Технологическая карта урока – практикума «Симметрия»
план-конспект урока

Адамбаева Людмила Анатольевна

Цель: создать условия для формирования понятия «симметрия», умений  определять  и моделировать  симметричные фигуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simmetriya.doc459 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                  Адамбаева Людмила Анатольевна

                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                 МКОУ МО г. Ирбит «Школа № 5»,

                                                                                                                                                 высшая квалификационная категория

Технологическая карта урока – практикума   «Симметрия»

Предмет: математика                    Класс: 3                      Тип урока: урок – практикум                         УМК: «Планета знаний»

Модуль  «Числа и фигуры»

Тема урока «Симметрия»

Цель: создать условия для формирования понятия «симметрия», умений  определять  и моделировать  симметричные фигуры

Целеполагание для ученика:

  1. Узнать, что такое симметрия.
  2. Извлечь информацию из учебника о видах симметрии.
  3. Наблюдать за симметричными фигурами в окружающем нас мире.
  4. Научиться строить симметричные фигуры.
  5. Соблюдать  правила   работы в тетради и  в дневнике.

Целеполагание для учителя (управленческие задачи)

  1. Организовать работу для открытия учащимися  понятия «симметрия» и  умения моделировать   из бумаги симметричные фигуры.
  2. Организовать активную познавательную деятельность учащихся через проблемное обучение.
  3. Организовать  работу по кодированию информации.
  4. Использовать интерес учащихся при  изучении нового материала.
  5. Стимулировать  детей к  полным ответам.
  6. Формировать  навык  парной и групповой работы.  

Планируемый результат:

    Личностные: осознание симметричности предметов в пространстве.

    Регулятивные: освоение способов построения и моделирования симметричных фигур.

     Познавательные:  осмысление понятия «симметрия» на предметно-конкретном уровне.

     Коммуникативные:  выполнение осознанных речевых действий с использованием  математических терминов.

Опорные понятия, термины:  периметр, площадь, объем

Новые понятия, термины:  симметрия

Домашнее задание:  найти в  окружающем нас мире симметричные фигуры

Образовательные ресурсы:   учебники,  мультимедийная презентация, раздаточный материал

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1.Самоопределение к деятельности      (1 мин)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Настроить учащихся на интересную плодотворную работу.

2. Актуализация знаний.

(5 мин)

Цель: мотивация учащихся на  осознание потребности к построению нового способа действий.

  1. Каллиграфическая минутка «Любимое число»
  2. Озвучивание предмета изучения прошлых уроков математики: площадь – часть плоскости, заключенной внутри  замкнутой геометрической фигуры,

периметр – сумма длин сторон,

объем – величина чего-то в длину, высоту и ширину (величина части пространства, занимаемая геометрическим телом)

    Объединение  понятий в общее – величина измерения фигур

Активизировать    мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе

- работа в тетради

-аргументация своего решения

-актуализируют знания прошлых уроков

-работают над понятиями

-использовать личный мотив к написанию данной цифры

-обратить внимание на осанку Евдокимова А.,  положение руки - Фадеева Е.

-развитие памяти учащихся

3. Постановка учебной задачи

(5 мин)

Цель: выявление причин затруднений в классификации речи, постановка цели урока.

  1. Определение проблемы выполнения контрольной работы: не справились с задачей геометрического содержания

  1.  Составление памятки – таблицы

см. приложение 1

 Организовать работу по составлению памятки.

- выделение проблемы

-работают с величинами

-кодируют информацию в групповой работе

-развитие  аналитических умений у всех учащихся

4. «Открытие» детьми нового знания

   (8 мин)

Цель: построение детьми нового  знания на основе  жизненного опыта

  1.  Моделирование фигуры:

*перегиб листа

*разглаживание линии сгиба

*с помощью иголки нанесение узора

*наблюдение над рисунком «на свету»

*как расположились  фигуры относительно линии сгиба

*Совершенно одинаковые фигуры,  относительно прямой,   в математике называют симметричными

2. Формулирование темы урока «Симметрия» - соразмерность (соответствующий), пропорциональность частей чего – либо относительно середины

Построить  процесс осознанного представления об осевой симметрии.

