"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"
статья (1 класс)

Угорец Елена Львовна

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.

К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi_7-17.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой»       

Данный период начинается с важного, как для ребенка, так и для взрослых, события - похода в школу.

  • Первая ступень в школьном периоде - овладение начальными навыками чтения (от 6 до 8 лет) и письма (от 6-7 до 9 лет).
  • Вторая ступень (от 8-9 до 11 лет и позже) - совершенствование навыков чтения и письма.

К этому времени речь должна быть полностью сформирована, идет дальнейшее ее развитие: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.

Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит - от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

Это объясняется тем, что «ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений». Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное.

 Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. К концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

  • На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
  • В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
  • В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Не всегда речь в этом возрасте является грамотной, понятной, богатой, выразительной и осмысленной, могут возникнуть и проблемы.

1.Односложная речь, состоящая из одних простых    предложений;

2.Невыразительная речь (неправильное использование интонации);

3. Бедная речь (недостаточный словарный запас);

4.Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (к школе приобрести это умение просто необходимо);

5. Употребление нелитературных слов и выражений;

6.Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос;

7. Слова - «паразиты»;

8. Плохая дикция (нарушение произношения звуков речи в дальнейшем сказывается на навыках письма).

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

Как проверить речевую готовность ребенка к школе

Рекомендации родителям на тему: "Как проверить речевую готовность ребенка к школе"...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Речевая готовность ребенка к школе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе...

Речевая готовность ребенка к школе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в кол...

Презентация: "Речевая готовность ребенка к школе"

Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психич...