Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр
статья

Вахеркина Маргарита Григорьевна

 

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни – приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.

Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Развитием внимания ребёнка необходимо заниматься с самого раннего возраста.

У детей, поступающих в группу с ЗПР отмечается низкий уровень всех психических процессов; внимания в том числе.

Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём.

Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых и других раздражителей, отвлекающих факторов. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, и продуктивность деятельности при этом снижается.

Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

Наблюдения, опыт работы с детьми с ОВЗ, показывают, что у них лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное.

Так как ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игровая деятельность, то соответственно развивать внимание нужно посредством игровой деятельности.

В своей работе с детьми с ОВЗ для развития внимания я использую дидактические, настольно-печатные игры, игры с пальчиками, психогимнастику, подвижные и малоподвижные игры. Для развития как произвольного внимания, так и всех остальных психических процессов, подвижная игра создает наиболее привлекательные условия.

Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. У детей с ОВЗ недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Иногда приходится обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы группы детей.

Единой классификации подвижных игр нет даже для здоровых детей. В педагогической практике и научной литературе встречаются десятки признаков, по которым группируются подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-эстафеты, игровые упражнения, игровые композиции, имитационные игры, игры с предметами, игры с преимущественным использованием различных физических упражнений (бег, прыжки, метание и т.п.), направленные на развитие физических качеств, различающиеся координационной сложностью; величиной нагрузки; подвижные игры, переходные к спортивным; игры, основанные на межпредметных связях; "пальчиковые" игры; игры, систематизированные по педагогическим задачам, игры для детей с различными отклонениями и заболеваниями и многие другие.

Игры для детей с ОВЗ и здоровых детей совпадают, и это естественно, потому, что главная функция игры - забава, развлечение - свойственно всем детям - как здоровым, так и с ограниченными возможностями, и достигается одними и теми же средствами. Просто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии медленнее осваивают подвижные игры, как и любую другую деятельность, а некоторые им и вовсе недоступны. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей (Дмитриев А.А., 1989; Козленко Н.А., 1991; Ильин В.А., 1992; Гербцова Г.И., 1994; Воронкова В.В., 1994; Страковская В.Л., 1994; Рубцова Н.О., 1995; Черник Е.С., 1997; Дмитриев В.С. 1997; Катаева А.А., Стребелева К.А., 1998; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999 и др.).

Подвижные игры на развитие внимания можно разделить на три группы: зрительные, слуховые, двигательные.

Как известно, внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Подвижные игры на развитие внимания имеют методическую направленность:

развитие объема внимания стимулирует объединение объектов по смыслу;

- сужение круга объектов внимания способствует развитию концентрации внимания;

развитию распределения внимания содействует одновременное выполнение несколько действий или ведение наблюдения одновременно за несколькими процессами или объектами;

- на устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, а однообразное содержание игр его снижает;

- переключение внимания развивается в играх предполагающих перенос сознания с одного объекта на другой.

Кроме того игры делятся на сюжетные и бессюжетные; по двигательной активности: малоподвижные, средней подвижности, сильной подвижности.

При подготовке к проведению подвижных игр учитываю следующие моменты:

  • содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
  • подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями осуществляется постепенно по мере овладения простыми формами движений;
  • содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия – коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
  • в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

Руководствуясь методическими разработками и авторскими исследованиями развития внимания в процессе подвижных игр:

-А.А.Осипова «Диагностика и коррекция внимания», Программа развития внимания для детей старшего дошкольного возраста.

-М.А.Рунова «Движение день за днём»

-Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина программа «Старт»

-Э.Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр»

я придерживаюсь педагогической  технологии, состоящей из 3-х этапов:

1.Создание условий для организации подвижных игр для развития внимания.

2.Развитие всех видов внимания, в первую очередь слухового, зрительного и двигательного; развитие свойств внимания, в особенности его объёма, устойчивости, концентрации, а также способности к переключению и распределению внимания.

3.Развитие у детей самостоятельности и умения планировать свои действия.

На первом этапе создаю условия для организации подвижных игр, направленных на развитие произвольного внимания. Для этого создала картотеку подвижных игр направленных на развитие внимания. В данную картотеку включила подвижные игры и игровые упражнения, направленные на развитие реакции, слухового, зрительного и двигательного внимания, а также игры развивающие объём внимания, его устойчивость, концентрацию, способность к переключению и распределению внимания. Также включила игры развивающие самоконтроль, волю, умение планировать свои действия.

Осуществляю подготовку развивающей среды к проведению подвижных игр: необходимые пособия и атрибуты, анализирую и устраняю возможные причины детского травматизма в групповом помещении и на участке.

Провожу работу для повышения у детей интереса к подвижным играм. Для этого включаю детей в процесс подготовки и изготовления пособий к играм, например масок, пиктограмм, ориентиров. Все пособия размещаю в Центре двигательной деятельности в доступном для детей месте, чтобы дети имели возможность играть не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

Также на данном этапе провожу беседу с детьми с целью выяснения игрового опыта и игровых предпочтений детей. Детям задаю следующие вопросы:

-В какие игры вы любите играть?

-Нравятся ли вам игры, где надо бегать, прыгать, соревноваться?

-Почему?

-А какие игры вы знаете?

