«Применение логопедических технологий на уроках чтения в начальных классах.»
методическая разработка на тему

Александрова Ирина Анатольевна

Данный материал помогает глубже  раскрыть и понять природу детского речевого онтогенеза с целью коренного понимания механизмов построения на основе речевого развития интеллектуальной деятельности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый творческий отчёт на тему:

«Применение логопедических технологий на уроках чтения в начальных классах.»

                                                                                                             ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                             УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ        

            ЧОУ ООШ ИМ. А. НЕВСКОГО

            Г.КУРГАНИНСКА

            АЛЕКСАНДРОВА И.А.

                                                                     

                                                                 

2015г.

Содержание.

  1.     Введение.

  1.     Процесс чтения: его особенности и структура с точки зрения психолингвистики.

  1. Логопедические технологии : понятие и роль в обучении чтению.

  1. Заключение.

  1.     Список использованной литературы.

Приложения.

1

Введение.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

  1.     Процесс чтения: его особенности и структура с точки зрения психолингвистики.

Место чтения в структуре речевой деятельности.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст.

2

 Различают четыре вида речевой деятельности.Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) - это говорение и написание(продуктивные виды РД); два - в восприятии текста, заложенной в нем информации - это слушание и чтение(рецептивные виды РД). Речевая деятельность всех видов - сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы.

Речевая деятельность (РД), согласно психолингвистической классификации, имеет две формы:

1.Устная форма, которая в свою очередь делится на:

-аудирование (рецептивная форма)- активный процесс слушания, восприятия и понимания звучащей речи на слух;

-говорение - (продуктивная форма) производство речевого высказывания

2.Письменная форма подразделяется на :

-письмо- система долговременных условных знаков, обычно визуальной природы, предназначенных для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия или непосредственно сам процесс фиксации.

-чтение - особая форма  импрессивной речи, направленной на декодирование пространственной последовательности во временную.

Процесс чтения с точки зрения психолингвистики и особенности его формирования у детей.

Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью, к которой относится и чтение. Письменная речь имеет большое

3

значение для умственного развития ребенка. Уже говорилось о том, что чтение - особая форма  импрессивной речи, направленной на декодирование пространственной последовательности во временную, воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков и др. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение является более трудной операцией, чем слушание. Кроме того, чтение по своей структуре противоположно письму. По своим психолого- педагогическим механизмам чтение более сложно чем устная речь.

Схема процесса чтения.

  Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв, которые выполняют роль ориентиров в слове. Глаза в процессе чтения воспринимают не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.  Затем буквы соотносятся с соответствующим звуком, воспроизводится звукопроизносительный образ слова (прочитывание)    Основная задача чтения – понимание: сначала воспринимается графический образ слова, затем буквы соотносятся с соответственными звуками- значением (прочитывание), и наконец, наступает понимание читаемого . (соотношение формы со значением)

В чтении выделяют две стороны:

  1. Техническую (способ чтения, скорость чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения).
  2. Смысловую (выразительность и понимание

4

прочитанного).    

Между ними тесная связь . При чтении взрослый осознаёт лишь задачу- смысл читаемого, а другие психо- физиологические операции, предшествующие ему осуществляются автоматизировано.

    По мнению Т.Г.Егорова навык чтения в процессе своего формирования проходит ряд ступеней:

  1.  Овладение звукобуквенными обозначениями.
  2.  Послоговое чтение.
  3.  Становление синтетических приемов чтения.
  4.  Синтетическое (беглое) чтения.

Основные условия успешного овладения навыком чтения. (Функциональный базис сформированности навыка чтения по А.Н.Корневу)

  1. Сформированность звукопроизносительной стороны речи.
  2.  Фонетико-фонематическое развитие (способность к звукобуквенному анализу и синтезу).
  3.  Способность к лексико-грамматическому анализу и синтезу.
  4.  Достаточное развитие пространственно-временных представлений зрительно- пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.
  5.  Сформированность зрительного анализа и синтеза.
  6.  Сформированность сукцессивных процессов (автоматизированных рядов).
  7. Способность к концентрации, распределению и переключению внимания.

Контингент учащихся в школе.

В первый класс школы поступают дети трех категорий:

  1.  Дети, читающие слитно, читающие синтетически.

5

  1.  Дети читающие по слогам.
  2.  Не читающие дети.

 При обучении чтению детей всех этих категорий возникает ряд сложностей, обусловленных:

- не соответствием звука букве в русском языке;

- различными способами обозначения мягкости согласных;

- наличием йотированных гласных;

- наличием гласных в слабых позициях.

  1. Логопедические технологии : понятие и роль в обучении чтению.

 Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания(при помощи логопедических технологий). 

Применение логопедических технологий опирается на ряд принципов:

  1. Принцип учета зоны ближайшего развития (ЗБР). Согласно ему в ходе обучения зона актуального развития (ЗАР- те достижения интеллектуального плана, которые имеются у ребёнка на данный момент) постепенно переходит в ЗБР (определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.), тем самым расширяя интеллектуальное поле ребенка.
  2.  Принцип опоры на все анализаторные системы и их

6

взаимодействия.  Согласно ему обучение чтению опирается на взаимодействие речеслухового, речедвигательного, зрительного, и общедвигательного анализаторов.

  1.  Принцип учета психолингвистической структуры процесса чтения (согласно указанной выше схеме процесса чтения, нужно уделять внимание каждому ее звену).
  2.  Принцип системности. Согласно ему учебное воздействие должно быть постоянным и равномерным на все компоненты процесса чтения.
  3.  Принцип поэтапного формирования процесса чтения( от простого к сложному).
  4.  Онтогенетический принцип (обучение чтению является наиболее эффективным в условиях учета сформировавшихся в процессе онтогенеза психофизиологических предпосылок, необходимых для становления процесса чтения).

Благодаря опоре на указанные принципы и особую организацию, учитывающую психолого-физиологические механизмы процесса чтения логопедические технологии позволяют заинтересовать ребёнка и сгладить некоторые углы и сложности в процессе обучения.

Задачи обучения чтению.

   Немало было сказано о роли чтения в обучении и формировании личности ребёнка, но прежде чем такое влияние  будет иметь место, необходимо сформировать у ребёнка качественный процесс чтения, который включает следующие стороны:

  1.  Совершенствование технической стороны чтения

7

(наращивание техники чтения).

  1.  Совершенствование смысловой стороны чтения.
  2.  Развитие интонационной, выразительной стороны чтения.
  3. Развитие темпо- ритмической стороны речи.
  4.  Обогащение словарного запаса (как активного, так и пассивного).
  5.  Развитие связной речи.

Применение логопедических технологий для решения конкретных образовательных задач при обучении чтению.

Теперь рассмотрим возможности некоторых логопедических технологий применительно к решению конкретных образовательных задач на уроках чтения.

1.Совершенствование технической стороны чтения (наращивание техники чтения). В настоящее время вопрос техники чтения в силу некоторых причин является спорным: во-первых, данный параметр находится в прямой зависимости с психотипом ребёнка, который позволяет ему действовать с определённой, свойственной ему скоростью (например, холерик и меланхолик), во- вторых, быстрое чтение не является непременным показателем его качества- понимания прочитанного и ,в- третьих, к детям с речевой патологией, которые обучаются в условиях массовой школы, данный показатель применять нельзя.

Но тем не менее современный процесс обучения требует постепенного увеличения скорости чтения и не как некоего контрольного эталона, а как способа оптимизации процесса обучения ребёнка. В решении такой проблемы может помочь воздействие на глубинные механизмы данного процесса, описанные выше и составляющие схему процесса чтения и

8

функциональный базис сформированности навыка чтения по А.Н.Корневу. Другими словами , воздействуя специальными упражнениями, можно ускорить у ребёнка процессы узнавания букв, их перекодировки в звуки и т.д.

