Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи
статья (1 класс) на тему

Бабичева Татьяна Владимировна

Исходя из названия темы, цель данной статьизаключается в подборе упражнений, заданий, игр на формирование графомоторных навыков и в использовании их на практике, конкретно, на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи. Материал могут использовать воспитатели, логопеды, учителя начальных классов, родители.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи

Все мы прекрасно знаем, что дети с различными речевыми нарушениями страдают нарушениями моторики: артикуляционной, общей, мелкой, ручной. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на готовность ребёнка к школе, в частности, в овладении письмом. Рука не развита, писать не может; элементы букв и сами буквы не получаются, в прописях и в тетрадях грязь. В результате ребёнку очень трудно в школе.  Не получается, а раз не получается, значит пропадает желание учиться писать, ведь трудно. Следовательно, мотивация у ребёнка падает, родители расстроены, с учёбой целая проблема. Как быть, можно ли помочь таким детям? А помочь им можно. В результате научных исследований учёными было установлено, что речевые центры в коре головного мозга расположены рядом с двигательными центрами. Развивая пальчиковую моторику, мы активируем двигательные центры в коре головного мозга. А так как речевые  и двигательные центры расположены рядом, то в результате процесса иррадиации (переход возбуждения на рядом стоящие зоны) начинают развиваться речевые центры. Значит, происходит активное развитие речи ребёнка, как устной, так и письменной. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте усиленно развивать мелкую моторику. Она в основе развития графомоторных навыков у детей. И если она не развита у ребёнка до школы, то её надо развивать на начальных этапах обучения в школе. Работу можно вести в двух направлениях:

  1. Развивать мелкую пальчиковую моторику.
  2. Проводить работу по формированию графических навыков.

Такую работу можно проводить на подготовительном этапе логопедической деятельности, на занятиях по постановке, автоматизации звуков, а также в качестве разминки, физ. паузы на занятиях, во внеурочное время и, конечно же, дома.

  Рассмотрим первое направление:

Развитие мелкой пальчиковой моторики 

На практике это:

  1. Различные пальчиковые игры и упражнения: «Колечко», «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес пошёл» и др.
  2. Пальчиковые театры.
  3. Игры с тенью, когда ребёнок с помощью пальцев рук изображает животных, предметы и др.
  4. Различные шнуровки, тренажёры по застёгиванию и расстёгиванию пуговиц.
  5. Выкладывание предметов, узоров и др. из фишек, спичек, палочек, из природного материала (семечек, семян, орехов, косточек).
  6. Игра «Танграм»: выкладывание различных фигур из геометрических фигур.
  7. Задания «Собери предмет из частей»: «Собери машинку» (домик, солнышко, цветок, дерево, столик и др.).
  8. Задания по вставлению деталей в целую фигуру: «Наряди ёлочку», «Посади цветы на клумбу», «Залатай коврик», «Заклей шину», «На дубе желуди», «На яблоне яблоки», «Помоги ёжику собрать яблоки», «Собери клубнику (малину, грибы…) в корзину и др.
  9. Пазлы, мозайка.
  10. Работа с конструкторами. Особенно хороши те, где мелкие детали или конструкторы, где надо собирать фигуры, предметы из частей, соединяя их болтиками, гайками.
  11. Игры с песком.
  12. Рисование пальчиками, когда ребёнок обмакивает пальчик в краску, гуашь, рисует на разные темы.
  13. Массажи и самомассажи рук, пальцев путём:

 - поглаживания, растирания, пощипывания, поколачивания;

        -  использования различных шариков с шипами, бигудюшек, орехов, косточек.

14. Лепка из пластилина, теста.

15. Оригами.

16. Апликации.

         Второе направление:

Формирование графических  навыков:

  1. Различные виды штриховок, обводок с использованием картинок, шаблонов, трафаретов.
  2. Обводка букв, их элементов.
  3. Дорисовка букв.
  4. Задания с «зашумлением» букв.
  5. Соединения по точкам узоров, букв, их элементов.
  6. Проведение линий, не отрывая карандаша и не выходя за границы.
  7. Графические диктанты по клеткам.
  8. Прохождение лабиринтов, например, найти нужную дорожку, дойти до зайки…
  9. Продолжи узор, продолжи написание буквы.
  10. Рисование узоров, букв пальчиком по песку, манке.

И другие задания.

Таким образом, систематическая работа по формированию графомоторных навыков, как в школе, так и дома обязательно поможет ребёнку преодолеть все трудности, связанные с письмом. Ребёнок станет увереннее в себе, у него повысится самооценка, он станет успешнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух  у учащихся начальной школы...

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием....

Открытый урок на тему: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на баяне (аккордеоне)

формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона и баяна....