Программа предшкольной подготовки
рабочая программа

Капустина Юлия Сергеевна

Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
  • подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
  • формирование положительного отношения к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_progimnazicheskiy_klass_kapustina_.docx84.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №50»

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Срок реализации: 1 год

Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                    Капустина Ю.С.

Новосибирск 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

 Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
  • подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
  • формирование положительного отношения к школе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
  • формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
  • укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  
  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

Программа предшкольной подготовки:

Название курса

Объем

1

Математика

28

2

Чтение

28

3

Письмо

28

4

Художественный труд

28

Возраст                                    6-6,5 лет

Срок реализации  программы       7 месяцев,    112 часов.

      Форма организации деятельности:  индивидуально-групповая

Режим занятий       занятия проводятся  1  раза в неделю  

                                          4 урока  по    30 минут.

Формы подведения итогов -  тестовые работы,  проверочные работы  

Планируемые результаты

Личностные результаты

- принимать и выполнять правила школьного распорядка:

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице и в быту;

-понимать красоту природы и  бережно относиться.

-выполнять правила личной гигиены.

Метапредметные результаты  :

-владеть  способностью принимать и сохранять цели и задачи урока;

-оценивать свои успехи и неуспехи;

- уметь слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения;

-уметь применять полученные знания на практике, в жизни;

Предметные результаты:

- отвечать на вопросы,  участвовать в диалогической речи;

- пересказывать небольшой  текст по зрительной опоре;

-учить наизусть стихотворения(4-6 строк)

- составлять рассказ по сюжетной картинке; (3-5 предложений)

-  составлять и читать слоги  небольшие слова;(темп чтения не менее 30 слов)

- правильно  произносить звуки, знать их  условные обозначения;

- классифицировать звуки на согласные и гласные;

-выделять звук в начале, конце и середине слова;

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-штриховать, обводить по контуру, писать элементы  буквы;

 -сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;

-различать овощи и фрукты;

-различать виды транспорта;

-называть свой адрес, название страны;

-называть сезонные изменения в природе ;

-различать и называть деревья, кустарники ;

-различать  домашние и перелетные птицы.

- производить вычисления с числами в пределах 10

-решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание

-распознавать и изображать геометрические фигуры;

-ориентироваться во времени, пространстве;

Характеристика курсов

Курс Чтение

Задачи курса: 

- сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус  к самостоятельному чтению;

-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;

-познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).

-легко и весело ввести ребенка в письменность;

Содержание курса:

  1. Звуки:
  • понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
  • акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных звуков;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  1. Буквы:
  • знакомство с буквами;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • согласные и гласные буквы;
  • соотнесение букв и звуков.
  1. Слоги:
  • понятие «слог», слоговой анализ слов;
  • подбор слов на заданное количество слогов;
  • выделение в словах первого и последнего слогов;
  • подбор слов на заданный слог;
  • составление прямых и обратных слогов.
  1. Слова:
  • выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
  • составление слова из звуков и слогов, их первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
  • изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
  • выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
  • восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
  • последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

               Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком.

Планируемые результаты:

К концу курса обучающие должны уметь:

*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова

  с определенным звуком, определять место звука в слове;

* соблюдать орфоэпические нормы произношения;

* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

*темп чтения не менее 30 слов

* правильно согласовывать слова в предложении;

* понимать смысл прочитанного;

* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать  

   предложение нужным по смыслу словом и т.п.;

*ориентироваться на странице книги;

* правильно использовать предлоги;

* правильно произносить звуки.

Курс Письмо

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальцев);

- однообразие, монотонность организации обучения;

- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная система ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Основная цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи.

- формирование прочных навыков самостоятельного письма печатными буквами;

- ознакомление с прописными буквами;

- освоение основных элементов русского прописного письма.

- развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховки и др.;

- создание условий для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы;

- развитие абстрактного мышления детей, формируя навыки работы со знаками – символами;

- развитие мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.

- воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;

- вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

- вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно»;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)

На занятиях используются:

  • пальчиковая гимнастика;
  • веселые подвижные игры (речь + движения);
  • штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
  • обводки по трафарету или шаблону;
  • печатание букв, слогов, слов, цифр. 

