РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.
рабочая программа по теме

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с отставанием в умственном развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_person.bezopasn._8-18_l.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение  

социального обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Калининского района Санкт-Петербурга»

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Протокол № _____

от «____»_______________201___г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом № ______

от «_____»_____________201____г.

по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                   Галиевой Э.А., педагога дополнительного образования  

К общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем»

   

Возраст обучающихся: 8 – 18 лет

Модуль 4. Персональная безопасность

Срок реализации: 24 часа

                                                                                                 

.

                                               

        

 Санкт-Петербург

 

2016


Оглавление

Cтр

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Планируемые результаты

3

1.3

Диагностика

3

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание программного материала

4

2.2

Формы учебной деятельности

4

Учебно-тематический план

5

3.

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

5

3.2

Перечень литературных источников

6

4

Приложение

7

1.1. Пояснительная записка

Программа ориентирована на детей-инвалидов с нарушением умственного развития в возрасте от 8 до 18 лет и реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.

Объем учебного времени составляет 24 часа.

Занятия проводятся индивидуально и малыми подгруппами (2-4 человека) 1-2 раза в неделю.

Продолжительность занятий составляет 25- 30 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка).

Задачи Программы:

  • Формировать навыки безопасного поведения
  • Ознакомить с опасностями, окружающими человека в современной жизни
  • Изучить методы и приемы защиты от опасностей, поведения в экстремальных ситуациях
  • Изучить основы медицинских знаний
  • Обучить практическим навыкам   оказания первой помощи
  • Изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование

   

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

                               

Ожидаемый результат : способность обучающихся правильно действовать в  опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера                    

Ребенок должен научиться:

  • вызывать экстренные службы по телефону
  • пользоваться электроприборами
  • оказывать первую медицинскую помощь
  • соблюдать общие правила дорожного движения
  • соблюдать меры пожарной безопасности
  • правильно   действовать в опасных  или чрезвычайных ситуациях

1.3. Диагностика

            Диагностика проводится вначале и по завершении курса.

При первичной диагностике, проводится беседа на предмет наличия представлений о безопасности у обучающегося.  Результат заносится в бланк в соответствующую ячейку. В течение  курса  обучения  педагог наблюдает за ребенком и соотносит оценку по сформированности умений и навыков  персональной безопасности у ребенка со своими наблюдениями. Динамика (или ее отсутствие), а также рекомендации заносятся в бланк диагностики.  По завершении курса проводится итоговая диагностика освоения программы.

Содержание программного материала:

  • обучение умению обращаться с электроприборами; с пожароопасными предметами, которые требуют осторожного обращения;
  • ознакомление с правилами обращения с лекарственными препаратами; знакомство с правилами применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки (правила обработки раны и наложения повязки);
  • знакомство с правилами дорожного движения;
  • знакомство с правилами поведения с незнакомыми людьми, при контакте с животными;
  • формирование умения вести себя в ситуации, если потерялся; правильно набирать номер телефона экстренных служб;
  • формирование умения вести себя в городской и природной  среде : на воде , на суше, зимой и летом.
  • формировать навыки жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях и алгоритму действий при угрозе жизни.
  • формировать знания о здоровом образе жизни

                Формы  учебной деятельности:

Основной формой работы являются  рассказ, объяснение, беседа.

Ознакомление детей с деятельностью различных служб (спасения, пожарной, полиции,  скорой помощи  ) и др.осуществляются в форме рассказа, беседы.

Ролевые игры.  Дети могут выбирать себе любую роль и пробовать себя в разных обстоятельствах. Изучаются  ситуации, условия и последовательность действий.

Использование всех наглядных форм обучения : учебные кинофильмы, карты, наглядные пособия, литература.

Полученные знания закрепляются в самостоятельных формах работы: письменной (схемы, планы), изобразительной (рисунок, аппликация ),  коллективной (коллаж).

Итоговой и закрепляющей формой работы может быть викторина, тематическая игра.  

Учебно-тематический план

IV. Персональная безопасность 

24

Теор.

Практ.