-А откуда вы знаете такие игры, кто вас научил?

-Как надо играть в эти игры?

-Как надо играть, чтобы игра получилась?

-Зачем надо играть честно?

-Что будет если не соблюдать правила?

На первом этапе работы  провожу консультацию для родителей: «Особенности развития  внимания у детей дошкольного возраста»,  «Использование подвижных игр для развития внимания у детей». Также предлагаю родителям картотеку подвижных игр, направленных на развитие внимания, которые можно проводить в домашних условиях, а также методические рекомендации для их проведения.

В ходе второго этапа организую специальные тренинги, которые состоят из подвижных игр, направленных на развитие всех видов внимания, в первую очередь слухового, зрительного и двигательного; развитие свойств внимания, в особенности его объёма, устойчивости, концентрации, а также способности к переключению и распределению внимания. Например, в игре «Будь внимателен», дети не всегда сразу и быстро реагировали на сигнал "зайчики", "лягушки" и др.. Это связано с тем, что у многих детей низкое переключение внимания; они продолжали движение, не слышали сигнал. В игре «Найди флажок своего цвета», ошибались, подходили к флажку другого цвета; показывали незнание цвета или стояли в растерянности, не понимая поставленную задачу. В игре "Найди своё место" многим было сложно запомнить за несколько секунд порядок расположения детей в шеренге, что характерно для детей с пониженным объемом внимания.

В игре «Летает - не летает» несоблюдение правил игры заключалось в том, что дети не могли сдержать себя, не показывали необходимое положение рук, а проговаривали вслух. "Покажи - не ошибись" - ошибались, не могли точно повторить два - три движения.

Подвижные игры провожу как с группой детей, так и индивидуально с детьми имеющие наиболее серьёзные трудности в развитии внимания.

П/игры провожу ежедневно на прогулке, в ходе физической деятельности, а также в групповом помещении в течение дня (утренняя гимнастика, НОД, сюжетно - ролевая игра).

Игры ввожу с определённой последовательностью: в первую очередь подвижные игры направленные на развитие реакции ("Стой"), слухового внимания («Слушай хлопки»), сенсорного ("Светофор", "Узнай фигуру") и двигательного внимания ("Повтори за мной", "Ровным кругом) и только после этого ввожу игры развивающие отдельные свойства внимания ("Кто живет в лесу", "Запрещенное движение", "Воробушки в домиках" - использование сенсорных эталонов, "Съедобное - несъедобное"). Также учитываю и принцип комплексности, то есть сразу решаю несколько задач развития. Выбранные игры направлены не только на развитие внимания, но и на развитие  других познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, что усиливает их развивающий эффект ("Осень - весна", "День и ночь", "На чем будем путешествовать", «У Маланьи, у старушки»).

Игры, вызывающие у детей трудности, провожу после игр активизирующих внимание детей. Если при освоении подвижной игры у детей возникают трудности, упрощаю игру и играем по упрощённым правилам до тех пор, пока большинство детей не справятся с задачей. В игре "Повтори за мной",  дети сначала повторяют два движения, затем - три, четыре. По мере освоения подвижной игры ввожу усложнения, которые способствуют поддержанию интереса к игре и дальнейшему развитию внимания. Когда дети усвоят правила игры "Пятнашки", переходим к усложненному варианту "Пятнашки с домиком". В течение дня новые, наиболее сложные игры, которые требуют закрепления, могут повторяться по 2 раза.

Игры, которые проводятся на прогулке, включаю как и знакомые, так и новые игры. При планировании подвижных игр учитываю то, что в один временной отрезок не должно быть игр одинаковых по активности и задачам. После активных игр и игр требующих большой концентрации внимания провожу менее активные игры и хорошо освоенные, так как в процессе утомления и перевозбуждения концентрация внимания снижается и развивающий эффект игры пропадает. За один раз провожу от одной до  трёх игр, направленных на развитие разных свойств внимания.

Примерный вариант сочетания игр:

1. Подвижная игра, направленная на развитие слухового внимания, реакции на сигнал, большой или средней подвижности.

2. Подвижная игра, требующая от детей максимальной концентрации внимания.

3. Подвижная игра, направленная на решение разнообразных задач развития внимания средней или малой подвижности.

В ходе третьего этапа решаю задачи развития у детей самостоятельно планировать свои действия и выражать их в речи, то есть развивать планирующую функцию речи, учу детей самостоятельно регулировать и направлять своё внимание, развивать его произвольность. На этом этапе провожу  уже знакомые детям подвижные игры развивающие умение планировать свои действия, следовать инструкции «Сделай, как попрошу»; «Выбирай сам» и  подвижные игры, развивающие волевое поведение «Найди и промолчи»; «Молчанка»; «Пианино»; «Слушай сигнал»; «Великаны, лилипуты»; «Смешинка». Чем чаще мы играли в эти игры, тем меньше дети делали ошибок, тем дольше она продолжалась.

В работу включаю игры по желанию детей, даю детям роль ведущего. Многие дети постепенно начинали принимать активное участие в играх в роли ведущего. Например, в игре "Зеркало", поначалу они часто отказывались от роли ведущих, стеснялись, были неуверенны и только после того, как у них повышалась уверенность, они стали чаще пробовать себя в этой роли, а также в других играх.

