Рабочая программа учителя-дефектолога для учащихся 1- 4 класса с ЗПР
календарно-тематическое планирование

Гришкова Лариса Витальевна

Рабочая программа учителя - дефектолога для учащихся 1-4 классов с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

Рабочая программа учителя-дефектолога

для  учащихся  1- 4 класса с ЗПР

Уровень образования  начальное

Количество часов всего 68 в неделю 2

Учитель-дефектолог:Гришкова

Лариса Витальевна  

г. Москва

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с  ЗПР. Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
  • Приказ Минобрнауки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 года №1598;
  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.

      Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития и сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ЗПР.

         Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся ГБОУ Школа №2065.

         Основные направления работы учителя-дефектолога:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • аналитическое;
  • консультативно-просветительское и профилактическое направление;
  • организационно-методическое.

Программа коррекционного курса содержит:

1) пояснительную записку;

2 цели, задачи и принципы коррекционного обучения;

3) описание места коррекционного курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса;

5) ожидаемые результаты освоения коррекционного курса;

6) содержание коррекционного курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и календарно-тематическое планирование

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Пояснительная записка

  Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

.

Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными

познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического

развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или

поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные

недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой

ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной

работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования (вариант В) могут быть представлены следующим образом.

I.2.  Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных

категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

 раннее получение специальной помощи средствами образования;

 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с задержкой психического развития характерны следующие специфические образовательные потребности:

 наглядно-действенный характер содержания образования;

 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков

социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных

контактов.

  1. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей

 Цель программы: cоздание комплекса условий  для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ЗПР, формирование у обучающихся школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности.

 Задачи работы:

  Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;

  Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;  Формирование и развитие мыслительных операций;

  Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

  Формирование и развитие пространственной ориентировки;

  Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

  Воспитание самостоятельности в работе;

  Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

  Формирование сенсомоторных координаций.

          В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал.   Программа является частью «Коррекционной программы». Направлена на выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и создание адекватных условий для их реализации; осуществление   индивидуально   ориентированной   психолого-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; оказание индивидуальной помощи в освоении обучающимися с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях ребенка.

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты 

У учащегося будем стремиться сформировать:   

  • положительное отношение к учёбе в школе; первоначальные представления о знании и незнании; понимания значения обучения в жизни человека;
  •  представление о причинах успеха в учёбе;    
  • общее представление о моральных нормах поведения;  
  • осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к занятиям, отвечать на вопросы учителя (учебного пособия), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к занятиям (ежедневно быть готовым к занятию), бережно относиться к рабочей тетради;  
  • элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;  
  • соблюдение элементарных правил работы индивидуально, проявление доброжелательного отношения к взрослому, стремление прислушиваться к его мнению;
  •  элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.  

 

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);  
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;
  • стремиться к успешной учебной деятельности.

 

Учащийся получит возможность для формирования:  

  • мотивации обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
  • эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;
  • первоначальных представлений о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; 
  • освоения семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
  • чувства любви к Родине; уважения к взрослым;
  • способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

 

Метапредметные результаты  Регулятивные: 

Учащийся научится:   

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;  
  • адекватно воспринимать предложения учителя;  
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;  
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;  
  • оценивать         совместно         с         учителем         результат         своих         действий,                              вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;  
  • составлять план действий для решения несложных учебных задач;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;  
  • осознавать результат учебных действий;  
  • описывать результаты действий.

  Учащийся получит возможность научиться: 

  • принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;  
  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;  
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;  
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;  
  • выделять из заданий известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемому материалу;  
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем  давать эмоциональную оценку деятельности  на занятии.  

 

Познавательные: 

 Учащийся научится:   

  • ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе с рабочей тетрадью;  
  • использовать рисуночные и простые символические варианты записи;  
  • читать простое схематическое изображение;  
  • понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях,         под         руководством         учителя         кодировать         информацию         (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);  
  • проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);  
  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных понятий);  
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов

(проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);  

  • под руководством учителя проводить аналогию;  
  • понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);  
  • строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по рассматриваемому вопросу;  
  • осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;  оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

 

Учащийся получит возможность научиться: 

  • составлять небольшие  сообщения в устной форме (2—3 предложения);  
  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых отношениях;  
  • выделять существенные признаки объектов;  
  • под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе

их анализа;  

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • понимать цель и смысл выполняемых заданий;
  • самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;
  • самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов;
  • читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
  • определять в художественном тексте последовательность событий, их причинноследственную связь;
  • представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;          осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.  

 

Коммуникативные: 

Учащийся научится: 

  • принимать участие в работе с учителем;  понимать задаваемые вопросы;
  • воспринимать различные точки зрения;  
  • понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;  
  • контролировать свои действия;  
  • слушать учителя, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;  употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извините, пожалуйста», «Простите, я не хотел Вас обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.  

использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

 

Учащийся получит возможность научиться: 

  • наблюдать за действиями учителя;            формулировать свою точку зрения;  
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;  
  • интегрироваться         в         группу         сверстников,         проявлять         стремление         ладить         с

собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
  • принимать участие в обсуждении прочитанного;
  • принимать различные точки зрения на прочитанное произведение.

 

Предметные результаты Учащийся научится:   

  • сравнивать числа, соотносить количество с числом, выполнять различные действия с числами;
  • выполнять арифметические действия в пределах 20;
  • работать с текстовыми задачами;
  • понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше
  • — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения;
  • получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;          объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;  усваивать главные понятия курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции;
  • владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.  

 

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать единицы величин, практически измерять величины;
  • сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;  рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные;
  • различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная,

квадратная;

  • читать простейшие готовые схемы, таблицы, выявлять простейшие закономерности;  оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);
  • воспринимать на слух чтение учителя;
  • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
  • читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;
  • обсуждать прочитанное или прослушанное произведения; отвечать на вопросы учителя;
  • создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных          произведений;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;  
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;  формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Сенсомоторное развитие. 

  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений; 
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; 
  • развитие тонкости и целенаправленности движений; 
  • развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия; Дидактические игры и упражнения:  
  • узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов;  
  • фигурно-фоновое различие предметов, букв;  
  • анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений;  
  • установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»);  
  • вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации;  
  • нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания;  
  • нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду

букв;

  • графические диктанты;  
  • перерисовывание фигур по точкам;  
  • комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко»,         «Кулак-ладонь-ребро»,         «Зеркальное рисование»,         «Ухо-нос», «Змейка»;  
  • игра «Волшебный мешочек»;  
  • игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»). 

 

2. Формирование пространственных представлений. 

−         формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; 

−         формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); 

−         формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); 

−         развитие пространственного праксиса; 

− развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

Дидактические игры и упражнения:  

  • ориентировка в схеме собственного тела;  
  • ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;  
  • определение пространственного расположения элементов букв;  
  • пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда);  –         определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты). 

 

3. Развитие мнемических процессов. 

−         тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

−         произвольное         запоминание         слухового         ряда:         цифр,         звуков,         слов,         предложений, многоступенчатых инструкций;

−         развитие тактильной и кинестетической памяти.  

Дидактические игры и упражнения:  

  • слуховые диктанты;  
  • игра «Запомни звуки»;  
  • игра «Забытый предмет (буква)»;  
  • зрительные диктанты;  
  • запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;  
  • заучивание букв. 

 

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие. 

  • развитие слухо-моторной координации; 
  • развитие зрительно-моторной координации; 
  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

Дидактические игры и упражнения:  

  • двигательное воспроизведение ритмических структур;  
  • графические диктанты (по словесной инструкции);  
  • выбор         из         предложенных         вариантовусловных         графических         изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба X.Бирча и Л. Бельмонт);  
  • выстукивание         ритмической         структуры         по         зрительному         (графически представленному) образцу;  
  • графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры);  
  • срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов;  
  • рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни). 

 

5. Формирование   функции   программирования и контроля собственной деятельности: 

  • регуляция простейших двигательных актов; 
  • формирование умения ориентировки в задании;

 -формирование умения планирования этапов выполнения задания; 

  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Дидактические игры и упражнения:  

  • анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;  
  • определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;  
  • проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»;  
  • речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; –         игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;  –         «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание. 

 

6. Формирование навыка письма. 

Дидактические игры и упражнения:  

  • развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;  
  • заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;  
  • актуализация и закрепление навыказвукобуквенного анализа слова;
  • зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога);  
  • слуховые диктанты. 

 

7. Формирование навыка чтения. 

Дидактические игры и упражнения:  

  • заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;  
  • чтение слоговых таблиц;  
  • составление слогов, слов из предложенных букв;  
  • чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;  
  • составление предложений из слов;  
  • графические диктанты (схематическая запись слов, предложений). 

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к учёбе в школе; первоначальные представления о знании и незнании; понимания значения обучения в жизни человека;
  • представление о причинах успеха в учёбе;    
  • бережного отношения к оборудованию;
  • общее представление о моральных нормах поведения;
  •  осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к занятиям, отвечать на вопросы учителя (учебного пособия), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к занятиям (ежедневно быть готовым к занятию), бережно относиться к рабочей тетради;
  • элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  • соблюдение элементарных правил работы индивидуально, проявление

          доброжелательного отношения к взрослому, стремление прислушиваться к его мнению;  

  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

 

Учащийся получит возможность научиться:  оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  

2

 

 объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).   в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;   оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством  учителя с точки зрения морали и ценностей;  стремиться к успешной учебной деятельности.

 

Учащийся получит возможность для формирования:   мотивации обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;  эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;  первоначальных представлений о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;  освоения семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;  чувства любви к Родине; уважения к взрослым;  способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;  ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

 

Метапредметные результаты  Регулятивные:  Учащийся научится:    принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;   понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;   адекватно воспринимать предложения учителя;   проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;    осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;   оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;    составлять план действий для решения несложных учебных задач;  выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;    осознавать результат учебных действий;   описывать результаты действий.

 

 Учащийся получит возможность научиться:   принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;   в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;   выполнять учебные действия в устной и письменной речи;   осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;    адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;   выделять из заданий известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемому материалу;   фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к

3

 

своим успехам, стремиться к улучшению результата;  анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;   определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;  работать по предложенному учителем плану;  отличать верно выполненное задание от неверного;  совместно с учителем  давать эмоциональную оценку деятельности  на занятии.  

 

Познавательные:  Учащийся научится:    ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе с рабочей тетрадью;   использовать рисуночные и простые символические варианты записи;   читать простое схематическое изображение;   понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);    проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);    выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных понятий);    под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);    под руководством учителя проводить аналогию;   понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);   понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);    строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по рассматриваемому вопросу;    осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура;  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;  составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;  оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;  принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

 

Учащийся получит возможность научиться:   составлять небольшие  сообщения в устной форме (2—3 предложения);    строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых отношениях;    выделять существенные признаки объектов;   под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа;    проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;  понимать цель и смысл выполняемых заданий;  самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;  самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов;  читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

4

 

 определять в художественном тексте последовательность событий, их причинноследственную связь;  представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;  использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания;  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы;  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.  

 

Коммуникативные:  Учащийся научится:   принимать участие в работе с учителем;  понимать задаваемые вопросы;  воспринимать различные точки зрения;   понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;   контролировать свои действия;   слушать учителя, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;    признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;  употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извините, пожалуйста», «Простите, я не хотел Вас обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

 

Учащийся получит возможность научиться:   наблюдать за действиями учителя;    формулировать свою точку зрения;   включаться в диалог с учителем и сверстниками, в обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;   интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  выразительно читать и пересказывать текст;  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;  слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;  принимать участие в обсуждении прочитанного;  принимать различные точки зрения на прочитанное произведение.

 

Предметные результаты Учащийся научится:    сравнивать числа, соотносить количество с числом, выполнять различные действия с числами;

5

 

 выполнять арифметические действия в пределах 20;  работать с текстовыми задачами;  понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше  — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);  выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения;  получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;  называть окружающие предметы и их взаимосвязи;  объяснять, как люди помогают друг другу жить;  называть основные особенности каждого времени года;  называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;  усваивать главные понятия курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции;  владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.  

 

Учащийся получит возможность научиться:  различать единицы величин, практически измерять величины;  сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;  рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные;  различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;  читать простейшие готовые схемы, таблицы, выявлять простейшие закономерности;  оценивать правильность поведения людей в природе;  оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);  воспринимать на слух чтение учителя;  читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);  читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;  обсуждать прочитанное или прослушанное произведения; отвечать на вопросы учителя;  создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных  произведений;  овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;   умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;  формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Сенсомоторное развитие. -  развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; - развитие тактильных ощущений;

6

 

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; - развитие тонкости и целенаправленности движений; - развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия; Дидактические игры и упражнения:  – узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов;  – фигурно-фоновое различие предметов, букв;  – анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений;  – установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»);  – вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации;  – нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания;  – нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; – графические диктанты;  – перерисовывание фигур по точкам;  – комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;  – игра «Волшебный мешочек»;  – игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

 

2. Формирование пространственных представлений. − формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; − формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); − формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); − развитие пространственного праксиса; − развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. Дидактические игры и упражнения:  – ориентировка в схеме собственного тела;  – ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;  – определение пространственного расположения элементов букв;  – пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда);  – определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

 

3. Развитие мнемических процессов. − тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; − произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; − развитие тактильной и кинестетической памяти.  Дидактические игры и упражнения:  – слуховые диктанты;  – игра «Запомни звуки»;  – игра «Забытый предмет (буква)»;  – зрительные диктанты;  – запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;  – заучивание букв.

 

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие. - развитие слухо-моторной координации;

7

 

- развитие зрительно-моторной координации; -  развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Дидактические игры и упражнения:  – двигательное воспроизведение ритмических структур;  – графические диктанты (по словесной инструкции);  – выбор из предложенных вариантовусловных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба X.Бирча и Л. Бельмонт);  – выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу;  – графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры);  – срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов;  – рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

 

5. Формирование   функции   программирования и контроля собственной деятельности: - регуляция простейших двигательных актов; - формирование умения ориентировки в задании;  -формирование умения планирования этапов выполнения задания; -  формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. Дидактические игры и упражнения:  – анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;  – определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;  – проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»;  – речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; – игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;  – «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

 

6. Формирование навыка письма. Дидактические игры и упражнения:  – развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;  – заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;  – актуализация и закрепление навыказвукобуквенного анализа слова; – зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога);  – слуховые диктанты.

 

7. Формирование навыка чтения. Дидактические игры и упражнения:  – заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;  – чтение слоговых таблиц;  – составление слогов, слов из предложенных букв;  – чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;  – составление предложений из слов;  – графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...