Образовательная программа предшкольной подготовки
методическая разработка (1 класс) на тему

Карандина Елена Анатольевна

В данной методической разработке вы найдёте образовательную программу для подготовки дошкольников к обучению в школе по окружающему миру, математике, развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_doshkolnikov.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

предшкольной подготовки

                                         

                                                    2015 -2016 учебный год

Расписание занятий

Понедельник

1.

16.15  -  16.45

2.

16.55  -  17.25

3.

17.35  -  18.05

Время

Математические ступеньки

Развитие речи и мелкой моторики

Окружающий мир

16.15-16.45

А

Б

В

16.55-17.25

Б

В

А

17.35-18.05

В

А

Б

№ п/п

Направление

ФИО учителя

1

Математические ступеньки

2

  1. Развитие речи и мелкой моторики

3

Окружающий мир

Пояснительная записка

Преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к изменениям в системе образования в целом, как в школьном так и в дошкольном его звене. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья. Причины разной подготовленности заключаются и в недостаточной компетентности родителей в вопросах предшкольной подготовки. Всё это на пороге школы существенно затрудняет адаптацию первоклассников  к новым условиям школьной жизни. Поэтому необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало целенаправленное предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, знаний и умений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении и установлении новых связей с взрослыми и сверстниками.

Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе. В предлагаемой программе сделана попытка объединить несколько задач по предшкольной подготовке. Данная программа рассчитана на обучение в период с сентября по май в количестве 33 часов по каждому из направлений.

Программу реализуют учителя начальной школы.

Цель программы:

  • предупреждение и преодоление проблем адаптации у детей при переходе на новую ступень развития,
  • сохранение их здоровья и эмоционального благополучия,
  • формирование положительного отношения к школе и процессу обучения

Задачи программы:

  • создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;
  • обеспечение одинаковых стартовых возможностей для поступающих в школу;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;
  • повышение информированности родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;
  • оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям.

Принципы:

  • Доступность. Заключается в том, что обучение в школе предшкольной подготовки предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.
  • Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.
  • Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения учащегося со стороны ведущего группы, чтобы успех ребят переживался ими как радость.
  • Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.
  • Открытость. Заключается в том, что в школе предшкольной подготовки работают педагоги по программам, которые одобрены педагогическим советом.
  • Добровольность. Заключается в том, что в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
  •  Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования,  мониторинговых показателей.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;
  • сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
  • коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей;
  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.

Программа «Дошколёнок» строится по четырём  направлениям:

  1. Математические ступеньки. 
  2. Развитие речи и мелкой моторики.
  3. Окружающий мир.
  4. Школа родителей  будущих первоклассников.

 

Учебный план.

 

Название направления

Количество часов

1

Математические ступеньки

32

2

  1. Развитие речи и мелкой моторики

32

3

Окружающий мир.

32

4

Школа родителей будущих первоклассников

4

Итого:

100

 

Занятия проводятся по понедельникам по 3 занятия длительностью 30 минут каждое. Период реализации – сентябрь – май.

Направление «Школа родителей первоклассников» реализуется через тематические родительские собрания, анкетирования, а так же индивидуальные консультации.

Кроме того, для достижения поставленных целей проводится подготовительная и текущая  работа с родителями (лицами их заменяющими):

 

 

Срок

Мероприятие

сентябрь

  1. Подготовка информационных буклетов для дошкольных образовательных учреждений о школе предшкольной подготовки.
  2. Приём документов для зачисления в школу предшкольной подготовки.
  3. Предварительные индивидуальные беседы по запросу родителей.
  4. Торжественное открытие школы будущего первоклассника.

Октябрь - апрель

Индивидуальные беседы, консультации по запросу родителей с администрацией школы, психологов, логопедом, дефектологом.

Март

Подготовка информации для ДОУ об условиях приёма в 1 класс.

апрель

Дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей.

Подготовка информационного буклета для родителей о учебно-методических комплектах реализуемых в будущем учебном году.

Апрель - май

Приём документов в 1 класс.

Май

Торжественное закрытие школы будущего первоклассника

Содержание программы и тематическое планирование по курсу

«Окружающий мир»

       В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача, решаемая на занятиях – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «погодные явления», «виды транспорта», «виды спорта», «семья» и др. Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Задачи курса «Окружающий мир»

  1. Расширение и уточнение представления детей об окружающей среде, себе, окружающих людях.
  2. Развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  3. Воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека.
  4. Обогащение активного словаря дошкольников.

№ п/п  

                             Тема

Содержание

Стр тетради

     Дата

Окружающий мир: Люди.

Называть свои имя, фамилию. Называть свой возраст, домашний адрес. Называть имена, отчества и фамилию родителей.

