Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания
картотека

Савичева Эдита Самвеловна

Подборка материалов по теметичемким группам для развития речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зима

«Снежки»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп! Повторить 3-4 раза.

«Греем ручки»

И.п.: 1-потирать «озябшие» руки (вдох); 2-на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.

«Снег идет»

И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

«Сдуй снежинку»

На ладони ребенка расположена снежинка из папирусной бумаги. Задача ребенка постараться сдуть ее с ладони. Вдох через нос, выдох через нос. Воздушная струя плавная, бесшумная.

«Снежная буря».

Наглядное пособие: внутри прозрачной бутылочки шарики от пенопласта. Снаружи торчит конец трубочки. Задача детей сделать глубокий вдох и подуть в трубочку так, чтобы шарики парили в бутылке.

«Новогодние султанчики»

Оборудование: султанчики из новогоднего дождика.

Ход игры: Логопед показывает, как можно подуть на «дождик», потом предлагает подуть ребенку. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве новогодние украшения!

На саночках

Работа с карточками на пропевание звука А с понижением силы голоса. Вдох через нос выдох через рот с пропеванием звука.

Осень

«Дует ветерок и ветер»

На ветке расположены осенние листья из папирусной бумаги. Задача ребенка постараться научиться дуть сильно (воздушная струя сильная, шумная) и слабо (воздушная струя плавная, бесшумная). Вдох через нос, выдох через нос.

Игра «Осенний лес»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры:

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». ( Тихо).

Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко).

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо)

«Дождик»

И.п.: о.с. 1-попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 2- на выдохе произносить: «Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!; 3- попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 4- на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

«Идем по лужам»

И.п.: о.с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Топ-топ-топ! 3-ходьба на месте (вдох); 4-на выдохе произносить: «Хоп-хоп-хоп». Повторить 3-4 раза.

Улетают птицы

Вырабатывание плавной воздушной струи посредством рамки с изображением перелетных птиц. Дуем на рамку так, чтоб изображенная птица закружилась. Вдох через нос, выдох через рот.

«Листопад»

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. «Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!  Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. Все листики на земле... Давайте соберем листочки в коробочки по цветам (ведерко0.

Дикие животные

Игра: «Сердитый еж»

Описание игры:

Вот идет сердитый еж:
Ф-ф, ф-ф, ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Х-х! Х-х! Х-х!

(Ф-ф-р! Ф-ф-р!)

Мама и детёныш

Работа с карточками «Сила голоса». Пропевание слогов на длительном выдохе с разной силой голоса. Вдох через нос, выдох через рот.

«Покормим животных»

Оборудование: легкий шарик, фигурка животных.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем кормить животных. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в рот животным.

Домашние животные

Мама и детёныш

Работа с карточками «Сила голоса». Пропевание слогов на длительном выдохе с разной силой голоса. Вдох через нос, выдох через рот.

Домашние птицы

«Петух»

И.п.: о.с. 1-мах руками (вдох); 2- на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3-4 раза.

«Индюк»

И.п.: о.с. 1-вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Бл-бл-бл! Бл-бл-бл!». Повторить 3-4 раза.

«Гуси шипят»

И.п.: о.с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

«Утки»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1-перевалиться с ноги на ногу, вдох носом; 2- на выдохе произносить «Кря-кря-кря кря-кря!». Повторить 3-4 раза.

«Курочка»

И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Птицеферма»

Оборудование: игрушки: домашние птицы.

Ход игры: Логопед показывает детям игрушки и воспроизводит звукоподражания 3-4 раза. Затем игрушки убирают. Логопед говорит детям: «Вот мы пришли на ферму, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам…(показывает гуся) гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Следить за тем, чтобы ребенок произносил на одном выдохе.

«Уточки»

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания);

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть. Посмотрите, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка .Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется. Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Дикие птицы

Игра « Птицы»

Описание игры:

Гуси по небу летят,
Гуси радостно кричат:
Г-а-а! (вдох через нос,выдох

с произношение слога через рот)

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Зимующие тпицы

Вырабатывание плавной воздушной струи посредством рамки с изображением перелетных птиц. Дуем на рамку так, чтоб изображенная птица закружилась. Вдох через нос, выдох через рот.

«Разговор с совой»

И.п.: 1- на вдохе встать на носки; 2-на выдохе произносить по образцу: «Ух-ух-ух! Ух-ух-ух!», или «Ух – ух!», «Ух!»

«Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох.

Произнести «Ка-а-ар!»

«Перышко, лети!»

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Весна

«Капель стучит по крыше»

И.п.: о.с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «К-к-к! К-к-к!» или «Кап-кап-кап!» Повторить 3-4 раза.

«Сдуй бабочку с цветка»

На цветке расположена бабочка из папирусной бумаги. Задача ребенка постараться сдуть ее с цветка. Вдох через нос, выдох через нос. Воздушная струя плавная, бесшумная

Общие упражнения

«Футболисты»

Оборудование: легкий пластмассовый шарик для пинг-понга.

Ход игры: На конце стола стоят ворота. Задача ребенка с помощью сильной воздушной струи загнать шарик в ворота.

«Булькание»

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Важно!Многие дети не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду. В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе. Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос пальцами и предложить подуть снова.

«Расти, пена!»

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

Важно!Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку).

«Мыльные пузыри»

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается трудной задачей. Помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата.

«Свистульки»

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись

«Прожорливые фрукты»

Оборудование: легкий шарик, фигурка фруктов

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем кормить фрукты. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в рот фруктам.

«Горячий чай»

Оборудование: стаканчики из цветного картона с бахрамой сверху (пар).

Ход игры:  - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю

«Вертушка»

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого дыхания

 Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тр...

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу....

Упражнения для развития речевого дыхания

В данном материале представлены упражнения для развития речевого дыхания, которые можно использовать на уроках литературного чтения....

Упражнения для развития речевого дыхания. Скороговорки.

Упражнения для развития речевого дыхания. Скороговорки. Эти упражнения , используются на уроках литературного чтения....

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний....

Упражнения для развития речевого дыхания

Упражнения для развития речевого дыхания, рекомендуемые в логопедической практике....

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....