Конспект урока Какие бывают тексты 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Анжелика Станиславовна

Конспект урока на 15 минут по русскому языку.

Тема: "Какие бывают тексты?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demo_konspekt_moy.docx36.18 КБ
Файл demo_razdatka.docx98.29 КБ
Файл urovnevye_demo.docx108.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Какие бывают тексты?»

Класс: 3

Цель фрагмента урока: создание условий для усвоения знаний об отличительных признаках типов речи и умение определять тот или иной тип текста по признакам

Задачи фрагмента урока:

  1. Определять различные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их между собой.
  2. Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
  3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Планируемые результаты:

Предметные: 1) узнать какие бывают типы текстов; 2) научиться определять характерные признаки текстов; 3) сравнивать данные типы текстов;

Личностные: 1) способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Метапредметные:

Познавательные: П1) понимать содержание текста, интерпретировать смысл; П2) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Регулятивные: Р1) понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Р2) выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

Коммуникативные: К1) понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой); К2) Осуществлять контроль, взаимоконтроль и самооценку;

Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 (1) кл., авторы-составители В.П. Канакина, В.Б. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, раздаточный материал.

Межпредметная связь: окружающий мир «Явления природы» 2 (1) кл.

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие

Здравствуйте, ребята, меня зовут  Анжелика Станиславовна,  и  сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сядьте прямо, локти не свисают, между грудью и партой «кулачок», наведите порядок на рабочем столе.

Посмотрите на слайд. Перед вами цитата известного  русского писателя М. Горького:

«Нет силы более могучей, чем знание: человек вооруженный знанием, - непобедим».

Воспитательный момент

Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы учеников)

- Знания украшают человека, они – это огромная сила. Так вот на нашем уроке, мы сегодня будем получать новые и важные для нас знания.

Ребята, к нам на урок пришел кот профессор. Он хочет, помочь нам сегодня стать маленькими профессорами. У  вас на столе лежат профессорские шапочки с делениями на уровни. При выполнении каждого задания вы будете раскрашивать по одному уровню. В конце урока мы посмотрим, кто раскрасил шапочки полностью и стал настоящим профессором.

Л1

Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в учебном действии

Начнем урок с повторения ранее изученного материала. Посмотрите на слайд.

За окном цветет __________. На улице ярко светит ____________. Во дворе ребята играют в ____________. В небе летают и поют __________.

Прочитайте. Что затрудняет понимание смысла прочитанного? Какого члена предложения не хватает? (подлежащего). Подумайте, о каком времени года идет речь? (весна).  Верно, а какие признаки весны вы знаете? (межпредметная связь: окружающий мир)

Предлагаются подлежащие: сирень, солнышко, мяч, птицы

Добавьте подходящие подлежащие. Давайте устно определим грамматическую основу данных предложений.

Можем ли назвать записанные нами предложения текстом? Докажите свою точку зрения.

Целеполагание

Определите, какой это тип текста. Можем ли мы это сделать? Возникло затруднение. Как вы думаете почему? (мы не знаем типы текстов).

На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока, отгадав анаграмму АККИЕ БЫВЮАТ ТЕКТСЫ

Верно, тема нашего урока: «Какие бывают тексты?»

На основе проблемы самостоятельно сформулируйте цель нашего урока (узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)

Для того, чтобы достичь цели сегодня на уроке, нам необходимо спланировать свою деятельность. Расставьте пункты плана в правильной последовательности.(один из волонтеров выходит к доске)

Планирование деятельности

1.        Узнать,какие бывают тексты и их признаки

2.        Закрепить изученное

3.        Проверить полученные знания

Не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом; долго не смотрите на свет проектора. Будьте аккуратны с проводами.

Если вы согласны покажите класс. Закрасьте  у себя  на шапочке первый уровень, если вы правильно сформулировали тему, цель и план урока.

Р1, П2

Открытие нового знания

Поработаем по первому пункту плана и узнаем какие бывают типы текстов. Для этого я предлагаю вам поработать в парах и провести мини-исследование. У каждого на партах лежит лист с текстом. Вам необходимо прочитать данный текст и предположить к какому из типов он относятся.

Текст 1

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было его прогонять. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил её в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес её мне.

Текст 2

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмёшь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Вот почему мы все любим Нордика.

Текст 3

В нашем доме живет очень красивый кот. Усы и брови у него длинные и белые. Глаза похожи на круглые зеленые пуговицы. Шерсть у этого кота чёрная, как уголь, а мордочка белая.

Закончили, какие бывают тексты? (повествование, описание, рассуждение)

Итак, первая пара, к какому типу относиться ваш текст? (повествование) Почему?  Какой бы вы вопрос задали данному тексту?Как вы думаете сколько снимков можно сделать, читая или рассказывая данный текст? (Можно сделать несколько снимков (Что произошло в начале, потом, в конце)).

Вторая пара, к какому типу вы отнесли свой текст? (рассуждение) (текст 2). Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту? Сколько снимков можно сделать в данном тексте? (Снимки сделать нельзя, так как это рассуждения самого человека о собаке).

Третья пара, к какому типу вы отнесли свой текст? (описанию) (текст 3).  Почему? Какой бы вы вопрос задали данному тексту? Как вы думаете, сколько снимков можно сделать? (Признак предмета можно увидеть одновременно и изобразить в одном снимке.)

На основе вашего исследования и ваших наблюдений, сделайте вывод, какие бывают типы текстов (повествование, описание, рассуждение). На какие вопросы отвечает текст повествования? Описания? Рассуждение?

Микровывод: Существует три типа текста – повествование, описание, рассуждение. Текст-повествование сообщает о том, что произошло, случилось, как развивались события. Отвечает на вопросы (кто, что, где, когда). Текст-описания – изображает предмет, явление. Отвечает на вопросы (какой, какая, какие, какое). Текст- рассуждения - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Отвечает на вопросы (почему предмет такой, почему к нему такое отношение).

Если мы провели исследование и узнали, какие бывают тексты и их признаки, раскрасьте  у себя в шляпе  второй уровень. Как закончите, покажите посадкой.

П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1

Закрепление изученного

Поработаем по второму пункту и закрепим полученные знания. Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Саша, Лена, Света будут работать у интерактивной доски, а Сережа, Дима, Настя у интерактивной панели

Ребятам из первой группы необходимо будет прочитать текст, и написать, к какому типу он относится, на какой вопрос отвечает и сколько снимков можно сделать в данном тексте. (задание проводится с использование интерактивной доски. )

Подснежник. