сценарий "Прощай,Азбука"
план-конспект урока (1 класс)

Парунина Светлана Валентиновна

Сценарий "Прощай ,Азбука" является заключительным уроком "Обучения Грамоте",где обобщаются изученные темы:фонетика,омонимы,орфография.Материал представлен сценками ,викторинами,рассказами,частушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_azbuki_na_konkurs.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий « Прощай, азбука»

Сценарий, представленный Вашему вниманию, может быть полезен учителям начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому школьному учебнику-азбуке.

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

- развивать познавательную активность и творческие способности детей;

- формировать интерес к урокам чтения,

--развивать мыслительные операции, речь

 Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедиа оборудование, костюмы персонажей праздника: Азбука,

 1 ученица

-Мы в школе полгода почти отучились,

 Мы много успели и много узнали.

Писать и читать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

 2 ученица

-А верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

Ведь первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

 1 и 2 ученица (вместе)

-Мы прочтем хороших книг немало,

 Пускай пройдут года и много-много дней.

Нам Азбука хорошим другом стала.

Мы этот праздник посвящаем ей!

 ( Звучит музыка,Азбука,азбука,каждому нужна,,. входит Азбука)

Азбука

 Здравствуйте, дети!

Я – азбука.

 Учу читать.

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо,

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда

(Отдает приказ детям – буквам)

- Азбука, стройся! (дети строятся)

- По алфавиту рассчитайсь.

-Гласные, здесь?

-Здесь !(отвечают дети, представляющие гласные звуки)

-(вместе) Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Азбука

 -Согласные, здесь?

-Здесь! (отвечают дети, представляющие согласные звуки)

-А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Но не хочется им петь.

Азбука.

-Буквы, которые не обозначают звука, здесь?  

-Здесь !(отвечают Ь и Ъ знаки)

Буква А. ( Девочка с буквой «А» сдает рапорт азбуке)

-Буквы – значки, как бойцы на парад

в четком равненье построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется он – алфавит!

 Азбука 

-Ты эти буквы заучи ,

Их три десятка с лишним,

А для тебя они ключи

Ко всем чудесным книжкам!

(Дети начинают представлять свою букву)

 А) А- начало алфавита.

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Б) Буква Б - с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

В) Палочка, рядом две ровные дужки –

Вот и готовы очки для лягушки.

Г) Перед нами буква Г

Стоит, подобно кочерге.

Д) Видны за окнами дома

И дети на дорожке,

А вот сама и буква Д

На самоварных ножках.

Е) Е и Ё – родные сёстры,

Различить сестёр непросто.

Ё) Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж) Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, словно жук,

Издаёт жужжащий звук.

З) На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра 3.

И) На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Й) Букву Й зовут «И краткой».

Й как И в твоей тетрадке,

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

К) Сигнальщик держит два флажка –

С флажками он, как буква К.

Л) Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

М) Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н) На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

О) В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы могла.

П) Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник!

Р) «Дрожу от страха до сих пор!» -

Воскликнуло полено.

Похожа буква на топор –

Расколет непременно!

С) Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Т) Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

У) Удобная буква: удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

Ф) Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Х) Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

Ц) Буква Ц – внизу крючок,

Словно с краником бачок.

Ч) Да! Вы правильно решили:

Ч похожа на четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Ш) Посмотри на букву Ш:

Буква очень хороша,

Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

Щ) На расчёску Щ похожа:

Три зубца всего. Ну что же?

Ъ) Из ведра не просто так

Нам воды напиться.

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Ы) А бедняжка буква Ы

Ходит с палочкой. Увы!

Ь) Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Э) Это Э с открытым ртом

И большущим языком!

Ю) На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

Я) Я – сказала буква я в азбуке заглавная….

(Все дети –буквы возмущаются от зазнайства буквы я)

Сценка про букву «Я» Б.Заходер

- Автор: Всем известно:

Буква «Я»

В азбуке

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно! (дети)

Интересно?

Интересно!(дети)

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы.

Жили — не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз

Все дело

Стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я

В строку не встала,

Взбунтовалась

Буква Я!

— Я, — сказала буква «Я», —

Главная- заглавная!

Я хочу,

Чтобы повсюду

Впереди

Стояла

Я!

Не хочу стоять в ряду.

Быть желаю

На виду!

Говорят ей:

— Встань на место! —

Отвечает: — Не пойду!

Я ведь вам не просто буква:

Я — местоимение.

Вы

В сравнении со мною —

Недоразумение!

Тут вся азбука пришла

В страшное волнение.(все возмущаются, недовольно переглядываются)

— Фу-ты ну-ты! —

Фыркнул Ф,

От обиды покраснев.

— Срам! —

Сердито С сказало.

В кричит:

— Воображала!

Это каждый так бы мог!

Может, я и сам предлог!

Проворчало П:

— Попробуй,

Потолкуй с такой особой…

— Нужен к ней подход особый, —

Вдруг промямлил Мягкий знак.

