Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с детьми ЗПР «Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления»
план-конспект урока на тему

Мажарцева Екатерина Александровна

Цели занятия: знакомство с понятием «слуховая память» отработка новых способов запоминания.

Задачи занятия:

·         Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

·         Развивать творческие способности;

·         Развивать навыки контроля и самоконтроля;

·         Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx46.34 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие  с детьми ЗПР «Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления»

Цели занятия: знакомство с понятием «слуховая память» отработка новых способов запоминания.

Задачи занятия:

  • Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать навыки контроля и самоконтроля;
  • Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

Ход занятия:

«Мозговая гимнастика»

- «Качания головой». Дыши глубоко, расслабь плечи и урони голову вперед. Подбородком вычерчивай линию на груди.

- «Ленивые восьмерки». Рисуй в воздухе восьмерки правой рукой (3раза), левой, обеими руками.

- «Ленивые глазки». Медленно глазами нарисуй 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

- «Стрельба глазами». Двигай глазками как можно дальше: влево – вправо.

Разминка

Хлопни в ладоши над головой, если будет названо маленькое животное.

Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

Немного теории

Игра-тест «Запомни слово»

Я сейчас прочту слова, а ты должен запомнить их, а потом мы посчитаем, сколько слов ты повторил и запомнил – много или мало. Слушай слова внимательно и начинай их записывать, как только я скажу. Готов? Читаю!


Деревня, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, попугай, листок, мельница.


Проверяем правильность выполнения задания.
Только что ты определил, как развита твоя слуховая память?
А что такое «слуховая память»?
Постарайся  дать определение. 

Слуховая память – это запоминание информации, осуществляемая с помощью ушей, т.е. мы запоминаем что-либо, слыша слова или звуки.
Приведите примеры, когда ты используешь слуховую память в жизни.
из твоего рассказа понятно, что очень часто мы рассчитываем на слуховую память.
У каждого человека этот вид памяти развит в разной степени: у кого-то лучше, а у кого-то хуже, но слуховую память можно и нужно тренировать.


 Тренировка слуховой памяти

Упражнение «Разминка»

Попробуй повторить то, что я произнесу:

- БАН ТУХ МУН 

- КЯМ МОП ДУТ 

- ТУКЕН ДАТОН КУВАН 

- ТИПУ БАМЯ ГУМИ 

- ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА 

- ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА 

Игра «Сочини сказку или рассказ про эти слова»


Даются несколько слов, логически не связанных между собой:

книга, цветок, сосиска, мыло.
Попробуй найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Что может быть общего у этих слов? Попробуй дать простор воображению. В результате должна получиться маленькая история.
-Что оказалось в этом способе для тебя трудным? А что легким?
-Как тебе удалось преодолеть сложности?

Игра «Слушай и рисуй»

Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Игра «Логика»

Ответь очень быстро на вопросы:

Сколько всего медведей навестила Маша в известной русской сказке?

Катался колобком, пока не стал носком. Что это?

Сколько колец у одних ножниц?

Какой рукой лучше размешивать чай?

Как называют место где продают хлеб?

А где стригут?

Сколько всего ушей у трёх мышей?

Упражнение  «Слушай хлопки»

Слушать хлопки и выполняй условия:

один хлопок – встать на одну ногу;

два хлопка – руки на поясе;

три хлопка – побежали.

Игра «Послушай и повтори»

Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.

Слон – волк – жук - кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе.

Игра «Ассоциации»

Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым.

Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком.

Задание: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».

Слова: зима, любовь, время, гроза.

http://ped-kopilka.ru/images/9-10(3).jpg

После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям.

Далее переходите к самостоятельному выполнению упражнений.

Вариант 1

чайник —

кошка —

аптека —

лес —

парта —

волосы —

ложка —

газета —

Вариант 2

Для ребенка сложнее воспринимать и запоминать абстрактные понятия. Поэтому в этом варианте упражнения предлагаем подбирать к абстрактным понятиям ассоциации с конкретными предметами и примерами. Составьте ассоциативные ряды к следующим словам:

спорт — стадион, телевизор, футбол, мяч, скакалка, урок физкультуры

дружба —

успех —

юмор —

радость —

ложь —

погода —

Заключительная часть.
Рефлексия текущего занятия
-Чем ты сегодня занимался?
-Что узнал о себе и других?
- С каким настроением, чувством ты заканчиваешь занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие 32 (16). Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Графический диктант.

Технологическая карта урока. 4 класс. "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова....

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления...

Конспект внеурочного занятия по курсу : Умники и умницы "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления" 1кл.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Задачи:-развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтез...

Конспект внеурочного занятия "Развитие слуховой памяти. Развития мышления." (курс "Умники и умницы", 1 класс)

Планируемые результаты:-Предметные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);уметь решать логико-поисковые задания.-Личностные:самоо...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект внеурочного занятия курса "Юным Умникам и Умницам" "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант" (1класс).

Название курса: «Юным умникам и умницам»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеКласс / возраст детей: 1-7 класс, 6-7 летТема: Тренировка слуховой памяти. Развитие мышл...