На этом этапе очень важна оценка взрослого, поэтому оцениваю в первую очередь то, насколько дети были внимательны, сосредоточены, а только после этого физические качества. При оценке игры отмечаю и волевые проявления детей, проявления инициативы, случаи сопереживания и взаимопомощи. Включаю в оценку игры улучшения в развитии: «Сегодня все успели, никто не ошибся», а также и установки на активизацию внимания. Установки даю перед игрой при повторении правил игры, также использую и установки на будущее, направленные на последующие игры. Данные сопровождаю  положительным эмоциональным фоном. Также в этот период уделяю особое внимание развитию умений детей самостоятельно организовывать подвижные игры по своей инициативе; таким образом развивать их самостоятельность, инициативность и произвольность в поведении и внимании. Дети без помощи взрослого могут начать игру, но не могут соблюдать правила, не способны договориться. Поэтому, неотъемлемой частью этого процесса является присутствие педагога, как направляющего и контролирующего деятельность детей. 

При проведении подвижных игр учитываю следующие педагогические условия:

1). Использование художественного слова при подготовке и проведении игры.

2). Наиболее полная реализация принципа переноса формирующихся двигательных умений и навыков ребенка в игровую ситуацию. Согласно этому принципу, действия в игре должны соответствовать умениям ребенка. Это предполагает предварительное усвоение ребенком движений, входящих в качестве операционального компонента в состав игровых действий.

3). Совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, стимулирующая атмосферу добра, радости, веселья. Принятие взрослым и ребенком игровой позиции заключается в шутливом добром разыгрывании различных ситуаций с выдумкой и фантазией. В результате у детей формируется способность находить неожиданные веселые выходы из самых разнообразных ситуаций, как в жизни, так и в подвижной игре, шутливые варианты их обыгрывания.

Партнерские отношения взрослого и ребенка предполагают:

- совместное выполнение взрослым как равноправного участника, различных вариантов реализации подвижной игры, наполнения их разнообразным содержанием;

- проявления заинтересованности в результатах игры детей;

- включение взаимной оценки и интерпретации действий участников игры;

- общение взрослого и детей по содержаниюразвитию сюжета подвижной игры;

- обсуждение проблем возникающих в игре.

4).  Формирование у детей в процессе проведения подвижных игр представлений об окружающем мире; о животных, сказочных и реальных персонажей игр;

5) – применение эмоционально-образной методики руководства подвижной игрой, способствующей формированию у детей положительно-эмоционального отношения к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в игровой ситуации. Эмоционально-образная методика руководства подвижной игрой предполагает ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами, краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, характеристику и действия игровых персонажей, создание вариантов игры, планирование сюрпризных моментов. Эмоциональную образную выразительность для детей несут  игровые упражнения, не имеющие законченного сюжета и какого-либо развития событий, например при имитации движений и звуков насекомых, животных, прыгать, как "зайчик" или "лягушка", движения рук, как "крылышки у бабочки", прогнуться, как "котенок" и т.п.

6). Осуществление личностного подхода при проведении подвижной игры, который выражается в выборе игры, сложности игрового сюжета, используемых двигательных действий, распределении ролей и т. п.

Подвижные игры на внимание

Подвижные игры развивающие слуховое внимание:

«Что слышно», «Слушай звуки», «Узнай по голосу», «Кукушка», «Будь внимателен», «Четыре стихии», «Считай дальше», «Слушай хлопки», «Слушай внимательно», «Стой».

Подвижные игры, развивающие зрительное внимание:

«Найди свой кубик», «Автобусы и остановки», «Цветные пристани», «Где скажу - там и остановитесь».

Подвижные игры, развивающие двигательное внимание:

«Кто летает», «По новым местам», «Совушка - сова», «Кого назвали, тот и ловит»,

«Воробьи и вороны», «Море волнуется», «Деревья качаются», «У оленя дом большой», «У Маланьи, у старушки», «Ровным кругом», «Зеваки», «Найди игрушку», «Разведчики», «Съедобное -не съедобное», «Канон».

Деление игр в зависимости от развития свойств внимания: развитие объёма внимания, устойчивости, концентрации, способности к переключению и распределению внимания.

Подвижные игры на объем внимания:

«Кто живет в лесу?», «На чем будем путешествовать?», «Ловишки с цветными хвостиками», «Эстафета с мячами», «Зеркало», «Кто вернее», «Игра с пиктограммами»; «Шапка-невидимка»; «Кто больше увидел».

Подвижные игры на переключение внимания:

«Догони мальчиков, девочек», « У медведя во бору», «Разноцветные шары», «Тихо-громко», « Стрекозы-жуки».

Подвижные игры на сосредоточенность внимания:

«Найди свой домик», «Воробушки в домиках», «Пойдем в лес по грибы», «Что бывает желтое?», «Ягоды, грибы, листочки», «Кто быстрее».

Подвижные игры на распределение внимания:

«Аня, лови мяч», «Пяточки-носочки», «Наступалки»,  «Сделай наоборот», «Успей поменять флажок», «Подбеги к своим кеглям», «Найди и промолчи».

Подвижные игры на концентрацию внимания: «Запрещенное движение», «Покажи - не ошибись», «Рюкзачок бежит по кругу».

