Рабочая программа "Раз ступенька, два ступенька"
рабочая программа

Марина Анатольевна Климова

"Раз ступеньки, два ступеньки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_predmeta.docx207.29 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина Анатольевна\Desktop\047b-0006f5d2-88b7d3fc.jpg

Электронное учебно-методическое пособие разработок уроков математики для подготовительных курсов к школе

«Раз ступенька, два ступенька»

Автор: Климова Марина Анатольевна  г. Каменск-Уральский , учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

Содержание  рабочей  программы:

Пояснительная записка.

Содержание программы.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Способы проверки знаний, умений, навыков  детей 5-6 лет.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа предмета «Раз – ступенька, два – ступенька» разработана на основе действующей программы для детей старшего  дошкольного возраста   Петерсон Людмилы  "Ступеньки" курса математики для дошкольной. Программа составлена в соответствии с действующими Ф.Г.Т.  и является составной частью комплексной программы « Образовательная система Школа 2100» .

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает  приемственность  в  обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников,  учитывает тенденции модернизации российского образования. Данная программа предполагает развитие у детей как предметных, так и  общеучебных  умений: организационных, интеллектуальных, коммуникативных, оценочных. В основе  организации  ПННОД лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний. Программа адаптирована  с учетом особенностей восприятия  детей младшего дошкольного возраста. Таким  образом у детей развиваются не только необходимые математические представления, но и речь, мышление, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми.

Цель программы: обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

Задачи программы:

1. Развитие основных групп  общеучебных  умений:

Интеллектуальных ( умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

Организационных ( определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

Коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);

Оценочных ( определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, в предложенных ситуациях; опираясь на общие правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить).

2. Формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей старшая группа детского сада):

Выделять признаки конкретных предметов: цвет, форма, величина.

Сравнивать группы предметов путем наложения и приложения.

Формировать представление о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Считать по образцу и заданному числу  с участием анализаторов.

Сравнивать два предмета по толщине, высоте, длине.

Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Знакомить с пространственными  направлениями: « от себя», справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.

Формировать временные представления о частях суток: утро-вечер, день-ночь.

Учить моделировать объекты из геометрических фигур в виде аппликации или рисунков из 2-3 деталей.

3. Формировать мотивацию учения, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Развивать память и внимание.

Развивать креативность и вариативность мышления.

В основу программы заложен принцип построения содержания» по спирали» »: т.е. один и тот же основной круг понятий  рассматривается на разном уровне сложности. В основе организации обучения лежит проблемно- диалогическая технология .Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения ,классификации, аналогии, обобщения. При этом используется один из принципов Образовательной системы « Школа 2100»- принцип минимакса.

Принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные возможности детей, осуществлять в работе с ними индивидуальный подход.

Занятия проводятся с учетом деятельного подхода, это позволяет повысить познавательную активность детей.

Программа позволяет снизить объем интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, т.к. большинство занятий носит интегрированный характер.

Программа учитывает  здоровьесберегающие  технологии, что позволяет сохранять здоровье детей.

Содержание программы.

Общие понятия.

Признаки предметов.

Выделение ярко выраженных признаков конкретных предметов: цвет, форма, величина.

Отношения.

Сравнение групп предметов путем наложения и приложения, Равно, не равно, столько же.

Числа от 1 до 5.

Натуральное число как результат счета. Модели чисел.

Формирование представлений о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу, представленному в виде множества, с участием анализаторов.

Величины.

Длина. Сравнение двух предметов по толщине, высоте, длине контрастных размеров. Обозначение результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны.

Элементы геометрии.

Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Пространственные  направления « от себя»; справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентация на собственном теле, на ограниченном пространстве.

Формирование временных представлений о частях суток: день-ночь, утро-день.

Конструирование.

Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2-3 деталей.

Концепция предлагаемого курса математики в целом основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А. А. Леонтьевым.

1. Принцип обучения деятельности.

Курс « Раз ступенька, два ступенька» основан на общей для всей Образовательной системы « Школа 2100» проблемно-диалогической технологии введения новых знаний. Разработки занятий для старшего дошкольного возраста содержат систему дидактических игр, на основе которых и происходит знакомство детей с новыми знаниями и умениями.

2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.

Курс «Раз ступенька, два ступенька» предполагает организацию на занятиях атмосферы сотрудничества, поиска, открытия. Работая на занятиях, дети должны ощущать себя в центре игровой ситуации, участвовать  в равноправном диалоге и друг с другом и с педагогом. Детям предлагаются задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяют ребенку познавать себя, формируют навыки самоконтроля и  саморегуляции.

На изучение курса отводится 12 часа( 1 занятие в неделю). Работа с детьми данного возраста строится на основе  свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. При этом в  ПННОД  используются как фронтальный метод, так и работа в группах, в парах и индивидуально.

Основные предметные знания, умения, навыки дошкольников к концу первого года занятий

1-й уровень (минимальный)

Дети  должны уметь:

Называть числа от 1 до 3.

Называть число предметов в группе из 1-3 элементов; различать понятия « один» и « много»;

Соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;

Ориентироваться на собственном теле;

Находить и называть число предметов на сюжетном  рисунке, выраженное понятиями «много», «мало», «один»;

Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций из рисунков из2-3 деталей по образцу.

2-й уровень ( максимальный)

Дети должны уметь:

Называть числа от 1 до 5.

Сравнивать количества элементов во множествах, выраженных смежными числами ( один- два, два-три, три-четыре, четыре-пять), путем составления пар с помощью слов столько же- не столко же, равно- не равно;

Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2-3 и более деталей по образцу и самостоятельно;

Ориентироваться  в пространстве   « от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;

Ориентироваться во времени суток: день- ночь, утро- вечер.

Способы проверки знаний, умений, навыков  уровня сформированности элементарных математических представлений для детей 5-6 лет

Два первых и одно последнее ПННОД  посвящены определению уровня знаний, умений и навыков.

Работа проходит в подгрупповой и индивидуальной формах  по следующим заданиям.

Методическое обеспечение

Для педагога Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе « Школа 2100», под научной редакцией  А. А. Леоньтьева - М.: Баласс, Изд. Дом РАО 2010.

М. В. Корепанова, С,А, Козлова. Моя математика для младшего и среднего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов.- М.: Баласс, 2008 ( Образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»)

Демонстрационный материал, электронные пособия на цвет, форму, величину и на счет до 5.; диагностический инструментарий для определения уровня  сформированности  элементарных математических представлений.

Для воспитанников: Геометрический материал, раздаточный материал,  цветные карандаши, числовые карточки.

Литература

А. В. Белошистая.  «Я читаю и решаю «Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 

Е. А. Бабенко. «Подвижные игры».

И. В. Кравченко «Прогулки в детском саду»

Н. А. Карпухина. «Конспекты занятий во 2-ой младшей группе.»

Н. В. Коскова.» Поиграй со мной».  Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. .

И. А. Лыкова. «Дидактические игры и занятия».

Г. П. Шалаева. «Цвет и форма». .М,: АСТ: СЛОВО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение - занятие на основе тетради "Раз ступенька, два ступенька"

Данное занятие составлено на основе тетради "Раз ступенька, два ступенька" Петерсон, и предназначено для подготовки детей дошкольного возраста к школе....

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к курсу "Раз - ступенька, два - ступенька..."

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических пре...

Рабочая программа по курсу "Раз ступенька, два ступенька" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."

Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для 1 класса для  адаптации первоклассников...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВД МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ «Раз ступенька, два ступенька» (подготовка детей 6-7 лет в школу)

Программа ВД включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность фо...