Планируемые результаты

К концу курса предполагается развитие  и совершенствование у детей:

  • -мелкой  моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • -крупных движений и умения владеть своим телом;
  • «-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
  • -активной речи, словарного запаса;
  • -мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • -навыков  учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Курс Математика

Курс предназначен для  развития  математических  представлений  детей при подготовке к школе и направлен на развитие личности ребенка, развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил. Курс представляет собой начальное звено непрерывного курса математики, обеспечивающий преемственность между дошкольным и начальным образованием, исключающий дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению в школе, а так же устраняющий разноуровневую подготовку детей к обучению в 1 классе.

 Данная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе построена в соответствии  с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы  начального курса математики школьного образования  и   отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.  При разработке учитывались принципы и подходы для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые первоначальные математические знания, умения и навыки необходимые для обучения математики в 1 классе начальной школы.

В соответствии с этим, целью прохождения данного курса является овладение первоначальными математическими  знаниями,  формирование ценностных представлений об окружающем мире, расширение  кругозора, интеллектуальных и личностных качеств.

     

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1.  Способствовать формированию мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2.  Создавать условия для увеличения объема внимания и памяти.

3)        Формировать мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  1. Развивать образное и вариативное мышление, фантазии, воображения, творческих способностей.
  2.  Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключении

        6)  Способствовать  умению целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7)  Создавать условия для формирования первоначальных умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Ценностными ориентирами программы являются:

1) в области регулятивных учебных действий -  развитие умений поставить цель, определить последовательность своих действий,  предвосхитить результат своих действий, сравнить полученный результат с запланированным или с предъявленным образцом, оценить и откорректировать результат своих действий;

2) в области познавательных учебных действий:  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

3) в области коммуникативных учебных действий – умение работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, формирование пространственных представлений и пространственного воображения;  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

4) в области личностных результатов – воспитание интереса к предмету, к творчеству, развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической   деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»

Особенностью данной программы является:

  • Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями-"домиками". Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается - ведь расстояние одно и то же? В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.
  • Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
  • Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же "открытие" должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
  • Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее.
  • Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
  • Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!
  • Для решения этой задачи в учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  • Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов "яблоко", "мяч", "кубик" лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик - красные. Работая с фигурами "Геометрического лото", дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком - маленький желтый круг, большой желтый  квадрат, маленький синий квадрат и т.д.

Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес-сообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Основное содержание программы:

Общие понятия:

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
  • Распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам, выполнять классификацию;
  • Сопоставлять множество предметов по их численности путём составления пар предметов.
  • Анализировать свои действия;
  • Действовать в соответствии с заданными правилами;
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Числа и операции над ними:

  • Прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Порядковый и ритмический счет.
  • Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
  • Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
  • Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
  • Число 0 и его свойства.
  • Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

 Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания
  • Прогнозировать результаты вычислений;
  • Оценивать правильность предъявленных вычислений;
  • Применять изученные способы учебной работы, действуя в соответствии с заданными правилами;
  • Использовать знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  •  Конструировать последовательность «шагов « решения задачи;
  • Аргументировать свою позицию, учитывая разные мнения;
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

Пространственно-временные представления:

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Универсальные учебные действия:

  • Ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  • Оценивать правильность предъявленных высказываний;
  • Применять изученные способы учебной работы, действуя в соответствии с заданными правилами;
  • Использовать знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • Включаться в групповую работу.
  •  Выявлять закономерности  в установлении последовательности;
  • Аргументировать свою позицию, учитывая разные мнения;
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

Геометрические фигуры и величины:

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Универсальные учебные действия:

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.  

Планируемые результаты:

        К концу курса предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения*:

  • уровень А - планируемый минимум образования; уровень Б – желаемый уровень.
  1. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  2. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  3. Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
  4. Умение соотносить цифру с количеством предметов.
  5. Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
  6. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  7. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  8. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
  9. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

Уровень А

  1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  3. Умение находить части целого и целое по известным частям.
  4. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  5. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Уровень Б

  1. Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
  2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,<,=.
  3. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах .10. на основе предметных действий.
  4. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков;
  5. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц:
  6. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади;
  7. Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
  8. Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  9. Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

Курс   Художественный труд.