Подвижные игры развивающие переключение, распределение, устойчивость внимания:

«Зоопарк», «Запомни ритм», «Где чьё место?», «Машинка», «Повтори за мной», «Я впереди», «Не теряй пару», «Меняемся местами», «У кого больше», «Будь внимательным», «Не ошибись», «Найди свой кубик», «Быстро по местам», «Мяч в круге», «Спокойно, стучать, вверх».

Подвижные игры, направленные на развитие произвольности внимания

«Ручеёк», «Обезьянка и зеркало», «Смотри на руки», «Слушай команду».

Подвижные игры, развивающие умение планировать свои действия, следовать инструкции: «Сделай, как попрошу», «Выбирай сам».

Подвижные игры, развивающие волевое поведение: «Найди и промолчи», «Молчанка», «Пианино», «Слушай сигнал», «Великаны, лилипуты», «Смешинка».

Подвижные игры упражнения для развития перцептивных процессов у дошкольников при проведении НОД. Эти игры направлены как на развитие внимания, так и на развитие и закрепление у детей сенсорных эталонов: совершенствование восприятия формы, цвета, пространства; закрепление времени суток, времен года, правил дорожного движения, математического счета; развитие мелкой моторики; совершенствование работы зрительного и кинестетического анализаторов

«Узнай фигуру», «Осень – весна», «Цветные шарики», «Светофор», «К своим флажкам», «Найди свой цвет», «Найди пару», «Запрещенный цвет», «Поймай мяч», «День и ночь», «Угадай, чья песенка», «Слушай музыку», «Выполняй правильно», «Повтори за мной».

Сюжетные подвижные игры

«Наседка и цыплята», «Кот и мышь», «Пес Барбос», «Птички и автомобиль».

Бессюжетные подвижные игры «Наступалки», «Найди свой цвет», «Ровным кругом».

Подвижные игры в соответствии с лексическими темами на примере «Зима»: «Снеговик», «Льдинки, ветер и мороз», «Не будите медведя», «Снег кружится», «Два Мороза», «Зимние забавы», «Снежинки и ветер», «Зима пришла!»,  «Найди Снегурочку!»,  «Елочки бывают», «Мороз - Красный нос».

Подвижные игры с текстом на согласование слов и действий «Теремок», Народные подвижные игры «У оленя дом большой», «У Маланьи, у старушки».

По уровню сложности наиболее доступными для детей с ОВЗ являются сюжетные подвижные игры. Сюжетные игры опираются на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим выбираю такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, предметах быта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных. Выполняемые детьми игровые действия носят преимущественно имитационный характер, но имитация обеспечивается привлекательными для ребенка многократно повторяемыми вариантами ходьбы, бега, перепрыгивания, лазанья, ползания, игр с мячом, ленточками, флажками и др.

Из бессюжетных игр, учитывая физические и интеллектуальные возможности детей, использую простейшие игры типа "ловушек", "салок", "пятнашек". Это связано с тем, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, ловкости и быстроты движений, точности и ориентировки в пространстве, а именно эти элементы координационных способностей у детей младшего школьного возраста сформированы недостаточно.

Прежде, чем провести подвижную игру, заранее знакомлю их с элементами игры, упражняю в тех движениях, которые им трудны. Сама принимаю активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом, или частично справляется с заданием. Проявляю терпимость к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим неправильно выполняют задания педагога. Каждый ребенок, вовлекаясь в игру, выполняет посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Многообразие игр объясняется тем, что часть игр,  предназначены для однократного проведения. Так как постоянное использование каких либо игр может привести к снижению интереса к ним. Также  существует ряд игр предназначенных для замены ими других игр. Замена на подобную, но с более упрощёнными правилами игру использую при затруднении детей. Так же замена игры на подобную ей может быть необходима при смене условий проведения, например при невозможности проведения игры на участке возможна замена на игру, решающую те же задачи, но с меньшей двигательной активностью, которую возможно провести в помещении. Так же учитываю, что часть игр проводятся с группой детей, а часть только индивидуально.

Принцип "не навреди" является одним из наиболее существенных в организации подвижной игры.

В ходе систематического проведения подвижных игр на развитие внимания, можно отметить, что дети становятся более внимательны, выдержанны при проведении подвижных игр, замечают ошибки у сверстников, могут объяснить правила игры.

Наблюдается развитие всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым.

В игре реальный мир ребенка сливается с фантазией, дети с легкостью перевоплощаются в распускающийся цветок, аиста, стоящего на одной ноге, или слона, хоботом пьющего воду. И это самое ценное: значит, ребенок верит, и то, что происходит в игре, становится миром его чувств и переживаний, где он общается, познает радости и неудачи, отношения людей, т.е. приобретает социальный опыт. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие. Именно поэтому,  с помощью игры у ребенка корректируется и развивается восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышается умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия, тактильных и кинестетических ощущений и т.п.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ

Развитие внимания у детей с ОВЗ с помощью

подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни – приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.

Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Развитием внимания ребёнка необходимо заниматься с самого раннего возраста.

У детей, поступающих в группу с ЗПР отмечается низкий уровень всех психических процессов; внимания в том числе.

Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём.

Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых и других раздражителей, отвлекающих факторов. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, и продуктивность деятельности при этом снижается.

Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

Наблюдения, опыт работы с детьми с ОВЗ, показывают, что у них лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное.

Так как ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игровая деятельность, то соответственно развивать внимание нужно посредством игровой деятельности.

В своей работе с детьми с ОВЗ для развития внимания я использую дидактические, настольно-печатные игры, игры с пальчиками, психогимнастику, подвижные и малоподвижные игры. Для развития как произвольного внимания, так и всех остальных психических процессов, подвижная игра создает наиболее привлекательные условия.

Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. У детей с ОВЗ недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Иногда приходится обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы группы детей.

Единой классификации подвижных игр нет даже для здоровых детей. В педагогической практике и научной литературе встречаются десятки признаков, по которым группируются подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-эстафеты, игровые упражнения, игровые композиции, имитационные игры, игры с предметами, игры с преимущественным использованием различных физических упражнений (бег, прыжки, метание и т.п.), направленные на развитие физических качеств, различающиеся координационной сложностью; величиной нагрузки; подвижные игры, переходные к спортивным; игры, основанные на межпредметных связях; "пальчиковые" игры; игры, систематизированные по педагогическим задачам, игры для детей с различными отклонениями и заболеваниями и многие другие.

Игры для детей с ОВЗ и здоровых детей совпадают, и это естественно, потому, что главная функция игры - забава, развлечение - свойственно всем детям - как здоровым, так и с ограниченными возможностями, и достигается одними и теми же средствами. Просто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии медленнее осваивают подвижные игры, как и любую другую деятельность, а некоторые им и вовсе недоступны. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей (Дмитриев А.А., 1989; Козленко Н.А., 1991; Ильин В.А., 1992; Гербцова Г.И., 1994; Воронкова В.В., 1994; Страковская В.Л., 1994; Рубцова Н.О., 1995; Черник Е.С., 1997; Дмитриев В.С. 1997; Катаева А.А., Стребелева К.А., 1998; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999 и др.).

Подвижные игры на развитие внимания можно разделить на три группы: зрительные, слуховые, двигательные.

Как известно, внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Подвижные игры на развитие внимания имеют методическую направленность:

развитие объема внимания стимулирует объединение объектов по смыслу;

- сужение круга объектов внимания способствует развитию концентрации внимания;

развитию распределения внимания содействует одновременное выполнение несколько действий или ведение наблюдения одновременно за несколькими процессами или объектами;

- на устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, а однообразное содержание игр его снижает;

- переключение внимания развивается в играх предполагающих перенос сознания с одного объекта на другой.

Кроме того игры делятся на сюжетные и бессюжетные; по двигательной активности: малоподвижные, средней подвижности, сильной подвижности.

При подготовке к проведению подвижных игр учитываю следующие моменты:

  • содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
  • подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями осуществляется постепенно по мере овладения простыми формами движений;
  • содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия – коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
  • в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

Руководствуясь методическими разработками и авторскими исследованиями развития внимания в процессе подвижных игр:

-А.А.Осипова «Диагностика и коррекция внимания», Программа развития внимания для детей старшего дошкольного возраста.

-М.А.Рунова «Движение день за днём»

-Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина программа «Старт»

-Э.Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр»

я придерживаюсь педагогической  технологии, состоящей из 3-х этапов:

1.Создание условий для организации подвижных игр для развития внимания.

2.Развитие всех видов внимания, в первую очередь слухового, зрительного и двигательного; развитие свойств внимания, в особенности его объёма, устойчивости, концентрации, а также способности к переключению и распределению внимания.

3.Развитие у детей самостоятельности и умения планировать свои действия.

На первом этапе создаю условия для организации подвижных игр, направленных на развитие произвольного внимания. Для этого создала картотеку подвижных игр направленных на развитие внимания. В данную картотеку включила подвижные игры и игровые упражнения, направленные на развитие реакции, слухового, зрительного и двигательного внимания, а также игры развивающие объём внимания, его устойчивость, концентрацию, способность к переключению и распределению внимания. Также включила игры развивающие самоконтроль, волю, умение планировать свои действия.

Осуществляю подготовку развивающей среды к проведению подвижных игр: необходимые пособия и атрибуты, анализирую и устраняю возможные причины детского травматизма в групповом помещении и на участке.

Провожу работу для повышения у детей интереса к подвижным играм. Для этого включаю детей в процесс подготовки и изготовления пособий к играм, например масок, пиктограмм, ориентиров. Все пособия размещаю в Центре двигательной деятельности в доступном для детей месте, чтобы дети имели возможность играть не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

Также на данном этапе провожу беседу с детьми с целью выяснения игрового опыта и игровых предпочтений детей. Детям задаю следующие вопросы:

-В какие игры вы любите играть?

-Нравятся ли вам игры, где надо бегать, прыгать, соревноваться?

-Почему?

-А какие игры вы знаете?

-А откуда вы знаете такие игры, кто вас научил?

-Как надо играть в эти игры?

-Как надо играть, чтобы игра получилась?

-Зачем надо играть честно?

-Что будет если не соблюдать правила?

