Учите детей говорить чисто
статья на тему

Бабичева Татьяна Владимировна

Статья "Учите детей говорить чисто" предназначена для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, родителей.Цель её- познакомить с понятием "дикция", рассказать о значимости выработки дикции, средствах достижения. Представлен материал по выработке дикции в виде упражнений, заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktsiya.docx17.22 КБ
Файл diktsiya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тяжинского района Кемеровской области

Статья на логопедическую тему

«Учите детей говорить чисто»

Подготовила

Учитель-логопед

Бабичева Татьяна

                                                                                                              Владимировна

П.г.т. Тяжинский- 2017

Учите детей говорить чисто

Дикция, понятие, значимость выработки,

средства достижения

Если прислушаться к детской речи, то можно заметить, что у многих детей не всё ладно с чёткостью или чистотой произношения. Речь у таких детей, как правило, вялая, небрежная; отдельные звуки опускаются, окончания слов «проглатываются», многие звуки произносятся неясно или заменяются другими. Все эти недостатки, в общем, делают детскую речь неразборчивой и трудновоспринимаемой для окружающих.

    Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т.е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего нёба. Одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи (если таковы имеются), работать над правильным произношением звуков. Вся эта работа проводится на логопедических занятиях. И дети, у которых  конкретно выявлены нарушения звукопроизношения, посещают их, получая необходимую помощь. А как же быть тем детям, у которых  нет явных нарушений, но речь их смазанная, нечёткая и неблагозвучная? И таких детей  много и всех их не запишешь на занятия к логопеду, да и незачем это делать, речевых нарушений у них нет, «страдает» дикция.  Но в помощи они нуждаются и наша задача – помочь им. Чтобы добиться положительных результатов, над дикцией мы должны работать все вместе, на логопедических занятиях, на уроках, особенно на уроках русского языка в разделе «фонетика», на уроках литературного чтения, риторики.

    Для начала разберёмся, что же такое дикция? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дикция обозначается, как произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации. Различают хорошую дикцию и плохую дикцию. Хорошая дикция делает речь благозвучной, приятной для окружающих, а плохая дикция портит всю речь, мешает общению. Поэтому важно работать над детской речью, над дикцией.

    Каждое слово учитель должен произносить ясно, отчетливо, чтобы ребёнок мог брать речь учителя в качестве образца для подражания. Об этом нужно постоянно напоминать детям, обращать внимание на свою детскую речь и речь одноклассников. На уроках, занятиях хвалить детей, ставить в пример другим детям тех детей, речь которых была чёткой, правильной. Можно это делать, например, таким образом: «Посмотрите, ребятишки, как отчётливо Паша произнёс каждое слово, как чётко проговорил все звуки в словах. Поэтому стихотворение в его исполнении звучало ясно, понятно, красиво» и т.д., в зависимости от вида работы. Если проводить эту работу в системе, то дети привыкнут обращать внимание на свою речь, они перестанут мямлить, бубнить под нос, речь их станет чистой, ясной. Самое главное, не упустить этот момент в начальных классах, так как в старших классах такую похвалу уже не произнесёшь. Там уже надо будет читать детям лекцию о выработке дикции, о её значимости, особенно при выборе профессии. И тренировать детей при всём классе не станешь, это нужно будет делать им самим дома.

     А теперь поговорим о том, как можно работать над чистотой речи. Начать можно с отработки произношения гласных звуков, обращая  при этом внимание  на правильную артикуляцию каждого звука. Например, утрированно проговариваем звук [а], рот при этом широко открыт. Отработав все гласные, переходим к согласным, работая по той же схеме. Следим, чтобы звуки произносились чётко, ясно. Такую работу можно проводить как на уроках  в букварный период, так и когда дети научатся читать, в качестве фонетической разминки. Работу можно разнообразить заданиями:

     - прочесть слова, написанные на доске, после чего чётко проговорить все     гласные в этих словах;

     - прочесть слова, назвать все (или мягкие, или твёрдые) согласные звуки, утрированно их проговорить;

      - прочесть слова, чётко проговорить первые (вторые… последние звуки).