Задачи курса:

Развивать:

  • мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.;
  • индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
  • зрительно - моторную координацию;
  • познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
  • чувство ритма посредством ритмических рисунков;
  • пространственную ориентировку.

Сформировать умения:

  • ориентироваться в пространстве листа, листа в клетку, строки;
  • умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.);
  • навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
  • устойчивую мотивацию к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.

Воспитать:

  • интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
  • организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
  • трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе;
  • заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
  • положительное отношение к письму.

Программа курса включает в себя следующие разделы:

  • лепка
  • работа с бумагой, оригами
  • аппликация
  • рисование, раскрашивание

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

В разделе “Рисование, раскрашиевание” необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Раздел «Работа с бумагой» предназначен для развития точных движений и памяти. Этому  помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Планируемые результаты :

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.;
  • Развитие индивидуальных способностей , креативности, самостоятельности у детей
  • Развитие зрительно - моторной координации;
  • Развитие творческого мышления
  • Сформировать умение самоконтроля и самооценки выполненной работы;
  • Воспитать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
  • Организованность, усидчивость и аккуратность в работе;трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 
  2. Е.В. Колесникова «Я считаю до 10» Серия «Математические ступеньки
  3. Е.В. Колесникова «От А до Я» Рабочая тетрадь
  4. Е.Ф. Бортникова  Букварь

5. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2) 

6. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2) 

7. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления  (часть 1, часть 2) 

8. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Развиваем творческие способности (часть 1, часть 2)

Средства, необходимые для реализации программы:

  • Учебно-тематическое планирование;
  • Рабочие тетради, альбом
  • Слоговые таблицы
  • Демонстрационный  материал 
  • Презентации к занятиям


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Чтение (28 ч.)

Номер занятия

Тема обучения грамоте

Тема занятия

Тема по развитию речи

Буквы а и о

Цветы на клумбе

Дифференциация звуков, составление словосочетаний

Буква И

Лес

Лексика и словообразование

Буква у

День

Развитие мышления,
устное сочинение

Буква ы

Шары

Образование множественного числа

Буква н

Порядок

Предлог на

Буквы к и т

Кактусы

Решение логической задачи,
аргументация

Буквы з с

Снеговик

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

Буква л

Лягушата

Звук [л]. Автоматизация звука

Буква р

Краски.
Цвета и оттенки

Лексика по теме, словообразование

Буква в

Виноград

Использование предлогов, лексика

Буква е, ё

Елка

Составление пересказа

Буквы б – п

Бабочка

Сочинение-описание

Буква м

Транспорт

Лексика по теме, словообразование

Буквы д – т

Роботы

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

Буква г

Птичий двор

Использование предлогов, словообразование

Буква ч

Черепаха

Развитие мышления,
устное сочинение

Звук ш

Шмель

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

Буква ж

Жук

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

Буква х

Праздничный стол

Составление рассказа

Буква ю

Клюква

Составление пересказа

Буква ц

Цыпленок

Составление пересказа

Буква щ

Щенок и щетка

Развитие мышления, устное сочинение

Буквы ф – в

Фонтан и вода

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

Буква я

Ягоды и львенок

Развитие мышления,
устное сочинение

Слоги

Часы

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

Слоги

Мыши

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

Слова-предметы

Кухня. Игровой материал

Лексика по теме, словообразование

Слова Деление слов на слоги

Листья.
Времена года

Лексика по теме, словообразование


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Письмо (28ч)

Тема урока

1.

Подготовка к письму. Правильная посадка при письме. Обводка рисунка по пунктирным линиям.Печатанье буквы А и О

2.

Штриховка. Виды штриховки. Печатанье буквы И

3.

Обведение рисунка по контуру. Элемент волны. Печатанье буквы У

4.

Штриховка. Элемент волны. Печатанье буквы ы

5.

Понятие верхней и нижней рабочей строки.Печатанье буквы

6.

Наклонная линия.Печатанье буквы

7.

Обведение по контуру ряда предметов.Печатанье буквы

8.

Элемент «круг».Печатанье буквы

9.