На первом этапе работы  провожу консультацию для родителей: «Особенности развития  внимания у детей дошкольного возраста»,  «Использование подвижных игр для развития внимания у детей». Также предлагаю родителям картотеку подвижных игр, направленных на развитие внимания, которые можно проводить в домашних условиях, а также методические рекомендации для их проведения.

В ходе второго этапа организую специальные тренинги, которые состоят из подвижных игр, направленных на развитие всех видов внимания, в первую очередь слухового, зрительного и двигательного; развитие свойств внимания, в особенности его объёма, устойчивости, концентрации, а также способности к переключению и распределению внимания. Например, в игре «Будь внимателен», дети не всегда сразу и быстро реагировали на сигнал "зайчики", "лягушки" и др.. Это связано с тем, что у многих детей низкое переключение внимания; они продолжали движение, не слышали сигнал. В игре «Найди флажок своего цвета», ошибались, подходили к флажку другого цвета; показывали незнание цвета или стояли в растерянности, не понимая поставленную задачу. В игре "Найди своё место" многим было сложно запомнить за несколько секунд порядок расположения детей в шеренге, что характерно для детей с пониженным объемом внимания.

В игре «Летает - не летает» несоблюдение правил игры заключалось в том, что дети не могли сдержать себя, не показывали необходимое положение рук, а проговаривали вслух. "Покажи - не ошибись" - ошибались, не могли точно повторить два - три движения.

Подвижные игры провожу как с группой детей, так и индивидуально с детьми имеющие наиболее серьёзные трудности в развитии внимания.

П/игры провожу ежедневно на прогулке, в ходе физической деятельности, а также в групповом помещении в течение дня (утренняя гимнастика, НОД, сюжетно - ролевая игра).

Игры ввожу с определённой последовательностью: в первую очередь подвижные игры направленные на развитие реакции ("Стой"), слухового внимания («Слушай хлопки»), сенсорного ("Светофор", "Узнай фигуру") и двигательного внимания ("Повтори за мной", "Ровным кругом) и только после этого ввожу игры развивающие отдельные свойства внимания ("Кто живет в лесу", "Запрещенное движение", "Воробушки в домиках" - использование сенсорных эталонов, "Съедобное - несъедобное"). Также учитываю и принцип комплексности, то есть сразу решаю несколько задач развития. Выбранные игры направлены не только на развитие внимания, но и на развитие  других познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, что усиливает их развивающий эффект ("Осень - весна", "День и ночь", "На чем будем путешествовать", «У Маланьи, у старушки»).

Игры, вызывающие у детей трудности, провожу после игр активизирующих внимание детей. Если при освоении подвижной игры у детей возникают трудности, упрощаю игру и играем по упрощённым правилам до тех пор, пока большинство детей не справятся с задачей. В игре "Повтори за мной",  дети сначала повторяют два движения, затем - три, четыре. По мере освоения подвижной игры ввожу усложнения, которые способствуют поддержанию интереса к игре и дальнейшему развитию внимания. Когда дети усвоят правила игры "Пятнашки", переходим к усложненному варианту "Пятнашки с домиком". В течение дня новые, наиболее сложные игры, которые требуют закрепления, могут повторяться по 2 раза.

Игры, которые проводятся на прогулке, включаю как и знакомые, так и новые игры. При планировании подвижных игр учитываю то, что в один временной отрезок не должно быть игр одинаковых по активности и задачам. После активных игр и игр требующих большой концентрации внимания провожу менее активные игры и хорошо освоенные, так как в процессе утомления и перевозбуждения концентрация внимания снижается и развивающий эффект игры пропадает. За один раз провожу от одной до  трёх игр, направленных на развитие разных свойств внимания.

Примерный вариант сочетания игр:

1. Подвижная игра, направленная на развитие слухового внимания, реакции на сигнал, большой или средней подвижности.

2. Подвижная игра, требующая от детей максимальной концентрации внимания.

3. Подвижная игра, направленная на решение разнообразных задач развития внимания средней или малой подвижности.

В ходе третьего этапа решаю задачи развития у детей самостоятельно планировать свои действия и выражать их в речи, то есть развивать планирующую функцию речи, учу детей самостоятельно регулировать и направлять своё внимание, развивать его произвольность. На этом этапе провожу  уже знакомые детям подвижные игры развивающие умение планировать свои действия, следовать инструкции «Сделай, как попрошу»; «Выбирай сам» и  подвижные игры, развивающие волевое поведение «Найди и промолчи»; «Молчанка»; «Пианино»; «Слушай сигнал»; «Великаны, лилипуты»; «Смешинка». Чем чаще мы играли в эти игры, тем меньше дети делали ошибок, тем дольше она продолжалась.

В работу включаю игры по желанию детей, даю детям роль ведущего. Многие дети постепенно начинали принимать активное участие в играх в роли ведущего. Например, в игре "Зеркало", поначалу они часто отказывались от роли ведущих, стеснялись, были неуверенны и только после того, как у них повышалась уверенность, они стали чаще пробовать себя в этой роли, а также в других играх.

