олимпиады по русскому языку и литературному чтению
олимпиадные задания (3 класс) на тему

Ирхина Юлия Юрьевна

олимпиады для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по русскому языку 3 класс 2016-2017 уч. год

Фамилия, имя ________________________________________________

Класс______________

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1.   Подчеркните  слова,  в которых рядом стоят два гласных звука:

       Театр, маяк, моют, белеет, стоит, баян.

2    В каком слове число букв и звуков совпадает? Подчеркни это слово.

      Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

3.  Подчеркни слово, в котором ударение падает на первый слог.

Атлет, кухонный, арбуз, цемент.

4.  На какую букву в современном русском языке не могут заканчиваться слова. Обведи эту букву.

Ь                   Ъ                Ы               Й              

5.  Название какого хвойного дерева состоит из трех предлогов.   Подчеркни.

Ель, сосна, пихта, лиственница.

6. Что можно пожелать и мальчику, и девочке?  Подчеркни.

Расти большая!

Расти большой!

Расти маленьким!

Расти большим!

7. Даны слова: трусливый, неуклюжий, слепой, преданный. Кто здесь лишний? Подчеркни.

Медведь

Осел

Пес

Заяц

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Какой частью речи являются выделенные слова. Обозначь.

Медведь в лесу, не зная правил

Однажды мотоциклом правил.

2. Обозначь род имен существительных.

Молодежь, кофе, шампунь, такси.

3. Образуй от прилагательных глаголы:   

Густой - _________________________

Грязный - ________________________

Чистый - _________________________

Ясный - __________________________

4. Подчеркни пары слов, которые являются словосочетаниями:

    Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух, написал ему, он слушал.

5. В старославянском языке есть слова, которые имеют варианты написания. Что это за слова?

Град _________________________

Древо ________________________

Брада ________________________

Блат_________________________

6. Образуй от данных слов имена существительные с помощью приставки и суффикса:

Окно - _________________________

Снег - __________________________

Вода -___________________________

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. Вставь пропущенные буквы.

         Прим...рять соседей  -  прим ...рять  костюм,     пол ...скать бельё -  пол ...скать котенка,     отв...рить дверь -  отв...рить картофель.

2. Впиши в предложения подходящие по смыслу предлоги:          

_____  деревни ____   леса дорога шла   ____    поле.   ____  дороги росла берёза. ____   летний зной  ____   тени дерева хорошо отдохнуть.  Поле блестит  _____  солнца. А ____   берёзой прохладно.  

Слова для справок: через, в, у, от, до, под.

3.Объясни  фразеологизмы.

Ни свет ни заря – _____________________________

Во все лопатки – _____________________________

Бить баклуши – ______________________________

Яблоку негде упасть – _________________________

Ответы

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1.   Подчеркните  слова,  в которых рядом стоят два гласных звука:

       Театр, маяк, моют, белеет, стоит, баян.

2    В каком слове число букв и звуков совпадает? Подчеркни это слово.

      Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

3.  Подчеркни слово, в котором ударение падает на первый слог.

Атлет, кухонный, арбуз, цемент.

4.  На какую букву в современном русском языке не могут заканчиваться слова. Обведи эту букву.

Ь                   Ъ                Ы               Й              

5.  Название какого хвойного дерева состоит из трех предлогов.   Подчеркни.

Ель, сосна, пихта, лиственница.

6. Что можно пожелать и мальчику, и девочке?  Подчеркни.

Расти большая!

Расти большой!

Расти маленьким!

Расти большим!

7. Даны слова: трусливый, неуклюжий, слепой, преданный. Кто здесь лишний? Подчеркни.

Медведь

Осел

Пес

Заяц

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Какой частью речи являются выделенные слова. Обозначь.

Медведь в лесу, не зная правил (сущ.)

Однажды мотоциклом правил (гл.).

2. Обозначь род имен существительных:

Молодежь (ж.р), кофе (м.р.), шампунь (м.р.), такси (ср.р).

3. Образуй от прилагательных глаголы:   

Густой - густеет

Грязный – загрязнить

Чистый –  почистить

Ясный - прояснилось

4. Подчеркни пары слов, которые являются словосочетаниями:

    Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух, написал ему, он слушал.

5. В старославянском языке есть слова, которые имеют варианты написания. Что это за слова?

Град - город

Древо - дерево

Брада - борода

Блат - болото

6. Образуй от данных слов имена существительные с помощью приставки и суффикса:

Окно - подоконник

Снег - подснежник

Вода - подводник

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. Вставь пропущенные буквы.

         ПримИ.рять соседей  -  прим Ерять  костюм,     полОскать бельё -   пол Аскать котенка,     отвО.рить дверь -  отвА.рить картофель.

2. Впиши в предложения подходящие по смыслу предлоги:          

ОТ  деревни ДО  леса дорога шла   ЧЕРЕЗ    поле.   У дороги росла берёза. В  летний зной  В  тени дерева хорошо отдохнуть.  Поле блестит  ОТ  солнца. А ПОД  берёзой прохладно.  

Слова для справок: через, в, у, от, до, под.

3.Объясни  фразеологизмы.

Ни свет ни заря – очень рано

Во все лопатки – очень быстро

Бить баклуши – бездельничать

Яблоку негде упасть – очень много


Протокол

олимпиады по русскому языку

Предмет:  русский язык 3 класс

Дата:  7. 02. 2017г.

Максимальное количество баллов: 28

Кл.

1 балл

2 балла

3 балла

К-во баллов

Место

Ф.И.

.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Протокол результатов школьного уровня  олимпиады по ______________________________

для обучающихся __________ классов

                                                                                                                                           Дата проведения ______________ 201__ г.

№п/п

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Количество набранных баллов

Место

Члены жюри __________________________________ / ___________________ /

                          ________________________________ / ___________________ /



Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературному чтению в 3 классах

Задания

Виды

Бал-лы

Задание 1.

Кто из названных авторов писал о природе?

Правильный ответ обведи кружком.

а) М.Пришвин               б) С.Голицын

в) Э.Успенский  г) Б.Емельянов

1

Задание 2.

Объясни значение фразеологизма одним словом.

Кот наплакал  - ________________________________________________.

От  горшка два вершка -  ________________________________________.

Бить  баклуши  -  _______________________________________________.Намылить  шею -  ______________________________________________.

На краю света   -   .

5

Задание 3.

Определи жанр данного произведения.

а) «Золотой луг» _____________________________

б) «Вредный кот» ____________________________

в) «Золушка»                        

3

Задание 4.

 Назови авторов, которые писали о природе и о животных

_____________________________________________________________________

За каж-дый 1 балл

Задание 5.

Из каких сказок эти отрывки? Назови автора и запиши название.

        а)    « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше  держать её у себя – пусть идёт, куда знает». Ответ: ______________________________________________________________

        б)    «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла:  - Глаза бы мои тебя не видали!»  

Ответ:

2

Задание 6.

 Отгадай загадки по произведениям Э.Успенского

В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днём
Вдруг свалился в водоём? 

1

Задание 7.

Ответь на вопросы по сказкам А.С.Пушкина.

1. Что кричал петушок, сидя на спице?

_____________________________________________________________________

2. К кому обращался за помощью королевич Елисей? _______________________

3. На какую работу нанял поп Балду? ____________________________________

4. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

_____________________________________________________________________

5. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? __________________

6. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”?

_____________________________________________________________________

7. Кого назвал Балда меньшим братом?

За каждый 1 балл

Задание 8.

Вспомните, кто говорил в какой сказке, кто автор следующие слова:

1.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой.

____________________________________________________________________

2. КрексФексПекс!          

За

Каж-дый 1 балл

Задание 9.

Выбери  ответ.

1.Как Элли попала в волшебную страну?
 А. Её заколдовали.                   В.  Она уехала поездом

Б. Она провалилась.                Г. Ее унесло ураганом

2.Назовите автора рассказов о Дениске Кораблеве.
 А. В.ОсееваВ.  В.Драгунский

 Б.   А. Барто                                  Г. С. Михалков

3.Из какого цветка появилась Дюймовочка?
А.Из тюльпана                               В. Из лилии

 Б. Из розы                                     Г. Из календулы

3

Задание 10.

