Рабочая программа по стартовой школе
рабочая программа

Алексеенко Любовь Александровна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_startovaya.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

        

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 им.П.А.Леонова

Согласована

заместитель директора

29.09.2019г

__________М.И.Куцевольская

Утверждаю

Директор школы

_____А.И.Чернобровкина

         приказ № ____от_______2019 г.

Рабочая учебная программа

дополнительного образования

                                         «Предшкольная подготовка»

 

              Составлена учителями начальных классов Алексеенко Л.А., Федосеевой С.В.

г. Южно - Сахалинск

2019

             

  Рабочая программа составлена на основе программы

«Преемственность. Подготовка к школе»

Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Ступеньки к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

        Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

        Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

        Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

        Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

        Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа состоит из следующих курсов:

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс « Зелёная тропинка»  основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Место занятий в учебном плане

        Программа «Ступеньки к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 31 неделю.

Ценностные ориентиры

        На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

        Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме

Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

представлен курсом  «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Пояснительная записка

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

 Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Используется учебно-методический комплект:

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2018

Планируемые предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «От слова к букве» являются следующие умения и качества:

 умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

 чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

 понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним.

Метапредметными результатами изучения курса «От слова к букве» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: самостоятельно или совместно с учителем формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки.

Предметные результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области речевого развития:

  • правильно произносить все звуки;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
  • составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.

Содержание курса «От слова к букве»

Основные разделы курса

1.

Развитие речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Календарно – тематическое планирование занятий в группе предшкольной подготовки по формированию развития речи, фонематического слуха, внимания.

№п/п

Дата

Тема раздела,занятия

Страни-цы

1-2

05.10.

12.10.

 «Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а].

Буквы А, а. Предложение.

Ч.1стр. 4-5

Ч.2

Стр.4-7

3-4

19.10.

26.10.

«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы].

Буква ы. Слово.

Ч.1 стр.

6-7

Ч.2 стр.8-11

5-6

02.11.

09.11.

Звук [и]. Буквы И, и. Звук[э]. Буквы Э, э. Ударение.

Схема слова.

Ч.1

Стр8-9

Ч.2 стр.12-16

7

16.11.

«Осенние странички». Буквы, обозначающие два звука. Звуки

[а], [й а]. Буквы

Я, я.

Ч.1

стр.10-11

Ч.2 стр17

8

23.11.

«Осенние странички». Звуки [у],

[й у]. Буквы Ю, ю.

Ч.1 стр.12-13

Ч.2 стр.18-19

9-10

30.11

07.12.

Звуки [э],

[й э]. Буквы Е, е. Звуки [о],

[й о]. Буквы Ё, ѐ.

Ч.1стр .14-15

Ч.2 стр.20-23

11

14.12.

Обобщающее занятие.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Ч.1стр 16-17

Ч.2 стр24

12

21.12.

 «Зимние странички». Звуки

[л],[л]. Буквы Л,

л.Согласные звуки. Твѐрдые, мягкие согласные звуки.

Ч.1стр. 18-19

Ч.2 стр25

13

28.12.

Согласные звуки. Звуки

[м],[м]. Буквы М,м.

Ч.1стр .20-21

Ч.2 стр26-27

14

11.01.

Звуки [н],[н]. Буквы Н, н.

Ч.1стр 22-23

Ч.2 стр28-29

15

18.01.

«Зимние странички». Звуки

[р],[р]. Буквы Р, р.

Ч.1стр 24

Ч.2 стр30-31

16

25.01.

Звуки [в],[в]. Буквы В,в. Звонкие согласные звуки.

Ч.1стр 25

Ч.2 стр32-33

17

01.02.

Звуки

[ф],[ф]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.

Ч.1стр 26

Ч.2 стр34-35

18

08.02.

«Зимние странички». Звуки

[з], [з]. Буквы З, з.

Звуки [с],[с]. Буквы С, с.

Ч.1стр.27

Ч.2 стр36-39

19

15.02.

Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]

. Буквы Ж, ж.

Шипящие согласные звуки.

Ч.1стр 28

Ч.2 стр40-43

20

22.02.

