МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ОСНОВНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
учебно-методический материал

Татьяна Михайловна Зыбина

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. №1378 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся», по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО). Национальное исследование качества начального общего 5 образования проводится, прежде всего, в целях осуществления мониторинга результатов реализации ФГОС НОО и направлено на выявление общего уровня подготовки школьников. В рамках исследования также предусмотрен сбор научных данных в целях совершенствования содержания образовательных программ начального общего образования, методов и средств обучения в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ОСНОВНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Новый подход к системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, реализуемый с целью повышения качества образования на всех уровнях, предполагает осуществление как внутренней, так и внешней оценок, построенных на одной и той же содержательной и критериальной основе. Для осуществления мониторинга результатов реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и выявления общего уровня подготовки школьников, наряду с традиционной оценкой, осуществляемой в рамках образовательной организации (внутренняя оценка), проводятся международные, национальные и региональные исследования качества образования (внешняя оценка).

С 2015 года проводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержку введения ФГОС НОО за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Оценка образовательных достижений младших школьников включает четыре направления:

 – оценка достижения предметных результатов с учетом уровней обученности и качества знаний по учебным предметам;

– оценка достижения метапредметных результатов относительно уровня сформированности УУД;

– динамика образовательных результатов в контексте вариативных УМК;

– выявление затруднений в деятельности учителя на предметном и методическом уровнях при применении стандартизированных методик оценки контрольных работ с учетом их нового формата и содержания.

       Таким образом, на современном этапе развития системы образования мониторинговые исследования рассматриваются как механизм обеспечения обратной связи, позволяющий получить данные о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Систематический сбор информации об образовательных достижениях младших школьников, проводимый на международном, федеральном и региональном уровнях, обладает огромным потенциалом в решении задач повышения качества начального общего образования.

Подготовка младших школьников к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе. В качестве важнейших стратегий подготовки обучающихся к ВПР можно назвать реализацию системно-деятельностного подхода при организации образовательной деятельности школьников, начиная с первого класса и осуществление осознанного систематического закрепления изученного (но не отработка способа выполнения конкретных заданий). Реализация названного подхода происходит через проблематизацию содержания образования, использование методов и технологий обучения, способствующих формированию и развитию самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника. Проявлению познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, изменению характера их взаимоотношений с учителем и сверстниками, более глубокому пониманию учебного материала, усилению интереса и мотивации, развитию способности к самостоятельному обучению, обеспечению максимально возможной связи между учеником и учителем способствует реализация активных и интерактивных технологий обучения.

Охарактеризуем некоторые из них.

Технология проблемного обучения, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Актуальность технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Технология развития критического мышления, способствующая развитию мыслительных навыков, необходимых учащимся в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценка, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Технология педагогических мастерских (предметных, творческих (Г.А. Мейчик), мастерских ценностных ориентаций (Е.О. Галицких) и т.д.), обеспечивает решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создает условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Данная технология сходна с проблемным обучением.

Технология модерации, предполагающая такую технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Учитель перестает быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Кейс-технология. Суть кейс-технологии состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология предполагает: индивидуальную работу обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работу в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентацию и экспертизу результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). В отличие от проблемной ситуации, кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Технология предполагает: наличие проблемы; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы; использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Технология «Дебаты» – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Технология предполагает: активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; их включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности; обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Ментальные технологии, основанные на мыслительных процессах человека. Так, ментальная карта – удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, наглядно отражающая ассоциативные связи в мозге человека. Составление ментальных карт предполагает классификацию ключевых понятий темы на основные и производные. Структуры ментальных карт создаются по мере поступления информации (изучения темы).

Технология обучения в сотрудничестве, главная идея которой заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Данная технология, являясь примером личностно-ориентированных технологий, предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

В процессе реализации названных образовательных технологий обучающиеся на уроке осуществляют такие виды деятельности, которые актуальны в условиях реализации ФГОС НОО:

– работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

– критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; – решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;

 – анализ современных общественных явлений и событий; – освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);

– аргументация защиты своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

– выполнение творческих работ и исследовательских проектов. Важным аспектом в реализации системно-деятельностного подхода является также выбор оптимальных форм работы с обучающимися. Преобладание фронтальной работы в начальной школе, не предполагающей формирование самостоятельности учебной деятельности, способствует снижению эффективности обучения. При этом сначала рекомендуется применять парную и групповую формы работы, а только затем индивидуальную. Такая форма работы является наиболее сложной относительно сформированности уровня самостоятельности ребенка. Кроме того, до проведения процедур итоговой оценки в образовательных организациях целесообразно проводить систематическое закрепление пройденного материала. В соответствии с требованиями ФГОС оно должно быть направлено не на отработку (запоминание и воспроизведение) решения конкретных заданий (по типу и содержанию), а на осознанную систематизацию освоенных знаний и способов действий, в том числе с учетом результатов всероссийских и региональных проверочных работ.

Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе

(рекомендации для учеников)

Советы по подготовке к проверочной работе:

– Готовься планомерно

– Соблюдай режим дня – Питайся правильно

– Во время подготовки чередуй занятия и отдых Накануне проверочной работы: С вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Советы во время проверочной работы:

– Соблюдай правила поведения на проверочной работе!

– Слушай, как правильно заполнять бланк!

– Работай самостоятельно!

– Используй время полностью! При работе с заданиями: – Сосредоточься!

 – Читай задание до конца!

 – Думай только о текущем задании!

– Начни с легкого!

 – Пропускай!

– Исключай!

– Проверь!

– Не оставляй задание без ответа!

 – Не огорчайся! Советы после выполнения проверочной работы:

Как помочь своему ребѐнку подготовиться к Всероссийской проверочной работе? (рекомендации для родителей)

      Приближается конец учебного года, и детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребѐнку подготовиться к проверочной работе? Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста или отличника. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент. Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого учащийся даже при выполнении обычной домашней работы должен  иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребѐнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всѐ остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребѐнке привычку проверять написанное.

        Есть ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребѐнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребѐнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребѐнка. Авторитарный стиль общения часто даѐт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребѐнка и обогатить еѐ своим жизненным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика исследовательских умений младших школьников при выполнении учебных проектов.

Данная статья была опубликована в журнале "Вестник" ЧГПУ и раскрывает актуальные проблемы образования....

Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов.

В данной статье раскрываются приемы формирования исследовательских умений младших школьников, которыми может пользоваться учитель начальной школы на своих уроках. Опубликована в журнале "Известия...

Подготовка младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО на спортивном часе

Спортивный час в группе продлённого дня является прекрасной ареной для подготовки и сдачи норм по многим видам упражнений комплекса ГТО. Для этого содержание каждого спортивного часа надо планировать ...

Основные принципы подготовки младших школьников к участию в олимпиадах по английскому языку

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Преимущества систематического обучения детей иностр...

Семинар-практикум : "Система подготовки младших школьников к ВПР и итоговым проверочным работам: методические решения"

Данные методические рекомендации помогут учителю начальных классов оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 1 - 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО; осуществить диагност...

Итоги выполнения Всероссийской проверочной работы по предмету «окружающий мир» в 4 классе (2018-2019 уч.год)

В статье предоставлена аналитическая справка об Итогах выполнения Всероссийской проверочной работы по предмету «окружающий мир» в 4 классе (2018-2019 уч.год)...