Рабочая программа социально-педагогической направленности "Учимся читать"(обучение чтению)
рабочая программа

Котина Алёна Игоревна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, социально-педагогической направленности «Учимся читать» (обучение чтению), стартовый уровень, возраст учащихся: 5-7 лет, срок реализации: 72 часа

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДООП "Учимся читать"75.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Учимся читать»

(обучение чтению)

Стартовый уровень

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 72 часа

        

        

Разработчик: Котина Алена Игоревна,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2020

Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Учимся читать»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Котина Алена Игоревна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

4.

Руководитель программы

Котина Алена Игоревна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

5.

Рецензенты программы

-

6.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер»

7.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

8.

Направленность программы

Социально-педагогическая

9.

Год разработки программы

2020

10.

Год последней корректировки программы

2020

11.

Уровень освоения программы

стартовый

12.

Форма реализации программы

групповая

13.

Целевые группы

обучающиеся 5-7 лет

14.

Сроки реализации программы

 1 год

15.

Цель программы

Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитание эстетически развитого и эмоционального читателя.

Содействовать успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и созданию условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.

Способствовать формированию психологической и личностной готовности ребенка к школе (развитие познавательного интереса, навыков самоконтроля и самооценки; развитие волевых качеств, дисциплинированности, умения общаться со сверстниками, педагогами, родителями, людьми старшего возраста; формирование готовности к новой социальной роли школьника) и развитию основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения; развитию предпосылок учебных умений и навыков.

16.

Краткое содержание программы

Программа «Учимся читать» направлена на обучение осознанному чтению детей дошкольного возраста, на формирование необходимых навыков для перехода к новой образовательной ступени и развитие интеллекта в целом. Каждое занятие включает в себя практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка, задания рассчитаны на активизацию обоих полушарий головного мозга: используются мнемотехники, задания на актуализацию и расширение словарного запаса, выполняются упражнения для развития мышления и логики, математических способностей, на концентрацию и скорость переключения внимания, таблицы Шульте и Шульте-Гробова, техники эмоционального интеллекта, развиваются все виды памяти. Обучение чтению проходит по уникальной методике Н.С. Жуковой. Все занятия наполнены занимательными упражнениями и играми, что помогает ребенку усвоить новую информацию.

 17

Ожидаемые результаты

Овладение слоговым чтением и письмом (печатанием), иметь математические представления, развитие внимания, памяти, мышления, логики, пространственного воображения, мелкой моторики рук, представления об окружающем мире; улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе; развитие предпосылок учебных умений и навыков.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся читать» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программа «Учимся читать» имеет социально-педагогическую направленность[1], относится к стартовому уровню[2].

Современный информационный мир предполагает постоянное получение информации: огромное количество гаджетов, видеоигр, рекламных роликов и мультфильмов оказывают влияние на работоспособность головного мозга детей, возраст знакомства ребёнка с его первым гаджетом с каждым годом уменьшается, сейчас никого не удивить двухгодовалым малышом, играющим на планшете или в телефоне родителей. Ребенок привыкает к готовым красочным образам, что пагубно влияет на развитие воображения, из-за постоянного потока информации его внимание рассеивается и в дальнейшем очень сложно сконцентрироваться на чём-то действительно важном, слуховые и зрительные анализаторы привыкают к цифровому восприятию, не происходит должного развития мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речевых способностей и многое другое, не считая непосредственного воздействия на физиологическую составляющие детского организма.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка: меняется его образ жизни, окружение, условия и виды деятельности. Поэтому очень важно подготовить ребёнка к школе и снизить трудности адаптационного периода первоклассников. Современный образовательный стандарт не предусматривает обучение чтению в первом классе, подразумевается, что ученики первого класса приходят на занятия уже умеющими читать. При этом от навыков чтения напрямую зависит успеваемость ребёнка, так как быстро прочитать, а главное понять задание – одно из ключевых составляющих его успешного выполнения.

Чтение – очень сложный и трудоёмкий мыслительный процесс, во время которого активизируются внимание, мышление, восприятие, различные виды памяти (зрительная, слуховая, наглядно-образная, долговременная и кратковременная), воображение, логика, артикуляционный аппарат и др. Если какой-то вид деятельности недостаточно развит, то ребёнок сталкивается с трудностями при чтении. Программа «Учимся читать» включает в себя не только обучение чтению, но и помогает развивать мыслительные процессы, необходимые для успешного овладения навыком осознанного чтения, путем интегрирования в занятия упражнений и игр на внимание, мышление, память, логику, мелкую моторику и тренировку артикуляционного аппарата.

Программа основана на уникальной методике и букваре Надежды Сергеевны Жуковой, логопеда с 30-летним стажем, данная методика рекомендована Министерством образования РФ как пособие по обучению чтению дошкольников. В букваре используется звуковой аналитико-синтетический метод обучения, в качестве единицы чтения взят слог, слог осознается как цельный графический элемент, являясь в дальнейшем единицей письма, что помогает легче перейти от чтения к письму. При этом выделение слога из речи на психологическом уровне требует меньше аналитических усилий, чем отдельного звука. Программа построена по принципу от простого к сложному.

Актуальность. Быстроразвивающийся современный мир с обилием информации требует такого же стремительного развития от окружающих. Поступая в первый класс, ребёнок уже должен читать, писать (печатными буквами), иметь довольно богатый словарный запас, уметь чётко формулировать мысли, для чего требуется достаточно высокий уровень развития интеллекта. Очень важно научить читать ребёнка правильно, читать с пониманием. Программа раннего обучения чтению направлена на развитие осознанного чтения и интеллекта детей дошкольного возраста, на формирование необходимых компетенций для перехода к новой образовательной ступени.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что каждое занятие включает в себя практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Они имеют увлекательную игровую форму, благодаря чему овладение таким сложным навыком, как чтение, проходит легко и непринуждённо. Кроме того, помимо чтения, предлагаются задания, которые нацелены на развитие интеллекта и активизацию обоих полушарий головного мозга. На занятиях используется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с учётом развития детей 5-7 лет.  

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].

Программа адресована детям 5-7 лет, не умеющим читать.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.

Цель программы:

  • Создать условия для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
  • Содействовать успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и созданию условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
  • Способствовать формированию психологической и личностной готовности ребенка к школе (развитие познавательного интереса, навыков самоконтроля и самооценки; развитие волевых качеств, дисциплинированности, умения общаться со сверстниками, педагогами, родителями, людьми старшего возраста; формирование готовности к новой социальной роли школьника) и развитию основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, речи; развитию предпосылок учебных умений и навыков.

Задачи программы: 
Обучающие:

  • сформировать навык слогового чтения и умение пересказывать прочитанный текст, отвечать на вопросы по тексту;
  • познакомить с понятиями буквы (звука), слова, словосочетания, предложения, текста;
  • способствовать приобретению навыка правильного звукопроизношения при помощи артикуляционных упражнений, скороговорок, стихотворений и т. д.;
  • учить обозначать звук на письме (печатание), составлять слова из букв и слогов;
  • способствовать развитию речевой деятельности: умению слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • расширить словарный запас (за счёт чтения, пересказов, рассмотрения иллюстраций, выполнения упражнений на развитие речи, памяти, бесед, воображения и др.)
  • совершенствовать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
  • способствовать освоению и закреплению математических представлений о числах и цифрах (в пределах 10);
  • познакомить и закрепить представления о геометрических фигурах и формах;
  • познакомить с математическими знаками: +, -, >, <, =;
  • научить использовать мнемотехники.

Развивающие:

  • способствовать развитию интеллектуальных способностей и основных мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения, расширить представления об окружающем мире;
  • создать условия для развития мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата;
  • развить фонематическое восприятие;
  • содействовать формированию навыков сотрудничества, совместной и самостоятельной деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  • создать условия для развития положительных эмоций по отношению к обучению и урокам;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • воспитать самостоятельность и ответственность при выполнении различных заданий;
  • содействовать развитию эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание и т.д.).

Условия реализации программы – на обучающую программу принимаются дошкольники в возрасте от 5 до 7лет лет. Форма организации занятий – групповая, максимальное количество обучающихся в одной группе 5 человек. Программа рассчитана на не умеющих читать детей, группы формируются после индивидуального собеседования и определения общего уровня развития ребёнка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут, что соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].

Для реализации программы необходим специалист, педагог дополнительного образования, владеющий знаниями по обучению чтению и развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия составляются с учётом возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей.


Формы организации занятий 

Занятия по обучению чтению организованы в игровой и занимательной форме, такая форма наиболее эффективна при работе с дошкольниками. Игра помогает продуктивно усвоить материал, поддержать интерес к занятиям. Чтение требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения, поэтому материал по чтению преподносится блоками не более 10 минут, затем следует смена вида умственной деятельности. На занятиях используются мнемотехники, задания на актуализацию и расширение словарного запаса, выполняются упражнения для развития мышления и логики, математических способностей, на концентрацию и скорость переключения внимания, таблицы Шульте и Шульте-Гробова, техники эмоционального интеллекта, задания на развитие всех видов памяти и мелкой моторики, а также на развитие артикуляционного аппарата и речи. Для этого применяются различные наглядные материалы: цветные картинки, игрушки, паззлы, мозаики, разрезная и магнитная азбука, разнообразные пособия и индивидуальная рабочая тетрадь, включающая задания, соответствующие ходу ознакомления с буквами и нацеленные на закрепление пройденного материала и развитие различных видов умственной деятельности. Весь предлагаемый материал имеет занимательный характер, задания подобраны таким образом, чтобы ребенку было понятно и несложно их выполнять.

Для успешной работы, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Индивидуальное собеседование

Знакомство с педагогом, обсуждение особенностей программы, ответы на интересующие вопросы, присутствие при определении общего уровня развития ребенка при поступлении на программу (входное тестирование).

Родительское собрание

Информирование родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы.

Открытое занятие

Возможность родителей (законных представителей) присутствовать и наблюдать за ходом занятий.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.).

