Принципы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка на тему

Шапуленкова Ирина Николаевна

Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_semeynogo_vospitaniya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы семейного воспитания детей с ОВЗ

 Формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития». В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, на них ложится основная ответственность за его развитие. Необходимым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры, которые основываются на принципах семейного воспитания.

 Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ

  • Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
  • Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

                 Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

  • Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ребенка, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.
  • Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  • Принцип создания воспитывающей среды требует создания таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. В каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность. Этот принцип также означает, что в школе в социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
  • Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку ОВЗ. Любой ребенок, а с ОВЗ особенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Эти дети остро переживают дефицит аффилиативных чувств. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности. Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.
  • Принцип полного безоценочного принятия ребенка с ОВЗ. Родителям не следует сравнивать своего ребенка с ОВЗ с нормально развивающимися детьми. У любого человека могут быть проблемы. Родители должны понять: важно то, что ребенок ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок: «глупый», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка — это защита, а семья — домашний очаг, где его всегда любят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность, в том числе и ребенка, не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка, как и любого другого человека, следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребенке ЧЕЛОВЕКА.
  • Принцип формирования гармоничной личности ребенка. Формирование гармоничной личности ребенка с ОВЗ — это цель всего коррекционно-воспитательного процесса, начинающегося с момента рождения и не завершающегося к совершеннолетию. Гармоничная личность — это самодостаточная личность. Это человек, уважающий себя за подлинные достоинства (любовь к людям, порядочность, честность, умение трудиться и стремление к знаниям) и не ощущающий фрустрации из-за собственного физического недостатка.
  • Принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Ребенок с ОВЗ, особенно маленький, не всегда может выразить свои потребности с помощью слова. Родителям следует наблюдать за ребенком, стремиться понять его желания по жестам, выражению глаз, позе. Следует прислушиваться к голосу ребенка, его интонации, чтобы оценить страх или дискомфорт, которые он переживает.
  • Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим. Любя ребенка, взрослый обучает его любви к миру людей. Привязанность к дому, своему городу, своей стране, любовь к близким, уважение к старшим — это, ответ ребенка на любовь родителей к нему самому.
  • Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Родители должны непосредственно участвовать в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Только в случае крайней необходимости можно переложить свои воспитательные обязанности на другого человека (бабушку, няню, гувернантку или других лиц). Родители должны сами пережить не только трудности, возникающие у ребенка, но и радость его успехов и маленьких побед. Процесс социальной адаптации ребенка не может осуществляться без непосредственной помощи родителей. Участие в преодолении реальных проблем ребенка позволяет нормализовать психологические трудности, которые испытывают сами родители.
  • Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей. Навыки самообслуживания формируются в семье. Мать ребенка обучает его санитарно-гигиеническим навыкам (пользованию горшком и туалетом), умыванию, опрятному приему пищи, уборке за собой личных вещей. В любой семье каждый ее член имеет обязанности. Ребенок с ОВЗ может и должен выполнять посильную домашнюю работу. При этом важно, чтобы ребенок понимал значимость его собственного вклада в общее дело, а члены семьи по достоинству его оценивали.
  • Принцип формирования навыков нормативного поведения. Нормативное поведение — это критерий, определяющий возможности социальной адаптации ребенка. У ребенка с выраженными нарушениями развития формирование навыков нормативного поведения вызывает особые трудности. Участие семьи в этом процессе не только необходимо, но и обязательно. Для любого ребенка поведение родителей, близких, их отношения между собой есть эталон для подражания, эталон поведения. Важно, чтобы этот эталон соответствовал принятым в социуме нормам. Родителям следует помнить, что их собственное неадекватное поведение, как в зеркале, отражается в психике ребенка.
  • Принцип выбора приоритетов в развитии задатков и способностей ребенка с отклонениями в развитии. У детей с ОВЗ могут проявляться способности в любом виде искусства. Дети танцуют и поют, вышивают, лепят, делают удивительные поделки. Талант заложен природой в каждом ребенке. Важно, чтобы родители, воспитывая ребенка, создавали благоприятные условия внутри семьи для развития его задатков и способностей.

Несомненно, проживание ребенка с ОВЗ в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, и жизненных принципов. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться, как успешно будет проходить процесс его социализации, и как он сам будет относиться к себе. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к возможностям ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

" Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»

На  этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...