В качестве примеров упражнений, работающих на достижение поставленных целей можно привести следующие:

1.Конструирование и узнавание букв по их частям. Процесс непосредственного соприкосновения с каждой буквой позволяет создать чёткий  образ графемы в моторных и зрительных зонах мозга, что в свою очередь ускоряет  узнавание каждой буквы и процесс чтения вцелом.

2.Чтение слоговых таблиц. Таблицы могут быть самые разнообразные, но при их составлении нужно помнить несколько правил:1) в первую очередь детям предлагают простые открытые слоги, затем закрытые; 2)первоначально  вводят слоги с гласными 1 ряда , а затем второго. Пример простейшей таблицы можно увидеть ниже.

БА

БУ

БО

БЭ

БЫ

ВА

ВУ

ВО

ВЭ

ВЫ

ГА

ГУ

ГО

ГЭ

ГЫ

ДА

ДУ

ДО

ДЭ

ДЫ

ЖА

ЖУ

ЖО

ЖЭ

ЖЫ

ЗА

ЗУ

ЗО

ЗЭ

ЗЫ

КА

КУ

КО

КЭ

КЫ

ЛА

ЛУ

ЛО

ЛЭ

ЛЫ

МА

МУ

МО

МЭ

МЫ

НА

НУ

НО

НЭ

НЫ

ПА

ПУ

ПО

ПЭ

ПЫ

РА

РУ

РО

РЭ

РЫ

СА

СУ

СО

СЭ

СЫ

ТА

ТУ

ТО

ТЭ

ТЫ

ФА

ФУ

ФО

ФЭ

ФЫ

ХА

ХУ

ХО

ХЭ

ХЫ

ЦА

ЦУ

ЦО

ЦЭ

ЦЫ

ЧА

ЧУ

ЧО

ЧА

ЧУ

ША

ШУ

ШО

ШЭ

ШЫ

ЩА

ЩУ

ЩА

ЩУ

ЩА

При составлении слоговых таблиц и подборе дополнительных текстов для чтения нужно руководствоваться знанием типов слогов русского языка. Ниже приведена таблица типов слогов по мере их усложнения.

Типы слогов русского языка.

Разряд

Характеристика

Форма

Пример

1.

Двухсложные из открытых слогов

сгсг

мама.      вода

2.

Трёхсложные из открытых слогов

сгсгсг

гсгсг

лопата,    утята

3.

Односложные из закрытого слога

сгс

кол

4.

Один открытый + один закрытый

сгсгс

гсгс

комар,      утюг

5.

Со стечением в середине

сгссг

банка,     кепка

6.

Двухсложные с закрытым слогом и стечением в середине.

сгссгс

поднос,  индюк

7.

Трёхсложные с закрытым слогом.

сгсгсгс

гсгсгс

порошок,  ананас

8.

Трёхсложные со стечением согласных

гссгсг

сгссгсг

колбаса,   конфеты

9.

Трёхсложные со стечением согласных и закрытым слогом.

гссгсгс

сгссгсгс

автобус, осьминог, будильник

10.

Трёхсложные с двумя стечениями.

сгссгссг

гссгссг

матрёшка, избушка

11.

Односложные со стечением в начале или конце.

сгсс

ссгс

лист,         куст,         стул

12.

Двухсложные с двумя стечениями .

ссгссг

звезда, гнездо

13.

Четырёхсложные из открытых слогов.

сгсгсгсг

сггсгсг

гсггсг

помидоры, пуговица, паутина, одеяло

14.

Четырёхсложные со стечением.

сгссгсгсг

гсгсгсгс

гссгсгссг

земляника, автомобиль, остановка

Совершенствование речевой техники может быть чрезвычайно полезным в общей работе над правильной речью.

