Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа (1 класс)
Программа «Мир вокруг нас», составлена на основе Программы Духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «Гимназии № 179- центр образования» г.Казани, авторской программы по внеурочной деятельности О., Насибуллиной, И.Н.Рожковой.
Цель программы:
- Создание условий для понимания необходимости здорового образа жизни, а также укрепления физического, психического и психологического здоровья.
- Создание условий для оптимального развития детей познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
- Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШМО руководитель МО _ _/_ Пашина Н.А. Ф.И.О протокол № _1_ от «_ _» _ __ 2020_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _ __/ Вилкова Л.П.__ Ф.И.О от «__» __________ 20_20_г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №179-центр образования» ____________ Э. В. Наумова Приказ № от « » августа 2020 г. |
МБОУ «Гимназия №179- центр образования»
Ново-Савиновского района г. Казани
Рабочая программа
на 2020/2021 учебный год
по курсу внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
учителя начальной школы
Насибуллина Окскана Анатольевна
Рожкова Ирина Николаевна
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » августа 2020 г.
- Пояснительная записка.
Программа «Мир вокруг нас», составлена на основе Программы Духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «Гимназии № 179- центр образования» г.Казани, авторской программы по внеурочной деятельности О., Насибуллиной, И.Н.Рожковой.
- Общая характеристика внеурочного курса.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Цель программы:
- Создание условий для понимания необходимости здорового образа жизни, а также укрепления физического, психического и психологического здоровья.
- Создание условий для оптимального развития детей познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
- Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- занятия с использованием художественных средств выразительности;
- упражнения;
- тренинги;
- экскурсии;
- тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
На основании плана внеурочной деятельности гимназии программа курса "Мирт вокруг нас" рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
6. Планируемые результаты:
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
7. Содержание учебного предмета
1-й год обучения
Введение. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.
Я и мир вокруг меня. (2ч.)
Наша Родина – Россия. (1ч.)
Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.
Практическая работа. Экскурсия по карте.
Моя малая родина. (1ч.)
Практическая работа. Фотоколлаж.
Времена года. (24ч)
Осень в природе. Признаки осени.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.
Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)
Теоретическая часть. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.
Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»
Птицы осенью.(2ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.
Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.
Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)
Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.
Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.
Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)
Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.
Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.
Вода. Три состояния воды.(2ч.)
Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.
Зимующие птицы.(3ч.)
Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.
Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)
Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.
Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.
Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Природа весной. Признаки весны. (1ч.)
Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».
Что вырастет из семечка? (2ч.)
Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Практическая работа. Выращивание растений из семени.
Птицы весной. (1ч.)
Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.
Водоемы. (1ч.)
Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.
Праздник весны. Утренник.(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Мы – защитники природы. (5ч.)
Охрана природы. (2ч.)
Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.
Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».
Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)
Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».
Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Подведение итогов. (1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Атлас природоведение 3-5классы ФГУП «Картография» г.Омск 2013
2. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)
3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)
4. Печатные пособия.
5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
6. Плакаты по основным темам естествознания.
7. Географические карты
8. Иллюстративные материалы
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Ноутбуки учащихся
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно-тематическое планирование 1 класса разработано на основе программы «Мир вокруг нас», утверждённой директором МБОУ «Гимназии № 179-центр образования» (приказ №_1_ от 29.08.2020_г)
Распределение часов в течение учебного года.
Период обучения | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 четверть | 9 ч | 9 ч | 6 ч |
2 четверть | 7 ч | 7 ч | 4 ч |
3 четверть | 10 ч | 10 ч | 4 ч |
4 четверть | 7 ч | 7 ч | 3 ч |
Итого за год: | 33 ч | 33 ч | 17 ч |
«Рассмотрено» на заседании ШМО руководитель МО _________/Н.А. Пашина_ Ф.И.О протокол № _1_ от «_ _» _ _ 20_20_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _______/_Л.П.Вилкова_ Ф.И.О от «_ _» _ __ 20_20_г. |
Календарно- тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
основного (общего) образования
1 класс
МБОУ «Гимназия №179-центр образования»
Ново-Савиновского района г. Казани
Составили учителя: Насибуллина О.А.
