Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие (1 класс) на тему:
    Психологическая готовность ребёнка к школе.Рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Описание психологических и физических особенностей детей 6- 7 летнего возраста.Описание рекомендаций для родителей по подготовке к школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, его физическим и психическим развитием. Любые отклонения от нормы в здоровье будут помехой учению.

          Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку. В любую погоду обязательно бывать на прогулке, причем не просто гулять, а активно двигаться. В группе продленного дня именно так и происходит. Поэтому, детям, посещающим группу продленного дня необходимо иметь сменную одежду после прихода в класс с прогулки.

          Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.

          Не заставляйте ребёнка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомления мышц, искривления позвоночника и мелких костей пальцев и кистей рук. Делаем задания сразу в чистовике. Представьте, ребёнок написал, стараясь, один, а то и два раза на черновике, отдал все свои силы, а мы говорим: «Ну а теперь красиво напиши в чистовик». Догадались, что он вам напишет и какова будет ваша реакция?  Сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижают способность к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказываются на отношениях с товарищами.

          Вторым важным показателем готовности к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определенного кругозора, на который опирается учитель в школьном обучении. Это представления о предметах и явлениях окружающего мира, знания о Родине, труде людей; о пространстве и времени, знания о числе, счёте; представления о букве и звуке. Дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения; владеть ножницами, иглой, карандашами, кистью. Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.

    Все эти знания обеспечивает программа детского сада. Если ребёнок воспитывался дома, постарайтесь, чтобы он тоже овладел перечисленными навыками и умениями.

           У детей дошкольного возраста должны быть сформированы и определенные интеллектуальные умения: ребёнок должен уметь слушать, запоминать, решать несложные задачи. Чаще задавайте детям вопросы: КАК? ПОЧЕМУ? Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений.

    Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребёнка связно говорить, чётко излагать мысли. Почаще просите пересказать прочитанное, увиденное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь.

          Учите вашего ребёнка быть собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования, считаться с окружающими людьми, умеющим жить и работать в коллективе.

          Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым и вообще к старшим, особенно к незнакомым людям; употреблять «волшебные слова». Приветливый, вежливый ребёнок приятен в общении. У него легко складываются отношения с товарищами, старшими.

    Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе, к учителю. Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребёнку, как усложняют его будущую школьную жизнь.

     

    Необходимость наличия школьной формы.

    Согласно Федеральному закону «Об образовании» школьная форма не является обязательной. Решение этого вопроса отнесено к компетенции Совета школы и её администрации. В настоящее время форма вернулась во многие школы, в том числе и в нашу.

    Аргументы психологов в пользу введения школьной формы:

    1). Ребёнок из малообеспеченной семьи в форме не будет чувствовать себя униженным, глядя на разодетых детей из состоятельных семей;

    2). Наличие формы является традицией для учебных заведений России и других стран на протяжении веков;

    3). Форма дисциплинирует, делает ребёнка более организованным, собранным, внимательным, создает деловой настрой, повышая производительность труда;

    4). В форме неудобно (физически) затевать свалку на перемене, тем самым одежда определяет тип поведения;

    5). Деловой костюм создает эстетику рабочего места;

    6). Зрение детей очень хрупкое. Зрительное напряжение усиливается из-за многообразия различных ярких цветов, которые отрицательно влияют на зрение, повышают утомляемость, а значит, ведет к снижению сопротивляемости организма различным заболеваниям;

    7). Деловой стиль одежды меньше раздражает нервную систему за счет сдержанности цветового решения и правильности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспособности;

    8). Школьная форма, как и любая корпоративная одежда, подчеркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным инструментом, то и ношение формы как знак принадлежности к ней повышает уровень мотивации к учению.

    Если родители доверяют школе, учителям, то можно прийти к взаимопониманию по вопросу о введении школьной формы.  

     

    Памятки – советы родителям о подготовке детей к школе.

      ·        О чтении до школы. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками: [мэ] – вместо [м], [эн] – вместо [н] и т. д.

    ·        О развитии речи. Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь с ребёнком своими впечатлениями о музыке, о людях, о природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать тем же. Всем родителям необходимо своевременно проконсультировать ребёнка у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи.

    ·        О письме. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма. Развивайте мелкую моторику рук ребёнка!

    ·        О математике. Что должны знать и уметь дети до школы:

          - прямой и обратный счёт до 10, количественный («сколько») и порядковый   («который») счёт;

          - предыдущие и последующие числа в пределах десятка;

          - составлять числа первого десятка;

          - измерять высоту, длину, ширину при помощи палочки или верёвочки, сравнивать предметы;

          - знать и изображать треугольник, четырёхугольник, круг.

       

     

    Уважаемые родители!

              Помните, что продолжительность домашних занятий по развитию познавательных способностей детей не должна превышать 20-25 минут.

            Для ребёнка 6 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые моменты.

            В период подготовки ребёнка к школе полезны следующие занятия:

            1. Развитие мелких мышц руки:

                - работа с конструкторами разного типа;

                - работа с ножницами, пластилином;

                - рисование в альбомах (карандашами, красками), штриховка и др.

            2. Развитие познавательных способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления.

       

    Какие проблемы возникают у вас в связи с воспитанием ребёнка?

     - Имеет ли ребёнок свой уголок в квартире?

     - Как оборудован его уголок?

     - Какие игрушки он предпочитает?

     - Может ли ваш ребёнок длительное время играть один?

     - Участвуете ли вы в его играх?

     - Как вы поощряете своего ребёнка?

     - За что вы поощряете своего ребёнка?

     - За что и как вы наказываете своего ребёнка?

     - Какие праздники в вашей семье считаются традиционными?

     - Трудолюбив ли ваш ребёнок?

     - Какие постоянные обязанности и поручения он имеет в семье?

     - Есть ли у вашего ребёнка друзья?

     - Имеют ли возможность друзья вашего ребёнка бывать в вашем доме?

     - Какие отрицательные моменты его развития вы хотели бы преодолеть?

     - Каким вы видите своего ребёнка через год обучения в школе?

     - Каким вы видите своё участие в жизни классного коллектива вашего ребёнка?

     - Какие пожелания есть у вас к будущему классному руководителю?

    Программа "Начальная школа XXI века" (ФГОС)

    «Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Готовность ребёнка к школе. Рекомендации родителям.

    Данный материал поможет определить готовность ребёнка к школе и дать рекомендации родителям....

    Готов ли ребёнок к школе? Советы родителям будущих первоклассников

               Перед родителями будущих первоклассников скоро станут вопросы. Какую школу предпочесть, какую программу выбрать, какой фасон портфеля или школьной формы...

    Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)

    Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)         Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям....

    Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

    В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...

    Готовность ребёнка к школе. Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

    Нужно ли учить ребёнка считать, писать и читать до школы? Как и чем помочь будущему первокласснику? Ответы на эти вопросы, возможно, вы найдёте в этих рекомендациях....

    Психологическая готовность ребёнка к школе.Рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Описание психологических и физических особенностей детей 6- 7 летнего возраста.Описание рекомендаций для родителей по подготовке к школе....

    Презентация "Психологическая готовность ребёнка к школе". (Рекомендации для родителей дошкольников).

    Презентация предназначена для родителей дошкольников и содержит информацию о том, как лучше подготовить ребёнка к школе....