А сердитый Твердый знак

Молча показал кулак.

— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —

Закричали Гласные. —

Не хватало только драки!

А еще Согласные!

Надо раньше разобраться,

А потом уже и драться!

Мы же грамотный народ.

Буква «Я»

Сама поймет:

Разве мыслимое дело

Всюду

Я

Совать вперед?

Ведь никто в таком письме

Не поймет ни бе ни ме! —

Я

Затопало ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама!

Хватит у меня ума! —

Буквы тут переглянулись,

Все — буквально! – улыбнулись.

И ответил дружный хор:

— Хорошо!

Идем на спор:

Если сможешь

В одиночку

Написать

Хотя бы строчку,

Правда, стало быть, твоя!

— Чтобы я

Да не сумела?

Я ж не кто-нибудь, а Я!

…Буква Я взялась за дело:

Целый час она

Пыхтела,

И кряхтела,

И потела, —

Написать она сумела

Только

«…яяяяя!»

Как зальется буква «X»:

— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —

О

От смеха покатилось!

А

За голову схватилось.

Б

Схватилось за живот…

Буква «Я»

Сперва крепилась,

А потом как заревет:

— Я, ребята, виновата!

Признаю

Вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади

Буквы «Ю»!

— Что ж, — решил весь Алфавит, —

Если хочет — пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте.

Дело в том, что все мы — вместе!

В том, чтоб все —

От А до Я —

Жили, как одна семья!

Буква «Я»

Всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы «Я»!

 1 ученица

 - Когда учились азбуке

  Узнали навсегда

 Согласные плюс гласные

 Слияния -друзья

Сценка «Как подружились гласные и согласные» о слогах-слияниях

Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали а, о, у, и, э, ы. А всех вместе их называли «г л а с н ы е  з в у к и». У гласных звуков были звонкие голоса, они пели, как птицы. Однажды они так весело пели, что и другим звукам захотелось петь.

«Пппппп», - запыхтел звук п. Пыхтел-пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, я не могу петь!»

«Тттттттт»,  - затукал звук т. Тукал-тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал, загоревал он тоже: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит!»

«Кккккккк», - закряхтел звук к. Кряхтел-кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.

- Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук а.

Мы, гласные звуки, можем вам помочь, только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?

- Согласны, согласны! – закричали непевучие звуки.

- Вот и хорошо, за это мы будем вас всех называть

 «С о г л а с н ы е   з в у к и», - сказали гласные.

И стали с тех пор крепко дружить  гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Вот послушайте.(  пропеть слоги- слияния)

 (Задание  на доске)

-Вставьте гласные . (БРБН, СТРТ, СТКН, РССД, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ)

 1 ученица

-В период обучения грамоте мы узнали о твердости и мягкости согласных звуков.

 Сценка « НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ»

(вместе 2 ученика, изображающие твердый и мягкий согласный )

-Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,

Их можно легко смешать,

Но, чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

 Ученица,(изображающая мягкий звук)

-Мягкие звуки звучат повыше,

Звучанье у них нежней.

 Ученик (изображающий твердый звук)

- А твердые - словно грубее и ниже,

Как будто твердые - злей.

Ученица-

 Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, метель и мель.

Они как нежные мамины руки,

Что ласково стелют постель.

 Ученик-

Твердый звук обрывается резко.

Послушайте: Стол! Укол!!

Для нежности нет в этом звуке места,

Скорее - он даже зол.

(Задание на знание гласных букв ,указывающих на твердость или мягкость предыдущего звука)

-Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.

А О У Я  (Я-указывает на мягкость предыдущего звука)

А Е Я Ю

- Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?

Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, игла, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.

 1 ученица

-Еще мы научились правилам русского языка

 Жи-ши пиши с буквой и,

Ча-ща с буквой а.

и об этом вам рассказ.

 Сказка про ЖИ и ШИ

 Автор-

Жили-были, не тужили

Буквы «Ж» и «Ш» в квартире.

Неразлучны они были.

Крепко-накрепко дружили.

Но случилось как-то вдруг

Им услышать в двери стук.

Дверь открыли, крикнув: «Ах!»

Буква «И» стоит в слезах.

Плачет буква И, рыдает.

Нет друзей, живу одна я.

Можно с вами подружиться,

Вместе жить и веселиться?

«Проходи!», – сказали «И»,

А за ней вприпрыжку «Ы»:

«Вы меня впустите тоже,

Я на И чуть-чуть похожа!»

Буквы ей сказали дружно:

«Это правило знать нужно.

Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»

Мы, ребята, пишем с И !»

 Сказка про Ча и Ща

Подружились с буквой «А»,

Как-то буквы «Ч» и «Щ».

«Ч» однажды «Щ» сказала,

«А» на чай я к нам позвала.

Есть зефир, халва и торт,

«А» подружку приведёт.