Медицинские учреждения, их назначения

1

0.5

0,5

Виды травм и первой помощи при них

2

1

1

Вызов скорой помощи

1

0,5

0,5

Домашняя аптечка, ее назначение и условия хранения

1

0,5

0,5

Термометр, его применение

1

0,5

0,5

Правила поведения на природе

3

2

1

Экстремальные ситуации, угроза жизни

2

1

1

Экстренные службы, вызов служб

1

0.5

0,5

Правила поведения при пожаре

2

1

1

Правила пользования электроприборами

2

1

1

Правила поведения с незнакомыми людьми на улице и дома

1

0,5

0,5

Правила поведения в ситуации, если ты потерялся

1

0,5

0,5

Правила поведения с животными

1

0,5

0,5

Правила дорожного движения

2

1

1

Здоровый образ жизни

2

1

1

Обобщение пройденного материала

1

1

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Занятия проходят в кабинетах, оборудованными удобной мебелью, компьютером, дидактическими играми, демонстрационной доской,  натуральными предметами обихода или их образцами (телефонным аппаратом, часами и др.), канцелярскими принадлежностями.

Наглядный материал в буклетах и плакатах по темам «Будь осторожен на природе», «Уроки безопасности»,  «Пожар»,  «Природные катаклизмы».

Игра- пособие на правила безопасности «Что делать, если…»                                                      

3.2. Перечень литературных источников

  1. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192

  1.  Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.
    Соколова Н. Д. П78        Программа воспитания и обучения дошкольников c интеллектуальной недостаточностью. — СПб.:  «СОЮЗ», 2003. — 320 с.

  1. Диагностика – развитие – коррекция» Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной. недостаточностью/ Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н. Д. Соколова. Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2012г. - 289c.
  2. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. –– М.: Теревинф, 2000г.  - 320 с.

  1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М.  Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. -  М.: Владос, 2014. – 302 с.

  1. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 1. - с. 17-23.

  1. Опыт реабилитационного Центра г. Березняки «Обучение навыкам самообслуживания, поведения, ориентации в ближайшем социуме, общению».
  2. Скворцова В.О.  Социальное воспитание Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: 2006.

      детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос Пресс, 2006.- 160 с.

  1. Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме] .- М.: Новая шк., 1997. -112 с.
  2. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе        дидактических игр. – М.: Владос  2007. – 10 с.

  1. Моржина Е.В. Из опыта организации интегративных групп в Центре лечебной педагогики. / Psyjournals 2011 / Режим электронного доступа: [http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44142.shtml]

  1. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития - Другие Мы

Приложение

Бланк диагностики

IV. Персональная безопасность

1.Сформированность представлений:

о медицинских учреждениях, их назначении;

о возможных травматических ситуациях, опасных для здоровья; о правилах, которые необходимо соблюдать, чтобы их избежать;

об экстренных службах и о возможных причинах обращения к ним;

о правилах обращения с огнем, электроприборами (обращение с пожароопасными предметами; предметами, требующими осторожного обращения);

о правилах дорожного движения (правила светофора, дорожные знаки и др.);

о правилах поведения с незнакомыми людьми на улице и дома;

о правилах, которые необходимо соблюдать при контакте с животными;

о правилах поведения в ситуации, если ты потерялся;

о правилах обращения с лекарственными препаратами;

о правилах поведения на воде и на солнце.

2.Сформированность умений (познавательных, практических, речевых)

называет медицинские учреждения, их работников; умеет вызвать скорую помощь;

соблюдает в повседневной жизни правила обращения с огнем, электроприборами;

умеет, в случае необходимости, пользоваться услугами экстренных служб;

соблюдает правила дорожного движения;

выполняет правила поведения с незнакомыми людьми на улице и дома;

соблюдает правила поведения при контакте с животными;

соблюдает необходимые правила поведения в ситуации, если потерялся;

соблюдает правила поведения на воде и на солнце;

соблюдает в повседневной жизни режим дня.

3. Наличие интереса к познанию, мотивация к деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Абвгдейка"

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Абвгдейка" по "Математике" и "Спортивным играм" психолого-педагогической направленности.Срок реализации 1 год.Возра...

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Художественное слово"

Общеразвивающая программа дополнительного образования "Художественное слово"...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Общеразвивающая программа дополнительного образования по английскому языку во 2 классе «Happy English»

Общеразвивающая программадополнительного образования по английскому языкуво 2 классе «Happy English»...

Общеразвивающая программа дополнительного образования по английскому языку "Magic English" в 4 классе

Программа дополнительного образования “Magic English” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Также программа способствует расшире...