Элемент «с». Различная высота элементов. Печатанье буквы

10.

Элемент «о». Печатанье буквы

11.

Обводка по контуру. Штриховка. Печатанье буквы

12.

Наклонная палочка. Печатанье буквы

13.

Наклонная палочка с петлей. Печатанье буквы

14.

Элемент «крючок». Печатанье буквы

15.

Штриховка под наклоном. Печатанье буквы

16.

Вертикальная штриховка. Печатанье буквы

17.

Узкая рабочая строка. Прописывание элементов. Печатанье буквы

18.

Маленькая и большая наклонные. Печатанье буквы

19.

Письмо маленького и большого крючка в узкой строке. Печатанье буквы

20.

Малый и большой овал. Печатанье буквы

21.

Элемент «волнистая линия». Печатанье буквы

22.

Петля ниже рабочей строки. Печатанье буквы

23.

Элемент «с» и «с» обратное. Печатанье буквы

24.

Элемент петля. Печатанье буквы

25.

Безотрывное письмо. Печатанье буквы

26.

Безотрывное письмо. Печатанье буквы

27.

Штриховка рисунка. Печатанье буквы

28.

Штриховка. Итоговый урок. Печатанье буквы

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Математика  (28 час)

№ п/п  

                             Тематика занятия

Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет.

Счет предметов. Больше, меньше, только же.  Цифра 0

Число и цифра 1.

Число и цифра 2. Состав числа 2.

Число и цифра 3. Состав числа 3.

Число и цифра 4. Состав числа 4.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

Число и цифра 6. Состав числа 6.

Число и цифра 7. Состав числа 7.

Число и цифра 8. Состав числа 8.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

Число 10. Состав числа 10.

Числа натурального ряда.

Числа натурального ряда

Знаки >, <, =

Составление схем-примеров

Решение примеров

Увеличить, уменьшить на 2

Решение примеров

Решение примеров

Задача.

Задача «было-съели-осталось»

Задача «было-съели-осталось»

Решение примеров

Решение примеров

Состав числа 10

Решение примеров

Увеличить, уменьшить на 3

                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Художественный труд (28 ч)

Тема занятия

1

Волшебные цвета красок. Радуга.

2

Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша).

3

Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко.

4

Работа с красками. Рисование осеннего дерева.

5

Работа с пластилином. Лепка грибов.

6

Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок.

7

Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев.

8

Работа с пластилином. Лепка гусениц и улиток на листочке.

9

Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик.

10

Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе.

11

Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок).

12

Работа с пластилином. Налепка. Новогодние шары.

13

Работа с красками. Рисование рыбок по шаблону. Раскрашивание поролоном/ватой.

14

Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум.

15

Работа с пластилином. Налепка. Рыбка.

16

Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки.

17

Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка.

18

Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик.

19

Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи.

20

Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка.

21

Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами.

22

Работа с пластилином. Налепка. Белочка.

23

Работа с красками. Друг детства (медвежонок).

24

Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок.

25

Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца.

26

Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка.

27

Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. Вырезание бабочки.

28

Работа с пластилином. Налепка. Бабочка.

Приложение № 1.

Педагогическая комплексная диагностика

 уровня практического осознания элементов языка и речи

/для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/

Пояснительная записка

            В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.  Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

 2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

 3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

 При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Таблица 1

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

Фонемный анализ

анализ предложений

 

Обработка и интерпретация результатов исследования.

 6-7  баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;

4-5 баллов – среднему;

3  балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития.  Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.

Приложение 2

Диагностика к составлению индивидуальной характеристики

“Готовность  ребенка к обучению”.

Задания по установлению уровня подготовки детей к обучению грамоте.

А) Умеешь ли ты читать? Прочитай слова, предложения.

(Предлагается 3-4 слова и текст из 10-15  слов).

Б) Назови буквы (печатные, письменные).

В) Запиши слова: дом, школа.

Г) Расскажи о том, что прочитано.

Д) составь рассказ по картинке. Расскажи о самом главном.

Результаты опроса детей оформляются в таблицу:

Класс, школа

Чтение

Знание букв

Пересказ

Рассказ по картинке

Ф.И. О.

