Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа (1 класс)

Оксана Насибуллина

Программа «Мир вокруг нас», составлена на основе Программы Духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «Гимназии № 179- центр образования» г.Казани, авторской программы по внеурочной деятельности О., Насибуллиной, И.Н.Рожковой.

Цель программы:

- Создание условий для понимания необходимости здорового образа жизни, а также укрепления физического, психического и психологического здоровья.

- Создание условий для оптимального развития детей познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

 Задачи:

-  Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».

- Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.

- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа45.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

руководитель МО

_                _/_ Пашина Н.А. 

                   Ф.И.О

 протокол № _1_

 от «_  _» _            __ 2020_г.

             «Согласовано»

Заместитель директора по УР  

_               __/ Вилкова Л.П.__

                   Ф.И.О

от «__» __________ 20_20_г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №179-центр образования»

 ____________ Э. В. Наумова

Приказ №                   от

«       » августа 2020 г.

МБОУ «Гимназия №179- центр образования»

Ново-Савиновского района г. Казани

Рабочая программа

на 2020/2021 учебный год

по  курсу внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

       учителя начальной школы

Насибуллина Окскана Анатольевна

Рожкова Ирина Николаевна

     

 Принято на заседании

педагогического совета

                                                                                                             протокол № 1                                                                        

от «    » августа 2020 г.                                                                      

  1. Пояснительная записка.

Программа «Мир вокруг нас», составлена на основе Программы Духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «Гимназии № 179- центр образования» г.Казани, авторской программы по внеурочной деятельности О., Насибуллиной, И.Н.Рожковой.

       

  1. Общая характеристика внеурочного курса.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Цель программы:

- Создание условий для понимания необходимости здорового образа жизни, а также укрепления физического, психического и психологического здоровья.

- Создание условий для оптимального развития детей познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

 Задачи: 

-  Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».

- Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.

- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

                               Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;
  • этическая беседа;
  • профилактическая беседа;
  • игры: ролевые, ситуационные;
  • занятия с использованием художественных средств выразительности;
  • упражнения;
  • тренинги;
  • экскурсии;
  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

 

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На основании плана внеурочной деятельности гимназии программа курса "Мирт вокруг нас"  рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа  в год.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию;

-  внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

 - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-  осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

6. Планируемые результаты:

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

7. Содержание учебного предмета

1-й год обучения

Введение. (1ч.)

Теоретическая часть.   Знакомство с содержанием работы кружка.

Я и мир вокруг меня. (2ч.)

Наша Родина – Россия. (1ч.)

Теоретическая часть.  Родина. Россия. Города России.

Практическая работа. Экскурсия по карте.

Моя малая родина. (1ч.)

 Практическая работа.  Фотоколлаж.

Времена года. (24ч)

Осень в природе. Признаки осени.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)

Теоретическая часть.   Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»

Птицы осенью.(2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.

Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)

Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.

Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)

Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.

Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней  природой. Рисунки.

Вода. Три состояния воды.(2ч.)

 Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега  на   растения зимой).  

Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.

Зимующие птицы.(3ч.)

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.

Практическая работа.  Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)

Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.

Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.

Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Природа весной. Признаки весны. (1ч.)

Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.

 Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».

Что вырастет из семечка? (2ч.)

Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Практическая работа. Выращивание растений из семени.

Птицы весной. (1ч.)

Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.

Водоемы. (1ч.)

Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.

Праздник весны. Утренник.(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.

Мы – защитники природы. (5ч.)

Охрана природы. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения  и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей  природе и как  сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.

Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

Растения  и животные «Красной книги России».(2ч.)

Теоретическая часть.  «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».

Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.

Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.

Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.

 

  1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Атлас природоведение 3-5классы ФГУП «Картография» г.Омск 2013

2. Научно- популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения)

3. Детская справочная литература ( справочники, атласы – определители, Энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, явлениях)

 4. Печатные пособия.

5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

6. Плакаты по основным темам естествознания.

 7. Географические  карты

8. Иллюстративные материалы

Интернет – ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru

2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru

Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Ноутбуки учащихся

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-материалы: тетради, бумага писчая

3. Оборудование класса

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 Календарно-тематическое планирование 1 класса разработано на основе программы «Мир вокруг нас», утверждённой директором МБОУ «Гимназии № 179-центр образования»  (приказ №_1_ от 29.08.2020_г)

Распределение часов в течение учебного года.

Период обучения

Количество часов

 Теоретические занятия

Практические занятия

1 четверть

9 ч

9 ч

6 ч

2 четверть

7 ч

7 ч

4 ч

3 четверть

10 ч

10 ч

4 ч

4 четверть

7 ч

7 ч

3 ч

Итого за год:

33 ч

 33 ч

17 ч

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

руководитель МО

_________/Н.А. Пашина_

                 Ф.И.О

 протокол № _1_

 от  «_  _» _                  _ 20_20_г.