К какому типу текста относится  произведение М.Пришвина «Золотой луг»?

а) повествование          б) описание          в)рассуждение

1

Задание 11.

Запиши автора.

а) «Отважный охотник»  ______________________________________________

б) «Капля» __________________________________________________________

в) «Англичанин Павля»

3

Задание 12.

Составь из слов пословицу: манит, книга, а, себе, к, пряник, не.

2

Задание 13.

Из буквАСЛШЫЕМНИК составь название произведения, в котором говорится, что надо«включать слух и зрение  в природе».

 Ответ:

1

Задание 14.

Кто лишний из героев произведенияК.Паустовский «Жильцы старого дома»: Фунтик, кот Степан, петух Горлач, черная курица, зеленая лягушка, шкатулка, ходики, музыкальный ящик, термометр.

1

Задание 15.

Прочитай текст. 
     В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики брусники и кивал головками иван-чай. На краю поляны были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. 
       Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из кустов высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал – это медвежонок. 
      Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал её сосать. И тут я услышал, что в малиннике сучья затрещали. Это, наверное, медведица медвежонка ищет. 
       Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу вцепился, рычит и не пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом – медведице разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел! 
Выполни задания. Укажи  правильный ответ. 
1. О чём рассказывается в тексте? 
а)о том, как медведица учила медвежонка собирать малину 
б)о встрече человека и медвежонка 
в)о том, как растёт в тайге малина

 2. Где произошла встреча с медвежонком? 
а)в сосновом бору в зарослях малины 
б)в берёзовой роще на берегу реки

 3. Рассказчик убежал потому, что 
а)ему надоел медвежонок 
б)испугался медведицы 
в)вспомнил, что потерял ружьё 

4. Укажи в каком порядке происходили события. Расставь цифры.
___Медвежонок стал сосать пуговицу. 
___Рассказчик собирал малину. 
___Медвежонок вышел на свист. 
___Рассказчик испугался и убежал. 
5. Какое из названий наиболее всего подходит к истории, рассказанной автором? 
а)Заросли малины. б)Подаренная пуговица.     в)Медвежонок.

5

Ответы кшкольной олимпиаде по литературному чтению в 3 классах – 2016г.

Ф.И.____________________________________________ класс________

(полностью)

Задания

Виды

Бал-лы

Задание 1.

Кто из названных авторов писал о природе?

Правильный ответ обведи кружком.

а) М.Пришвин               б) С.Голицын

в) Э.Успенский  г) Б.Емельянов

1

Задание 2.

Объясни значение фразеологизма одним словом.

Кот наплакал  - мало.

От  горшка два вершка -  маленький.

Бить  баклуши  -  бездельничать.                        

Намылить  шею -  наказать.

На краю света   -   далеко.

5

Задание 3.

Определи жанр данного произведения.

а) «Золотой луг» _____________________________ рассказ

б) «Вредный кот» ____________________________ стихотворение

в) «Золушка»                        сказка

3

Задание 4.

 Назови авторов, которые писали о природе и о животных

М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, Э.Шим, Н.Сладков, Б.Житков, Е.Чарушин

За каж-дый 1 балл

Задание 5.

Из каких сказок эти отрывки? Назови автора и запиши название.

        а)    « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше  держать её у себя – пусть идёт, куда знает». Ответ: Андерсен «Дюймовочка»

        б)    «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла:  - Глаза бы мои тебя не видали!»  

Ответ: Андерсен « Гадкий утенок»

2

Задание 6.

 Отгадай загадки по произведениям Э.Успенского

В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днём
Вдруг свалился в водоём? 
(Шарик)

1

Задание 7.

Ответь на вопросы по сказкам А.С.Пушкина.

1. Что кричал петушок, сидя на спице?

(Кири-куку,царствуй, лежа на боку.)

2. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

3. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

4. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твоюя исполню, как мою”.)

5. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

6. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

7. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

11

Задание 8.

Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:

1. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус.нар. ск. “Сивка- бурка”)

2. КрексФексПекс! (Буратино.А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)

6

Задание 9.

Выбери  ответ.