ученика

Целыми   словами

По слогам

По буквам

Правильно назвал

Правильно напечатал

Правильно написал

Правильный ,подробный

Фактические ошибки

Бедный словарь

Связный

Перечисление  

Перечисление объектов

2.  Задания по выявлению подготовки детей, поступивших в 1 класс, к  изучению математики.

 А) Умеешь ли ты считать? До какого числа? Отсчитай из этой коробки 10—20 предметов.

Б) Положи столько палочек, сколько здесь лежит карандашей.

В) каких кружков больше — красных или синих? (перед учеником  лежит больших красных  кружков …, маленьких синих …).

Г) Какое число больше—7 или 8? Назови какое— нибудь число, которое меньше 30, но больше 5.

Д) Какая это цифра7 назови и покажи цифры, какие ты знаешь.

Е) Разложи геометрические фигуры в две группы так, чтобы в каждой группе были похожие фигуры. (Предлагается 5 фигур: 3 квадрата и 3 треугольника. Среди низ 3 больших фигуры, а 2—маленькие; 2—одного цвета, а 3—другого).

3. Графический диктант.

    Предварительно для тренировки надо выполнить задание:

- Сейчас мы будем учиться рисовать красивые узоры. Приготовились. Подняли руку с ручкой вверх. Вспоминаем, где у нас правая сторона. Теперь ведем руку направо (в воздухе), налево, вверх, вниз. Повторим ещё раз. Линия может быть длиной в одну или в две клетки.

- Намечаем рисовать узор.

1.   Отступив сверху 4 клетки и с правого края листа 4 клетки, поставим ручку в сторону ведем линию: одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо и т.д.

2.    Другой узор: 2 клетки вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз, две направо и т.д.

         

               

  1. .Ещё один узор: 2 клетки вверх,  2 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 2 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 налево,  1вниз, 2 направо и т.д.

         

4.     Изучение личностной готовности.

       В целях выяснения отношения детей к школе и учению проводится  индивидуальная беседа  с учащимися по определенному плану.

  • Ходил ли ты в детский сад? Нравилось ли тебе в детском саду?
  • Какое любимое занятие было у тебя до школы? Почему?
  • Хотел ли ты идти в школу? Почему?
  • Готовился ли ты к школе? Кто готовил тебя?
  • Понравился ли тебе первый день в школе? Если да, то что больше всего понравилось? Почему?
  • Нравится ли тебе сейчас учиться в школе? Что нравится? Почему?
  • На каких уроках тебе интереснее всего? Почему?
  • Хотел бы ты заниматься один дома (без ребят)? С учительницей? Почему?
  • Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты хотел заниматься?
  • Что ты хочешь делать в школе, чем заниматься?

                                    Анализ данных.

              Провести количественный анализ выполнения задания с точки зрения правильности. Сделать вывод о направленности ребенка на школьную тематику. Провести интерпретацию данных диагностики по изучению личностной готовности ребенка к школе.

Приложение 3

Методика для изучения интеллектуальной

готовности детей к обучению.

         Для диагностики интеллекта ребенка дошкольного возраста может быть использован детский адаптированный вариант методики Векслера. Преимуществом теста Векслера является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры, благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных — вербальных и невербальных—характеристик, степень выраженности вычисляется по единой 20 бальной шкале. Это дает возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у испытуемого хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его достижения со средними нормами и результатами обследования других детей.

I субтест  - “Общая осведомленность” (5 проб) - направлен на изучение кругозора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружающей его действительности.

1. Месяц зимы … (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

2. В году …( 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев).

3. Отец старше своего сына … (часто, иногда, всегда, редко, никогда).

4. У дерева всегда есть … (листья, цветы, плоды, корень, тень).

5. Пассажирский транспорт … (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

      Инструкция:

      Для первой пробы после первого прочтения: - какое слово больше подходит?

     При правильном ответе—1 балл.

     При  ошибочном ответе после второй попытки (перед второй попыткой экспериментатор читает пробу ещё раз) - 0,5  балла.

     При неправильном ответе со второй попытки—0 баллов.

     Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные пробы.

II субтест—”Классификация” (10 проб)  - направлен на исследование способности ребенка к обобщению  понятий, выделению наиболее существенных их признаков.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, скалка, песок, мяч, кубики.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, крыжовник,  липа, осина.