             «Согласовано»

Заместитель директора по УР  

_______/_Л.П.Вилкова_

                   Ф.И.О

от  «_    _» _                  __ 20_20_г.

Календарно- тематическое планирование

по  курсу внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

основного (общего) образования

1 класс     

МБОУ «Гимназия №179-центр образования»

Ново-Савиновского района г. Казани

                                  Составили учителя: Насибуллина О.А.

                                                               Рожкова И.Н.

2020г

Календарно-тематическое планирование.

1 класс (33 часа)

Наименование раздела, темы уроков

 Планируемые результаты

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Личностные УУД

Метапредметные УУД

1 четверть (9 часов)

I

Введение в мир природы

Формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине и окружающему миру.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Формирование представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии.

Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

1

1.1

Введение. Основные понятия учебного курса.

1

II

Я и мир вокруг меня.

2

2.1

Наша Родина – Россия. Экскурсия по карте.

1

2.2

Моя малая родина.

Фотоколлаж.

1

III

Времена года.

Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к

природе;

— желание создать программу праздника;

— желание выполнять

правила здорового образа жизни;

— навыки  благожелательного общения друг с другом во

время игры.

-  доброжелательное  отношение к сверстникам во время игры;

— осознание  собственных

достижений при освоении

учебной темы

—интерес к изучению

праздников народов России и традиций их проведения;

— бережное отношение к

природе;

— желание помочь ребятам.

Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к

природе;

Познавательные умения:

— определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

— устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы — и обосновывать своё мнение;

— замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё

мнение;

определять зависимость зимних изменений в неживой природе

от положения земной поверхности по отношению к Солнцу;

— определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

определять зависимость весенних и летних  изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

— определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие

растения зацветают первыми;

— определять невидимые связи животных и растений в весеннем и летнем лесу и обосновывать своё мнение;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— формулировать собственное мнение.

— определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

— устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы — и обосновывать своё мнение;

— замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё

мнение

24

3.1

Осень в природе. Признаки осени.

Экскурсия в осенний лес.

1

3.2

3.3

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Изготовление поделок из природного  материала «Лесное диво»

2

3.4

3.5

Птицы осенью.

Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.

2

3.6

Перелетные птицы. Их охрана.

Оформление альбома о перелётных птицах.

1

Итого за 1 четверть

9

2 четверть

7

3.7

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»

Сценарий конкурсной программы.

1

3.8

3.9

Зима в природе. Признаки зимы.

Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней  природой. Рисунки.

2

3.10

3.11

Вода. Три состояния воды.

Опыты с водой. Схематическая запись опыта.

2

3.12

3.13

Зимующие птицы.

Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

2

Итого за 2 четверть

7

3 четверть

10

3.14

3.15

3.16

Содержания комнатных растений зимой.

Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.

3

3.17

Утренник «Зимушка – зима».

Сценарий праздника.

1

3.18

3.19

Природа весной. Признаки весны.

Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».

2

3.20

3.21

Что вырастет из семечка.

Выращивание растений из семени.

— желание создать программу праздника

2

3.22

 Птицы весной.

1

3.23

Водоемы.

1

Итого за 3 четверть

10

4 четверть

7

3.24

Праздник весны. Утренник

1

IV

Мы – защитники природы.

Формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять бережное  отношение к природе.

Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Осознание важности школы в процессе познания окружающего мира.

Овладение способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности).

5

4.1

 Охрана природы.

Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».

2

4.2

Растения  и животные «Красной книги России».

Изготовление знаков к правилам поведения в природе.

2

4.3

Игра – путешествие «По лесным тропинкам»

Сценарий мероприятия.

1

V

Подведение итогов.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Формировать у учащихся способность к

самоорганизации в решении учебной задачи (принимать и сохранять учебную задачу);
Владеть рядом общих приёмов решения задач;
Формулировать собственное мнение и позицию.

1

5.1

Подведение итогов за год. Задание на летние каникулы. Выставка творческих работ.

1

Итого за 4 четверть

7 часов

Итого за год:

33 часа

                                     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. //  Юный натуралист.  1990,    №1.
  2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
  3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
  4. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
  5. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
  6. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
  7. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
  8. Плешаков А.А. Планета загадок. М.:  Просвещение 1996.
  9. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
  10. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
  11. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
  12. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
  13. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ.  1991.
  14. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
  15. Хефлинг Г.  Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

Интернет – ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru

2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: : http//www.km- school.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)

Программа кружка "Химия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов (Внеурочная деятельность)...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...