При реализации программы «Учимся читать» используются различные педагогический технологии:

  • Лично-ориентированная – акцент ставится на личность обучающегося, создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий. Реализация природных потенциалов ребенка.
  • Технология индивидуализации обучения - комплектование учебных групп происходит с начального этапа обучения на основе собеседования и диагностики, что позволяет адаптировать методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
  • Игровые технологии – использование различных видов игр (интеллектуальных, обучающих, развивающих и т.д) для расширения кругозора и применения ЗУН (знания, умения, навыки) на практике, для воспитания самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • Технология развивающего обучения  создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Подразумевается включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной составляющей, также включает общее развитие всех обучающихся, вариативность процесса обучения и индивидуальный подход. Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
  • Здоровьесберегающие технологии - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Планируемые результаты

        Главным итогом прохождения курса «Учимся читать» является приобретение навыка слогового чтения. При успешном прохождении курса ребенок не только читает по слогам, но и способен понимать прочитанное, составлять пересказ, отвечать на вопросы по тексту. Также будут улучшены показатели по различным видам мыслительных операций (память, мышление, логика, речь, внимание). Результативность освоения программы отслеживается по результатам начальной диагностики (собеседования), текущему контролю (фиксирование результатов выполнения упражнений и тестов в дневник наблюдений, фронтальные опросы) и итоговой диагностике, а также учитываются отзывы родителей

        Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.

Личностные результаты:

  • знание правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  • развитие у обучающихся навыков активного общения со сверстниками, педагогом и продуктивного с ними сотрудничества;
  • формирование любви и интереса к чтению;
  • развитие положительных эмоций по отношению к обучению и урокам;
  • способность самостоятельно выполнять задания, ответственно относится к поручениям;
  • развитие организованного поведения на занятии и усидчивости;
  • создание эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание и т.д.);
  • формирование умения работать с книгой, пособиями, учебными принадлежностями, раздаточными карточками, а также бережного отношения к учебным материалам.

Предметные результаты:

  • обладание навыком слогового чтения, умение пересказывать прочитанный текст, отвечать на вопросы по тексту;
  • знание всех букв русского алфавита, умение их печатания;
  • знание понятий: буква (звука), слово, словосочетание, предложение, текст;
  • иметь представления о геометрических фигурах и формах;
  • знать математические знаки: +, – , >, <, =;
  • уметь пользоваться мнемотехниками.

Метапредметные:

  • развитие внимания, памяти, мышления, логики, математических представлений, воображения и мелкой моторики рук; расширение представлений об окружающем мире;
  • развитие речевой деятельности на основе бесед, разговоров, высказываний, умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • формирование фонематического восприятия;
  • расширение словарного запаса;
  • способность к сотрудничеству, совместной и самостоятельной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Для успешной реализации программы «Учимся читать» необходимо: Оборудование и инструменты:

  • бумага белая (офисная);
  • цветной картон;
  • карточки с цветными картинками;
  • паззлы (разрезные);
  • мозаики;
  • мелкие игрушки;
  • тетрадь в клеточку;
  • букварь О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой;
  • букварь Н.С. Жуковой;
  • пособия с занимательными упражнениями на память, мышление, развитие речи, логику, воображение;
  • рабочая тетрадь с прописями и упражнениями на внимание;
  • таблицы Шульте и Шульте-Гробова;
  • разрезная и магнитная азбука;
  • разрезные цифры (до 10);
  • счётные палочки;
  • карандаши цветные;
  • ластики;
  • карандаши простые;
  • мел;
  • магниты.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • учебная доска магнитно-меловая;
  • шкаф для хранения материалов и наглядных пособий;
  • ПК или ноутбук;
  • принтер цветной;
  • сшиватель для бумаги пружинный;
  • ламинатор.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктажи.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Знакомство с буквами.

33

16,5

16,5

Наблюдение, устный опрос

Учимся соединять буквы.

4

1,5

2,5

Наблюдение, устный опрос

Чтение

33

1

32

Наблюдение, фиксирование результатов дневнике наблюдения

Прощание с букварем. Подведение итогов.

1

1

-

Устный опрос, тестирование

Всего:

72

20,5

51,5


Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктажи. (1 ч).

Тема 1. Знакомство с букварём.

Теория: Вводное занятие. Знакомство со зданием и кабинетом. Инструктажи. Правила личной организации перед началом занятий. Правила поведения при пожаре. Места эвакуации. Организация рабочего места. Знакомство с букварём: демонстрация книги, разделов, правила пользования книгой.

Раздел 2. Знакомство с буквами (33 ч).

Тема 1. Знакомство с буквой.

Теория: знакомство с образом и произношением (со звуком) буквы, с её печатанием буквы и чтением. Обучение чтению проходит по букварю Н.С. Жуковой, буквы изучаются в следующем порядке: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.  Знакомство с буквами осуществляется постепенно, в течение всего курса. После введения новой буквы следует её закрепление с помощью чтения слогов, слов, предложений и текстов (включающих изучаемую букву). Слоги, предложения и тексты содержат только те буквы, которые были уже изучены. Количество часов, отведенных на определённую букву зависит от артикуляционной сложности буквы и усвоения её детьми. Каждое занятие включает повторение изученных ранее букв.  

Практика: отработка узнавания, произношения и печатания новой буквы с помощью разнообразных методов и приёмов: пальчиковая азбука, картинная азбука, выкладывание буквы из палочек, карандашей, обследование буквы тактильно (обведение пальчиками контура букв), сравнение зрительного образа буквы с реальными предметами («на что похожа буква»), нахождение изучаемой буквы среди других букв и в печатных словах, раскрашивание буквы, дописывание недостающих деталей буквы, печатание по точкам.

Раздел 3. Учимся соединять буквы (4 ч).

Тема 1. Соединяем гласные буквы.

Теория: слог является основной единицей чтения, обучение слоговому чтению начинается после изучения первых пяти букв (А, О, У, М, С) с соединения гласных А и У. Обучение соединению гласных букв по «дорожке»: на доске учитель указкой ведет дорожку от одной гласной к другой, протягивая звуки. Анализируем прочитанный слог: сколько букв (звуков) прочитал (а), какая буква первая, какая вторая?

Практика: «правило дорожки»: пальчиком ведём дорожку от первой буквы ко второй и тянем первую букву до тех пор, пока дорожка не коснётся второй буквы. В итоге ребёнок самостоятельно читает слог, состоящий из гласных букв. После чего проводим звуковой анализ. Находим одинаковые слоги в слоговой таблице.

Тема 2. Соединяем гласная + согласная. Обратный слог.

Теория: продолжаем использовать правило «дорожки», только в слоге гласная + согласная слегка тянем только гласную, согласную произносим коротко. Соединяем изученные гласные А, У, О и согласные М, С. Анализируем прочитанный слог: сколько букв (звуков) прочитал (а), какая буква первая, какая вторая?

Практика: «правило дорожки»: пальчиком ведём дорожку от первой буквы ко второй и тянем первую букву до тех пор, пока дорожка не коснётся второй буквы, вторую букву – согласную, произносим коротко. В итоге ребёнок самостоятельно читает слог, состоящий из гласный + согласный. Проводим звуковой анализ. Читаем слоговые таблицы по горизонтали и по вертикали, выкладываем слоги из палочек, из букв разрезной азбук, слушаем прочитанный учителем слог и ищем его в слоговой таблице.

Тема 3. Соединяем согласная + гласная. Прямой слог.

Теория: продолжаем использовать правило «дорожки», в прямом слоге согласная + гласная первую букву слегка тянем и плавно переходим на вторую. Соединяем изученные согласные М, С с гласными А, У, О. Анализируем прочитанный слог: сколько букв (звуков) прочитал (а), какая буква первая, какая вторая?

Практика: «правило дорожки»: пальчиком ведём дорожку от первой буквы ко второй и слегка тянем первую букву «ммм…», и дотянув дорожу до второй буквы читаем её, не разрывая дорожки. Проводим звуковой анализ. Читаем слоговые таблицы по горизонтали и по вертикали, выкладываем слоги из палочек, из букв разрезной азбуки, слушаем прочитанный учителем слог и ищем его в таблице.

Раздел 4. Чтение (33 ч).

Тема 1. Читаем слоги.

Теория: переход к слоговому чтению начинается после изучения первых пяти букв А, У, О, М, С. Сначала учатся соединять гласные А, У, О, затем обратные слоги, после чего прямые. На начальных этапах пользуются правилом «дорожки». После овладения чтением прямого слога добавляется чтение слогов из трёх букв, затем из четырех. Слоговое чтение практикуется в течение всего курса, при изучении новой буквы её закрепление происходит с помощью чтения слогов, содержащих новую букву.

Практика: на начальных этапах (после обучения слиянию) используем «правило дорожки»: пальчиком ведём дорожку от первой буквы ко второй и слегка тянем первую букву «ммм…», и дотянув дорожу до второй буквы читаем её, не разрывая дорожки «м-м-м-ма-а-а-а-а». Затем сокращаем протяжность первого и второго звука, переходим к слитному чтению слога.   Проводим звуковой анализ. Читаем слоговые таблицы по горизонтали и по вертикали, выкладываем слоги из палочек, из букв разрезной азбуки, слушаем прочитанный педагогом слог и ищем его в таблице, печатаем слоги на доске, читаем слоговые цепочки, используем слоги разного шрифта и цвета.

Тема 2. Читаем слова.  

Теория: чтение первых слов начинается ещё на этапе обучения слитному чтению, после того как ребёнок овладел прямым слогом, предлагается прочитать слово «ма-ма», сразу приучаем ребёнка к осознанному чтению: после прочтения (возможно понадобится почитать несколько раз), произносим слово вслух и спрашиваем, какое слово прочитали, затем читаем слово ещё раз. Чтение слов как отдельный вид чтения предлагается в течение всего курса «Учимся читать», каждый раз после знакомства с новой буквой читаем слова с изученной буквой, постепенно увеличивая количество слогов в слове и их сложность. Особое внимание уделяем осмыслению прочитанного, удостоверяемся, что ребёнок понимает слово, если понимания нет с первого раза, читаем повторно. После овладения слоговым чтением вводим замеры техники чтения слов.