Рожкова И.Н.
2020г
Календарно-тематическое планирование.
1 класс (33 часа)
№ | Наименование раздела, темы уроков | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Личностные УУД | Метапредметные УУД | |||||
1 четверть (9 часов) | ||||||
I | Введение в мир природы | Формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине и окружающему миру. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. | Формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии. Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт. | 1 | ||
1.1 | Введение. Основные понятия учебного курса. | 1 | ||||
II | Я и мир вокруг меня. | 2 | ||||
2.1 | Наша Родина – Россия. Экскурсия по карте. | 1 | ||||
2.2 | Моя малая родина. Фотоколлаж. | 1 | ||||
III | Времена года. | Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природе; — желание создать программу праздника; — желание выполнять правила здорового образа жизни; — навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. - доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; — осознание собственных достижений при освоении учебной темы —интерес к изучению праздников народов России и традиций их проведения; — бережное отношение к природе; — желание помочь ребятам. Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природе; | Познавательные умения: — определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; — устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы — и обосновывать своё мнение; — замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение; определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу; — определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; определять зависимость весенних и летних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; — определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; — определять невидимые связи животных и растений в весеннем и летнем лесу и обосновывать своё мнение; — использовать речь для регуляции своего действия; — формулировать собственное мнение. — определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; — устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы — и обосновывать своё мнение; — замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение | 24 | ||
3.1 | Осень в природе. Признаки осени. Экскурсия в осенний лес. | 1 | ||||
3.2 3.3 | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво» | 2 | ||||
3.4 3.5 | Птицы осенью. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах. | 2 | ||||
3.6 | Перелетные птицы. Их охрана. Оформление альбома о перелётных птицах. | 1 | ||||
Итого за 1 четверть | 9 | |||||
2 четверть | 7 | |||||
3.7 | Конкурсная программа «Золотая волшебница осень» Сценарий конкурсной программы. | 1 | ||||
3.8 3.9 | Зима в природе. Признаки зимы. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки. | 2 | ||||
3.10 3.11 | Вода. Три состояния воды. Опыты с водой. Схематическая запись опыта. | 2 | ||||
3.12 3.13 | Зимующие птицы. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | 2 | ||||
Итого за 2 четверть | 7 | |||||
3 четверть | 10 | |||||
3.14 3.15 3.16 | Содержания комнатных растений зимой. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок. | 3 | ||||
3.17 | Утренник «Зимушка – зима». Сценарий праздника. | 1 | ||||
3.18 3.19 | Природа весной. Признаки весны. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна». | 2 | ||||
3.20 3.21 | Что вырастет из семечка. Выращивание растений из семени. | — желание создать программу праздника | 2 | |||
3.22 | Птицы весной. | 1 | ||||
3.23 | Водоемы. | 1 | ||||
Итого за 3 четверть | 10 | |||||
4 четверть | 7 | |||||
3.24 | Праздник весны. Утренник | 1 | ||||
IV | Мы – защитники природы. | Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. — проявлять интерес к изучению темы; — проявлять бережное отношение к природе. | Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Осознание важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладение способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). | 5 | ||
4.1 | Охрана природы. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!». | 2 | ||||
4.2 | Растения и животные «Красной книги России». Изготовление знаков к правилам поведения в природе. | 2 | ||||
4.3 | Игра – путешествие «По лесным тропинкам» Сценарий мероприятия. | 1 | ||||
V | Подведение итогов. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи (принимать и сохранять учебную задачу); | 1 | ||
5.1 | Подведение итогов за год. Задание на летние каникулы. Выставка творческих работ. | 1 | ||||
Итого за 4 четверть | 7 часов | |||||
Итого за год: | 33 часа | |||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.
- Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
- Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
- Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
- Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.
- Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
- Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
- Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
- Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
- Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
- Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
- Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)
Программа кружка "Химия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов (Внеурочная деятельность)...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс
Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс
Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...