Звуки [б],[б]. Буквы Б, б. Звуки [п],[п]. Буквы П, п.

Ч.1стр 29

Ч.2 стр44-47

21

29.02.

«Зимние странички». Звуки

[д],[д]. Буквы Д, д.

Ч.2 стр48-49

22

16.03.

Звуки [т],[т].БуквыТ, т

Ч.2 стр50-51

23

07.03.

Звуки [г],[г]

. Буквы Г, г. Звуки

[к],[к]. Буквы К, к.

Ч.2 стр52-55

24

14.03.

«Весенние странички». Звуки

[х],[х]. Буквы Х, х.

Ч.1стр 30-31

Ч.2 стр56-57

25

21.03

«Весенние странички».

Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

Ч.1стр 32-33

Ч.2 стр58-59

26

28.03

«Весенние странички». Звук

[щ]. Буквы Щ, щ.

Ч.1стр 34-35

Ч.2 стр60-61

27

04.04

«Весенние странички». Звук

[ч]. Буквы Ч, ч

Ч.1стр 36-37

Ч.2 стр62-64

28

11.04

«Весенние странички». Звук

[й]. Буквы Й, й.

Ч.1стр 38-40

Ч.2 стр65-66

29-30

18.04

25.04

Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.

«Путешествие в страну букв и звуков».

Ч.1стр .41-47

Ч.2 стр67-70 

Ч.1стр 48-55

Ч.2 стр71-74

Ч.1стр 56-6….

Ч.2 стр75-…

31-32

16.05

23.05

«Летние странички». Скороговорки, пословицы,

поговорки.

Ч.1стр 56-6….

Ч.2 стр75-…

Предмет «Формирование элементарных математических представлений»

представлен курсом

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

 

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2018

Примерные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Математические ступеньки» в школе «Почемучки» является формирование следующих умений: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Метапредметными результатами изучения курса «Математические ступеньки» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД: 

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 
  • Проговаривать последовательность действий на уроке. 
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 
  • Учиться работать по предложенному учителем плану. 

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. 

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. 
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 

Познавательные УУД: 

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике-тетради. 
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник-тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, равенства, плоские геометрические фигуры. 
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). 

Коммуникативные УУД: 

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 
  • Слушать и понимать речь других. 
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 

  

Ожидаемые результаты 

К концу обучения по программе «Математические ступеньки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения: 

Планируемый минимум образования 

  • Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. 
  • Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. 
  • Умение находить части целого и целое по известным частям. 
  • Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами. 
  • Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. 
  • Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10. 
  • Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее  числа. 
  • Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий. 
  • Умение соотносить цифру с количеством предметов. 
  • Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты. 
  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник. 
  • Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей. 
  • Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). 
  • Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. 

 Желаемый результат 

  • Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность. 
  • Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки  >,< ,=. 
  • Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий. 
  • Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =. 
  • Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. 
  • Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм. 
  • Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. 
  • Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых. 

Содержание курса «Математические ступеньки»

Основные разделы курса

1.

Арифметический

Числа от 0 до 10.

Счёт предметов.

Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.

Сравнение чисел первого десятка.

Свойства натурального ряда чисел.

Цифры и числа.

Решение задач с помощью рисунков.

Чтение чисел.

2.

Геометрический

Сравнение :

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический

Развитие :

-внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.

Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.

Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

-сравнения.

Календарно-тематическое планирование предмета

 «Формирование математических  представлений»

№ п/п

Содержание

Дата

Пространственные и временные представления.

Подготовка к  изучению числа.

Знакомство с детьми. Уточнение пространственных представлений. Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру. (стр.3-7)

05.10.

Ориентация на плоскости: слева, справа. Длина. Длиннее – короче. (стр. 8-9)

12.10.

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. (стр.10-12)

19.10.

Круг. Многоугольники: треугольник, четырёхугольник. Прямоугольник. Квадрат. (стр.14-15)

26.10.

 Справа, слева, вверху, внизу. (стр.16-18)

Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. Сравнение объектов по массе: лёгкий – тяжелый, легче – тяжелее. (стр. 19-21)

02.11.

Закрепление пройденного материала (стр.22-23)

09.11.