Практика: чтение слов в столбик, в строчку, выкладываем слова из разрезной азбуки, кроссворд, вставляем/дописываем недостающие слоги, определяем на какую букву начинается/заканчивается слово, придумывание слов на заданную букву, игры со словами (прочитать слово – подобрать к нему картинку).  

Тема 3. Дифференциация звуков.

Теория: отработка различения схожих по артикуляции звуков, парных по глухости/звонкости согласных с помощью чтения слогов и слов. По мере изучения букв (звуков) ученикам даются задания, помогающие различать схожие по произношению и звучанию звуки, благодаря чему развивается артикуляционный аппарат, а также предупреждаются ошибки на письме, возникающие в школьном возрасте.  

Практика: самостоятельное чтение слогов и слов, содержащих схожие по произношению и звучанию звуки, чтение с помощью и вместе с педагогом, чтение хором, чтение по цепочке.  Ответы на наводящие вопросы, пересказ прочитанного.  Игры с предложениями (подобрать картинке описание, выбрать правильное продолжение, придумать продолжение предложения).

Тема 4. Читаем предложения.

Теория: чтение предложений начинается практически одновременно с переходом на чтение слов. Первые предложения, которые предлагаются для чтения, состоят всего из двух слов, затем постепенно увеличивается количество слов и сложность предложений. С самого начала уделяем внимание пониманию прочитанного, задаём наводящие вопросы, при необходимости читаем повторно для закрепления понимания, и с помощью педагога приходим к результату.  Знакомство с понятиями «предложение», «точка», «вопросительный и восклицательный знак».

Практика: самостоятельное чтение предложений, чтение с помощью педагога, чтение хором, чтение по цепочке. Ответы на наводящие вопросы, пересказ прочитанного. Игры с предложениями (подобрать картинке описание, выбрать правильное продолжение, придумать продолжение предложению), расставить предложения по порядку, чтобы получился рассказ.

Тема 5. Читаем текст.

Теория: чтение текстов начинается после того, как ученики научились читать и понимать предложения. Тексты постепенно увеличиваются по количеству предложений и слов в предложениях, содержат только те буквы и слова, которые были изучены и отработаны ранее. Первые тексты, которые предлагаются для чтения, состоят всего из двух-трёх предложений, затем постепенно увеличивается количество слов и сложность предложений. К концу курса «Учимся читать» ученики читают тексты до семи предложений.  С самого начала уделяем внимание пониманию прочитанного, задаём наводящие вопросы, строим пересказ. Знакомство с понятием «текст», «заголовок», «интонация», «пауза», «запятая». Проводим замеры техники чтения.

Практика: самостоятельное чтение текстов, чтение с помощью педагога, чтение хором, чтение по цепочке. Ответы на наводящие вопросы, пересказ прочитанного.

Раздел 5. Прощание с букварем. Подведение итогов (1 ч).

Практика: подводим итоги (результаты тестирования и контрольного замера техники чтения), вручение грамот.


Календарный учебный график на 2020- 2021 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

36

72 часа

Два раза в неделю по 40 минут

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система контроля результативности – для подведения итогов оценки полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся за год, используются три вида контроля: начальная диагностика, текущий контроль и итоговая диагностика, а также учитываются отзывы родителей.

Программа построена по принципу «от простого к сложному», что важно для данного возраста детей, от чтения простых слогов и слов до работы с текстом, упражнения на развитие интеллекта построены по такому же схеме, например, на начальном этапе для тренировки памяти используются 4-6 картинок/игрушек, в конце обучения это количество может достигать 10-12, в зависимости от способностей ребенка.

        Начальная диагностика проводится при индивидуальной встрече с ребёнком и родителем, определяется общий уровень развития: мелкая моторика (готовности руки к письму), внимание, зрительная и слуховая память, мышление, фонематический слух. Диагностика проходит в форме тестирования, фронтального опроса и беседы, результаты заносятся в диагностический лист. Данный вид диагностики необходим для формирования групп и оценки уровня личностных компетенций обучающихся.

        Текущий контроль осуществляется в течение всего курса, представляет собой фиксирование результатов выполнения упражнений, фронтальных опросов, бесед, тестирований и замеров техники чтения. Данные заносятся в индивидуальный дневник наблюдений, благодаря чему отслеживается динамика уровней мыслительных операций, видны сильные и слабые стороны овладения тем или иным навыком, что позволяет скорректировать план занятий для каждого ребенка индивидуально.

        Итоговая диагностика проводится в конце прохождения курса в течение занятия, определяется общий уровень развития (мелкая моторика, внимание, зрительная и слуховая память, мышление), фиксируется техника чтения. Диагностика включает тестирование, фронтальный опрос и беседу, результаты заносятся в диагностический лист, затем проводится анализ входных и итоговых данных ребенка, что позволяет оценить успешность прохождения программы.

