Проект "ШРР"
материал

Елена Николаевна Аветисян

Проект "Школа раннего развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "ШРР"32.81 КБ
Файл Презентация128.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

Школа раннего развития «Лучики»

Аветисян Елена Николаевна,

учитель начальных классов

г. Новомосковск

2019 год


1.Одной из актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе.

Требования, предъявляемые школой к будущему первокласснику, заставляют родителей искать выход из создавшейся ситуации. Они вынуждены готовить детей к обучению частным образом или пользоваться условиями организаций, которые создают подготовительные классы, школы - прогимназии и центры подготовки к школе. Чаще всего подготовка в этих учреждениях проводится с помощью учебников 1 класса и направлена на обучение чтению и счету. Появляется негативная тенденция раннего изучения и дублирования школьных программ и предметов, что входит в противоречие с задачами дошкольного образования и неблагоприятно влияет на здоровье детей. Более того, такая подготовка отрицательно влияет на обучение в 1 классе. У дошкольников, прошедших подготовку по учебникам 1 класса создается иллюзия знания всего материала, с которым дети знакомятся в школе, и уже к концу 1-го года обучения они начинают отставать в учебе.

Занятия, которые проходят по субботам в нашем образовательном учреждении,  также напоминают дублирование первого класса. И чтобы избежать этой проблемы, предлагаю открыть школу раннего развития «Лучики».  Главной целью программы, по которой будет работать эта школа,  является всестороннее развитие ребенка.  Основные задачи: формирование мотивации учения, развитие образного мышления, формирование приемов умственных действий, развитие вариативного мышления, увеличение объема внимания и памяти.

Школа раннего развития (ШРР) «Лучики» нужна детям (5-6 лет, а в будущем и 4-х лет), родителям и учителям.

Детям. Коллективные занятия и контакт с другими детьми будут  развивать у ребенка коммуникативные способности, учить его общаться с другими детками. В школе ребенку помогут развить как обязательные навыки на хорошем  уровне, так и дополнительные, которым нужно обучать ребенка в более старшем  возрасте. Немаловажно то, что в группе с одногодками ребенок быстрее научится принимать решения и думать.

Родителям. Молодые родители не всегда четко представляют себе, как надо развивать ребёнка. ШРР станет для них хорошим помощником.

Учителям. Получат в первые классы коммуникабельных, умеющих общаться в коллективе детей, готовых к первым успехам и трудностям учеников.

        В реализации данного проекта будут принимать участие учителя начальных классов, английского языка, педагоги-психологи, учителя физической культуры , а также педагоги, работающие в среднем м старшем звене.        

        Каким должно быть обучение и развитие ребенка? Качественным и эффективным. Разносторонним и полноценным. Но самое главное – учитывающим уникальность каждого ребенка, приносящим радость, удовольствие и желание двигаться дальше. Именно такое обучение дети получают в школе раннего развития «Лучики»        

         

2. Тот, кто раньше начинает, тот остаётся впереди!

Распространено мнение, что ребенку достаточно уметь читать, писать и считать, и с учебой никаких проблем не возникнет.

Это не совсем верно. Ведь готовность к школе – не набор каких-то определенных знаний, а скорее комплекс различных навыков и умений, их полный комплект, в котором должны присутствовать все основные элементы.

Когда ребенок приходит в школу, то проверяют не умение читать и считать, а именно комплексную готовность к началу школьной жизни: физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться, если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может стать основой из  проблем в обучении, общении со сверстниками, усвоении новых знаний. У будущего первоклассника должны быть сформированы и развиты познавательные и психические процессы: внимание, память, логическое и абстрактное мышление, воображение, а также мелкая моторика и координация движения. К концу дошкольного возраста у ребенка должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас.

В математике важно не обучение механическому счету, а формирование определенных представлений и связей: состав числа, сравнение чисел и величин.

В подготовке к обучению грамоте важно не само умение читать, а владение звукобуквенным и слоговым анализом, умением ясно и четко изложить свою мысль, грамотно строить предложение.

Школа раннего развития «Лучики» будет направлена на развитие именно комплексной готовности ребёнка к началу школьной жизни.

ШРР должна стать  очень важной для будущей социальной жизни ребёнка. Здесь он переживет и первые успехи, которые значительно повысят его самооценку, и  неизбежные трудности. Здесь он встретит своих первых друзей, что особенно важно, если он пойдет в данную школу.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия с людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе.

Школа раннего развития  – это модель всей будущей учебной деятельности. В ней не только будут развиваться интеллектуальные возможности ребенка, но и педагоги помогут заранее моделировать ситуацию учебной деятельности, где от ребенка требуются навыки общения с новыми детьми и взрослыми, где необходимо выполнение требований учителя, усидчивость и концентрация внимания. Так же в ШРР будет  формироваться отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к учебным предметам.

Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально-психологическая атмосфера урока. Ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, максимально раскрывает свой потенциал и получает положительные эмоции от процесса обучения. Именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Успех приводит к эмоциональному подъёму, который испытывает человек в результате выполненной работы. В следующий раз малыш с удовольствием возьмётся за подобную работу. Следовательно, каждый успех мотивирует ребенка на будущую деятельность. Преподаватели «Лучиков»  будут нацелены именно на такой результат,  личностно-ориентированный, где ребенок является субъектом (т.е. активным участником) процесса.

Раннее развитие – это активная позиция взрослого по отношению к ребенку. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с ребенком.

Раннее развитие – это желание наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

3. Главной целью Школа раннего развития «Лучики» является всестороннее развитие ребенка. Особое значение имеет развитие фантазии, воображения и творческих способностей.

Основные задачи:

  • формирование мотивации учения;
  • развитие образного мышления;
  • формирование приемов умственных действий;
  • развитие вариативного мышления;
  • увеличение объема внимания и памяти.

Работа ШРР «Лучики» будет направлена на  реализацию  следующие дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности, обеспечивающий всестороннее развитие детей. Новый материал вводится на основе принципа деятельности, т.е. не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Весь материал должен войти в жизнь детей не как теория, а как “открытие” закономерных связей и отношений окружающего мира. Педагог подводит детей к этим “открытиям” организуя и направляя их учебные действия. Форма занятий должна быть подвижной, разнообразной и меняться в зависимости от поставленных задач.

Возрастные особенности детей определяют насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижение уровня содержания.

  1. Принцип минимакса, обеспечивающий индивидуальный путь развития каждого ребенка. Он означает такую организацию работы с детьми, когда знания даются по возможному максимуму, требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения и определенному государственным стандартом. Другими словами, успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности. Использование минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов обучения, не замедляя развития более способных детей. Таким образом, решается вопрос уровневой дифференциации дошкольной подготовки: каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.
  2. Принцип комфортности, обеспечивающий психофизиологическое состояние детей. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети, независимо от их способностей, “чувствуют себя дома”. Принцип комфортности является необходимой составляющей работы с детьми, т.к. не выполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.
  3. Принцип непрерывности, обеспечивающий преемственные связи между всеми ступенями обучения. Важной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса; обеспечивая непрерывность его на всех этапах.

4. Описание проекта.

Работа школы раннего развития будет регулироваться следующими нормативными документами:

  • Положение о школе раннего развития.
  • Учебный план.
  • Расписание занятий.
  • Договор о сотрудничестве с родителями.

        Запись в Школу раннего развития «Лучики» будет осуществляться   на основании заявления родителей.

Возраст учеников 5 – 6 лет.

Программа обучения рассчитана на два года

Обучение «лучиков» по  возрастным  группам:

пятилетки  по  8 – 10 человек;

шестилетки  по 12 – 15 человек.

Продолжительность занятия у пятилеток – 20 минут, а у шестилеток – 30 минут.

Режим работы ШРР «Лучики»:

Дни недели

Уроки

Время занятий

для шестилеток

Время занятий

 для пятилеток

ВТОРНИК

1 урок

17.00 – 17.30

17.00 – 17.20

2 урок

17.45 – 18.15

17.35 – 17.55

3 урок

18.30 – 19.00

18.10 – 18.30

ЧЕТВЕРГ

1 урок

17.00 – 17.30

17.00 – 17.20

2 урок

17.45 – 18.15

17.35 – 17.55

3 урок

18.30 – 19.00

18.10 – 18.30

 Направления, по которым будут проводиться занятия:

  1. «По дороге к азбуке»

Общая цель программы - подготовить в ходе дошкольного развивающего обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у детей  готовность к дальнейшему развитию, “которая понимается как система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему”. Основным содержанием первого и второго годов обучения является развития умения говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развития грамматического строя его речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка.

  1.  «Раз – ступенька, два – ступенька»

 Развитие у детей восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

Основными задачами данного курса математики для дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие творческих способностей, фантазия, воображение.
  5. Увеличение объема памяти, внимания.
  6. Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  7. Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения в целом.

Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности.

В силу этого учебный материал  будет строиться не в виде готовых заданий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, “открытию”.

Возрастные особенности детей определят насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижение уровня математического содержания.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой трудной задачей по знанию, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:

  • Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).
  • Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.
  • Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.
  • Сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.
  • Принудительное обучение бесполезно.

 

  1. «Здравствуй, мир!»  

Процесс знакомства с окружающим миром, по моему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыков истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатам.

Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, он познает мир, сравнивая его с собой как наиболее известным ему объектом. Поэтому все занятия будут троиться с позиции узнающего мир дошкольника. Это позволит показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Таким образом, первая цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

Вторая цель - знакомство с родным языком, специфика любого предмета для 5-6 летних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:

  • Дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтение учебника, записями в тетрадях и на доске.
  • Личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением.
  • Рефлексия - осознание без того крайне ограниченного опыта - находится в зачаточном состоянии.

.

Начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом мы фактически принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов языка поясняется при помощи других.

Цели и задачи курса окружающего мира определяют методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, т.к. для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

 4. «Подготовка руки к письму»

           5.   «Художка» (лепка, рисование, пение)

 6. «Английский язык»

7. «Игралочка» Разучивание и проведение различных детских игр.

8. «Психологическая азбука»

Каждое занятие при тщательной подготовке его педагогом должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза новизны.

По желанию родители могут посещать занятия  с детьми.

В ходе занятий необходимо  широко использовать дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями форма организации занятий  должна стать весьма разнообразной: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

Высокий уровень преподавания, комфортная обстановка, игровые занятия будут притягивать большое количество родителей, стремящихся качественно подготовить ребенка к обучению в школе и облегчить адаптационный период.

Учитель, работающий в Школе раннего развития «Лучики» будет преподавать только один предмет. Это сократит время подготовки к занятиям и улучшит  качество работы учителя.

  1. Рабочий план реализации.

 Рассчитываю, что Школа раннего развития «Лучики» станет неотъемлемой частью образовательного процесса нашего учреждения и будет долго существовать в стенах МКОУ «СОШ№3»                

  1. Ожидаемые результаты.

Мы  будем делать обыкновенные вещи необыкновенно хорошо.

Исследования, проводимые психологами, показали, что дети, посещавшие школу раннего развития, быстрее включаются в учебный процесс, сохраняя при этом психическое здоровье. А это необходимые условия при поступлении ребёнка в первый класс.

 В школе раннего развития «Лучики» обязательно будет книга отзывов и предложений. И если в этой книге будут следующий отзыв, значит, научились делать обыкновенные вещи необыкновенно хорошо.

Отзыв: « Мы узнали о «Лучиках» случайно. Долгое время нам не удавалось решить, что же делать с дочерью? У Симы были проблемы, с организованностью, не очень серьезные, но все же…  Отдать на обычную подготовку к школе девчушку не решались. Увидев объявление о наборе в «Лучики», решили попробовать. Первый же день для нас оказался решающим. Ребенок полюбил это место буквально сразу. Ее было трудно увести из ШРР. Педагогов она называла мамой. Была огромная проблема с речью. Сима очень плохо говорила для своих трех лет. Помимо этого, она была неусидчивой, не желала рисовать, лепить, слушать чтение книг.

Постепенно все прошло. Теперь все это она делает с огромным удовольствием. У нас масса поделок, рисунков, лепки, аппликаций. Творить она продолжает и дома.

С Симой проще стало находить общий язык. «Лучики» учат не только детей, но и их родителей. Мне советуют, подсказывают, как лучше поступить в различных ситуациях, ведь дочь очень яркий, энергичный и порой упрямый ребенок. Именно индивидуальный подход к каждому малышу нас очень привлекает. Это дает возможность детям раскрыться, не теряя свое яркое и неповторимое «я». Хотя дружить, играть и взаимодействовать друг с другом ребят учат с первых дней посещаемых занятий.