2.Совершенствование смысловой стороны чтения. Обогащение словарного запаса (как активного, так и пассивного). Данный вопрос является одним из важнейших в деле обучения чтению. Чисто техническая сторона чтения не играет решительным образом никакой роли в развитии личности. Понимание прочитанного не сводится лишь к сопряжению воедино значений всех слов в предложении. Прямое значение читаемого текста лишь подготавливает ребёнка в «большому плаванию в мире литературы».На первых порах из- за слабости технической стороны чтения ребёнку доступен лишь буквальный смысл прочитанного и уже значительно позднее, в процессе видимой динамики скорости чтения начинает открываться  для ребёнка переносный смысл воспринимаемого текста. Но вполне в наших силах подготовить прочную базу для развития связной речи школьников и улучшить качество работы над смысловой стороной текста.

11

В наибольшей степени отвечают этим требованиям следующие виды упражнений:

  1. Работа с этимологическими словарями на доступном уровне- чтение учителем небольших историй различных слов.
  2. Для лучшего понимания значения отдельных слов можно включать их в систему синонимических и антонимических отношений.

Указанные выше упражнения для многих учителей не будут новыми, но есть работа, несущая особую нагрузку:

  1. Создание семантических полей. И это не только установление всего многообразия значений слова, но и очерчивание круга взаимоотношений и всевозможных ассоциативных связей данного слова с другими словами.

3.Развитие интонационной, выразительной стороны чтения. Интонация является важным языковым средством. Фразовая интонация соотносится с другими языковыми средствами:

  1.  С грамматическими формами (в повелительном наклонении).
  2.  С вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами и порядком слов.

Интонация присутствует в речи всегда. Вне интонации  устная речь невозможна. Довольно часто интонация служит во фразе единственным средством выражения определенных элементов значения. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействует пониманию смысла речи. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает смысл своей речи слушателю. При чтении нужно

12

без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь. 

Стилистическое своеобразие произведения, речевая характерность, отражающая в себе систему мышления героев, и многие другие особенности речи играют огромную роль

Интонация выражает оттенки чувств, особенности психического склада говорящего. Она является одним из основных средств создания художественного образа на сцене и при чтении. На письме интонация выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (абзацы, подчеркивание слов, шрифты). Однако полного соответствия между интонацией и паузацией нет.

 Круг значений и смысловых отношений, выражаемых интонацией, значительно шире  чем тот, который доступен пунктуационному выражению.

 Устная речь по своей природе более конкретна чем письменная. Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы, а фразы на синтагмы. Большое значение в интонации имеет логическое ударение. С его помощью во фразе выделяют слова особенно важные для понимания ее смысла.

 Существует ряд упражнений, способствующих развитию интонационных способностей учеников. Их достаточно периодически применять на уроках во время разминки.

1. Воспроизведение фразы с перемещением логического ударения в зависимости от вкладываемого смысла (например, в предложении: Папа пришёл с работы. В 1) случае делаем интонационный акцент на слове «папа» («Папа   пришел с работы») и нам становится ясно, что

13

именно папа, а не мама пришел с работы. Если в этом же предложении  2) «Папа пришел  с работы» интонационно выделим слово «пришёл», то мы понимаем, что папа именно пришел, а не приехал с работы. Если в этом же предложении  3) «Папа пришел с работы» мы сделаем интонационный акцент на слове с предлогом «с работы» ясно, что папа пришел именно с работы, а не из магазина).

2.Чтение произведений по ролям. Этот вид работы очень распространён в начальной школе. Его периодическое систематическое употребление позволяет воспитывать в детях артистичность, стимулирует переключаемость внимания и позволяет раскрывать индивидуальные интонационные возможности каждого.

4.Формирование темпо-ритмической стороны речи.

Все процессы в организме, в природе имеют свой определенный ритм. Ритм имеет сложную уровневую организацию. В речи: слоговой, словесной, синтагматический ритм. Речевой ритм у ребенка закладывается на втором месяце жизни.

Единица измерения темпа – слог. Условно темп подразделяют на нормальный (4-5 слогов в секунду), медленный (2-3 слога в секунду), быстрый (более 9 слогов в секунду.)

В процессе формирования темпо- ритмической стороны речи возможно использование следующих упражнений.