Природа: живая и неживая. Времена года. Дни недели. Части суток.

Классификация предметов на живые и неживые. Называть: времена года (месяцы), признаки времен года, дни недели, части суток

Фрукты

Названия фруктов, классификация, сравнение

А1 с.1-4

р/т №2 с.4,5

Овощи

Названия овощей, классификация, сравнение

А1с.5-9

р/т №2 с.2,3

Сад-огород

Растения сада, огорода. Классификация

А1с.10-13

Деревья

Виды деревьев, особенности строения (гербарий). Названия  деревьев.

А1с.14-17

р/т№2с.10,11

Ягоды

Названия ягод. Классификация

А1с.18-22

р/т №2 с.6,7

Грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Особенность их строения. Место обитания.

А1с.23-27

р/т №2с.12,13

Осень

Времена года. Последовательность времен года.Осенние изменения в природе

А1с.28-33

Человек

Части тела (модель человека – кукла).

А1с.34-36

Игрушки

Названия игрушек. Классификация. Из каких частей состоит игрушка.

А1с.37-41

р/т №1 с.2,3

Посуда

Названия предметов посуды, из каких частей состоит посуда. Понятия «чайная посуда», «столовая посуда», «кухонная посуда». Знакомство с многозначными словами.

А1с.42-47

р/т №1 с.4,5

Продукты питания

Названия различных продуктов. Названия отделов продуктового магазина.

А2с.1-4

Одежда

Названия предметов одежды. Классификация предметов. Детали одежды (воротник, манжеты и др.)

А2с.5-9

р/т №1с.6,7

Обувь

Названия различных видов обуви. Детали обуви

А2с.10-14

р/т№1с.10,11

Головные уборы

Названия головных уборов. Детали головных уборов.

А2с.15-19

р/т №1с.8,9

Зима

Времена года. Последовательность времен года.

Изменения  в природе зимой

А2с.20-25

Зимующие птицы

Названия птиц. Понятие зимующие птицы. Части тела птиц.

А2с.26-30

Дикие животные

Названия диких животных нашего леса. Части тела животных. Классификация по питанию. Где живут(нора, берлога)

А3с.1-4

 р/т №2с.16

Домашние животные

Названия животных и их детенышей.  Части тела. Чем кормят, какую пользу приносят человеку, как он за ними ухаживает. Признаки зверей.

А3с.5-8

 р/т №2с.14

Домашние птицы

Названия домашних птиц и их детенышей. Чем кормят, какую пользу приносят человеку, как он за ними ухаживает. Признаки птиц. Части тела.

А3с.9-12

 р/т №2с.26

Перелетные птицы

Названия перелетных птиц, почему их так называют. Части тела.

А3с.13-17

Весна

Времена года. Последовательность времен года.

Весенние  изменения в природе

А3с.18-21

Мебель

Названия предметов мебели. Части мебели. Классификация мебели

А3с.22-26

р/т №1с.12

Транспорт

Названия различного транспорта. Виды  транспорта

А3с.27-31

р/т №1с.24

Профессии

Названия профессий. Профессии родителей.

А4с.1

р/т №1с.30

Инструменты

Названия инструментов. Классификация инструментов.

А4с.4

р/т №1с.21

Зоопарк

Названия животных.  Классификация по месту обитания

А4с.7

р/т №1с.24

Рыбы

Названия рыб. Признаки рыб. Части тела.

А4с.12

р/т №2с.28

Цветы

Названия цветов. Особенности строения цветка.

А4с.17 р/т №2с.8

Лето

Времена года. Последовательность времен года.

  Изменения  в природе летом.

А4с.20

 р/т №1с.24

Насекомые

Названия насекомых. Признаки насекомых. Части тела

А4с.24

 р/т №2с.30

Школьные принадлежности

Школьные принадлежности. Названия предметов

А4с.29

 р/т №1с.14

К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ

дети должны знать и уметь:

- называть примеры видов транспорта;

- называть своё полное имя и имена членов семьи;

- знать названия бытовых приборов и их назначение;

- знать основные части тела человека;

- знать, зачем соблюдать чистоту и правильно питаться;

- знать, как одеваться в зависимости от сезона;

- знать, как одеваться в школе;

- знать основные виды спорта.

- знать и применять правила поведения в общественных местах;

- знать профессии взрослых и профессии своих родителей;

 - знать значение общения для человека;

- знать примеры вежливых слов и применять их в зависимости от ситуации.

- называть времена года по порядку;

- знать и называть названия зимних, весенних, летних и осенних месяцев;

- знать и называть дни недели по   порядку;

- приводить примеры птиц;

- приводить примеры растений;

 - приводить примеры животных.

