"О той, кто дарует нам жизнь и тепло!"
методическая разработка

Цель: способствовать формированию нравственно - эстетических, гражданско- патриотических чувств через раскрытие понятий слова мать; формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к маме; развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном или дочерью своих родителей; воспитывать любовь к матери, ответственность за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_toy_kto_daruet_nam_zhizn_i_teplo.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие ко дню Матери:

«О той, кто дарует нам жизнь и тепло»

Цель: способствовать формированию нравственно - эстетических, гражданско- патриотических чувств через раскрытие понятий слова мать; формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к маме; развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном или дочерью своих родителей; воспитывать любовь к матери, ответственность за свои поступки.

Оборудование:

- выставка книг,

- запись мелодии «Ave Maria» И. С. Баха

- карточки с пословицами

 презентация

II. Вводное слово  и сообщение темы.

Начать наше мероприятие   мне хотелось бы с притчи ( Слайд 4)

Притча о маме. ( Под негромкое звучание «Аве Мария» звучит притча)

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

– Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

– Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

– Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

– А как зовут моего ангела?

– Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его МАМА!

Логопед: А как вы думаете, кому мы посвятим сегодня наше занятие? О ком мы будем говорить? (Ответы детей: о маме.)

В нашей стране праздник «День матери» не имеет определенной даты, а выпадает на последнее воскресенье ноября. Нужно сказать, что отмечать его у нас начали с 1998 года. Тогда был выпущен президентский указ, учреждающий данный праздник в России.

 Есть на свете человек, который с самого рождения находится всегда рядом с нами. Этот человек защищает нас от болезней, от врагов, от всего плохого. Этот человек ласкает нас, жалеет. У этого человека самое доброе сердце, самые мягкие, нежные руки, самая красивая улыбка. Это – человек с большой буквы. Всего четыре буквы, а как много сказано!

Слова мама, мать – одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Мама, мамочка! Сколько тепла таит магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей жизненной дорогой. Материнская любовь греет нас до глубокой старости.

Логопед: Мама - это самое первое слово, которое произносит младенец. Это самый близкий и родной человек. И ни для кого не секрет, что для вас ваша мама – самая добрая, красивая на свете. Нет прекраснее ее глаз, ласковее ее рукнежнее ее голоса. Какие ласковые слова можно сказать маме? 

Игра «Нежные слова» Сегодня и всегда мы готовы говорить своим мамам самые нежные слова. А давайте создадим солнышко материнской любви? Давайте напишем на лучиках, какая ваша мама.

(Дети выходят по очереди и записывают на лучиках солнца свои чудесные слова о маме и прикрепляют их к солнцу.)

Какое чудесное солнышко у нас получилось! Молодцы, очень много хороших слов вы сможете сказать своей маме!

Я хочу ребята, чтобы вы еще внимательнее и бережнее относились к своим мамам, чтобы вы больше любили их.

 А не забываете ли вы, что мам своих надо беречь и чаще говорить им слова благодарности?

Сейчас мы  проверим,  как хорошо вы знаете вежливые слова. Дети по очереди называют ласковые слова. 

(Слайд 7)

 Растает даже ледяная глыба от слова теплого. («спасибо»).

Зазеленеет даже пень, когда услышит добрый. («день»).

 Если больше есть не в силах, скажем мамочке. («спасибо»).

Когда бранят за шалости, скажи прости. («пожалуйста»).

А какие еще слова вы знаете? («извини»«благодарю»«спокойной ночи»«прости»)

Что бы ни происходило в нашей жизни, мы всегда поделимся с самым дорогим нашему сердцу человеком. Легче всего поделиться радостными новостями, рассказать о своих успехах. Труднее поведать о неудачах и страхах.  Но мы все же идем к маме за советом, делимся с ней самым сокровенным, потому что знаем -  выслушает и поймет, даст совет, а если и промолчит, то не осудит. И как спокойно  становится на душе, когда возьмешь маму за руку, обнимешь ее.

Логопед: на партах у вас лежат листочки со стихами о мамах. Вам нужно вставить подходящие слова и выразительно прочитать .

Пока дети готовятся, вопросы гостям :

 – ответить на сказочные вопросы:

– В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины, об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне».)

– В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, одно из которых было в красном головном уборе, но благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Ш. Перро «Красная Шапочка».)

– В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду»и присвоило заработную плату трудящегося, за что тот устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения по лбу? (А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».)

(Стихи раздать детям)

Спасибо тебе за любовь и за … ,(ласку)
Какой окружала меня ты всегда.
Спасибо тебе за любимые сказки,
Что ты каждый вечер читала тогда.

Спасибо тебе за огромную …
,(нежность)
За то, что ты жизнь мне когда-то дала.
Прости меня, мам, прости за небрежность,
Я больше не буду, я все поняла.

Прости за ошибки, что я совершила,
За все огорченья, родная, ….(
прости)
Ведь в жизни ты встретила их, и немало,
На этом большом и нелегком пути.

