Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа (1 класс) на тему

Демакова Светлана Станиславовна

Программа для подготовки детей у школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника»

                               

                                                   

г. Покачи,  2017 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

 «Школа будущего первоклассника»

2

Основание для разработки программы

 Программа подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Демакова С.С., заместитель директора

Волкова Н.Н., учитель начальных классов

4

Основная цель программы

Обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа России».

5

Задачи программы

1. Создание развивающей среды.

2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.

3. Формирование опыта самопознания.

4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.

6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь.

7. Подготовка детей к изучению учебных предметов в школе.

8. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников.

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическая и символическую пропедевтика.

8

Сроки реализации программы

От 2017 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

  • обеспечение стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к обучению в школе

I. Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка - личностного, социального, когнитивного.

Дополнительная образовательная программа  «Школа будущего первоклассника» составлена на основе программы «Предшкольная пора» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., 2005.),  в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа России», предназначена для раннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста, подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе.

Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. 

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Создание развивающей среды.

2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.

3. Формирование опыта самопознания.

4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.

6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь.

7. Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ; совершенствование всех сторон речи; углубление представлений детей об окружающей действительности; обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда.

8. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Программа общего развития дошкольников и формирование компонентов учебной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:

  • Раннее развитие творческих способностей дошкольников.
  • Развитие познавательных способностей детей.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  • Подготовка детей к обучению грамоте, математике.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие коммуникативных способностей ребенка.

II. Принципы построения программы

  1. Личностно – ориентированные принципы.  

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели                              воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

  1. Культурно – ориентированные  принципы.

 Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в  соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

3.  Деятельностно-ориентированные  принципы.

 Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

 Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. 

III. Организация учебных занятий

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 12 недель (февраль - апрель)
  •  общее количество занятий - 24.

Курс "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте " –12 часов.

Курс "Введение в математику "– 12 часов.

IV. Расписание занятий

12.00 - 12.40 – первое занятие

12.50 – 13.30 – второе занятие

Еженедельно в субботу по 2 занятия в день.  Длительность занятий  - 40 мин. Перерыв между занятиями - 10 мин.

V. Педагогические требования к проведению занятий

  • Учёт возрастных и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста.
  • Чередование видов деятельности.
  • Наличие физминуток и динамических пауз.
  • Выполнение  гигиенических требований к помещению и материалам.
  • Обеспечение временного режима.

VI. Работа с родителями

  • Консультации с родителями по итогам работы "Школа будущего первоклассника".
  • Проведение родительских собраний.
  • Проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.
  • Привлечение родителей как социальных партнёров.

VII. Этапы реализации программы

1 этап. Подготовительный. Ноябрь - январь  (ежегодно).

Цель: определение условий организации учебно-воспитательного процесса, способствующие обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.

Содержание деятельности:

  • Изучение индивидуальных психологических особенностей будущих первоклассников, потребностей участников воспитательного процесса.
  • Проведение мероприятий по организации взаимодействия между участниками программы в рамках эффективного учебно-воспитательного процесса.
  • Проведение организационных мероприятий по разработке, обсуждению и принятию программы со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, формированию мотивационной готовности к реализации программы.

2 этап. Основной. Февраль - апрель (ежегодно).

Цель: реализация деятельности по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.

 Содержание деятельности:

Организация системы мероприятий со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию у старшего дошкольника готовности к обучению в начальной школе.

3 этап. Итоговый. Апрель (ежегодно)

Цель:  анализ эффективности учебно-воспитательной работы в рамках программы и внесение необходимые коррективов для дальнейшей работы по формированию у старшего дошкольника готовности к обучению в начальной школе

Содержание деятельности:

  • Оценка эффективности взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и внесение коррективов в организацию деятельности по подготовке детей к школе при необходимости.
  • Информирование участников воспитательного процесса о результатах учебно-воспитательной деятельности в рамках работы программы.

VIII. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

     Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению  следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы  по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

- продолжать заданную закономерность;

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

- вести счет предметов в пределах 10;

- соотносить число предметов и цифру;

- сравнивать группы предметов  с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

- классифицировать  объекты  по форме, цвету, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры  (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку  и изображать простейшие фигуры «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

 

IX. Тематический план занятий  курса «Введение в математику»

№ п\п                        

Кол-во часов

Тема занятия

Основные виды деятельности дошкольников

1

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.

Выражение в речи признаки сходства и различия  отдельных предметов и совокупностей.

1

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки.

Объединение группы предметов,  устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

1

В  стране  геометрии

Исследование предметов окружающего мира, сопоставление с геометрическими формами, характеристика свойств геометрических фигур, сравнение фигур по форме, цвету, размеру.

1

Представления об элементарных геометрических фигурах.

Знать  названия геометрических фигур и уметь их отличать.

1

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное  ориентирование по клеткам.

1

Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени.

1

Сравнение количества предметов на наглядной основе.

Соотношение количества предметов  между двумя группами.

1

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет.

1

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу.

1

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами.

1

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества.

1

Группировка предметов по одному признаку.

Объединение предметов в группы, выделение предметов из группы по заданным свойствам.

X. Тематический план занятий курса  

 «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

№ п\п                        

Кол-во часов

Тема занятия

Основные виды деятельности дошкольников

1

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки.

1

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки.

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой.

1

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

1

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв.

Соотношение звуков и знаков.

1

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки.

1

Письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву».

Развитие пространственного представления на линованной бумаге.

1

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику».

Определение правой и левой сторон предмета.

1

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

1

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные».

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой.)

1

Слогоударная структура слова

 Определение количества слогов в слове, ударного слога.

1

Звуковая структура речи.

Различение гласных и согласных звуков, нахождение слов с заданным звуком.

1

Слово. Семья.

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

XII. Литература

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Играем и фантазируем.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.  М., 2008.
  3. ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 2007.
  4. Владимирова Т.В. Познаем мир.
  5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 2005.
  6. Волина В.В. Учимся играя. - М., 2006.
  7. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 2008.
  8.  Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 2010.
  9.  Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 2005.
  10.  А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации.
  11. Грейс К. Психология развития. СПб.: Питер, 2008.
  12.  Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А. Столяра. – М., 2010.
  13.  Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М.,2006.
  14.  Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2009.
  15.  Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 2007.
  16.  Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 2009.
  17.  Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2007.
  18.  Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 2010.
  19.  Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2004.
  20.  Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 1-2 и 3-4.
  21.  Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко...: Пособие по риторике для детей 5-6 лет (под ред. Т.А. Ладыженской). - М., 2006.
  22.  Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 3-6 лет (ч. 1, 2, 3).- М., 2008.
  23.  Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.- М., 2005.
  24.  Литвинова М.Ф. Подвижные игры.- М., 2007.
  25.  Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 2009.
  26.  Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 2011.
  27.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. ТЦ Сфера. 2007.
  28.  Петерина С.В. Мир социальных отношений. - М., 2007.
  29.  Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М Виноградова, Л.М. Кларина и др. М., 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....