Писать о том, что нравится можно бесконечно, но хочется о главном и покороче. Потому расскажу о наших спектаклях. Очень хлопотно создать спектакль, некое действо с малышами, где участвуют все без исключений, даже самые маленькие. Театром заняты и педагоги, и дети, и иногда заняты родители. Удовольствие получают все! Продолжение получаем дома, ведь спектакли и концерты «Лучики» снимаются на видеокамеру, что позволяет родителям иметь возможность лицезреть это чудо творчества, в кругу семьи и друзей. Гордиться своими маленькими актерами!»

7.Механизм оценки результатов.

А оценивать результаты работы ШРР «Лучики» будут дети и их родители. Дети, когда с радостью  будут ждать настоящих уроков в своем первом классе через год или два и счастливые родители, которым не придётся со страхом ожидать встречи своего любимого чада со школой.

8. Перспективы развития проекта.

Предполагаю, что через два года работы Школа раннего развития «Лучики» расширит свои возможности и станет принимать в свои ряды детей 4 лет. Наполняемость таких групп будет значительно меньше.

В такие школы полезно ходить не только самому ребенку, но и маме. Кроме того, мамы и папы  смогут  узнать что-то новое о своем ребенке,  как нужно дома заниматься, выходя именно из способностей вашего ребенка. Назначат индивидуальные уроки, чтобы развить в ребенке то, в чем он слаб. Дадут советы, как развить в ребенке те или иные способности. И на основе вышесказанного планирую разработать курс занятий для родителей, будущих первоклассников и проводить их один раз в две недели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ автор проекта: Аветисян Елена Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ №3» г. Новомосковск « ЛУЧИКИ»

Слайд 2

Школа раннего развития «Лучики» (ШРР) ДЕТЯМ. Коллективные занятия и контакт с другими детьми будут развивать у ребенка коммуникативные способности, учить его общаться с другими детьми.

Слайд 3

Школа раннего развития «Лучики» (ШРР) ДЕТЯМ. Коллективные занятия и контакт с другими детьми будут развивать у ребенка коммуникативные способности, учить его общаться с другими детьми. РОДИТЕЛЯМ. Школа раннего развития станет для них хорошим помощником.

Слайд 4

Школа раннего развития «Лучики» (ШРР) ДЕТЯМ. Коллективные занятия и контакт с другими детьми будут развивать у ребенка коммуникативные способности, учить его общаться с другими детьми. РОДИТЕЛЯМ . Школа раннего развития станет для них хорошим помощником. УЧИТЕЛЯМ. Получат в первые классы коммуникабельных, умеющих общаться в коллективе детей, готовых к успехам и трудностям учеников.

Слайд 5

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ТОТ, КТО РАНЬШЕ НАЧИНАЕТ, ТОТ ОСТАЁТСЯ ВПЕРЕДИ!

Слайд 6

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ - это активная позиция взрослого по отношению к ребёнку. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной включённости в жизнь ребёнка, постоянного творческого напряжения. это путь к взаимопониманию с ребёнком. это желание наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолётно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Слайд 7

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: всестороннее развитие ребёнка. Особое значение имеет развитие фантазии, воображения и творческих способностей.

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: формирование мотивации учения; развитие образного мышления; формирование приёмов умственных действий; развитие вариативного мышления; увеличение объёма внимания и памяти.

Слайд 9

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: Принцип деятельности , обеспечивающий всестороннее развитие детей. Принцип минимакса , обеспечивающий индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Принцип комфортности , обеспечивающий психофизическое состояние детей. Принцип непрерывности , обеспечивающий преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Слайд 10

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Положение о школе раннего развития. Учебный план. Расписание занятий. Договор о сотрудничестве с родителями.

Слайд 11

Возраст учеников пятилетки по 8 -10 человек; шестилетки по 12 -15 человек. 5 и 6 лет Обучение по возрастным группам: Продолжительность занятий 20 и 30 минут. По три - четыре занятия два раза в неделю по будням.

Слайд 12

НАПРАВЛЕНИЯ , по которым будут проводиться занятия: «По дороге к азбуке»; «Раз – ступенька, два – ступенька»; «Здравствуй, мир!»; «Подготовка руки к письму»; « Художка » (лепка, рисование, пение); Английский язык»; « Игралочка »; «Психологическая азбука».

Слайд 13

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Мы будем делать обыкновенные вещи необыкновенно хорошо.

Слайд 14

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА. 1. Обучение детей с четырех лет. 2. Обучение родителей.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 16

Источники: http://prezentazia.ucoz.ru/detki/b_1328085125805.jpg