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

сентябрь

Определение уровня общего развития

Проверка уровня развития мелкой моторики, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления у детей через проведение собеседования, где ребенок выполняет соответствующие упражнения. (раскрашивание картинок, запоминание игрушек, задание на внимание,  на мышление (умение группировать, обобщать, тест-найти лишнее), математические навыки (счет, знание цифр), слушает текст и отвечает на вопросы по тексту).

Диагностический лист, сводная таблица по результатам) (Приложение №1)

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала, определение готовности к восприятию нового материала; выявление обучающихся отстающих или опережающих обучение.

Собеседование, фронтальные опросы, тестирование, выполнение различных упражнений, замеры техники чтения.

Дневник наблюдений (Приложение №2)

Итоговый

май

Определение степени усвоения материала; выделение одаренных детей.

Проверка техники чтения, уровня развития мелкой моторики (, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления у детей через выполнение соответствующих

Диагностический лист, сводная таблица по результатам.

Программа «Учимся читать» предусматривает следующую систему методов обучения, которая учитывает вариативность содержания и многогранный характер деятельности обучающихся.

1. Словесные методы обучения (объяснение, рассказ, чтение; беседа, диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом), консультация, работа с учебником и книгой).

2. Методы практической работы: упражнения, графические работы, тестирование.

3. Метод наблюдения – запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, фото-, кино-, видеосъемка.

4. Метод игры – дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т. д., игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра.

5. Наглядный метод обучения (наглядные материалы: картинки, рисунки, плакаты, демонстрационные материалы: карточки, игрушки, мозаики, фигурки).

Для реализации программы «Учимся читать» необходимы следующие комплексы и материалы:

1. Методические комплексы состоящие: из информационного материала, инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники, контрольные упражнения, тесты.

3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, развивающие игры, вопросники.

4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные пособия, книги.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться, так, например, задания по чтению чередуются с заданиями на развитие интеллекта, что способствует удерживанию внимания обучающихся и позволяет избежать их переутомления, на каждый вид деятельности выделено не больше 10 мин.

Предлагаемые педагогом упражнения на развитие интеллекта будут способствовать развитию у детей памяти, внимания, воображения, логики, мышления, мелкой моторике рук, самостоятельности. Большой выбор упражнений позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выбрать задание соответствующее его интересам и темпу обучения. Важно, что таким образом предоставляется возможность предложить ребёнку то задание, с которым он справится, что благоприятно скажется на его самооценке, интересе и желании продолжать занятие, потому как сам процесс обучения чтению трудоёмкий и сложный, и переключение на другой вид деятельности способствует лучшему усвоению учебного материала.


Информационные источники

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Серия «Школа для дошколят» – Развиваем внимание – Развиваем память – Развиваем мышление.  Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
  2. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмо, 2010.
  3. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург: «Издательский дом «Литер», 2014.
  4. Жукова Н.С. Уроки правильной речи и правильного мышления. – М.: Эксмо, 2010.
  5. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. – М.: Эксмо, 2011.
  6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. – М.: Эксмо, 2011.
  7. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. – Москва: 2009.
  8. Колесникова Е.В. Интеллектуальное развитие ребенка от 4 до 7 лет. – М.: Эксмо, 2012.
  9. Колесникова Е.В. Интеллектуальное развитие ребенка от 3 до 5 лет. – М.: Эксмо, 2012.
  10. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. – М.: Астрель: АСТ, 2012.
  11. Крылова О.Н. Входящие тесты «Окружающий мир», «Чтение», «Математика», «Русский язык». – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  12. Крылова О. Н. УМК «Знакомство с грамотой и окружающим миром». Рекомендовано Российской Академией образования. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  13. Наумова О.М. Чтение с увлечением. – Нижний Новгород.: ООО Издательство «Доброе слово», 2013.
  14. Петерсон Л.Г. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
  15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» – рабочая тетрадь. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
  16. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под редакцией Е.А.Стребелевой. – Москва: Просвещение, 2007.
  17. Синицына Е.И. Логические игры и загадки. – М.: Вятка 2013.
  18. Скворцова И.В. «100 логопедических игр». – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
  19. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4 - 5 лет. – М.:, Эксмо, 2012.
  20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
  21. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Букварь с очень крупными буквами для быстрого обучения чтению. – М: Астрель, 2011.
  22. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. – М.: Издательство «АСТ», 2017.
  23. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уроки математики для дошкольников. – М.: Издательство «АСТ», 2013.

Интренет – ресурсы:

  1. https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-emotcionalnogo-intellekta-u-doshkolnikov

Для родителей:

  1. Гаврина, С.Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь для детей. – Москва: Издательство «Росмен – Пресс», 2002.
  2. Гаврина, С.Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь для детей. – Москва: Издательство «Росмен – Пресс», 2002.
  3. Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем память. – Москва: Издательство «Росмен – Пресс», 2006.
  4. .Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем внимание и мышление. – Москва: Издательство «Росмен – Пресс», 2006.
  5. Дмитриева В.Г. Альбом по развитию навыков чтения. – М.: Издательство «АСТ», 2017.
  6. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмо, 2010.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Букварь с очень крупными буквами для быстрого обучения чтению. – М: Астрель, 2011.


