Как научить ребенка быстро читать по Ребус – методу.
статья (1 класс) на тему
В этой статье рассказывается о методе Льва Штернберга, его иновации как научить читать ребенка за короткий срок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_bystro_chitat.docx | 432.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка быстро читать по Ребус – методу.
(автор Лев Штернберг)
Основная идея Ребус-метода состоит в том, чтобы на самом первом этапе обучения предоставить ребенку вместо букв другие графические знаки, более удобные для запоминания и для слияния в целые слова.
Такими графическими знаками являются картинки, на которых изображены уже знакомые ребенку предметы. Например, изображение маски, пальмы, туфель, тюбика и пр. Так для ребенка упрощается момент узнавания графем. При этом звуковым содержанием каждой картинки берется не отдельная фонема, а открытый слог-слияние, то есть уже слитное сочетание согласной и гласной фонем. Например, МА, ПА, ТУ, ТЮ. Слог-слияние, состоящий из согласной и гласной фонем, становится изображен не двумя буквами, но единой и неделимой графемой в виде одной картинки. Так на первом этапе обучения вообще исключается проблема слияния согласной и гласной фонем. У ребенка появляется возможность сразу приступить к соединению нескольких произнесенных слогов в целые осмысленные слова. Переход от слогово-пиктографического чтения к чтению буквенному совершается на более позднем этапе обучения, причем пиктограммы могут сами вместо взрослого подсказывать ребенку названия буквенных слогов-слияний. Работа учителя становится менее трудоемкой и более спокойной.
Основной акцент Ребус-метода делается на самостоятельное и осмысленное чтение с первых же минут обучения. Устная игра «Ребус-метод» прекрасно развивает внимание и речевой слух, а также хорошо тренирует артикуляцию. Играя в эту игру, дети в легкой и понятной игровой форме овладевают многими навыками, необходимыми для настоящего чтения.
Являясь упрощенной моделью настоящего буквенного чтения, Ребус-метод показывает хорошие результаты в работе с детьми с ограниченными возможностями. Дети с синдромом дефицита внимания, с ЗПР, с аутизмом или ДЦП (при сохранном интеллекте), дети с нарушениями зрения, моторики, а также дети с дисграфией овладевают слогово-пиктографическим чтением намного быстрее и легче, чем чтением буквенным. Ребус-метод – это прежде всего игра, причем игра устная. Устная игра означает, что в нее можно играть просто на слух, не используя ни букв, ни картинок, ни каких бы то ни было других наглядных пособий. Играть можно вдвоем или в большой группе, идя по улице или купаясь в ванной, с открытыми глазами или с закрытыми – для устной игры нужны только свободный рот, чтобы произносить слова, и уши, чтобы эти слова слышать. При этом игра учит ребенка устно делить слова на части, соединять из тех частей новые слова, находить правильное ударение, редуцировать безударные гласные, оглушать звонкие примыкающие согласные и понимать смысл полученных слов. Взрослый называет ребенку одно целое слово, а тот в ответ должен произнести только начало этого слова.
маска – МА, пальма – ПА,
туфли – ТУ, ручка – РУ,
листик – ЛИ, кисточка – КИ,
зонтик – ЗО, тортик – ТО,
белочка – БЕ, девочка – ДЕ,
мячик – МЯ, ящик – Я,
люстра – ЛЮ, юбка – Ю
и т.д.
Упражнение проводится просто на слух или с показом соответствующих картинок. Длится это упражнение не более одной-двух минут. По ходу упражнения следует интонацией «пригласить» ребенка к участию в игре, чтобы он стал самостоятельно называть начало слова.
Примечание: Все слова, называемые взрослым, должны начинаться обязательно с ударного слога. «Кошка», но не «котёнок». В слове «котёнок» ребенок не может правильно назвать начало слова КО, но называет безударный склад КА. Принцип первого ударного слога необходимо учитывать, если взрослый решит самостоятельно подобрать для игры другие складовые картинки и слова. Так, например, в слове «лимон» ребенок скорее всего проглотит (сократит) первую безударную гласную, произнесет «льмон», и как начало этого слова выделит ЛЬМО. Слово «сапоги» ребенок произнесет как «сыпэги» или «сэпыги» и потому вообще затруднится с определением его начала.
Если у ребенка возникают сложности с пониманием основного правила Ребус-метода, то взрослый может провести «обратную» игру: «Я загадаю какое-то слово, но вслух скажу тебе не целое слово, а только его начало. Угадай слово, которое я загадал».
Примечание: Сложности с пониманием основного правила могут возникнуть у ребенка в двух случаях. Во-первых, ребенок может быть уже научен родителями или другим педагогом определять в слове его первую букву («маска – М») или его первый слог ( «маска – МАС»). В этом случае следует объяснить ребенку, что у разных игр бывают разные правила и что вот в этой игре правило другое: «маска – МА». Во-вторых, может так случиться, что ребенок еще слишком мал и в принципе не понимает идеи деления целого слова на части. Тогда, возможно, обучать ребенка чтению ещё рано. Если малыш в силу возраста воспринимает слово как целостную неделимую величину и еще не понимает, что такое «начало слова», то он в такой же степени не способен понимать слова, составленные из раздельных частей, независимо от того, записаны те части буквами или пиктограммами. Таким образом Ребус-метод оказывается точным тестирующим упражнением, показывающим, готов ли ребенок к чтению в принципе.
Второй шаг:
Взрослый называет ребенку сразу несколько слов подряд, а тот в ответ должен назвать подряд только их начала.
Маска-маска – МА-МА,
пальма-пальма – ПА-ПА,
туфли-чайник – ТУ-ЧА,
курица-чайник – КУ-ЧА,
бусы-маска-галстук – БУ-МА-ГА,
галстук-зебра-тапки – ГА-ЗЕ-ТА,
бусы-рак-тигр-ножницы – БУ-РА-ТИ-НО,
повар-мишка-домик-рыба – ПИ-А-НИ-НО
и т.д.
Это упражнение проводится просто на слух или, если у ребенка не хватает внимания для удержания в уме последовательности из нескольких устных слов, с показом соответствующих картинок. Обычно дети 4-5 лет легко разгадывают на слух загадки из трех слов. А вот с четырьмя словами поначалу возникают сложности даже у шестилеток. Для длинных загадок требуется зрительная опора в виде картинок.
На более поздних этапах, когда у ребенка уже достаточно натренировано внимание, Ребус-метод позволяет легко объяснить ему прочтение примыкающих согласных. Примыкающая согласная называется взрослым не как алфавитное название буквы (Ка или Кэ), а как краткий неогласованный согласный звук (Къ).
солнце-К – СО-К,
месяц-Л – МЕ-Л,
санки-лампа-Т – СА-ЛА-Т,
листик-молния-Н – ЛИ-МО-Н,
повар-мишка-домик-Р – ПО-МИ-ДО-Р,
муха-рак-веник-Й – МУ-РА-ВЕ-Й
и т.д.
Это упражнение рекомендуется начинать только на слух, без показа картинок и букв. Дети 4-5 лет зачастую оказываются уже знакомы с некоторыми буквами, и эти буквы, как правило, заучены ими как алфавитные названия (Бэ, Вэ, Ка, эЛ, эР и т.п.). Чтобы полностью исключить неправильное называние согласных, следует сначала создать у ребенка правильную звуковую модель, научить применять этот правильный звук для словообразования и только затем начать использовать зримую букву для чтения.
Использование устной игры способно хорошо подготовить ребенка к будущему чтению, однако в одном лишь устном варианте обучить настоящему чтению всё же не может. Для полного обучения чтению необходимы зримые графические объекты – картинки и буквы. Кроме того, детям очень нравится загадывать кому-нибудь устные загадки, но самостоятельно придумать правильные загадки малыш не может, и поначалу не может даже воспроизвести по памяти те загадки, которые ему загадывали. Чтобы ребенок мог загадать взрослому или другому ребенку правильную загадку, для этого перед ним должен быть наглядный материал с нужными ребусами.
Глядя на эти ребусы, ребенок может их самостоятельно читать, называя вслух лишь конечное получившееся слово-отгадку (ГА-ЗЕ-ТА, ЛЕ-С), и может также загадывать загадки, называя ребус вслух как последовательность целых слов и согласных букв (галстук-зебра-тапки, лейка-С).
Переход к буквенному чтению осуществляется в Ребус-методе также с помощью наглядных учебных пособий. ….
Я использую эту методику в своей работе. Дети с которыми я занимаюсь по методу Ребус-метод, быстро учатся читать, даже те детки которые не хотят учить буквы и не стремяться научится читать после нескольких занятий начинают интересоваться чтением.
Эта методика очень эффективна для развития фонематического слуха , развития слухового внимания , памяти . Так – же по этой методике детей можно учить писать, списывая первые две буквы слова, ребенок быстрее запоминает написание букв.
На следующих этапах работы можно использовать чтение картинок – предложений.
Их также можно подписывать, что способствует усовершенствованию чтения целыми предложениями и правильному написанию слов, слогов и предлогов. Так же это помогает в работе с дисграфиками, дети которые начинают читать и писать по картинкам в дальнейшем делают меньше ошибок при письме.
Все пособия и разработки можно заказать на сайте: http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu
Так же на этом сайте есть онлайн игра: http://www.ist.rebus-metod.net/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка быстро читать.
Как научить ребенка быстро читать? Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, зна...
Как научить ребёнка быстро читать?
Материал содержит рекомендации родителям для развития техники чтения...
Как научить ребенка быстро читать?
Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения....
Статья "Как научить ребенка быстро читать"
Статья "Как научить ребенка быстро читать" предназначена для тех, кто заинтересован в помощи своему ребенку. Ускорить темп чтения, формировать умение следить по тексту за читающим, уверенно ориентиров...
Статья_Как научить ребенка быстро читать
Для многих родителей и педагогов вопрос "Как повысить технику чтения?" остается актуальным. В этой статье мы разберем, как научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, разви...
Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения
статья для учителя начальной школы...
Как научить ребенка быстро и правильно читать.
Учим ребенка читать быстро и правильно....