Список литературы к курсу «Окружающий мир»:

1.Е.Г. Городецкая. «Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу» Диагностика уровня развития. Оценка знаний и умений.-М.: АСТ: Астрель,2011

2. Знакомство с окружающим миром. Предметы. Ч.1 , серия «Рабочие тетради» Солнечные ступеньки

3. Знакомство с окружающим миром. Природа Ч.1 , серия «Рабочие тетради» Солнечные ступеньки

4. Н.Э.Теремкова . Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет ; альбом  ч   1-4-М.: Изд.ГНОМ, 2011

 

Содержание программы и тематическое планирование по курсу

«Развитие речи и мелкой моторики».

Курс «Развитие речи и мелкой моторики» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается  основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи,  подготовка к обучению чтению и подготовка к обучению письму.

При подготовке к развитию речи формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, ее особенности. Данные занятия направлены на усвоение языковых норм русского языка: использование в речи лексико-грамматических категорий слов, использование предлогов, овладение навыками словообразования и словоизменения разных частей речи, употребление различных видов предложений. Дети учатся пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы, вопросы и самостоятельно.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Программа предполагает систему упражнений для подготовки к письму путём выполнения штриховки в разных направлениях и видах, раскрашивании, конструирования букв из различного материала с обязательным проведением пальчиковой гимнастики.

Таким образом, курс «Развитие речи и мелкой моторики» решает задачи подготовки детей к обучению чтения, письму и совершенствованию связной речи ребенка.

В планировании представлены элементы двух разделов «Развитие речи» и «Развитие моторики».

№ зан.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Элементы грамоты

Элементы развития мелкой моторики

14.09

Речь вокруг нас. Речь устная и письменная

Правила раскрашивания.

1

21.09

Ряд. Слова-предметы. Живое – неживое.

Знакомство с правилами штриховки. Штриховка рисунков в различных направлениях.

1

28.09

Слова-действия. Игрушки. Слова-признаки.

Штриховка рисунков в различных направлениях. Дорисовка половины фигуры по образцу.

1

5.10

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Предложение из двух слов.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков.

1

12.10

Предложение из трех слов с прямым дополнением.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков.

1

19.10

Предложение с однородными

прилагательными.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков.

1

26.10

Предложения с предлогами

НА, С, В, ИЗ. «В огороде». Рассказ.

Дорисовка половины фигуры по образцу.

1

2.11

Гласные звуки. Гласные буквы.

Выборочное раскрашивание букв. Рисунок по клеточкам. Дорисовка фигур.

1

9.11

Осень. Деревья и их части. Словоизменение.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков.

1

16.11

Лес. Родственные слова. Пересказ.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков.

1

23.11

Звуки и буквы М, П, Т, К. Деление на слоги. Фрукты. Пересказ.

Выборочное раскрашивание букв. Рисунок по клеточкам. Дорисовка фигур.

1

30.11

Звуки и буквы К-Х. Овощи - фрукты. Описательный рассказ.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

7.12

Звук и буква        С. Деление на слоги. Предзимье. Пересказ.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

14.12

Звук «Сь». Гигиена. Дифференциация «С»-«Сь».

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

21.12

Звук и        буква Н. Дикие животные. Творческий пересказ.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

28.12

Звук «Нь».  Дифференциация «Н»-«Нь»

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

11.01

Звук и буква «3». Дикие животные. Рассказ по серии картинок. Дифференциация «С»-«3».

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

18.01

Звук «Зь». Дифференциация «3»-«3ь». Зима.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

25.01

Дифференциация «С»-«3», «Сь»-«3ь»

Елка. Новый год. Рассказ по серии картинок.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

1.02

Зима. Рассказы. Звук и буква Ш. Слог ШИ.

 Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

8.02

Зима. Родственные слова. Дифференциация «С»-«Ш».

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

15.02

Звук и буква Л. Зимние виды спорта. Словообразование. Звук «Ль». Дифференциация «Л»-«Ль».

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

29.02

Звук и буква «Р». Зимующие птицы. Пересказ. Звук «Рь». Дифференциация «Р»-«Рь».  

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

14.03

Дифференциация «Р»-«Л» Дифференциация «Рь»-«Ль». 23 февраля - День защитника Отечества.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

21.03

Звук и буква «В». Звук «Вь». Дифференциация «В»-«Вь». Семья.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

28.03

8 Марта. Звук и буква Ж.  Дифференциация «Ш»-«Ж». Слоги ЖИ-ШИ.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

4.04

Весна. Дифференциация «3»-«Ж».

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

11.04

Звук и буква Б.  Звук «Бь». Дифференциация «Б»-«П»,

«Бь»—«Пь».