6. Курица, утка, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

         Инструкция:

         Для первой пробы после первого прочтения: - Одно  слово из пяти лишнее, не подходит. Его надо исключить.

        Второе прочтение: - Какое слово лишнее?

        При правильном ответе задается вопрос: - Почему? (1-6 проба)

        При правильном объяснении—1 балл. При неправильном—0,5 балла.

        При ошибочном ответе предлагается подумать ещё. При правильном ответе—0,5 балла, при неправильном ответе—0 баллов.

III субтест—”Аналогии—сходство” (5 проб) направлен на исследование способности ребенка  к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков.

Огурец                                                      Гвоздика

_______________                 _____________________________

          овощ                             сорняк, роса, садик, цветок, земля        

Огород                                          Сад

     _________               __________________________________

        морковь               забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

      Часы                                         Градусник

     _______             _____________________________________

        время             стекло, больной, кровать, температура, врач

       Машина                                      Лодка

    __________           ___________________________________

          мотор                         река, маяк, парус, волна, берег  

       Стол                                          Пол

    __________           ___________________________________

       скатерть                   мебель, ковер, пыль, доски, гвозди  

       Инструкция:

       Для первой пробы  после первого прочтения:  - надо подобрать к “гвоздике” такое слово, которое подходило бы к ней так же, как “овощ” к  “огурцу”.

       Второе прочтение:

    - “Огурец” (пауза) - овощ, “гвоздика” (пауза)  - ….

   (последовательно читается весь ряд слов из знаменателя).

    - Какое слово подходит?

    Дополнительные вопросы не задаются.  

IV субтест— “Понятливость” (5 проб) - направлен на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений.

1. Окунь,  карась—  …

2. Огурец, помидор—…

3. Шкаф, диван—…

4. Июнь, июль—…

5. Слон, муравей—…

         Инструкция:

         После первого прочтения: - Каким обобщающим словом их можно назвать?

Второе  прочтение: - пауза—ответ.

Оценка решений проб 3 и 4 субтестов, такая же, как и для 1 субтеста.

         

        Критерии оценки успешности решения проб:

А) наивысший—20 баллов

Б) средний—16—19 баллов

В) низкий—13—15 баллов

Г) очень низкий—12 баллов

         После проведения исследования по изучению интеллектуальной готовности ребенка необходимо дать качественный и количественный анализ полученный данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным видом задания, что вызывает наибольшие трудности.

       На основе полученных в ходе экспериментов данных по изучению интеллектуальной готовности ребенка формулируются выводы для общей характеристики.

    Проанализировав полученные данные по всем видам готовности ребенка к обучению в школе, определяется, какова степень готовности в каждом направлении и заполняется таблица:

      Итоговые данные о степени готовности испытуемого.

Вид

 готовности

Уровень готовности

низкий

средний

высокий

Физическая

Интеллектуальная

Личностная

         В итоге проведения диагностики составляется индивидуальная характеристика готовности ребенка к школе.

Приложение 4

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников

Игра 1.       «Полслова за вами»

Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. « Опиши предмет»

Цель:      Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

 - Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5.  «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться    на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят  выбранную учителем букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

Игра 10. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)

Игра 11. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по-порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18.        «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 19.        «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20.        «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21.         «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра 22.         «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки "Школа развития"

Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.      В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...

Программа предшкольной подготовки

Программа расчитана на детей в возрасте от 6,5 - 7 лет. Занятия проводятся ежедневно в течении месяца (июнь): 3 занятия по 30 минут.... ...чрезмерно важно своевременное выявление у  детей т...

Программа предшкольной подготовки

   Реализация данной программы представляет собой  оказание комплексной  образовательной услуги по подготовке детей  дошкольного возраста к школьному обучению, ока...

Программа предшкольной подготовки

Программа по рабочим тетрадям "Солнечные ступеньки"...

Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей 5-6 лет

данный материал использую в дошкольной группе "Родничок" при гимназии (для детей не посещающих детский сад)...

Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства»

Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства» Возраст детей 6-7 лет Срок реализации – 1год...