1. Изображение одного текста (стихотворного) в разных стилях, соответственно картинкам трех героев: ёжика (спокойно), зайчика (быстро), черепахи (медленно) и т.д.

2. Отхлопывание или отстукивание заданных ритмов:

Например,     //  //  //////  или ///  //  //////         и т.д.

14

3. Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. Оно находится в тесной связи с неоднородным течением речи, когда происходит чередование слогов, синтагм, обладающих разной длительностью.

Специфика речевого дыхания и состоит в том, что фазы вдоха и выдоха не могут составлять однообразную ритмическую последовательность. Выдоху в процессе осуществления речи отводится наиболее активная роль. Поэтому он значительно длиннее вдоха, который осуществляется через ротовую полость. Процесс дыхания в речи является более произвольным. Последовательность фаз речевого дыхания выглядит примерно так: вдох – остановка – выдох. Вдыхаемый воздух задерживается в груди, чтобы выйти во время постепенного контролируемого выдоха, который должен быть не только длительным, но и плавным и легким. Система дыхательных упражнений направлена на развитие правильного речевого дыхания и должна быть освоена в течение начального периода работы над речевой системой. Произношение  после глубокого вдоха на длительном
едином выдохе хорошо знакомого небольшого стихотворного текста (например, «Наша Таня громко плачет»), размер которого нужно постепенно увеличивать, тем самым увеличивая длительность речевого выдоха приблизительно до двенадцати секунд. Известно, что качественный выдох является базовой основой для формирования красивой и правильной речи.

   Большинство упражнений по дыханию могут осваиваться в классе под наблюдением педагога и с дальнейшим заданием отрабатывать их дома.

5.Развитие связной речи. Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности, носящая характер последовательного систематического развернутого

15

изложения. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям... Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития детей.

В условиях современной системы образования проблема полноценного развития связной речи детей приобретает особую актуальность. Недостатки связной речи выявляются  у достаточно большого количества детей. Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая или (монолог). Диалог — беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно — спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Диалог по стилю в основном разговорная речь Разговорная речь, пишет Л. В. Щерба, «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог — это в сущности цепь реплик».
Монолог — связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах. Монолог, как правило, речь  книжного стиля. «...В основе литературного языка, — продолжает Л. В. Щерба, — лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу — разговорной речи... Монолог — это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...». Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развить до школы.


 Известно, что связная речь обладает определенными критериями. Прежде всего, она развернута, последовательна и логично выстроена. Кроме этого, связная речь

16

характеризуется произвольностью и осуществляется как некий план, составленный говорящим.  Это внутренняя программа, позволяющая спланировать каждое отдельное высказывание и текст в целом, подчинив его определенному замыслу. Эта же программа позволяет определить объем и характер высказывания, помогая реализовать его, отобрав необходимые языковые средства. Таким образом, для овладения связной речью необходимо не только умение активно и подробно воспринимать окружающую действительность, но и владение достаточным набором языковых средств. Собственно, это так называемые общеучебные умения, связанные с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, овладение которыми происходит в процессе школьного обучения.
К ним относятся умение выделять главное и второстепенное, умение опираться на доказательство и делать выводы, умение устанавливать причинно-следственную связь, а также умение составлять план.    Вместе с тем, работа над связной речью требует особого внимания. Важно не только подготовить базу для ее формирования посредством уточнения и обогащения лексических средств языка и развития грамматического строя речи, но и развить коммуникативно-речевые умения.  В качестве подготовительного этапа к овладению связной речью можно использовать некоторые приемы. Например, моделирование ситуации речевого общения, предполагающей ответную реакцию на информацию, воспринятую на слух, и побуждающую выразить собственное отношение к тому или иному факту, событию или явлению. При этом внимание участников процесса следует направлять на содержание высказываний, а также на отбор речевых средств, позволяющих выразить это содержание.  Эти нехитрые приемы, позволяющие совершенствовать практику речевого общения, помогут овладеть искусством слова. Огромную роль в этом процессе играет эмоциональный опыт человека, который опирается на чувственные - зрительные, слуховые,

17

обонятельные, осязательные, вкусовые и двигательные – впечатления.