На этом этапе очень важна оценка взрослого, поэтому оцениваю в первую очередь то, насколько дети были внимательны, сосредоточены, а только после этого физические качества. При оценке игры отмечаю и волевые проявления детей, проявления инициативы, случаи сопереживания и взаимопомощи. Включаю в оценку игры улучшения в развитии: «Сегодня все успели, никто не ошибся», а также и установки на активизацию внимания. Установки даю перед игрой при повторении правил игры, также использую и установки на будущее, направленные на последующие игры. Данные сопровождаю  положительным эмоциональным фоном. Также в этот период уделяю особое внимание развитию умений детей самостоятельно организовывать подвижные игры по своей инициативе; таким образом развивать их самостоятельность, инициативность и произвольность в поведении и внимании. Дети без помощи взрослого могут начать игру, но не могут соблюдать правила, не способны договориться. Поэтому, неотъемлемой частью этого процесса является присутствие педагога, как направляющего и контролирующего деятельность детей. 

При проведении подвижных игр учитываю следующие педагогические условия:

1). Использование художественного слова при подготовке и проведении игры.

2). Наиболее полная реализация принципа переноса формирующихся двигательных умений и навыков ребенка в игровую ситуацию. Согласно этому принципу, действия в игре должны соответствовать умениям ребенка. Это предполагает предварительное усвоение ребенком движений, входящих в качестве операционального компонента в состав игровых действий.

3). Совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка, стимулирующая атмосферу добра, радости, веселья. Принятие взрослым и ребенком игровой позиции заключается в шутливом добром разыгрывании различных ситуаций с выдумкой и фантазией. В результате у детей формируется способность находить неожиданные веселые выходы из самых разнообразных ситуаций, как в жизни, так и в подвижной игре, шутливые варианты их обыгрывания.

Партнерские отношения взрослого и ребенка предполагают:

- совместное выполнение взрослым как равноправного участника, различных вариантов реализации подвижной игры, наполнения их разнообразным содержанием;

- проявления заинтересованности в результатах игры детей;

- включение взаимной оценки и интерпретации действий участников игры;

- общение взрослого и детей по содержаниюразвитию сюжета подвижной игры;

- обсуждение проблем возникающих в игре.

4).  Формирование у детей в процессе проведения подвижных игр представлений об окружающем мире; о животных, сказочных и реальных персонажей игр;

5) – применение эмоционально-образной методики руководства подвижной игрой, способствующей формированию у детей положительно-эмоционального отношения к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в игровой ситуации. Эмоционально-образная методика руководства подвижной игрой предполагает ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами, краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, характеристику и действия игровых персонажей, создание вариантов игры, планирование сюрпризных моментов. Эмоциональную образную выразительность для детей несут  игровые упражнения, не имеющие законченного сюжета и какого-либо развития событий, например при имитации движений и звуков насекомых, животных, прыгать, как "зайчик" или "лягушка", движения рук, как "крылышки у бабочки", прогнуться, как "котенок" и т.п.

6). Осуществление личностного подхода при проведении подвижной игры, который выражается в выборе игры, сложности игрового сюжета, используемых двигательных действий, распределении ролей и т. п.

Подвижные игры на внимание

Подвижные игры развивающие слуховое внимание:

«Что слышно», «Слушай звуки», «Узнай по голосу», «Кукушка», «Будь внимателен», «Четыре стихии», «Считай дальше», «Слушай хлопки», «Слушай внимательно», «Стой».

Подвижные игры, развивающие зрительное внимание:

«Найди свой кубик», «Автобусы и остановки», «Цветные пристани», «Где скажу - там и остановитесь».

Подвижные игры, развивающие двигательное внимание:

«Кто летает», «По новым местам», «Совушка - сова», «Кого назвали, тот и ловит»,

«Воробьи и вороны», «Море волнуется», «Деревья качаются», «У оленя дом большой», «У Маланьи, у старушки», «Ровным кругом», «Зеваки», «Найди игрушку», «Разведчики», «Съедобное -не съедобное», «Канон».

Деление игр в зависимости от развития свойств внимания: развитие объёма внимания, устойчивости, концентрации, способности к переключению и распределению внимания.

Подвижные игры на объем внимания:

«Кто живет в лесу?», «На чем будем путешествовать?», «Ловишки с цветными хвостиками», «Эстафета с мячами», «Зеркало», «Кто вернее», «Игра с пиктограммами»; «Шапка-невидимка»; «Кто больше увидел».

Подвижные игры на переключение внимания:

«Догони мальчиков, девочек», « У медведя во бору», «Разноцветные шары», «Тихо-громко», « Стрекозы-жуки».

Подвижные игры на сосредоточенность внимания:

«Найди свой домик», «Воробушки в домиках», «Пойдем в лес по грибы», «Что бывает желтое?», «Ягоды, грибы, листочки», «Кто быстрее».

Подвижные игры на распределение внимания:

«Аня, лови мяч», «Пяточки-носочки», «Наступалки»,  «Сделай наоборот», «Успей поменять флажок», «Подбеги к своим кеглям», «Найди и промолчи».

Подвижные игры на концентрацию внимания: «Запрещенное движение», «Покажи - не ошибись», «Рюкзачок бежит по кругу».

Подвижные игры развивающие переключение, распределение, устойчивость внимания:

«Зоопарк», «Запомни ритм», «Где чьё место?», «Машинка», «Повтори за мной», «Я впереди», «Не теряй пару», «Меняемся местами», «У кого больше», «Будь внимательным», «Не ошибись», «Найди свой кубик», «Быстро по местам», «Мяч в круге», «Спокойно, стучать, вверх».