Когда отработаем звуки, переходим к слогам:

     - чётко проговариваем отдельные слоги;

     - делим слова на слоги, утрированно проговаривая каждый слог;

     - читаем слова, называем отдельные слоги (первые, последние…);

     - читаем слова, называем ударные слоги (безударные);

     - читаем пары, тройки слогов, среди которых есть отмеченные ударением, выделяя ударные слоги;

      - предлагаем детям подобрать на заданный слог слова, отчетливо их произнести.

Так постепенно переходим к работе над словами, предложениями. Задания можно подбирать в зависимости от темы, цели, задач урока или занятия.

    Очень любят дети чистоговорки, которые можно подбирать в свободном порядке или на заданные звуки, например:

                                       Ло-ло-ло – на улице тепло

                                       Лу-лу-лу – я несу пилу.

   Не обойтись, конечно, в работе над дикцией без скороговорок. Их дети всегда воспринимают с восторгом. Подбирать их лучше по темам урока, на заданный звук а применять их  можно в начале урока, с установкой, а можно и заканчивать скороговоркой урок, занятие. В любом случае, использование скороговорки добавит позитива, подъёма и просто хорошего настроения, что очень важно для детей.

   Работая над текстами, будь то стихотворения, рассказы, сказки, басни, мы всегда должны помнить о дикции, обращать внимание детей на чёткое проговаривание в них всех звуков, слов.

   Если работать над дикцией постоянно, изо дня в день, мы обязательно добьёмся хороших результатов в формировании чёткой, ясной речи детей.

Список использованной литературы

  1. Горбушина Л. А.  Выразительное чтение и рассказывание. – М.: «Просвещение», 1975г.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 65000 слов и фразеологических выражений.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 736 с.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тяжинского района Кемеровской области

Статья на логопедическую тему

«Учите детей говорить чисто»

Подготовила

Учитель-логопед

Бабичева Татьяна

                                                                                                              Владимировна

П.г.т. Тяжинский- 2017

Учите детей говорить чисто

Дикция, понятие, значимость выработки,

средства достижения

Если прислушаться к детской речи, то можно заметить, что у многих детей не всё ладно с чёткостью или чистотой произношения. Речь у таких детей, как правило, вялая, небрежная; отдельные звуки опускаются, окончания слов «проглатываются», многие звуки произносятся неясно или заменяются другими. Все эти недостатки, в общем, делают детскую речь неразборчивой и трудновоспринимаемой для окружающих.

    Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т.е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего нёба. Одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи (если таковы имеются), работать над правильным произношением звуков. Вся эта работа проводится на логопедических занятиях. И дети, у которых  конкретно выявлены нарушения звукопроизношения, посещают их, получая необходимую помощь. А как же быть тем детям, у которых  нет явных нарушений, но речь их смазанная, нечёткая и неблагозвучная? И таких детей  много и всех их не запишешь на занятия к логопеду, да и незачем это делать, речевых нарушений у них нет, «страдает» дикция.  Но в помощи они нуждаются и наша задача – помочь им. Чтобы добиться положительных результатов, над дикцией мы должны работать все вместе, на логопедических занятиях, на уроках, особенно на уроках русского языка в разделе «фонетика», на уроках литературного чтения, риторики.

    Для начала разберёмся, что же такое дикция? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дикция обозначается, как произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации. Различают хорошую дикцию и плохую дикцию. Хорошая дикция делает речь благозвучной, приятной для окружающих, а плохая дикция портит всю речь, мешает общению. Поэтому важно работать над детской речью, над дикцией.