Числа от 1 до 10.

Сложение и вычитание чисел.

8.

Число и цифра 1. Понятие «один – много» (стр.24-26)

23.11.

9.

Число и цифра 2. Понятие «пара» (стр.27-29)

30.11

10-11

Число и цифра 3. Состав числа 3. (стр.30-33)

07.12. 14.12.

12

Повторение пройденного материала (стр.34-35)

21.12.

13-14

Число и цифра 4. Состав числа 4. (стр.36-39)

28.12.

11.01.

15

Число и цифра 0 (стр.40-41)

18.01.

16-17

Число и цифра 5. Состав числа 5. (стр.42-44)

25.01.01.02

18

Понятие равенство. Знак «=»  (стр.45-46)

08.02

19

Действие сложение. Конкретный смысл действия сложения. Знак действия сложения «+»  (стр.47-48)

15.02

20

Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитания. Знак действия вычитания «-»  (стр.49-50)

22.02.,

21-23

Повторение и закрепление пройденного материала  (стр.51-60)

29.02,07.03

24

Число и цифра 6. (стр.61-62)

14.03

25

Число и цифра 7.  (стр.63-65)

21.03

26

Число и цифра 8. (стр.66-67)

28.03

27-28

Число и цифра 9  (стр.68-71)

4.04,11.04

29

Повторение и закрепление пройденного материала.  (стр.72-73)

18.04

30-31

Число 10. Особенности записи числа 10.  (стр.74-77)

25.04,16.05

32

Повторение и закрепление пройденного материала.  (стр.78-95)

23.05

Предмет «Ознакомление с окружающим миром»

представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»

Пояснительная записка

      Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Используется учебно-методический комплекс:

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2018

Планируемые результаты:

Личностные:

 умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Метапредметные:

• осуществление действия по образцу и заданному правилу;

 сохранение заданной цели;

 умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

 осуществлять контроль своей деятельности по результату;

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 знаково-символическое моделирование и преобразование объектов

 анализ объектов с целью выделения признаков

 анализ объектов; сравнение и сопоставление

 выделение общего и различного; осуществление классификации.

 овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

 эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 ориентация на партнёра по общению;

 умение слушать собеседника;

 задавать вопросы.

Предметные:

 составлять элементарный рассказ по серии картинок;

 обсуждать нравственные стороны поступков людей;

 участвовать в коллективных разговорах;

• ориентироваться в пространстве;

• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

• знать времена года;

познакомится с миром зверей, растений;

• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.

Чудесный мир растений.

Личностные:

 умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Метапредметные:

• осуществление действия по образцу и заданному правилу;

 сохранение заданной цели;

 умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

 осуществлять контроль своей деятельности по результату;

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 знаково-символическое моделирование и преобразование объектов

 анализ объектов с целью выделения признаков

 анализ объектов; сравнение и сопоставление

 выделение общего и различного; осуществление классификации.

 овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

 эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 ориентация на партнёра по общению;

 умение слушать собеседника;

 задавать вопросы.

Предметные:

 составлять элементарный рассказ по серии картинок;

 обсуждать нравственные стороны поступков людей;

 участвовать в коллективных разговорах;

• ориентироваться в пространстве;

• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

• знать времена года;

познакомится с миром зверей, растений;

• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.

Наши друзья – животные

Личностные:

 умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Метапредметные:

• осуществление действия по образцу и заданному правилу;

 сохранение заданной цели;

 умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

 осуществлять контроль своей деятельности по результату;

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 знаково-символическое моделирование и преобразование объектов

 анализ объектов с целью выделения признаков

 анализ объектов; сравнение и сопоставление

 выделение общего и различного; осуществление классификации.

 овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

 эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 ориентация на партнёра по общению;

 умение слушать собеседника;

 задавать вопросы.

Предметные:

 составлять элементарный рассказ по серии картинок;

 обсуждать нравственные стороны поступков людей;

 участвовать в коллективных разговорах;

• ориентироваться в пространстве;

• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

• знать времена года;

познакомится с миром зверей, растений;

• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.

