РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Обучение грамоте и развитие речи
рабочая программа (1 класс) на тему

Образовательная программа «Дошкольное обучение» составлена

  на основе примерной   Программы – концепции по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Солнечные ступеньки» под руководством Н.М.Конышевой, разработанной в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренных  Правительством РФ .

      Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение тем учебных часов по разделам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_obuchenie_gramote_i_podgotovka_ruki_k_pismu.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

 Обучение грамоте и развитие речи

          Образовательная программа «Дошкольное обучение» составлена

  на основе примерной   Программы – концепции по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников «Солнечные ступеньки» под руководством Н.М.Конышевой, разработанной в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренных  Правительством РФ .

      Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение тем учебных часов по разделам курса.

Пояснительная записка

1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

       С целью обеспечения  равных стартовых возможностей  для  образования  детей  перед школой программа работы с дошкольниками включает формирование мотивационной готовности, развитости основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи и приемов умственной деятельности, деятельностной  готовности практических процессов и социально-личностной готовности.

       Цель программы:

- подготовка  ребенка  к школьной жизни, новой  ведущей  деятельности, снятие  трудностей  адаптации  в новой  для  него  социальной  среде, развитие  и коррекция  познавательных  и коммуникативных  способностей ребенка.

Содержание курса направлено на решение следующих задач: 

  1. Знакомство со словом  и предложением.

- вызвать интерес к слову;

-познакомить с термином «слово»;

-познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности;

-познакомить с термином «предложение»;

- научить выделять предложения из общего речевого потока, членить предложения на слова, составлять предложения из одного-трех слов по сюжетным и предметным рисункам, познакомить с графической моделью предложения;

- научить составлять предложения по предложенным графическим моделям.

  1. Усвоение звуковой стороны слова.

- дать понятие о звуках речи в сопоставлении с неязыковыми звуками;

- научить вслушиваться в звучание слов;

- самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове;

- дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от друга по произношению;

- научить различать твердые и мягкие согласные на слух и по артикуляции;

- привить навык обозначения звуков условными значками, записывать звуковые модели слова;

- научить членить слово на части, т.е. слоги;

- выработать умение выделять ударение в словах.

  1. Обучение чтению.

- познакомить с буквами;

- научить основному приему чтения с ориентировкой на гласные звуки открытых и закрытых слогов, читать слова постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры, правильно интонировать предложения, громко, четко произносить слова;

- печатать буквы, слоги, слова под диктовку, списывать с печатного текста, проверять написанное;

- познакомить с правилом написания слов с сочетанием ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Рабочая программа составлена на основании:
  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012.  N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
    "О региональном компоненте государственного образовательного
    стандарта начального общего, основного общего и среднего
    (полного) общего образования Тамбовской области"
  • Учебного плана МАОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом №__32___от__15.04.2013г._____ )

3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Настоящая рабочая программа разработана     в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемыми результатами дошкольного образования. Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1 Абрамова г. С. «Возростная психология».- Екатеренбург: деловая книга,               1999.

2.Белова Т. В. Солнцева В. А. готов ли ребёнок к обучению в первом классе?- м, 2005.

3. Бурдина с. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту, -М, 2005.

4.Дружинин А., Дружинина О. «Первый раз в первый класс» -М., 2003.

5.Крепчук О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам , М.2005.

6. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для  развития речи и мелкой моторики- Спб: Лира, 2004.

7.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М,: Родничок, 1999.

7.Светлова И.Е. Домашний логопед. М.:Эскимо,2002.

8.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2003.

9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель,2002.

10.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1999.

 

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

           Занятия  по  «Подготовке к обучению грамоте и развитию речи »   построены как  обучающие  навыкам  учебного  сотрудничества. Материал, с которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть направленные  на развитие  познавательных способностей. Много внимания  уделяется  игровым  и занимательным  моментам  для  поддержания  интереса  к работе. Занятия можно  разделить  на два этапа: разговорная  часть урока  и письмо. Работа  по письму  предполагает  работу  в альбомах (рисование, штриховка), работа  в тетрадях ( рисование узоров, письмо  элементов  букв, печатанье).  