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

18.04

Звук и буква Г. Звук «Гь». Дифференциация «Г»-«Гь». Дифференциация «К»-«Г»,

«Кь»—«Гь». День космонавтики.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

25.04

Звук и буква Д.  Дифференциация «Д»-«Дь». Дифференциация «Т»-«Ть», «Д»—«Дь».

 Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Дорисовка фигур.

1

16.05

Звук и буква Й. Звук и буква Ц. Дифференциация        «Ть»-«Ц». Звук и буква Щ. Звук и буква Ч. День Победы. Звуки и буквы Ц, Ч, Щ

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

23.05

Буквы Ь, Я, Ю, Е, Ё, Ф, Ъ.  Лето.

Выборочное раскрашивание. Рисунок по клеточкам. Продолжение ряда рисунков. Штриховка букв.

1

К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:

- правильно произносить все звуки;

- выделять из слов звуки, определять их место в слове (вначале, в середине, в конце);

- отчетливо и ясно произносить слова;

- произносить слова по слогам;

- выделять слова и предложения из речи;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- раскрывать смысл несложных слов, в том числе этнического характера;

- давать описания знакомого предмета;

- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Литература к курсу «Развитие речи и мелкой моторики»:

1. И.Агапова, М.Давыдова Развивающие игры со словами для детей. – М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008г.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.

3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5 – 6 лет. Учебно-методическое пособие. М.Ювента, 2013

4. Е.Косинова «Логопедический букварь», М. «Махаон», 2008

5. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь!», Санкт-Петербург, 2009

6. И.Лопухина «550 упражнений для развития речи», Санкт-Петербург, Дельта, 2009

7. Тетради с заданиями для развития детей

8. Тесты для детей «Проверяем знания дошкольника»

9. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Развитие речи в картинках», М.: Астрель,  2002

Обучение грамоте (часть 1 и 2). Серия «Рабочие тетради дошкольника».

Содержание программы и тематическое планирование по курсу

«Математические ступеньки»

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине, выше — ниже, шире — уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Временные представления: раньше — позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т. п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число О. Число 10

Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).

Десяток. Счёт десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак « = ».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки « + », «-»).

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические  задания   на   более   сложном математическом материале на развитие:

внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.);

воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2012

 Планируемые результаты:

— ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.),  на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);

—  определять  взаимное  расположение  предметов  (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);

—  сравнивать   предметы   по   длине,   массе,   используя практические действия; упорядочивать их;

—  называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

—  сравнивать   количество   предметов   в   двух   группах (больше, меньше, столько же);

—  определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

—  объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

—  различать   и   называть   простейшие   геометрические фигуры   (отрезок,   треугольник,   прямоугольник,   квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

—  воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

—  проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия,   проводить   классификацию   объектов   по  заданным признакам,   выявлять   закономерности   и   использовать   их для   выполнения   заданий,   проводить   простейшие   логические рассуждения и др.)

Календарно-тематическое планирование предмета

 «Формирование математических  представлений»

урока

Дата

по плану

Дата

фактически

Кол-во часов

Тема урока

1

1

Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева.

2

1

Столько же. Больше, меньше.

3

1

Длиннее, короче. Сравнение предметов.

4

1

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

5

1

Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

6

1

Число и цифра 1.

7

1

Число и цифра 2. Пара.

8

1

Число и цифра 3.

9

1

Равенство.

10

1

Число и цифра 4.Вверху. Внизу.

11

1

Число и цифра 0.

12

1

Сложение.

13

1

Число и цифра 5.

14

1

Вычитание.

15

1

Запись выражений на вычитание и сложение.

16

1

Запись и решение равенств.

17

1

Число и цифра 6.

18

1

Число и цифра 7.

19

1

Число и цифра 8. Весёлый счёт.

20

1

Число и цифра 9. Найди общие элементы.

21

1

Решение задач с помощью рисунков.

22

1

Число 10.

23

1

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

24

1

Части суток, их последовательность.

25

1

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

26

1

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

Планируемые результаты:


      — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
      — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки "Школа развития"

Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.      В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...

Программа предшкольной подготовки

Программа расчитана на детей в возрасте от 6,5 - 7 лет. Занятия проводятся ежедневно в течении месяца (июнь): 3 занятия по 30 минут.... ...чрезмерно важно своевременное выявление у  детей т...

Программа предшкольной подготовки

   Реализация данной программы представляет собой  оказание комплексной  образовательной услуги по подготовке детей  дошкольного возраста к школьному обучению, ока...

Программа предшкольной подготовки

Программа по рабочим тетрадям "Солнечные ступеньки"...

Образовательная программа предшкольной подготовки «Первоклассник» на базе летнего лагеря дневного пребывания МБОУ «КСОШ №1»

Образовательная программа  с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомен...

Программа кратковременного курса Программа предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской

Программа кратковременного курса предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МБО...