Подвижные игры, направленные на развитие произвольности внимания

«Ручеёк», «Обезьянка и зеркало», «Смотри на руки», «Слушай команду».

Подвижные игры, развивающие умение планировать свои действия, следовать инструкции: «Сделай, как попрошу», «Выбирай сам».

Подвижные игры, развивающие волевое поведение: «Найди и промолчи», «Молчанка», «Пианино», «Слушай сигнал», «Великаны, лилипуты», «Смешинка».

Подвижные игры упражнения для развития перцептивных процессов у дошкольников при проведении НОД. Эти игры направлены как на развитие внимания, так и на развитие и закрепление у детей сенсорных эталонов: совершенствование восприятия формы, цвета, пространства; закрепление времени суток, времен года, правил дорожного движения, математического счета; развитие мелкой моторики; совершенствование работы зрительного и кинестетического анализаторов

«Узнай фигуру», «Осень – весна», «Цветные шарики», «Светофор», «К своим флажкам», «Найди свой цвет», «Найди пару», «Запрещенный цвет», «Поймай мяч», «День и ночь», «Угадай, чья песенка», «Слушай музыку», «Выполняй правильно», «Повтори за мной».

Сюжетные подвижные игры

«Наседка и цыплята», «Кот и мышь», «Пес Барбос», «Птички и автомобиль».

Бессюжетные подвижные игры «Наступалки», «Найди свой цвет», «Ровным кругом».

Подвижные игры в соответствии с лексическими темами на примере «Зима»: «Снеговик», «Льдинки, ветер и мороз», «Не будите медведя», «Снег кружится», «Два Мороза», «Зимние забавы», «Снежинки и ветер», «Зима пришла!»,  «Найди Снегурочку!»,  «Елочки бывают», «Мороз - Красный нос».

Подвижные игры с текстом на согласование слов и действий «Теремок», Народные подвижные игры «У оленя дом большой», «У Маланьи, у старушки».

По уровню сложности наиболее доступными для детей с ОВЗ являются сюжетные подвижные игры. Сюжетные игры опираются на имеющийся опыт детей, что обеспечивает понимание ими их содержания. В связи с этим выбираю такие игры, которые соответствуют их представлениям об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, предметах быта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных. Выполняемые детьми игровые действия носят преимущественно имитационный характер, но имитация обеспечивается привлекательными для ребенка многократно повторяемыми вариантами ходьбы, бега, перепрыгивания, лазанья, ползания, игр с мячом, ленточками, флажками и др.

Из бессюжетных игр, учитывая физические и интеллектуальные возможности детей, использую простейшие игры типа "ловушек", "салок", "пятнашек". Это связано с тем, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, ловкости и быстроты движений, точности и ориентировки в пространстве, а именно эти элементы координационных способностей у детей младшего школьного возраста сформированы недостаточно.

Прежде, чем провести подвижную игру, заранее знакомлю их с элементами игры, упражняю в тех движениях, которые им трудны. Сама принимаю активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом, или частично справляется с заданием. Проявляю терпимость к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим неправильно выполняют задания педагога. Каждый ребенок, вовлекаясь в игру, выполняет посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Многообразие игр объясняется тем, что часть игр,  предназначены для однократного проведения. Так как постоянное использование каких либо игр может привести к снижению интереса к ним. Также  существует ряд игр предназначенных для замены ими других игр. Замена на подобную, но с более упрощёнными правилами игру использую при затруднении детей. Так же замена игры на подобную ей может быть необходима при смене условий проведения, например при невозможности проведения игры на участке возможна замена на игру, решающую те же задачи, но с меньшей двигательной активностью, которую возможно провести в помещении. Так же учитываю, что часть игр проводятся с группой детей, а часть только индивидуально.

Принцип "не навреди" является одним из наиболее существенных в организации подвижной игры.

В ходе систематического проведения подвижных игр на развитие внимания, можно отметить, что дети становятся более внимательны, выдержанны при проведении подвижных игр, замечают ошибки у сверстников, могут объяснить правила игры.

Наблюдается развитие всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым.

В игре реальный мир ребенка сливается с фантазией, дети с легкостью перевоплощаются в распускающийся цветок, аиста, стоящего на одной ноге, или слона, хоботом пьющего воду. И это самое ценное: значит, ребенок верит, и то, что происходит в игре, становится миром его чувств и переживаний, где он общается, познает радости и неудачи, отношения людей, т.е. приобретает социальный опыт. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие. Именно поэтому,  с помощью игры у ребенка корректируется и развивается восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышается умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия, тактильных и кинестетических ощущений и т.п.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)

В данном разделе приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НО".

Темы выступления на промблемном очно-заочном семинаре-практикуме: "Игровые приемы в познавательном  и эмоционально-волевом развитии детей младшего школьного возраста"....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

Развитие слоговой структуры у детей дошкольного и школьного возраста.

Коррекция слоговой структуры слова является важным направлением в работе учителя-логопеда, так как от неё зависит успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, пись...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Целью данной статьи является ознакомление родителей с особенностями обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Прочитав данную статью, вы познакомитесь:с понятием СДВГ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....