    Каждое слово учитель должен произносить ясно, отчетливо, чтобы ребёнок мог брать речь учителя в качестве образца для подражания. Об этом нужно постоянно напоминать детям, обращать внимание на свою детскую речь и речь одноклассников. На уроках, занятиях хвалить детей, ставить в пример другим детям тех детей, речь которых была чёткой, правильной. Можно это делать, например, таким образом: «Посмотрите, ребятишки, как отчётливо Паша произнёс каждое слово, как чётко проговорил все звуки в словах. Поэтому стихотворение в его исполнении звучало ясно, понятно, красиво» и т.д., в зависимости от вида работы. Если проводить эту работу в системе, то дети привыкнут обращать внимание на свою речь, они перестанут мямлить, бубнить под нос, речь их станет чистой, ясной. Самое главное, не упустить этот момент в начальных классах, так как в старших классах такую похвалу уже не произнесёшь. Там уже надо будет читать детям лекцию о выработке дикции, о её значимости, особенно при выборе профессии. И тренировать детей при всём классе не станешь, это нужно будет делать им самим дома.

     А теперь поговорим о том, как можно работать над чистотой речи. Начать можно с отработки произношения гласных звуков, обращая  при этом внимание  на правильную артикуляцию каждого звука. Например, утрированно проговариваем звук [а], рот при этом широко открыт. Отработав все гласные, переходим к согласным, работая по той же схеме. Следим, чтобы звуки произносились чётко, ясно. Такую работу можно проводить как на уроках  в букварный период, так и когда дети научатся читать, в качестве фонетической разминки. Работу можно разнообразить заданиями:

     - прочесть слова, написанные на доске, после чего чётко проговорить все     гласные в этих словах;

     - прочесть слова, назвать все (или мягкие, или твёрдые) согласные звуки, утрированно их проговорить;

      - прочесть слова, чётко проговорить первые (вторые… последние звуки).

Когда отработаем звуки, переходим к слогам:

     - чётко проговариваем отдельные слоги;

     - делим слова на слоги, утрированно проговаривая каждый слог;

     - читаем слова, называем отдельные слоги (первые, последние…);

     - читаем слова, называем ударные слоги (безударные);

     - читаем пары, тройки слогов, среди которых есть отмеченные ударением, выделяя ударные слоги;

      - предлагаем детям подобрать на заданный слог слова, отчетливо их произнести.

Так постепенно переходим к работе над словами, предложениями. Задания можно подбирать в зависимости от темы, цели, задач урока или занятия.

    Очень любят дети чистоговорки, которые можно подбирать в свободном порядке или на заданные звуки, например:

                                       Ло-ло-ло – на улице тепло

                                       Лу-лу-лу – я несу пилу.

   Не обойтись, конечно, в работе над дикцией без скороговорок. Их дети всегда воспринимают с восторгом. Подбирать их лучше по темам урока, на заданный звук а применять их  можно в начале урока, с установкой, а можно и заканчивать скороговоркой урок, занятие. В любом случае, использование скороговорки добавит позитива, подъёма и просто хорошего настроения, что очень важно для детей.

   Работая над текстами, будь то стихотворения, рассказы, сказки, басни, мы всегда должны помнить о дикции, обращать внимание детей на чёткое проговаривание в них всех звуков, слов.

   Если работать над дикцией постоянно, изо дня в день, мы обязательно добьёмся хороших результатов в формировании чёткой, ясной речи детей.

Список использованной литературы

  1. Горбушина Л. А.  Выразительное чтение и рассказывание. – М.: «Просвещение», 1975г.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 65000 слов и фразеологических выражений.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 736 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная учебная тетрадь по письму "Учим пишем говорим"

Тетрадь по письму разработана для детей с умеренной умственной отсталостью, но подходит и для детей с нормальным развитием начинающих только обучаться письму.  Материал представлен в 4 компактных...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Говори чисто, обучение грамоте, 1 класс

данный материал может использоваться на уроках обучение грамоте в букварный период. как дополнительный материал...

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"

Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....

Учим детей красиво и правильно говорить.

Скороговорки - это самый наилучший способ помочь овладеть ребенку красивой речью....

Учим детей говорить выразительно

Умение говорить выразительно дает детям преимущества в различных аспектах их жизни, от развития коммуникативных и социальных навыков до повышения самооценки и успеха в учебе....