Круглый год

Личностные:

 умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Метапредметные:

• осуществление действия по образцу и заданному правилу;

 сохранение заданной цели;

 умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

 осуществлять контроль своей деятельности по результату;

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 знаково-символическое моделирование и преобразование объектов

 анализ объектов с целью выделения признаков

 анализ объектов; сравнение и сопоставление

 выделение общего и различного; осуществление классификации.

 овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

 эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 ориентация на партнёра по общению;

 умение слушать собеседника;

 задавать вопросы.

Предметные:

 составлять элементарный рассказ по серии картинок;

 обсуждать нравственные стороны поступков людей;

 участвовать в коллективных разговорах;

• ориентироваться в пространстве;

• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

• знать времена года;

познакомится с миром зверей, растений;

• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.

Окружающий мир и наша безопасность

Личностные:

 умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Метапредметные:

• осуществление действия по образцу и заданному правилу;

 сохранение заданной цели;

 умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

 осуществлять контроль своей деятельности по результату;

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 знаково-символическое моделирование и преобразование объектов

 анализ объектов с целью выделения признаков

 анализ объектов; сравнение и сопоставление

 выделение общего и различного; осуществление классификации.

 овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

 эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 ориентация на партнёра по общению;

 умение слушать собеседника;

 задавать вопросы.

Предметные:

 составлять элементарный рассказ по серии картинок;

 обсуждать нравственные стороны поступков людей;

 участвовать в коллективных разговорах;

• ориентироваться в пространстве;

• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

• знать времена года;

познакомится с миром зверей, растений;

• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.


Содержание курса «Зелёная тропинка»

Основные разделы курса

1.

Наши друзья – животные

Обитатели живого уголка.

Домашние животные.

Животные нашей местности.

Наблюдение за поведением животных.

Сравнение животных.

Распознавание животных на рисунках и в природе.

2.

Зеленое чудо — растение

Растения нашей местности.

-выращивание

-рисование

Декоративные растения.

-лепка

-аппликация

Овощи и фрукты.

-лепка

-аппликация

-рисование

3.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года:

-осень

-зима

-весна

-лето

Календарно-тематическое планирование предмета

«Ознакомление с окружающим миром»

№ п.п

Содержание

Дата

Корректировка

1

Звёздное небо.

 5.10

2

Солнце и Луна.

 12.10

3

Радуга. Народные приметы.

 19.10

4

Как узнать растения?

 26.10

5

Травянистые растения.

 2.11

6

Кустарники.

 09.11

7

Деревья.

 16.11

8

Декоративные растения.

 23.11

9

Овощи и фрукты.

 30.11

10

Овощи и фрукты.

 7.12

11

Съедобные и ядовитые растения.

 14.12

12

Лекарственные растения.

 21.12

13

Мхи и папоротники.

 28.12

14

Грибы.

 11.01

15

Растения в твоей «мастерской».

 18.01

16

Как узнать животных?

 25.01

17

В живом уголке.

 1.02

18

Домашние животные.

 8.02

19

Породы собак.

 15.02

20

В мире насекомых.

 22.02

21

В мире рыб.

29.02

22

В мире птиц.

 7.03

23

В мире зверей.

 14.03

24

Какие ещё бывают животные?

 21.03

25

Времена года. Осень.

 28.03

26

Времена года. Зима.

 04.04

27

Времена года. Весна.

11.04

28

Времена года. Лето.

 18.04

29

Правила безопасности дорожного движения.

 25.04

30

Пожарная безопасность.

 16.05

31

Вода бывает опасной!

 23.05

32

Велосипед - мой друг! Безопасные каникулы!

 30.05

ЛИТЕРАТУРА:

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для начальной школы "Школа России"

Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА 1 КЛАСС

Стартовая диагностика поможет учителю 1 класса проверить уровень готовности первоклассников к обучению в школе. Рабочие программы по предметам помогут учителю в полном объеме изучить программный матер...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»

Рабочая программа подготовительного  к школе курса «Школа первоклассника»...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...

Рабочие программы для начальной школы , Школа России ФГОС

Рабочие программы для начальной школы , Школа России ФГОС...