Приложение №1 к

ДООП «Учимся читать» (стартовый уровень)

Диагностический лист

ФИО, дата рождения

____________________________________________________________

Мама _____________________________________________________

Папа  _____________________________________________________

Мелкая моторика и внимание

«Штриховка»: параллельность линий (+/ –), соблюдение направления (+/ –), соблюдение контура (+/ –);

«Графический диктант»: справился, с ошибками, не справился.

2.

Память

Зрительная: сколько игрушек запомнил (а)

Слуховая: на сколько вопросов по тексту ответил (а)

3.

Мышление

Наглядно-образное:

  1. умение группировать (+/ –)
  2. переключаться с одного принципа группировки на другой (+/ –)

Логическое:

Справился(ась)/не справился(ась) с заданием 

4.

Математические представление

Счет до 10 (+/ –), обратный счёт (+/ –), больше/меньше (+/ –)

Знание цифр до 10 (+/ –)

Счётные операции (+/ –)

 

5.

Представления об окружающем мире

ведет беседу, отвечает на вопросы;

вступает в общение, понимает задание, но отвечает с помощью уточняющих вопросов;

не вступает в беседу

6.

Фонематический слух

Справился (ась), справился с ошибками (ась), не справился (ась)  

Для диагностики мелкой моторики, готовности руки к овладению письмом проводится следующие упражнения на мелкую моторику:

«Раскрасить картинку»

Методика: предлагается картинка, которую нужно закрасить.

Оценивается аккуратность линий, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

«Штриховка»

Методика: предлагается ребёнку картинки, которые нужно заштриховать.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

«Графический диктант» Д.Б.Эльконина

Методика: ребёнку предлагается нарисовать узор, сообщается, что нужно внимательно слушать на сколько клеточек и в какую сторону он должен проводить линию. Проводится только та линия, которую говорят и. следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги (вместе с ребёнком выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево).

Оценивается умение проводить линию, ориентироваться в пространстве, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

 «Игрушки»

  1. Методика: ребёнку демонстрируются поочередно 8 игрушек, на каждую дается 5-6 секунд, показав все игрушки, просим их назвать. Порядок значения не имеет.

Оценка:

Хороший результат –6-8 игрушек.

Удовлетворительный результат – 4-5 игрушек.

Неудовлетворительный результат – меньше 4 игрушек.

  1. Методика: ребёнку предлагается расставить игрушки парами, после того как он их расставит, попросить закрыть глаза, в это время педагог убирает несколько игрушек. Затем попросить открыть глаза, внимательно посмотреть на пары, спросить всё ли на месте, назвать игрушки, которых не хватает.

Оценка:

Хороший результат – ребёнок вспомнил все игрушки.

Удовлетворительный результат – вспомнил 1 игрушку.

Неудовлетворительный результат – не вспомнил.

Для диагностики развития мышления предлагается выполнить следующие упражнения:

«Сгруппируй»

Методика: необходимо объединить игрушки по образу и подобию или функционалу в группы или рассортировать по тем же признакам (например, по цвету или форме, разделить на живое и неживое). Предложить найти что-то общее самостоятельно, если ребёнок не справляется, продемонстрировать один из вариантов группировки.

Оценивается уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умение группировать, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).

«Найди лишний»

Методика: ребёнку предлагаются 4 картинки, где один из четырёх предметов лишний (например, даются рисунки: лиса, заяц, жираф, волк – лишний жираф, так как остальные животные живут в лесу). Педагог просит внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним. Таким образом демонстрируются 4 карточки с изображением четырех картинок.

Оценивается логическое мышление, операции анализа и обобщения.

Оценка:

Хороший результат – определил все лишние предметы за 1-1,5 мин.

Удовлетворительный – определил все лишние предметы за 2,5-3 мин. или определил лишние предметы частично за 1 - 1,5 мин.

Неудовлетворительный – не справился с заданием.

        Диагностика математических представлений:

«Посчитай»

Методика: ребёнку предлагают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?». Затем педагог показывает карточки с цифрами, а ребёнку нужно их назвать их, после чего предлагается выложить цифры в ряд по возрастанию. Далее ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла».

Оценивается уровень сформированности представлений о количестве, знание цифр, умение выполнять счетные операции.

        Выявление представлений об окружающем мире:

«Беседа»

Методика: ребенку задаются вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови свои домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Расскажи о своей семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто еще с вами живет?»

Оценивается умение отвечать на заданные вопросы; знания и представления о себе и своей семье.

        Определение уровня фонематического слуха:

Игра «ЭХО».

Методика: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо» – педагог произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.

Оценивается слуховое внимание, восприятие и умение повторять слоговые ряды в заданной последовательности.

«Будь внимательным»

Методика: взрослый предлагает поиграть «Я буду называть слова, если услышишь звук ш, хлопни в ладоши». Педагог называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить звуки к, л из слов обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак, кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.

Оценивается слуховое внимание, умение правильно выделять указанные звуки.