Сейчас, дорогая моя, обещаю,
Что впредь буду слушать тебя и беречь.
Живи долго-долго. Тебе я
…(желаю)
Здоровья, удачи, улыбок и встреч.

Логопед: а сколько   пословиц о мамах! Вам нужно из двух половинок  составить пословицу и прочитать. (Слайд 8)

При солнышке тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

 

Нет милее дружка, чем родима матушка.

 

Мама в доме – что солнышко на небе.

 

Материнская ласка конца не знает.

 

Мамины руки не знают скуки.

Сердце матери греет лучше солнца.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Кто матери не послушает — в беду попадет.

Для матери плохих детей не бывает.

Добрая мать добру и учит.

Материнское слово мимо не молвится.

Логопед: когда вам бывает больно, к кому вы обращаетесь в первую очередь? Кто вас  утешает?

Как можно назвать маму?

Ответы детей…(Утешительница).

Мама учит нас быть мудрыми, даѐт советы, заботится о нас, оберегает. - Посмотрите на себя: какие вы нарядные, красивые, чистые! А чей в это вложен труд?

 Как вы думаете, как маму принято называть в народе? Почему? Вернѐмся в далѐкие времена, когда люди жили в пещерах. Мужчины добывали  пищу, то есть охотились, а женщины смотрели за детьми и должны были поддерживать огонь, чтоб костёр не погас. 

Ответы детей…(Хранительница очага)

Логопед:  А как называется стихотворение Агнии Барто,  вы узнаете, если прочтёте его? Дети читают  по цепочке.

Мама …  (поёт)

Мама по комнатам
В фаpтyке белом
Hетоpопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поёт. 

Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне yлыбнyться
Hе забывает
И напевает.

Hо вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот:
Мама по-пpежнемy
Ходит по дому,
Но по-иному поёт.

Голос знакомый
С особенной силой
Вдpyг зазвyчал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он...
Hе pазpеветься бы мне.

(А. Барто)

 «Книга в семье»

Логопед: а сейчас проверим, как вы внимательно читали сказки.

(Дети отвечают на вопросы).

1. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил(Красная шапочка)

2. Убежали от грязнули  чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. (Федора)

3. И зайчонок, и волчица – все бегут к нему лечиться. (Айболит)

4. Ждали маму с молоком ,  а пустили волка в дом

Кто же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)

5. Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный аппарат летательный. Какой? (Ступа)

6. Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет? (Игла)

7. В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок)

8. Была она артисткой прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса сбежала навсегда. (Мальвина)

9. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды бегемота вытащил он из болота.

 Он известен, знаменит. Это (Доктор Айболит)

10. В сказке лисонька плутовка  обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь. Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог один смелый петушок. (Зайкина избушка)

11. Он моторчиком жужжит и  над улицей кружит.

Он летит всё выше, выше, у него есть дом на крыше. (Карлсон)

12. Родилась у мамы дочка из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали, знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

13. Серый Волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

14. У Золушки с ножки свалилась случайно.

Была не простою она, а  хрустальной. (Туфелька).

Мы все вместе сыграем в игру «Да – нет».

Внимательно слушайте все, что я скажу.
Если согласны, поднимайте руки вверх и говорите «да», если не согласны топайте ногами, отрицательно качайте головой и говорите «нет».
Отвечайте: «да» иль «нет»,

Любят мамы собирать цветы? (да)
Из цветов они наварят щи? 
(нет)
Книжки на кусочки рвут?(нет)
На метелке прилетают?(нет)
Деткам двери открывают?(да)
Сказки вечером читают?(да)
А потом вдруг из окошка
Языки покажут кошкам?(нет)
Ну, а горькие таблетки
Покупают своим деткам?(нет)
Или сладкие конфетки
Отбирают у соседки?(нет)
А потом жуют в углу,
Не давая никому?(нет)
Нет конечно, своим деткам
Мамы отдадут конфетки,
Купят тортик, паровоз
И подарков целый воз?(да)

Физкультминутка

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем вот так …

(Один ученик показывает какие-либо движения, дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий ученик, игра возобновляется).

А сейчас вы прочитайте коротенький рассказ Валентины Осеевой и ответьте на вопрос, почему он так назван?

"ЖАДНАЯ МАТЬ"( Слайд 9) Валентина Осеева
  Когда мальчик был маленький, люди говорили:
— У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам.
Когда мальчик вырос, люди говорили:
— У этого парня счастливая мать: он никогда не съест куска, не разделив его с ней пополам.

Ответы детей.

Логопед: таким образом, "жадность" матери заключается не в том, что она жадная, а в том, что она дальновидная.  Она  смогла посеять у сына привычку делиться.

Логопед: ребята, а оказывается есть ещѐ и сказочные мамы. Вы должны угадать, о ком идёт речь? О каких  сказочных мамах говорится?