     На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. К детям приходят сказочные персонажи  и любимые игрушки  и предлагают  интересные игры  и задания. Например: при изучении буквы «А»- Айболит, «В » -Винни-Пух. Также используются картинки  и иллюстрации для  пересказов  и составления  предложений, рассказов. Используются разнообразные  таблицы  для чтения: слоговая  таблица, схемы слогов, предметные картинки. Сюжетные картинки используются на занятиях для обучения дошкольников составлению рассказа  или  как опора  для  пересказа.

  1. Виды и формы организации образовательного процесса.

        Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная      работа, работа в парах.

        Виды занятий:  уроки  в форме игры

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

  1. Технологии обучения.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

  1. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Социальная компетенция: применение задач разного уровня, вариативные домашние задания, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы (в группах сменного и постоянного состава), самооценка и взаимооценка работ и ответов.

Коммуникативная компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на уроке, проведение нестандартных уроков, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Информационная компетентность: предлагаются задачи, для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации, составление плана.

Компетентность саморазвития и самообразования: стимулирование самообразовательной деятельности ученика, контроль за динамикой развития ученика

 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Планируемые результаты.

Знать:

основное отличие звука от буквы;

конструирование буквы;

штрихование  по образцу;

Уметь:

1.делить предложения на слова с использованием графических схем;

2.составлять связные рассказы по картинке из пяти и более предложений;

3.выделять в словах отдельные звуки;

4.соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью;

5.выполнять звуко - буквенный анализ слов;

6.ориентироваться на страницах тетради;

 

                           

                   

                                             Структура курса.

                            Содержание программы.

                      Раздел «Обучение грамоте. Развитие речи» (24часа).         

№ занятия

Темы

Количество часов

Основные понятия

                                   Раздел «Речь» (8ч)

1

Речь. Игрушки. Чтение стихов А. Барто

1

Дать каждому ребенку  возможность  утвердиться  в себе;

развитие  у детей  готовности  к обучению  чтению  в первом  классе;

снижение психологической нагрузки  ребенка.

уметь  составлять простые предложения;

пересказывать  по серии картин или  по наводящим  вопросам.

2

Предложение. Осень. Грибы.

1

3

Предлоги. Семья. Дом.

1

4

Ознакомление со словесным составом предложений. Семья. Профессия.

1

5

Предлоги состоят из  слов.. Сказочные герои.

1

6

Деление слов на слоги. Сказочные герои.

1

7

Деление слов на слоги. Ударение. Осень (Листья, деревья).

1

8

Слог. Ударение. Осень. Птицы.

1

                                   Раздел «Звуки» (5ч)

Владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;

уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

9

Гласные звуки. Осень. Овощи.

1

10

Согласные звуки. Дикие и домашние животные

1

11

Согласные и гласные звуки. Зима

1

12

Звуко-слоговой состав слов. В.Бианки «Синичкин календарь».

1

13

Звук и буква. Птицы зимой.

1

Раздел «Буквы гласных звуков»(2ч)

14

Гласные звуки и буквы А,О,У. Животные зимой.

1

Знать буквы гласных звуков ,уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

15

Гласные звуки и буквы ы, И,Э

1

                            Раздел « Буквы согласных звуков»(9ч)

16

Согласные звуки (н-н). Буква Н. Одежда

1

Знать буквы согласных звуков ,уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

17

Согласные звуки (т-т). Буква Т. В зоопарке

1

18

Согласные звуки (к-к). Буква К. Транспорт.

1

19

Согласные звуки (м-м) Буква М. Народные игры.. Масленица

1

20

Согласные звуки (с-с) Буква С. Весна

1

21

Согласные звуки (в-в). Буква В. Весна в лесу.

1

22

Согласные звуки (д-д). Буква Д. Спорт.

1

23

Согласные звуки (л-л).Буква Л. Цирк.

1

24

Согласные звуки (б-б). Буква Б. Звери зимой.

1

Знать буквы согласных звуков ,уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

25

Согласные звуки (г-г). Буква Г. Насекомые.

1

26

Итоговое занятие. Чтение слогов, слов, предложений с изучаемыми буквами. Скоро лето!

 

1.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

1 Абрамова г. С. «Возростная психология».- Екатеренбург: деловая книга,               1999.

2.Белова Т. В. Солнцева В. А. готов ли ребёнок к обучению в первом классе?- м, 2005.