Приложение №2 к

ДООП «Учимся читать» (стартовый уровень)

Дневник наблюдения

Группа №

Дата

Дата

Дата

№ п/п

ФИО

Чтение (буква/ слоги/ техника чтения)

Упражнения на развитие интеллекта /результаты

Чтение (буква/ слоги/ техника чтения)

Упражнения на развитие интеллекта /результаты

Чтение (буква/ слоги/ техника чтения)

Упражнения на развитие интеллекта /результаты

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение №3 к

ДООП «Учимся читать» (стартовый уровень)

Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год

        

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

  1. 1

Вводное занятие. Инструктажи. Знакомство с букварём.

0,5

0,5

1

Знакомство с буквой А.

0,5

0,5

1

Знакомство с буквой У.

0,5

0,5

1

Знакомство с буквой О.

0,5

0,5

1

Знакомство с буквой М.

0,5

0,5

1

Знакомство с буквой С.

0,5

0,5

1

Учимся соединять буквы: АУ-УА-ОА-ОУ

0,5

0,5

1

Соединяем буквы , читаем слоги (обратный слог): ам-ом-ум  и ас-ус-ос.

0,5

0,5

1

Снова учимся соединять буквы (прямой слог): ма-му-мо и са-со-су.

0,5

0,5

1

Читаем слитно слова: мама, сам, сама, сом.

1

1

Знакомство с буквой Х.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ха-хо-ху. Читаем слова.

0,5

0,5

1

Знакомство с буквой Р.

0,5

0,5

1

Читаем слоги ра-ро-ру; мра-мро-мру. Читаем слова.

0,5

0,5

1

Знакомство с буквой Ш.

0,5

0,5

1

Читаем слоги ша-шо-шу. Дифференциация с/ш. Читаем слоги. Читаем слова.

1

1

Знакомство с буквой Ы.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: сы-шы-мы-хы. Читаем слова.

1

1

Знакомство с буквой Л.

0,5

0,5

1

Читаем слоги ла-ло-лу. Дифференциация л/р

Читаем слова и предложения.

1

1

Знакомство с буквой Н.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: на-но-ну; мна-мно-мну. Читаем слова и предложения.

1

1

Знакомство с буквой К

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ка-ко-ку; кра-кно-кру. Читаем слова и предложения.

1

1

Знакомство с буквой Т.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: та-ту-то; стра-стру-стро. Читаем слова и предложения.

1

1

Знакомство с буквой И.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: им-ин-иш. Дифференциация ы/и. Читаем слова и предложения.Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой П.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ап-па-пу; пна-про-псу. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой З.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: за-зо-зы; зла-зну-зма. Дифференциация с-з. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Й.

0,5

0,5

1

Дифференциация й/и. Читаем слова и предложения

1

1

Дифференциация ый/ий. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Г.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: га-гра-гро. Дифференциация г/к. Читаем слова и предложения.

1

1

Знакомство с буквой В.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ва-вно-вну. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Д.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: да-дво-дра. Дифференциация д/т.  Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Б.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ба-бро-сбы. Дифференциация б/п.Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Ж.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: жа-жо-жи. Читаем слова и предложения

1

1

Дифференциация ж /з и ж/ш. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Е.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: се-ве-ез, сме-взе-мне. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Ь.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: аль-оль-уль. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Я.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: мя-ня-ся. Читаем слова и предложения.

1

1

Дифференциация я/а. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Ю.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: лю-мю-вю. Читаем слова и предложения.

1

1

Дифференциация у /ю. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Ё.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: лё-мсё-хё. Читаем слова и предложения.

1

1

Дифференциация ё/о и ё/е. Читаем слова и предложения.

1

1

Знакомство с буквой Ч.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ач-чма-уч. Дифференциация ч/с/ш и ч/ть. Читаем слова и предложения.

1

1

Знакомство с буквой Э.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: эм-смэ-хвэ. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Ц.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ац-яц-цо. Дифференциация ц/ч и ц/с Читаем слова и предложения. Читаем тексты

1

1

Знакомство с буквой Ф.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: фа-фма-фро. Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Знакомство с буквой Щ.

0,5

0,5

1

Читаем слоги: ща-що-щму. Дифференциация щ/с и щ/ч. Читаем слова предложения

1

1

Знакомство с буквой Ъ.

0,5

0,5

1

Читаем слова и предложения. Читаем тексты.

1

1

Прощание с букварем. Подводим итоги.

1

1

Итого:

20,5

51,5

72



[1] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

[2] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации.- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.

[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14. – Приложение №3 (Рекомендуемый режим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа социально-педагогической направленности «Дошколенок»

Образовательная программа социально-педагогической направленности «Дошколенок"  (Возраст детей: 6  лет,  срок реализации: 1 год). Главное назначение подготовительного курса состоит...

Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"

Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИЦикл коррекционных занятий, направлен на реабилитаци...

Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...

Рабочая программа социально-педагогического сопровождения учащихся МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале первая ступень обучения

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, с...

Интерактивные рабочие листы социального педагогического сервиса Wizer.me для разработки интегрированного урока

Интерактивные рабочие листы уже широко используются педагогами для создания ресурсов с целью реализации технологий «перевернутого» урока, формирующего оценивания, смешанного обучения и уроков с пр...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...