 «Притворился серый волк рогатой мамой, ворвался в дом и съел шестерых малышей. Но многодетная мама заманила разбойника волка в яму, где горел костер; брюхо его от жары лопнуло, и все шестеро съеденных вышли целыми и невредимыми». О ком здесь рассказывается?

 (О Козе и ее детях-козлятах. Русская сказка «Волк и семеро козлят».)

 «Она отстояла приемного сына. Лягушонок - так ласково она назвала человеческого детеныша. Она была готова защищать его столь яростно, что все другие волки стаи и даже тигр Шерхан не посмел тронуть ее приемыша». Кто автор этой книги? Как зовут маму?

(Р. Киплинг «Маугли», Ракша.)

А в третьей сказке говорится, что : «Она нашла сыну красивую невесту. Заботливая мать увидела чудную крошку и решила осчастливить ее: выдать замуж за своего милого пупырчатого сынка». Из какого произведения мама и невеста?

(Это Жаба и Дюймовочка из сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка».)

Помните, ребята, что от вашей заботы, участия и внимания зависит счастье ваших мам. Будьте же всегда внимательными к своим мамам, согревайте их своей любовью и теплотой.

Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает.

А сейчас постарайтесь вместе с гостями отгадать песню по трем ее словам и спеть хотя бы один куплет. (Слайд 10)

Небосклон, кокосы, бананы – песня «Чунга-чанга»

Минуты, небосклон, машинист – песня «Голубой вагон».

Груша, песня, туманы – песня «Катюша».

Калина, ручей, парень – песня «Ой, цветет калина».

Улыбка, радуга, облака – песня «Улыбка».

Логопед:ребята, символ Дня Матери незабудка (Слайд 11) — легендарный цветок, который, по поверьям, обладает чудесной силой возвращать память людям, забывшим своих родных и близких.

 Все на свете мамы в любое время года очень любят цветы. Но у каждой из наших мам есть любимый цветок. Знаете ли вы самые желанные цветы своих мам? Мы узнаем об этом, поиграв в игру  «Узнай цветок». Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту.

Давайте по описанию отгадаем  названия цветов.

• Этот цветок похож на перевернутый головной убор. Именуют его «лала», «лола», «лаля». Какое же настоящее название у этого цветка? (Тюльпан.)

• Этот цветок называется сестрой милосердия. Его народные названия: поповник, белоголовник, Иван-цвет. Этот цветок считается национальным символом России. (Ромашка.)

• В народе этот цветок называется бобыльником, переполохом, звоновой травой. По одной из причин хлеборобы не очень жалуют этот цветок. (Василек.)

• В народе этот цветок называется девичьей красой, горожанкой. А еще говорят, что природа дарит силу и яркость тем, кто не боится жизненных невзгод. (Гвоздика.)

• Цветок солнца – так называют его. В Россию он попал из Голландии. Долгие годы люди ходили вокруг заморского гостя, пытаясь разобрать, что это за растение(Подсолнух.)

Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце».

Логопед: На свете добрых слов живет немало

Но всех добрее и важней одно.

Из двух слогов простое слово – мама!

И нету слов нужнее, чем оно!

Ведущий. Спасибо  ребятам,  гостям за участие. До новых встреч!

- Дорогие мальчики и девочки, не забывайте поздравлять своих мам и говорить им нежные и ласковые слова. Ведь ваши мамы самые лучшие, красивые и добрые.

Спасибо, всем, за участие!

Используемая литература:

  1. Журнал «Педсовет», 2008-2011г.г.
  2. Марк Твен Приключения Тома Сойера. – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1973.
  3. Пушкин А.С. Избранное. – М.: Детская литература, 1976.
  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Сост., Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Толстой Л.Н. Кавказский пленник. – М.: Детская литература, 1974.
  6. Любимые праздники.- М.: «Самовар», 2011.
  7. Осеева В.А. Три сына. - : Детская литература, 1977.
  8. О маме. Стихи и рассказы.- Детская литература, 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О той, кто дарует нам жизнь и тепло..."

Классный час ко "Дню матери"...

Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло..."

Вступительное слово.    В конце ноября во многих странах отмечается День Матери. В школах и классах стало доброй традицией проводить праздники, делать поздравления, устраивать сюрпризы ...

О той, кто дарует нам жизнь и тепло

Внеклассное мероприятие к дню Матери...

Литературно -музыкальный праздник " О той, кто дарует нам жизнь и тепло"

Литературно-музыкальный праздник  для учащихся начальной школы, посвященный Дню матери «О той, кто дарует нам жизнь и тепло»   Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания...

"Она дарует нам жизнь и тепло"

Сценарий праздника , посвящённый Дню Матери....

Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…"

КЛАССНЫЙ ЧАССценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…"Вступительное слово.    В конце ноября во многих странах отмечается День Матери. В школах ...

О той, кто дарует нам жизнь и тепло..."

Внеклассное мероприятие ко дню матери...