Таким образом из всего многообразия указанных особенностей, влияющих на формирование и развитие связной речи выплывают и направления работы по её формированию.

Опишем некоторые методы, оказывающие положительное влияние на формирование связной речи, наиболее подходящие для начальной школы:

1.Работа с фразеологизмами.

2.Работа с рядами слов, предполагающая исключение  лишнего по определённому признаку.

3.Обогащение жизненного опыта детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

4.Развитие внимания к последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

5.Учить детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.

6. Составление семантических полей и т.д.

18

IV. Заключение.

      Таким образом, из описанного выше видно то, каким образом логопедические методики оказывают воздействие на процесс чтения и то, насколько они охватывают все его составляющие. Кроме того, важно заметить, что логопедические технологии не только ставят обучение чтению на качественно новый уровень, но и незаметно сочетают в себе образовательную и коррекционную направленность чтения вследствие специфики самой логопедии, как специальной педагогической  науки . Данные технологии близки учителю начальных классов, но их применение должно ограничиться частными приёмами в различные моменты урока, так как их использование в ходе всего учебного времени требует специальной профессиональной подготовки.

    Велика роль чтения в формировании многогранной гармонично развитой личности. Чтение- сложный процесс, влияющий на  различные стороны индивида: под его воздействием формируется психологический облик личности, степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, умение начать и закончить разговор. Орфографическая зоркость является также «продуктом» чтения.   В процессе чтения воспитываются такие наиважнейшие характеристики речи как темп, ритм, интонация, причисленные к ораторским способностям. В темпе речи более или менее отчетливо выступает темперамент человека, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.

      Поэтому при обучении чтению нужно в максимальной степени учитывать образовательные, воспитательные, коррекционные возможности самых различных методик.

             

19

  1. Список использованной литературы.

1. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки.- С. Пб.-2005.-С.96.

2. Зикеев А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся. – М.- 2005.- С.200.

3. Жукова Н.С.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.-1990.-С.239.

4. Калягин В.А. Овчинникова Т,С. Психолого- педагогическая диагностика детей и полростков с речевыми нарушениями.- С.Пб.-2005.- С288.

5. Кукушкин В.С. Логопедия в школе: Практический опыт.- Р.-н/Д.- 2005.- С.368.

6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М.-2007.- С.144.

7. Меттус Е.В. и др. Логопедические занятия со школьниками. – С. Пб.-2006.- С.112.

8. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Р.-н/Д.-2007.- С. 445.

9. Соболева А.Е., Емельянова А.Е. Пишу без ошибок: Русский язык с нейропсихологом.- С. Пб.- 2009.- С. 96.

10. Черноморов А.И., Шустова А.И. Практикум по выразительному чтению.- М.- 1970.- С.151.

11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М. – 1983.- С.64.

20

Приложения

(Разработки уроков с применением логопедических технологий)

Приложение 1.

Урок чтения .

2 класс.

(Программа О.В. Джежелей «Чтение и литература»)

Тема: басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Цель: познакомить учащихся с новым жанром- басней (на  

          примере басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»),

          её   особенностями; развивать интонационную сторону

          речи; расширять словарный запас; воспитывать

          культуру слушания.

        Оборудование:

Портрет  И.А. Крылова, картинка к басне «Стрекоза и Муравей»,таблички с новыми словами :мурава, удручена, вешние, вскружило.

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята!

  Заливается звонок- начинается урок!

 Сегодня на уроке чтения вы узнаете что такое басня , познакомитесь с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и немного узнаете о её авторе. А пока разминка.

II.  Разминка.

1 Игра «Найди лишнее» и объясни свой выбор

Стрекоза, жук, комар, воробей, муравей.

Дуб, кедр, сосна, ель.