3. Бурдина с. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту, -М, 2005.

4.Дружинин А., Дружинина О. «Первый раз в первый класс» -М., 2003.

5.Крепчук О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам , М.2005.

6. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для  развития речи и мелкой моторики- Спб: Лира, 2004.

7.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М,: Родничок, 1999.

7.Светлова И.Е. Домашний логопед. М.:Эскимо,2002.

8.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2003.

9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель,2002.

10.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1999.

2. Наглядные пособия:

1. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления.

2. Демонстрационные таблицы .

3. Карточки со словами  .

4. Демонстрационные пособия для изучения звуков и букв.  

4. Технические средства обучения:

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

5. Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

3. Экспозиционный экран.

Календарно –тематическое планирование

№  

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования  к уровню подготовки  обучающихся

Дата

план

факт

                                   Раздел «Речь» (8ч)

1

Речь. Игрушки. Чтение стихов А. Барто

1

Тематическая игра

Знать виды речи;

Уметь различать устную речь от письменной;

уметь  составлять простые предложения;

пересказывать  по серии картин или  по наводящим  вопросам.

Знать понятия: ударение, слоги;

Уметь определять количество слогов в словах и ударный слог.

2

Предложение. Осень. Грибы.

1

комбинированный

3

Предлоги. Семья. Дом.

1

Сюжетно- ролевая игра

4

Ознакомление со словесным составом предложений. Семья. Профессия.

1

Игра на внимание

5

Предлоги состоят из  слов.. Сказочные герои.

1

Тематическая игра

6

Деление слов на слоги. Сказочные герои.

1

Игра на внимание

7

Деление слов на слоги. Ударение. Осень (Листья, деревья).

1

Комбинированный

8

Слог. Ударение. Осень. Птицы.

1

Сюжетно –ролевая игра

                                   Раздел «Звуки» (5ч)

Знать понятия: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;

уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

9

Гласные звуки. Осень. Овощи.

1

Комбинированный

10

Согласные звуки. Дикие и домашние животные

1

Тематическая игра

11

Согласные и гласные звуки. Зима

1

Комбинированный

12

            13

Звук и буква. Птицы зимой.

1

Сюжетно –ролевая игра

13

Звук и буква. Птицы зимой.

1

Комбинированный

                                      Раздел «Буквы гласных звуков»(2ч)

14

Гласные звуки и буквы А,О,У. Животные зимой.

1

Сюжетно –ролевая игра

Знать буквы гласных звуков А, О., У;

 уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

15

Гласные звуки и буквы ы, И,Э

1

Сюжетно –ролевая игра

Знать буквы гласных звуков ы, И., Э;

 уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

                            Раздел « Буквы согласных звуков»(9ч)

16

Согласные звуки (н-н). Буква Н. Одежда

1

Тематическая игра

Знать буквы согласных звуков ,уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

   знать основные характеристики согласных звуков;

Уметь применять их на практике.

17

Согласные звуки (т-т). Буква Т. В зоопарке

1

Дидактическая игра

18

Согласные звуки (к-к). Буква К. Транспорт.

1

Сюжетно – ролевая игра

19

Согласные звуки (м-м) Буква М. Народные игры.. Масленица

1

 Комбинированный

20

Согласные звуки (с-с) Буква С. Весна

1

 Игра на внимание

21

Согласные звуки (в-в). Буква В. Весна в лесу.

1

 Сюжетно –ролевая игра

22

Согласные звуки (д-д). Буква Д. Спорт.

1

Игра на внимание

23

Согласные звуки (л-л).Буква Л. Цирк.

1

 Сюжетно –ролевая игра

24

Согласные звуки (б-б). Буква Б. Звери зимой.

1

  Игра на внимание

Знать буквы согласных звуков ,уметь  различать  звуки речи  на слух;

конструировать буквы;

штриховать  по образцу;

25

Согласные звуки (г-г). Буква Г. Насекомые.

1

Дидактическая игра

26

Итоговое занятие. Чтение слогов, слов, предложений с изучаемыми буквами. Скоро лето!

Урок обобщения знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...

Адаптированная программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс (VIII вид)

Представлена адаптированная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучения детей 4 класс 8 вида....