Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа для подготовки детей у школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Школа будущего первоклассника" | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего первоклассника»
г. Покачи, 2017 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Школа будущего первоклассника» |
2 | Основание для разработки программы | Программа подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основные разработчики программы | Демакова С.С., заместитель директора Волкова Н.Н., учитель начальных классов |
4 | Основная цель программы | Обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа России». |
5 | Задачи программы | 1. Создание развивающей среды. 2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 3. Формирование опыта самопознания. 4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы. 6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь. 7. Подготовка детей к изучению учебных предметов в школе. 8. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. |
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников. |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
8 | Сроки реализации программы | От 2017 года |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
10 | Ожидаемые результаты |
|
I. Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка - личностного, социального, когнитивного.
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе программы «Предшкольная пора» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., 2005.), в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа России», предназначена для раннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста, подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе.
Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1. Создание развивающей среды.
2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
3. Формирование опыта самопознания.
4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.
6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь.
7. Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ; совершенствование всех сторон речи; углубление представлений детей об окружающей действительности; обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда.
8. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа общего развития дошкольников и формирование компонентов учебной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:
- Раннее развитие творческих способностей дошкольников.
- Развитие познавательных способностей детей.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
- Подготовка детей к обучению грамоте, математике.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Развитие коммуникативных способностей ребенка.
II. Принципы построения программы
- Личностно – ориентированные принципы.
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Культурно – ориентированные принципы.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
3. Деятельностно-ориентированные принципы.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
III. Организация учебных занятий
- группы формируются из детей 6-летнего возраста;
- продолжительность обучения составляет 12 недель (февраль - апрель)
- общее количество занятий - 24.
Курс "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте " –12 часов.
Курс "Введение в математику "– 12 часов.
IV. Расписание занятий
12.00 - 12.40 – первое занятие
12.50 – 13.30 – второе занятие
Еженедельно в субботу по 2 занятия в день. Длительность занятий - 40 мин. Перерыв между занятиями - 10 мин.
V. Педагогические требования к проведению занятий
- Учёт возрастных и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста.
- Чередование видов деятельности.
- Наличие физминуток и динамических пауз.
- Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
- Обеспечение временного режима.
VI. Работа с родителями
- Консультации с родителями по итогам работы "Школа будущего первоклассника".
- Проведение родительских собраний.
- Проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.
- Привлечение родителей как социальных партнёров.
VII. Этапы реализации программы
1 этап. Подготовительный. Ноябрь - январь (ежегодно).
Цель: определение условий организации учебно-воспитательного процесса, способствующие обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Содержание деятельности:
- Изучение индивидуальных психологических особенностей будущих первоклассников, потребностей участников воспитательного процесса.
- Проведение мероприятий по организации взаимодействия между участниками программы в рамках эффективного учебно-воспитательного процесса.
- Проведение организационных мероприятий по разработке, обсуждению и принятию программы со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, формированию мотивационной готовности к реализации программы.
2 этап. Основной. Февраль - апрель (ежегодно).
Цель: реализация деятельности по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Содержание деятельности:
Организация системы мероприятий со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию у старшего дошкольника готовности к обучению в начальной школе.
3 этап. Итоговый. Апрель (ежегодно)
Цель: анализ эффективности учебно-воспитательной работы в рамках программы и внесение необходимые коррективов для дальнейшей работы по формированию у старшего дошкольника готовности к обучению в начальной школе
Содержание деятельности:
- Оценка эффективности взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и внесение коррективов в организацию деятельности по подготовке детей к школе при необходимости.
- Информирование участников воспитательного процесса о результатах учебно-воспитательной деятельности в рамках работы программы.
VIII. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
IX. Тематический план занятий курса «Введение в математику»
№ п\п | Кол-во часов | Тема занятия | Основные виды деятельности дошкольников |
1 | Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами. | Выражение в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. | |
1 | Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки. | Объединение группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. | |
1 | В стране геометрии | Исследование предметов окружающего мира, сопоставление с геометрическими формами, характеристика свойств геометрических фигур, сравнение фигур по форме, цвету, размеру. | |
1 | Представления об элементарных геометрических фигурах. | Знать названия геометрических фигур и уметь их отличать. | |
1 | Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). | Пространственное ориентирование по клеткам. | |
1 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Ориентировка во времени. | |
1 | Сравнение количества предметов на наглядной основе. | Соотношение количества предметов между двумя группами. | |
1 | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Порядковый и ритмический счет. | |
1 | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | Конструирование фигур по заданному образцу. | |
1 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | Соотношение количества предметов между разными группами. | |
1 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | Сравнение предметов в группах разного количества. | |
1 | Группировка предметов по одному признаку. | Объединение предметов в группы, выделение предметов из группы по заданным свойствам. |
X. Тематический план занятий курса
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ п\п | Кол-во часов | Тема занятия | Основные виды деятельности дошкольников |
1 | Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи). | Знакомство с правилами штриховки. | |
1 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки. | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой. | |
1 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками | Развитие фонематического слуха и зоркости | |
1 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. | Соотношение звуков и знаков. | |
1 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. | Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки. | |
1 | Письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву». | Развитие пространственного представления на линованной бумаге. | |
1 | Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику». | Определение правой и левой сторон предмета. | |
1 | Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование. | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. | |
1 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные». | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой.) | |
1 | Слогоударная структура слова | Определение количества слогов в слове, ударного слога. | |
1 | Звуковая структура речи. | Различение гласных и согласных звуков, нахождение слов с заданным звуком. | |
1 | Слово. Семья. | Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. |
XII. Литература
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Играем и фантазируем.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
- ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 2007.
- Владимирова Т.В. Познаем мир.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 2005.
- Волина В.В. Учимся играя. - М., 2006.
- Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 2008.
- Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 2010.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 2005.
- А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации.
- Грейс К. Психология развития. СПб.: Питер, 2008.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А. Столяра. – М., 2010.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М.,2006.
- Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2009.
- Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 2007.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 2009.
- Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2007.
- Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 2010.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2004.
- Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 1-2 и 3-4.
- Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко...: Пособие по риторике для детей 5-6 лет (под ред. Т.А. Ладыженской). - М., 2006.
- Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 3-6 лет (ч. 1, 2, 3).- М., 2008.
- Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.- М., 2005.
- Литвинова М.Ф. Подвижные игры.- М., 2007.
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 2009.
- Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 2011.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. ТЦ Сфера. 2007.
- Петерина С.В. Мир социальных отношений. - М., 2007.
- Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М Виноградова, Л.М. Кларина и др. М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....