Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.
консультация по теме

Трофименко Наталья Владимировна

“Прежде чем давать знания,

 надо научить думать,
воспринимать, наблюдать”.
В. Сухомлинский

        Для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Они являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве,  любознательность, мотивация в достижении успеха. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира и нет более пытливого исследователя, чем дошкольник. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес ко всему, что его окружает: природа, предметный мир, мир людей. Радостно видеть детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни и обстановке, творчески мыслить, придумывать новые решения поставленных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_-_issledovatelskaya.docx (22.88 КБ)22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – исследовательская деятельность – средство    повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.  

“Прежде чем давать знания,

 надо научить думать,
воспринимать, наблюдать”.
В. Сухомлинский

                Для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Они являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве,  любознательность, мотивация в достижении успеха. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира и нет более пытливого исследователя, чем дошкольник. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес ко всему, что его окружает: природа, предметный мир, мир людей. Радостно видеть детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни и обстановке, творчески мыслить, придумывать новые решения поставленных задач.

Одним из главных направлений дошкольного образования детей является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность с детьми, которая занимает особое место в развитии познавательных мотивов у детей, приобретении ими новых знаний. Детское экспериментирование – это особый способ духовно-практического освоения действительности, где предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской  психики.

Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.

Н.Н. Поддъяков (1997 г.) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования этого приводятся следующие доказательства:

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В экспериментировании же ребенок самостоятельно воздействует на окружающие предметы и явления. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментировании очень четко присутствует момент саморазвития; преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания, в свою очередь. позволяют проводить новые, более сложные, преобразования.

3. Некоторые дети, не любят играть: они предпочитают заниматься каким-либо делом; но их психическое развитие протекает нормально.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Деятельностный метод обучения в настоящее время является наиболее действенным и эффективным методом в развитии речевой и познавательной активности детей. Этот метод выступает во всех образовательных областях, предусмотренных ФГОС. Образовательная деятельность с использованием данного метода наиболее эффективна и интересна детям. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников имеет большое значение в развитии познавательных способностей детей, в коррекции речевых патологий, в психическом развитии и формировании личностных качеств. Однако надо отметить, что использование метода экспериментирования в логопедической группе имеет свою специфику и особенности. Неречевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается ограниченный объем и неустойчивость внимания, недоразвитие его произвольной функции. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, но с огромным интересом смотрят на окружающий мир. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети хотят узнать ещё больше нового.

     Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детское экспериментирование является эффективным средством познания закономерностей и явлений окружающего мира.

      Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников:

      Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Например, ребенок обследует игрушку-мяч, самостоятельно выделяет его свойства (он круглый, резиновый, скачет, прыгает, катится) или при взвешивании каких-либо предметов самостоятельно определяет что тяжелее.

     Второй вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.

Использование в образовательном процессе с детьми опытно-экспериментальной деятельности предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:

  • экспериментирование с объектами неживой природы (воздухом, водой, цветом и т.д.);
  • экспериментирование с объектами живой природы (где изучаются характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов, как они приспосабливаются к окружающей среде). Эта работа ведется через наблюдение за живыми объектами;
  • экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов, из которых они сделаны, их свойствами (преобразование предметов).

       Познавательно-речевое развитие детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность невозможно осуществить без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Желательно, чтобы в группе была собрана коллекция разнообразных природных материалов, предназначенных для проведения различных исследований:

  • Виды грунтов - песок, глина, камни.
  • Семена диких и “окультуренных” растений, шишки, мох, лишайники, гербарии.
  • Различные морские обитатели: ракушки, морские звезды, и многое другое.
  • Бросовые материалы: птичьи перья, кусочки меха, пластмассы, пробки, древесина и кора различных деревьев.
  • Материалы и предметы, созданные человеком: зеркало, сито, свечи, различные виды бумаги, технические изделия.
  • Специи: соль, сахар, перец.
  • Пищевые и непищевые красители.
  • Картотека с карточками-схемами с описанием опытов, наблюдений и экспериментов по темам.

На полочке в уголке природы - книги-энциклопедии, рядом - дневники наблюдения, и растения, за которыми установлено наблюдение.

Для экологического воспитания можно использовать разнообразные формы работы: наблюдения и уход за растениями, занятия и беседы, экологические праздники, моделирование (создание моделей, в частности, об изменениях в неживой природе), дидактические игры, развлечения и КВН и т.д.  В подготовительной группе дети самостоятельно ведут “экологический дневник”, в который с помощью рисунков, схем заносят результаты наблюдений, экспериментов и опытов. Можно использовать метод проектной деятельности. Осуществляя тесное взаимодействие с родителями, привлекать их к совместным проектам с детьми. По результатам совместной проектной деятельности оформлять разнообразные тематические выставки: «Огород на подоконнике», «Солнце дарит нам тепло и свет» и  др.

     Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития познавательной активности у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы, у детей формируется способность к поиску творческого решения поставленных задач. Развитие речи и экспериментирование очень тесно связаны. Это хорошо просматривается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль, формулируя, задачу, вывод или гипотезу, способствует развитию речи. Недаром Ш. Кудайбердиев утверждал: "Если знанье есть, то и слову честь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ( старший дошкольный возраст) " Лето - красное "

Конспект образовательной деятельности  по познавательному развитию ( старший дошкольный возраст) "   Лето - красное   "...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина....

"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми....

Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. А. Карапетян, О. Ю. Мандрика. — Текст : непос...

Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста.

Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста....