Лепка
рабочая программа (1 класс)

Екатерина Владимировна Балашова

Лепка. Подготовка руки к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lepka_.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Гимназия  № 4 г. Химки

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Гимназия  № 4    

____________/Н.Н. Козельская /

Приказ _____ ____  от  «____» ____2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Подготовка детей к школе

«Школа будущего первоклассника»

«Подготовка руки к письму»

Направленность – развивающая

Уровень – начальный

Возраст детей – 6 лет

Срок реализации – 1 год

                         

 Автор составитель:            

                                                                                 

    учитель начальных классов

Балашова Е.В.                                                                                                                                                                        

Химки 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет  кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, усидчивость ребенка, умение наблюдать, выделять главное, развивают трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Направленность дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.

Цель программы: развивать творческие и коммуникативные способности ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина. 

Задачи:

1. образовательные:

– обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм);

– формировать умение лепить предметы из пластилина;

 – учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и самостоятельных поисков;

– учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.

2. развивающие:

– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

– развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;

– развивать творчество и инициативу.

– развивать ручную умелость, мелкую моторику пальцев рук;

3. воспитательные:

– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

– воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

– формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы;

– формировать навыки сотрудничества.

4. здоровьесберегающие:

– соблюдать режим охраны зрения;

–  учить правильной посадке за рабочим местом.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Таким образом, создаются условия для гармоничного восприятия ребенком информации и знаний, а также воплощение, т.е. творческая переработка их в своих собственных художественных произведениях.

Настоящая программа рассчитана на  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 30 часов обучения.

Форма и режим занятий

Форма работы групповая, в группах по 10-12 детей. Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц. Продолжительность занятия 25 минут.

Ожидаемые результаты

В результате обучения дети должны знать:

- название и назначение инструментов, материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные свойства обработки;

- правила организации рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами ручного труда;

- выполнять работы самостоятельно;

- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять товарищескую помощь.

Оценка результатов

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Выполнение совместной коллективной работы; выставка детских работ.

Основное оборудование:  нож (стек); пластилин; дощечки для пластилина; клеенка; демонстрационные пособия (предметы правильной геометрической формы, рисунки-плакаты с поэтапной лепкой изделия, альбомы с образцами, фотографиями).

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Содержание занятий

Тема 1. Аист. Почему аист живет на крыше (1ч.)

Знакомство с пластилином. Техника безопасности.

Занятие способствует обучению  детей формировать из пластилина объёмные геометрические фигуры, корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывает  любовь и интерес к птицам.

Тема 2. Баран. Почему бараны не гуляют поодиночке (1ч.)

закрепление основных приемов лепки (скатывание, вдавливание, оттягивание, сплющивание);

развитие мелкой моторики;

Тема 3. Ворона. Почему вороны любят смотреться в зеркало (1ч.)

 Развитие мелкой моторики пальцев, глазомера, внимания, памяти, творческого мышления.

 Воспитание у детей доброго отношения к птицам

Тема 4. Гусь. Почему у гусей перепончатые лапы (1ч.)

Знакомство детей с вариантами различного украшения  птиц( сделать стекой пёрышки, глазки пшеном); развитие чувства формы и композиции; развитие творческого воображения.

Тема 5. Динозавр. Куда делись динозавры (1ч.)

Развитие чувства формы и композиции, творческого воображения,воспитание художественного вкуса

Тема 6. Енот. Зачем енот приходит к людям (1ч.)

развитие мелкой моторики рук

Тема 7. Еж. Почему еж колючий (1ч.)

Обучение приёмам скульптурной лепки и из целого куска путём вытягивания и моделирования частей с использованием стеки для передачи характерных черт.

Тема 8. Жук. Почему жуки-короеды прячутся глубоко в дереве (1ч.)

Воспитание художественного вкуса,  любви к живой природе.

Тема 9. Зебра. Почему зебра полосатая (1ч.)

Развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера

Тема 10. Иволга. Почему иволгу зовут иволгой (1ч.)

Знакомство детей с вариантами различного украшения  птиц( сделать стекой пёрышки, глазки пшеном).

Тема 11. Йорк. Почему у йорка такая длинная шерсть (1ч.)

Активизация речи, обогащение словаря детей.

Тема 12. Крот. Почему крот живет под землей (1ч.)

Развитие мелкой моторики и глазомера.

Тема 13. Лягушка. Почему у лягушки длинный язык (1ч.)

Воспитание у детей доброго отношения ко  всему живому в природе.

Тема 14. Медведь. Почему медведь не любит пчел (1ч.)

Воспитание у детей доброго отношения ко  всему живому в природе

Тема 15. Носорог. Почему носорог такой сердитый (1ч.)

 Закрепление разнообразных приемов лепки ладошками и пальцами

 

Тема 16. Орел. Почему у орла загнутый клюв (1ч.)

Воспитание любви к живой природе.

Тема 17. Пингвин. Почему пингвин не умеет летать (1ч.)

Развитие общей и мелкой моторики

Тема 18. Рысь. Почему у рыси короткий хвост (1ч.)

Обогащение знаний  детей о животных

Тема 19. Страус. Зачем страус прячет голову в песок (1ч.)

Формирование умения  раскатывать жгутики из пластилина.

Тема 20. Тигр. Откуда у тигра полоски (1ч.)

Воспитание заботливого отношения к животным.

Тема 21. Утка. Почему у утки длинный и плоский клюв (1ч.)

Развитие чувства формы и композиции

Тема 22. Филин. Почему филин кричит «Ух» (1ч.)

Воспитание художественного вкуса

Тема 23. Хамелеон. Какого цвета хамелеон (1ч.)

Развитие творческого воображения, воспитание  любви к живой природе.

Тема 24. Цыпленок. Как курица различает своих цыплят и чужих (1ч.)

Воспитание стремления доводить начатое дело до конца, эстетического отношения к своим работам

Тема 25. Черепаха. Почему черепаха так медленно ползает (1ч.)

Закрепление знаний детей о животных жарких стран и их детенышах.

Тема 26. Шмель. Почему пчелиный мед едят, а шмелиный нет (1ч.)

Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на три части при помощи стеки.

Тема 27. Щука. Почему у щуки так много зубов (1ч.)

Воспитание внимания, сосредоточенности

Тема 28. Эфа. Почему у эфы нет ни лап, ни хвоста (1ч.)

Воспитание любви и бережного отношения к животным.

Тема 29. Юрок. Почему юрок поет как зяблик (1ч.)

Закрепление разнообразных приемов лепки ладошками и пальцами

Тема 30. Ящерица. Почему у ящерицы отваливается хвост (1ч.)

Развитие моторику рук при создании композиции из пластилина, творческого воображения.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Планируемая дата

«Подготовка руки к письму. Лепка» (30 часов)

1

Аист. Почему аист живет на крыше.

28.09 – 30.09

2

Баран. Почему бараны не гуляют поодиночке

12.10 - 14.10

3

Ворона. Почему вороны любят смотреться в зеркало

19.10 - 21.10

4

Гусь. Почему у гусей перепончатые лапы

26.10 - 28.10

5

Динозавр. Куда делись динозавры

02.11 - 04.11

6

Енот. Зачем енот приходит к людям

09.11 - 11.11

7

Еж. Почему еж колючий

16.11 - 18.11

8

Жук. Почему жуки-короеды прячутся глубоко в дереве

23.11 - 25.11

9

Зебра. Почему зебра полосатая

30.11 – 02.12

10

Иволга. Почему иволгу зовут иволгой

07.12 – 09.12

11

Йорк. Почему у йорка такая длинная шерсть

14.12 – 16.12

12

Крот. Почему крот живет под землей

21.12 – 23.12

13

Лягушка. Почему у лягушки длинный язык

28.12 – 30.12

14

Медведь. Почему медведь не любит пчел

11.01 – 13.01

15

Носорог. Почему носорог такой сердитый

18.01 – 20.01

16

Орел. Почему у орла загнутый клюв

25.01 – 27.01

17

Пингвин. Почему пингвин не умеет летать

01.02 – 03.02

18

Рысь. Почему у рыси короткий хвост

08.02. – 10.02

19

Страус. Зачем страус прячет голову в песок

15.02 – 17.02

20

Тигр. Откуда у тигра полоски

22.02 – 24.02

21

Утка. Почему у утки длинный и плоский клюв

01.03 – 03.03

22

Филин. Почему филин кричит «Ух»

08.03. – 10.03

23

Хамелеон. Какого цвета хамелеон

15.03 – 17.03

24

Цыпленок. Как курица различает своих цыплят и чужих

22.03 – 24.03

25

Черепаха. Почему черепаха так медленно ползает

29.03 – 31.04

26

Шмель. Почему пчелиный мед едят, а шмелиный нет

05.04 – 07.04

27

Щука. Почему у щуки так много зубов

12.04 – 14.04

28

Эфа. Почему у эфы нет ни лап, ни хвоста

19.04 - 21.04

29

Юрок. Почему юрок поет как зяблик

26.04 - 28.04

30

Ящерица. Почему у ящерицы отваливается хвост

Список использованной литературы

  1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.
  3. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.
  4. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
  5. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
  6. Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
  7. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

/____________/ Огоноченко С.С

«___»______________2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка и роспись дымковских коней. Сказка о дымковском чуде.

Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушки....

презентация лепка посуды

презентация лепка посуды (чайник, блюдце с чашкой)...

презентация лепка фруктов

презентация лепка фруктов (апельсин, яблоко, груша)...

презентация к уроку труда в 3 классе "Лепка"

Тема: Лепка: рельеф, горельеф, барельеф. Урок труда в 3 классе....

Урок по занимательному труду.Лепка дымковской игрушки.Барыня.

Урок по занимательному труду.Тема урока "Барыня."Лепка дымковских игрушек.Урок для 4 классов в коррекционых школах 8 вида.Тема:Лепка дымковской игрушки.Барыня. Цель: познакомить детей с последователь...

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

Пояснительная запискаВключение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подхо...

Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"

Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"...