Пусть приходят – «Щ» в ответ,

К нам на лакомый десерт.

Приходили «А» и «У»,

Чай отведали, халву,

Веселились, песни пели,

Тортик шоколадный ели.

Вдруг у «А» возник вопрос

И спросила та, всерьёз:

«Почему же мы, друзья,

Не позвали букву «Я»?

Отчего и почему,

Позабыли мы про «Ю»?

Отвечали буквы ей–

Правило прочти скорей!

«ЧА» и «ЩА», да «ЧУ и «ШУ»,

Пишем мы без «Я» и «Ю»! 

II страница «Собирайка»

Составить из букв слова.

З А У Б А К (азбука)

В У К Ы Б  (буквы)

К О Ш А Л (школа)

И Н А К Г (книга)

В О Л А С (слова)

К А С А К З (сказка) .

-На уроках мы говорили о многозначности слова.

Овсянка Н. Сладков

      Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

      - А у меня дома овсянка!

      - Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

      - Люблю я овсянку! - добавил Сашка.

      - И я люблю! - сказал Матвей.

      - Она желтая, красивая такая!

      - И вкусная, особенно с молоком!

      - Как это вкусная? Как это - с молоком? - удивился Сашка.

      - Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

      - Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.

      - Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.

      - Про какую овсянку?

      - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

      - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

      - Как песни пела?! - изумился Матвей. - Каша?

      - Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать!

      - Айда! - согласился Матвей. - А потом ко мне - мою овсянку кушать!

      И они побежали.

-В период обучения грамоте у ребятишек менялись зубки и многие шепелявили. Вот об этом рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква»

Рассказ Заколдованная буква.

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

- Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:- Теперь надо эту елку заактировать, - и ушел.

А мы остались возле елки.Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:- Смотрите, а на елке сыски висят.

Сыски! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:- Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:- Пять лет девчонке, а говорит «сыски». Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:- Ах, мне плохо! Сыски.

И стал икать:- Ик! Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик! Сыски.

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

- Я правильно сказала! У меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать сыски, а у меня высвистывается сыски.

Мишка сказал:- Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово - хыхх-кии! Вот как у меня ловко выходит: хыхки! Я даже петь могу:Ох, хыхечка зеленая,Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:- Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

А Мишка:- Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: Сыски! - Хыхки! - Сыски!

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и все!

Учитель

Я от «Азбуки» слыхала,

Что вы сказок прочли немало.

-Назовите героев сказок

1.Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

2.Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит)

3. Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите имя ее….( Красная Шапочка)

4. Толстяк живет на крыше, летает всех он выше. ( Карлсон)

5. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

     Шалунишка наш … (Малыш)

5. У отца был мальчик странный,

     Необычный – деревянный.

      Но любил папаша сына.

     Что за странный человечек деревянный

     На земле и под водой ищет ключик золотой?

     Всюду нос сует он длинный. Кто же это? … (Буратино)

 6. Она красива и мила, а имя ей от слова « зола». ( Золушка)

 Учитель
-А теперь попробуйте так же правильно продолжить имена героев сказок и литературных героев. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.

Кощей…бессмертный

Василиса…Прекрасная

Братец…Иванушка

Сестрица…Алёнушка

Змей…Горыныч

Баба…Яга

Мальчик…с пальчик

Кот … в сапогах Крокодил … Гена

Муха … Цокотуха

Черепаха … Тортилла

Почтальон … Печкин

Дядя … Степа

Частушки

Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про своих успехи.

Припев:

Елочки-сосёночки

Колкие, зеленые,

Все ребята – первоклашки

В Азбуку влюбленные!

Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Припев:

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки.

Припев:

Буквы гласные мы любим

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Припев:

Ах, ты бабушка, моя,

Снова не согласна!

Ты запомни навсегда,

Есть лишь десять гласных.

Припев:

Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом “проглочу”!

Припев:

С Азбукой кто не в ладу,

С тем я дружбу не веду.

У меня характер крут –

Уважаю с детства труд!

Припев:

Почему у малышей

Мокрые реснички?

Потому что в Азбуке

Кончились странички.

Припев:

Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Ученик

- Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать .

Не надо бабушку трясти:

“Прочти, пожалуйста! Прочти!”

Не надо умолять сестрицу:

“Ну, прочитай ещё страницу!”

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

 Ученик

 Мы Азбуку прочли до корки,

У нас по чтению – пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения.

Нам сегодня выдают

Удостоверения!

 Ученица

-В том, что мы Азбуку прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

(Выдаются удостоверения)

Дети

-Спасибо, Азбука, и прощай…..

Азбука:

-Ах! Забыла я, друзья,

Что представить вам должна,

Кто на смену мне придет,

Дальше вас учить начнет.

(Азбука» вводит в класс за руку учеников, изображающих учебник «Русский язык и « Литературное чтение»)

Русский язык:

Я люблю учить детей,

С вами жить мне веселей.

Будем крепко мы дружить,

Мои правила учить.