Активные методы и формы воспитания в начальной школе.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Батракова Инна Григорьевна

В данном материале изложены примеры активных методов и форм воспитания, которые могут использовать на своих занятиях как воспитатели ГПД, так и учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_i_formy_vospitaniya.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных задач. На своих занятиях в ГПД я стараюсь не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления. Моя цель -  помочь детям из пассивного слушателя превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Для этого я использую активные формы и методы воспитания.

Активные методы воспитания — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное воспитание предполагает использование такой системы методов, которая направленна главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Существуют следующие принципы применения активных методов обучения:

 практическая направленность

 игровое действие

 творческий характер обучения

 интерактивность

 разнообразные коммуникации

 диалог

 групповая форма организации работы

 деятельностный подход к обучению

 рефлексия

Я стараюсь применять активные методы обучения на всех этапах занятия, наиболее эффективными методами в начальной школе являются:

  1. Нетрадиционное начало занятия – эмоциональный настрой на урок (это может быть: загадка, ребус, видеофрагмент)
  2. Постановка и решение проблемных вопросов. Создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация несоответствия, ситуация предположения, ситуация выбора.

  1. Презентации учебного материала- использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски.
  2. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
  3. Использование форм интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов».
  4. Организация групповой деятельности школьников (работа в парах и группах) и самостоятельной работы детей.
  5. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-исследования, проектная деятельность.
  6. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Игровые методы обучения – самые актуальные, применяемые на моих занятиях, особенно при работе с 1-м и 2-м классами, так как дети устают после длинного учебного дня. Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

Не стоит забывать про то, что детям необходимо отвлекаться от занятия, восполнять силы. Активные методы - «физминутки» позволяют мне сделать это, не выходя их класса.

Далее хочу вам представить конкретные примеры активных методов обучения, которые подходят для проведения занятий в группе продленного дня:

  1. Начать занятие можно с упражнения «Поздоровайся глазами».

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. 

Инструкция: сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Такие игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

  1. "Признак" 
    Цель: научить называть признаки предметов, явлений, развивать речь. 
    Задание: назвать признаки лимона (помидора, яблока, осени и т.д.)

             «Найди существенное»
            Цель: научить находить существенные признаки предметов. 
          Задание: выделить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед                      скобками.
           Например: ЧТЕНИЕ (глаза, тетрадь, книга, карандаш, очки).

  1. Игры-головоломки геометрического характера «Геометрический конструктор». Квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Эти игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели – построению пространственной фигуры. 
  2. Задание «Найди лишнее слово».
    Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка.

(В каждом ряду даётся 4-5 слов. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, которое и должно быть вычеркнуто).

  1. Задание «Шифровальщик».

А Б В К М Н О Л Д Т

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

2780 37281 4756101

Задание направлено на развитие ассоциативной памяти, внимания. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

Активные методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы релаксации на уроках в начальной школе

В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. О том, что релакса...

"Активные методы релаксации на уроках в начальной школе"

Несколько способов релаксации, которые помогут снять умственное напряжение, вызвать положительные эмоции. хорошее настроение и приведут к улучшению усвоения учебного материала....

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Активные методы обучения на уроках в начальной школе

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно а...

Формы и особенности использования активных методов обучения на уроках в начальной школе

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...