Проблемы адаптации первоклассников к школе
статья (1 класс)

В статье отображены психологические особенности первоклассников, возрастная переодизация, а также рассмотрены основные проблемы адаптации младших школьников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belkova_k.a.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Белькова К.А.

студентка IV курса факультета психолого-педагогического образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета

Научный руководитель: Е.Д. Трофимова.

к.п.н., доц., НТГСПИ (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил

Проблемы адаптации первоклассников к школе

Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От уровня адаптации детей младшего школьного возраста к обучению к школе во многом зависит их дальнейшая успешность обучения, становление как субъектов учебного процесса и формирование системы отношений со сверстниками, взрослыми, а также отношения к самому себе.

Начало обучения в школе совпадает с младшим школьным возрастом, который по периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, имеет границы от 6-7 до 10-11 лет. Данный период определяет новую социальную ситуацию развития ребенка. С приходом в образовательную организацию меняется образ жизни ребенка, он приобретает новую социальную роль – ученик.

Первые дни и месяцы обучения в школе первоклассники могут испытывать трудности, которые связаны с разными компонентами психологической готовности к началу систематического обучения (социальной, личностной, интеллектуальной, физической). Эти трудности отражают особенности адаптации детей к новым требованиям в поведении и выполнении школьных обязанностей, социальному статусу и изменению режима дня.

Адаптация как проблема приспособления к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира рассматривалась философами, психологами, педагогами. К их числу относятся А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова.

Под адаптированностью личности понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере [2, с. 200].

Процесс адаптации для каждого индивидуален: для большинства детей адаптационный период длиться от двух недель до двух месяцев, а некоторым детям необходимо до полугода для того чтобы приспособиться к новым условиям.

Учеников, которые еще не адаптировались к школе можно увидеть, проанализировав их поведение. Для них характерны следующие особенности: игровое поведение на уроках, выяснение отношений с одноклассниками, отсутствие реакции на замечание учителя, повышенный уровень тревожности и эмоционального напряжения. Дети, которые быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей, выполняют требования учителя и справляются с предлагаемыми заданиями, считаются адаптированными.

Поэтому одной из задач учителя на начальном этапе обучения является оказание помощи ребёнку в проявлении имеющегося личностного, интеллектуального, коммуникативного потенциала и предупреждение ситуаций, которые могли бы усугубить имеющиеся проблемы.

С этой целью нами было проведено изучение уровня адаптированности к систематическому обучению в школе с использованием методики «Хорошо ли ребенку в школе», разработанной Агаповой Светланой Викторовной [1]. Автор методики представляет процесс адаптации как сочетание различных компонентов успешности деятельности ребенка в образовательном процессе.

В частности, методика включает 5 шкал, определяющих удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться, дружеские отношения в классе, тревожность, связанную с учебным процессом, самооценку (степень уверенности ребенка в своих силах), самочувствие, состояние здоровья. В анкетировании приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 9 человек в возрасте 6-7 лет.

Результаты анкетирования обучающихся представлены в таблице.

Таблица

Результаты изучения уровня адаптированности первоклассников к обучению в школе (%)

Уровни /

Название шкалы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

1. Удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться

11

45

44

2. Дружеские отношения в классе

0

22

78

3. Тревожность, связанная с учебным процессом

33

67

0

4. Самооценка

11

33

56

5. Самочувствие, состояние здоровья

33

67

0

Анализ результатов проведенного исследования позволяет констатировать значительную вариабельность при определении различных компонентов определения уровня школьной мотивации к школе. По шкале «Удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться» нормативные значения зафиксированы у 45% испытуемых, а 44% первоклассников имеют показатели выше нормы. Можно говорить о том, что у обеих групп преобладает школьная мотивация и они приняли на себя статус ученика. Однако 11% учащихся демонстрируют по данной шкале уровень ниже нормы, что указывает на не комфортность в школе, или трудности приспособления к новому для него образу жизни, режиму дня, выполнению обязанностей.

Характеризуя взаимоотношения в классе, можно констатировать, что дети доброжелательные и стремятся дружить со своими одноклассниками. Можно предположить, что в классе преобладает благоприятная атмосфера, так как по шкале «Дружеские отношения в классе» 78% детей, принимавших участие в исследовании, показали уровень выше среднестатистической нормы для данной возрастной группы, нормативные или средние значения по данной шкале характерны для 22% первоклассников, а показатели ниже нормы отсутствуют.

Школьная тревожность взаимосвязана с успешностью в обучении, а также отношением к этой успешности в семье. В данном классе нет детей с повышенной тревожностью, 67% младших школьников по результатам анкетирования имеют нормальный уровень тревожности, а 33% ‒ ниже нормы. Полученные результаты указывают на то, что в период адаптации у первоклассников не наблюдается повышенной тревожности, что можно рассматривать как создание благоприятных условий для вступления в школьную жизнь.

Самооценка как показатель адаптированности ребенка к началу обучения имеет важное значение, так как школьные успехи и трудности, а также оценка близких людей (родителей, друзей, учителей) учебной деятельности ученика, могут снижать уверенность в собственных возможностях, ставить для себя более простые цели, а, следовательно, не осуществлять личностного роста. По результатам исследования выявлено 56% первоклассников с завышенной самооценкой. Учащиеся очень подвижны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи без анализа условий. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Заниженная самооценка выявлена у 11% детей младшего школьного возраста. Для детей со сниженной самооценкой характерны нерешительность, малообщительность, недоверчивость, молчаливость, скованность в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя.

Адекватную самооценку имеют 33% испытуемых. Эти первоклассники уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели; стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны.

На общее состояние здоровья оказывают влияние различные факторы: изменения режима дня, повышенные обязанности и требования, расширение круга общения и новые социальные роли. Вместе с тем, именно физическое самочувствие в первую очередь указывает на особенности адаптации к новым условиям. По результатам исследования нормальное состояние здоровья отмечается у 67% детей, что определяет адекватность нагрузок во время учебного процесса и способности с ними справляться организму. Самочувствие ниже нормы демонстрируют 33% первоклассников, что может быть связано с превышением возможных требований и нагрузок в период адаптации, а, следовательно, повышение ресурсов, которыми ребенок пользуется для восполнения энергетического баланса.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что большинство первоклассников преодолели трудности адаптационного периода на начальном этапе обучения: они с удовольствием посещают школу и положительно относятся к учебному процессу. Но, несмотря на это, есть дети, которые испытывают трудности адаптации и нуждаются в помощи со стороны учителя, родителей, психолога. Для них необходимо предусмотреть методы психолого-педагогического воздействия, снижающие возникающие трудности.

Библиографический список:

  1. Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/klassnomu-rukovoditelju/191213-anketa-horosho-li-rebenku-v-shkole.html (дата обращения: 03.12.2016).
  2. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности. − М., 1980. − 200 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...

Проблемы адаптации первоклассников к школе

В статье рассказывается о методах, формах и содержании работы в период адаптации первоклассников к школе...

Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"

Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....

Проблемы адаптации первоклассников в школе

Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассни...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Задачи собрания:1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первок...

Родительское собрание "Проблемы адаптации первоклассников в школе"

Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.Психологические т...

Проблемы адаптации первоклассника к школе.

Если вы хотите, чтобы вашему ребенку было хорошо и комфортно в школе, готовьте ребенка к ней. Как это сделать, на что обратить внимание рассказывается в этой статье....