Голубь, ворона, воробей, ласточка.

2.Скажи наоборот:

Лето- ….. .

Лень- ….. .

Польза- ….. .

3.Интонационная разминка.

 Учитель называет предложение: Миша мастерит кормушку для птиц. И просит детей сказать его так, чтобы стало ясно, что:

1).Именно Миша , а не кто- либо другой мастерит кормушку для птиц.

2).Миша именно собственноручно мастерит кормушку для птиц, а не купил её готовую.

3).Миша мастерит именно кормушку, а не какой- либо другой предмет.

4).Миша мастерит кормушку именно для птиц, анне для кого- либо другого.

(Дети голосом выделяют нужное слово в предложении.)

4.Жужжащее чтение.

III.Изучение новой темы.   

1.Учитель даёт краткую биографическую справку о И.А. Крылове.

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844). Русский писатель, баснописец. Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.

Крылов писал различные произведения, среди которых много басен, издавал несколько журналов.

30 лет проработал библиотекарем  Публичной библиотеки.

Умер в возрасте 75 лет.

2.Понятие о басне

Ба́сня — стихотворное произведение нравоучительного характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне в их виде высмеиваются пороки людей.

Физминутка.

IV, Закрепление изученного.

1 Первичное чтение басни учителем. Работа над новыми словами.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"-

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?"-

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило".-

"А, так ты..." - "Я без души

Лето целое всё пела".-

"Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!"

 -Почему автор называет лето «красное»?

-Что значит «Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.»?

- Почему стрекоза перестала петь и резвиться?

- Что значит «удручена»?

- Что такое «вешние дни»?

- Что такое мурава?

2.Вторичное чтение произведения учениками (отрывками) и по ролям.

3. Беседа по вопросам к изученному.

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?

- Какими словами вы можете описать Стрекозу? (Весёлая, беззаботная).

- Какими словами вы можете описать Муравья? (Трудолюбивый, правильный, хозяйственный ).

- Какие человеческие качества обличает автор в своих героях? Назови каждое качество и противоположное ему.

- Какими словами описывает Стрекоза своё состояние летом? Опишите словами автора.

- Какие чувства вызывают они  у Муравья? Опишите словами автора.

- Что означают последние слова Муравья?

- Можно ли Муравья назвать жестоким?

4.Беседа над значением пословиц.

Кто не работает, тот не ест.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

V. Итог урока.

- С каком новым видом произведений мы сегодня познакомились? (С басней)

- Что такое басня? Для чего она? Кто выступает в роли

главных героев?

VI, Домашнее задание.

Выразительное чтение басни «Стрекоза и Муравей»

Приложение 2.

Урок чтения .

2 класс.

(Программа В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Литературное чтение»)

Тема: В.И.Даль «Старик-  годовик».

Цель: краткое ознакомление с личностью, деятельностью

           Владимира Ивановича Даля и его произведением

           «Старик-  годовик»; развитие образного мышления и

           совершенствование темпо- ритмической стороны

           речи, обогащение словаря.

        Оборудование:

Портрет В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка»(авт. В.И.Даль), семантические таблицы, сборник сказок, в обработке В.И. Даля, карточки со словами для синонимических рядов.

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке чтения вы, познакомитесь со сказкой Владимира Ивановича Даля «Старик-  годовик»и немного узнаете о его авторе. А пока разминка.

II.  Разминка.

1.Игра «На одном дыхании». 

Ученики набирают в лёгкие воздух на глубоком вдохе и стараются на едином дозированном выдохе хором произнести хорошо знакомое стихотворение Я.А Козловского «Серёжка»(с выражением).

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

-Отыскалась твоя серёжка!

(Такого рода упражнения положительно влияют на развитие правильного речевого выдоха и качество речи.)

2.Игра «Опиши предмет».

Дети играют в парах: по очереди называют предметы и подбирают к ним по 4 слова- определения.

III.Изучение новой темы.   

