импульс, желание отвечать сразу, непосредственно.

Слайд 6

При введении правил школьной жизни: Дать ребенку выбор: действовать по правилу или нарушать его, и обыграть этот выбор; Дать ребенку внешние опоры – средства соблюдения правил, но одной доброй воли недостаточно человеку, у которого волевые качества еще не сложились.

Слайд 7

Учить детей работе в группе по алгоритму: Сформировать свою точку зрения каждому; Выяснить точку зрения своих партнеров; Обнаружить разницу точек зрения; Попытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

Слайд 8

Правила работы в группе: Не шуми понапрасну, говори коротко и ясно; Высказав свое мнение, спроси остальных: «Ты согласен? Ты не возражаешь? А как ты думаешь?»; Не торопись говорить «да» или «нет», прежде подумай; Если есть разные мнения, спросите друг друга «Почему ты так считаешь?», «А можно это доказать?». Если вы согласны, действуйте!

Слайд 9

При самооценке достижений: предельно дифференцировано, точно различая области: знания, полузнания, незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения; оптимистично: видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу совершенствования.

Слайд 10

Нормализация семейно – школьных отношений. Школьная тема дома – домашнее задания для всей семьи; Домашняя тема в школе – чтение детско–родительских сочинений и свободный разговор о том, что важного случилось в последнее время, в неформальной обстановке; Присутствие родителей на занятиях делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной.

Слайд 11

В курсе Г. Цукерман и К. Поливановой «Введение в школьную жизнь» уже заложены в учебные занятия диагностические методики , например, «Цветок настроения», «Анкетирование», «Мое отношение к школе», «Графические диктанты» и другое. Данный курс способствует созданию педагогических условий для формирования УУД .

Слайд 12

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; сличать способ действия и его результат;

Слайд 13

Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - использовать знаково-символические средства (модели и схемы); - строить сообщения в устной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила; - построение рассуждения; - уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена; - рефлексия способов и условий действий; - сравнение, установление аналогий, построение рассуждения. .

Слайд 14

Коммуникативные УУД: а) инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество; б) взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, строить монологическое высказывание, вести устный диалог, слушать собеседника; в) управление коммуникацией: - определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Слайд 15

Личностные результаты: - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя); - учебно-познавательный интерес к новому; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к иному мнению; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - самооценка на основе критериев успешной деятельности; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Слайд 16

Схема времени

Слайд 17

Схема класса

Слайд 18

Самооценка по «волшебным линеечкам» П К А С Т Д

Слайд 19

Знаки взаимодействия «Я» «Мы» «Хор» ? «Ловушка» «Реакция на реплику + -»

Слайд 20

Эффективность учебной деятельности. Учебная активность - I Усвоение знаний (успеваемость) - II Усвоение школьных норм поведения - III Поведение на уроке - IV Поведение на перемене - V Успешность социальных контактов – VI (Взаимоотношения с одноклассниками, взаимоотношения с учителем) Эмоционально благополучие – VII . Степень адаптации: Полная – от 21 до 35 баллов. Неполная – от 15 до 20 баллов. Дезадаптация – от 0 до 14 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс Г.Цукерман "Введение в школьную жизнь"

Тематика занятий на 10 дней. Адаптационная карта первоклассника, которую учитель заполняет в течение всего 1 класса по своим наблюдениям. Анкета для родителей по итогам курса "Введение в школьную жизн...

Урок по курсу «Введение в школьную жизнь»

Конспект урока. Тема «Обратная связь на уроке»...

Модульный курс "Введение в школьную жизнь"

Игры  по адаптацииВведение свода законой школьной жизни...

Рабочая программа курса "Адаптация к школьной жизни" "Обучение грамоте

Рабочая программа для работы с группой дошкольников по обучению грамоте....

Курс "Введение в школьную жизнь". Г.А. Цукерман

Пояснительная запискаЧтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»

Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»...