1.Как Элли попала в волшебную страну?
А. Её заколдовали.                   В.  Она уехала поездом

Б. Она провалилась.                 Г. Ее унесло ураганом

2.Назовите автора рассказов о Дениске Кораблеве.
 А. В.Осеева
В.  В.Драгунский

 Б.   А. Барто                                  Г. С. Михалков

3.Из какого цветка появилась Дюймовочка?
А.Из тюльпана                            В. Из лилии

 Б. Из розы                                     Г. Из календулы

3

Задание 10.

К какому типу текста относится  произведение М.Пришвина «Золотой луг»?

а) повествование          б) описание          в)рассуждение

1

Задание 11.

Запиши автора.

а) «Отважный охотник»  _______________________Ю.Ким

б) «Капля» _______________________ К.Бальмонт

в) «Англичанин Павля»  _____________________  В.Драгунский

3

Задание 12.

Составь из слов пословицу: манит, книга, а, себе, к, пряник, не.

Книга не пряник, а к себе манит.

2

Задание 13.

Из буквАСЛШЫЕМНИК составь название произведения, в котором говорится, что надо«включайть слух и зрение  в природе».

Ответ: Неслышимка.

1

Задание 14.

Кто лишний из героев произведенияК.Паустовский «Жильцы старого дома»: Фунтик, кот Степан, петух Горлач, черная курица, зеленая лягушка, шкатулка, ходики, музыкальный ящик, термометр.

1

Задание 15.

Прочитай текст. 
     В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики брусники и кивал головками иван-чай. На краю поляны были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. 
       Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из кустов высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал – это медвежонок. 
      Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал её сосать. И тут я услышал, что в малиннике сучья затрещали. Это, наверное, медведица медвежонка ищет. 
       Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу вцепился, рычит и не пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом – медведице разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел! 
Выполни задания. Укажи  правильный ответ. 
1. О чём рассказывается в тексте? 
а)о том, как медведица учила медвежонка собирать малину 
б)о встрече человека и медвежонка 
в)о том, как растёт в тайге малина

 2. Где произошла встреча с медвежонком? 
а)в сосновом бору в зарослях малины 
б)в берёзовой роще на берегу реки

 3. Рассказчик убежал потому, что 
а)ему надоел медвежонок 
б)испугался медведицы 
в)вспомнил, что потерял ружьё 

4. Укажи в каком порядке происходили события. Расставь цифры.
___3.Медвежонок стал сосать пуговицу. 
___1.Рассказчик собирал малину. 
___2.Медвежонок вышел на свист. 
___4.Рассказчик испугался и убежал. 
5. Какое из названий наиболее всего подходит к истории, рассказанной автором? 
а)Заросли малины. б)Подаренная пуговица.    
в)Медвежонок.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по русскому языку и литературному чтению

В данном материале представлены олимпиадные задания по русскому языку и литературному чтению для учащихся 1 класса....

Олимпиада по русскому языку и литературному чтению 3 класс

Олимпиада по русскому языку и литературному чтению 3 класс...

Положение об Олимпиаде по русскому языку и литературному чтению «Родное слово» для учащихся 2-3 классов

Положение об Олимпиаде по русскому языку и литературному чтению "Родное слово" определяет порядок организации и проведения Олимпиады, ее методическое обеспечение. Цель Олимпиады: повышение познаватель...

Олимпиада по русскому языку и литературному чтению "Родное слово" для учащихся 2-ых классов

Олимпиада по русскому языку и литературному чтению "Родное слово" для учащихся 2-ых классов состоит из трех блоков: 1) "Знаю русский язык!", 2) "Читать - это здорово!", 3) "Я - писатель". Цель: повыше...

Олимпиада по русскому языку и литературному чтению "Родное слово" для учащихся 3-их классов

Задания олимпиады по русскому языку и литературному чтению  "Родное слово" для учащихся 3-их классов содержат задания трех блоков: 1) "Знаю русский язык!", 2) "Читать - это здорово!", 3) "Я - пис...

Олимпиада по русскому языку и литературному чтению в 3 классе

Олимпиада по русскому языку и литературному чтению в 3 классе...