Учитель показывает портрет Владимира Ивановича Даля и рассказывает: Человек на портрете Владимир Иванович Даль. Он родился 200 лет назад на юге России в городе Луганске.

    Владимир Иванович очень любил русский язык. Возможно, каждый из вас что- нибудь собирает: значки, портреты футболистов, наклейки, а вот он 53 года своей жизни собирал…  слова и их значения. Вы уже знаете что у одного слова бывает не одно, а несколько значений. Приведите примеры.(Коса- девичья, инструмент, прибрежная; вера- уверенность, женское имя и т.д.). И ещё он собирал пословицы, поговорки, сказки, загадки. А когда у него набралось очень много таких сокровищ, он составил словарь- «Толковый словарь русского языка», который и в настоящее время является очень востребованной книгой. Как я уже сказала, он очень любил собирать им обрабатывать русские народные сказки. Есть целые сборники сказок Владимира Ивановича Даля.

Учитель показывает детям сборник сказок, в обработке В.И. Даля и «Толковый словарь русского языка».

2.Чтение сказки«Старик- годовик»

Сначала читает учитель и по ходу чтения обсуждает вместе с детьми значение выделенных слов путём установления синонимических рядов.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

3.Установление синонимических рядов.

Повеял- потянуть, пахнуть, дохнуть, начать, подуть.

Знойное- жаркое, горяее, палящее, раскалённое.

Жать- давить, теснить.

Залегли- легли, опустились.

Физминутка.

IV, Закрепление изученного.

  1. Повторное чтение сказки учениками.
  2. Беседа по вопросам:

1.Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
2.Какие это четыре крыла у каждой птицы?
3.Какие семь перьев в каждом крыле?
4.Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

     3.Работа по обогащению словаря и представлений об окружающем мире на материале изученной сказки  по методике составления семантических полей.

а)слово «тройка»

ТРОЙКА

ЦИФРА

ОЦЕНКА

КОЛИЧЕСТВО

ПРЕДМЕТОВ

УПРЯЖЬ

ЛОШАДЕЙ

ПЕЧАТНАЯ

ПРОПИСНАЯ

ХОРОШАЯ

ПЛОХАЯ

ПО СИТУАЦИИ

БОЛЬШОЕ

ПО СИТУАЦИИ

МАЛЕНЬКОЕ

С

САНЯМИ

                

б)слово «посыпал

ПОСЫПАЛ

СНЕГ

ДОЖДЬ

ДОРОГУ

ГРАД

СУХОЙ

МОКРЫЙ

ПУШИСТЫЙ

ОСЕННИЙ

ВЕСЕННИЙ

ЛЕТНИЙ

МЕЛКИЙ

КРУПНЫЙ

ДВОРНИК

ПРОХОЖИЙ

МЕЛКИЙ

КРУПНЫЙ

СОЛЬЮ

ПЕСКОМ

в )слово «залегли»

ЗАЛЕГЛИ

ЛЮДИ

СПРЯТАЛИСЬ

ЗВЕРИ

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

СПАТЬ

ОТДЫХАТЬ

В УКРЫТИИ

ДОМА

МЕДВЕДЬ

СУРОК

ГЛУБОКО ПОД ЗЕМЛЁЙ

БЛИЗКО

-ПОД ОДЕЯЛО

-В КРОВАТЬ

-НА ПЕЧКУ

В НОРУ

В БЕРЛОГУ

V. Итог урока.

- Итак, ребята, вспомните с  какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке? Кто донёс её до нас?

VI, Домашнее задание.

Чтение сказки«Старик- годовик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....

Применение компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе.

Краткое описание распространенных форм применения компьютерных технологий на уроках математики....

"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»

"Использование  технологии критического мышления  на уроках  чтения в начальных классах»...

Инновационные технологии на уроках чтения в начальных классах

Одним из главных направлений совершенствования обучения учащихся начальных классов  является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий. Предлагаю  примеры использо...

"Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классах как средство реализации системно- деятельностного подхода в школе"

Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классахкак средство реализации системно- деятельностного подхода в школе...