Подготовка руки к письму
статья

Кононова Светлана Александровна

Материал включает в себя описание основных этапов подготовки руки к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_ruku_rebenka_k_pismu.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить руку ребёнка к письму?

Не за горами 1 сентября, а значит будущие первоклассники первые войдут в стены школы, чтобы всесторонне подготовиться к обучению, а педагогов встретят их там, чтобы не только познакомить дошколят со школьным миром, но и научить азам счёта, чтения, письма...

Подготовка руки к письму здесь одна из важнейших задач. Если организовать её правильно, то будущий ученик будет обладать не только красивым почерком, но и здоровой осанкой и успешностью в учёбе. Но как показывает практика, бывает сложно предотвратить появление проблемы настолько же масштабной, насколько незаметной.  Речь идёт о скованности кисти при письме, которая в перспективе скажется не только на учебных навыках, но и на здоровье детей.

Зажим в кисти у значительной части детей формируется и закрепляется ещё в дошкольном возрасте. 

Как же проявляется эта проблема?

  • Избыточное статичное напряжение в руке, гораздо большее, чем необходимо для письма. Ребёнок сжимает карандаш или ручку изо всех сил, до побелевших пальцев. В процессе письма рука не расслабляется.
  • Ограничение подвижности пальцев. Рука не просто напряжена, часто внутри кисти вообще нет движения. Кисть движется вся целиком, будто сделана из дерева.
  • Письмо происходит не за счёт движений пальцев, а путём движения всей кисти от запястья, или даже от плеча.
  • Патологический хват при удержании пишущего инструмента. Ребёнок держит ручку или карандаш неправильно. 
  • Обычно спазмированы мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец. При этом заблокирован пястно-фаланговый сустав большого пальца, а вместе с большим пальцем ограничивается подвижность остальных пальцев.

Но даже с такой зажатой кистью школьники продолжают очень много писать и в школе, и дома.

К чему это приведёт?

• Быстрое утомление  

• Боль

• Постоянное асимметричное напряжение в спине 

• Потеря мотивации 

• Снижение концентрации внимания из-за дискомфорта в теле

Проблему скованности кисти гораздо проще предотвратить, чем исправить.

            Правильная подготовка руки к письму – залог не только красивого, ровного почерка, но и интереса к письму, здоровой осанки и успешности в школе. Интересно, что эта подготовка начинается задолго того, как будущий первоклассник попадёт в руки педагогов, ведь формирование письма – долгий и сложный путь. Чтобы препятствием на этом пути не стала скованность кисти, необходимо соблюдать этапы постановки руки.

        
Давайте разберёмся, что же это за этапы?


Этап 1. Освоение предметного мира

Манипуляции предметами и конструирование.

Кто бы мог подумать, что переставляя с места на место кубики и строя из них самые простые башенки, ребёнок готовится к письму? А между тем в манипулировании предметами и конструировании формируются самые общие базовые способности, на которых строится графическая деятельность: пространственные представления, воображение, планирование и контроль. Нерeшённые задачи этого этапа резко нарушают развитие рисунка и не дают двигаться дальше.

  • Формирование самых общих базовых способностей, на которых строиться графическая деятельность: пространственные представления, воображение, планирование и контроль.

Этот этап должен быть пройден задолго до школы, в последний год перед школой уже решаются другие задачи.

Нерешенные задачи этого этапа резко нарушают развитие рисунка и не дают двигаться дальше, требуют своевременной диагностики и коррекции.

С точки зрения моторики это обычно относительно простые действия, недостаточные для подготовки руки к письму: захват предмета, поворот, перемещение и отпускание.

 

Инструментальная деятельность. 

В отличии от манипулирования предметами, где моторные действия (захват предмета, перемещение, поворот, отпускание) достаточно просты, инструментальная деятельность  ставит перед ребёнком новые, более сложные задачи. Ему предстоит научиться действовать при помощи инструмента: копать песок лопаткой, забивать гвоздь игрушечным молотком, кормить куклу с ложки... Необходимость подстраивать кисть под разные положения инструмента, сохраняя контроль над ним, способствует росту пластичности кисти, нарaботке самых разных хватов, переходу от примитивных хватов к более сложным. Также важна автоматизация этих хватов, без неё мы наблюдаем откат к примитивным младенческим хватам и фиксацию кисти при столкновении с новым инструментом, сложной задачей и т. п.

  • Формирование способности использовать разные предметов соответствии с их прямым назначением. Сюда можно отнести удержание ложки и вилки при употреблении пищи, игра в песочнице, манипулятивные действия в ролевых играх молотком, шприцем, мелками, печатями и другие.

Этап 2. Рисование дошкольника.


В норме обучение рисованию не требуется. Роль взрослого состоит в поддержании собственной активности ребёнка, знакомстве его с разными материалами, инструментами, техниками, играми, чтобы создать условия для автоматизации базовых графических навыков. Формированию мотивации помогут игры внутри графической деятельности, качество и разнообразие материалов, отсутствие требований и оценок, совместное рисование со взрослым. Очень важно, чтобы материалы для рисования (карандаши, мелки, краски) соответствовали возрасту ребёнка и были оптимальной жёсткости.

  • Формирование способности рисовать используя различными предметы, такие как различные карандаши, фломастеры, различные краски.

Этап 3. Предписьменные навыки.


Одна из сложнейших задач для ребёнка при освоении письма – необходимость распределять внимание между множеством задач, решаемых одновременно. Эта проблема смягчается, если рeшение хотя бы части этих задач автоматизировано.

Задача – автоматизировать основные графические навыки, важные для письма.

Что можно автоматизировать? 

  • Выполнение базовых графических элементов;
  • удержание строки;
  • управление размером штриха;
  • управление формой штриха;
  • управление наклоном штриха;
  • управление нажимом;
  • ритмичность, скорость, возможность чередования (серийная организация движения)

  • Формирование способности рисовать линейные узоры, элементы букв на строке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)

Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Упражнения для подготовки руки к письму.

Упражнения для подготовки руки к письму....

Упражнения для подготовки руки к письму.

Упражнения для подготовки руки к письму....

Подготовка руки к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу....

Подготовка руки к письму

Статья содержит описание основных направлений для работы над развитием мелкой моторики, критерии для успешного овладения письмом, а также задания для детей....

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму...