Статья "Роль игры в воспитательном и учебном процессе"
статья

Данная статья объясняет важность игры в учебном и воспитательном процессе для всесторонненго развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_rol_igry_v_vospitatelnom_i_uchebnom_protsesse.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в воспитательном и учебном процессе

Тема «Роль игры в воспитательном и учебном процессе» будет актуальной всегда, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Игровая деятельность способствует становлению личности ребёнка и его всестороннему развитию; в игре дети отражают и познают окружающую действительность, а также учатся общаться, анализировать, действовать и жить в обществе.

Игра – это единственный естественный труд ребёнка, деятельность, за которую он берётся без всякого принуждения или внешнего воздействия, а просто потому, что это – его потребность, неотъемлемая часть жизни.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребёнка. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то она является таковой и в начальной школе, тем более на занятиях в группе продлённого дня.

Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Наряду с положительными сторонами применения игр надо отметить, что их использование связано с некоторыми проблемами: по сравнению с обычной учебной деятельностью обучающий эффект игры меньше; в школах не всегда хватает оборудования и материалов для игр; постоянно надо обеспечивать дисциплину, т. к. дети очень эмоциональные и оживлённые в ходе игры. Если глубоко продумать учебную цель, правильно отобрать содержание учебного материала, обеспечивать включенность всех детей в игру – это позволит преодолеть все эти проблемы и добиться высокого результата от проведённой игры.

В частности можно использовать сюжетно-ролевые игры. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнения. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, остроты и логичности мысли, но и воспитанию нравственных качеств. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, так как любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры.

При правильном подходе и тщательной подготовке, игра может служить для ребёнка и методом воспитания, и способом получения знаний, и развлечением одновременно.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитательного аспекта в учебном процессе

Конспект выступления на педагогическом совете....

Доклад на тему" Дидактическая игра как средство повышения учебного процесса"

Творческий отчет по теме самообразования.Актуальность темы обусловлена её значимостью для современной школы, поскольку дидактические игры как одна из форм работы учителя играют важную роль в процессе ...

Использование воспитательного потенциала среды в учебном процессе

Школа дает не только полноценное образование, соответствующее современному уровню жизни, но и формирует у учащихся нравственность, гражданственность, трудолюбие, ответственность и целеустремленность, ...

"Игра в воспитательном процессе"

Роль игры в воспитательном процессе...