- перегибают лист бумаги

-накалывают  рисунок

-наблюдают за рисунком

-наблюдение над фигурами относительно линии сгиба

-формулирование темы урока

- развитие  аналитических умений

-непрямая подсказка со стороны учителя

  5. Первичное закрепление

      (8 мин)

Цель: усвоение нового способа действий

  1. Извлечение  информации о симметрии

стр. 58

2. Схематическое проведение оси симметрии фигур (где  это возможно)

приложение 2

 

 Познакомить с  видами симметрии.

 -   работают в  парах, извлекают информацию об одном из видов симметрии

-принимают решение о  возможности  или невозможности проведения оси симметрии

 -  развитие коммуникативных умений

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    (6 мин)

 Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

  1. Построение симметричной фигуры относительно оси

приложение  «Домик»

Создает  ситуации успеха

 - рисуют фигуру, симметричную представленной

-взаимопроверка

-вывод

- развитие регулятивных умений

7. Включение в систему знаний и повторение

   (10 мин)

   Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного

  1. Графический диктант  «Ракета»- построение симметричной фигуры

Создает  ситуации успеха

-выполнение  задания, основанного на  ранее изученном

-четкое произношение алгоритма рисунка

8. Рефлексия деятельности.

      (2 мин)

   Цель: самооценка результатов деятельности

 1. Рефлексия деятельности

- Обозначение  личностных целей урока.

- Новизна материала.

- Проблемы и перспектива.

Мотивирует  к рефлексии.

-учащиеся оценивают свою деятельность

-обозначают  проблемные места

 -стимулировать к ответам учащихся с низкой мотивацией

Список использованных источников:

  1. Геометрия в 1-4 классах. Проблемы формирования геометрических представлений у младших школьников. /А.М. Пышкало. - М.: Просвещение. 1968.
  2. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 классы. – М.: ВАКО. 2004.
  3. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель. 2012.

Интернет-источники:

            http://kindergenii.ru

                                                                                                                                                                   Приложение 2

ПАМЯТКА ПО  ОПРЕДЕЛЕНИЮ  ВЕЛИЧИНЫ   ФИГУРЫ

Р

S

V

ВЕЛИЧИНА

ПЕРИМЕТР –сумма длин сторон

ПЛОЩАДЬ - часть плоскости, заключенной внутри  замкнутой геометрической фигуры

ОБЪЕМ - величина чего-то в длину, высоту и ширину

ИЗМЕРЯЕТСЯ

мм, см,

дм, м, км

кв. мм, кв. см,

кв. дм, кв. м,

         кв. км

 куб. мм, куб.см,

куб. дм,куб. м,

куб. км

ФОРМУЛА   ПРЯМОУГОЛЬНИКА

Р = (а + в) • 2

S = а • в

V = а • в • с

ФОРМУЛА   КВАДРАТА

Р = а  • 4

S = а • а

Приложение 1

                                                                                       Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Симметрия"

Интегрированный урок математики и ИЗО по теме "Симметрия"- 3 класс, программа "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока информатики «Симметрия. Paint: создание и сохранение рисунка» ("Информатика в играх и задачах", 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о симметрии и оси симметрии, создание условий по формированию умения создавать и сохранять рисунок в paint.Задачи урока              ...

Технологическая карта урока математики "Ось симметрии фигуры" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с понятием “ось симметрии фигуры”.  Задачи урока Дидактические:П...

Технологическая карта урока информатике 2 класс УМК "Школа России" "Симметрия"

план-конспект урока по информатике (информатика, 2 класс)...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: расширение знаний обучающихся об украшениях, Задачи урокаДидактические:1. Расширять знания учащихся об этих понятиях, пользование красками и пр...

Технологическая карта урока "Информатика" на тему "Симметрия. Зазеркалье" (УМК "Школа 2100", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий «симметрия», «ось симметрии» цифр; умение использовать понятия с помощью программы «информ...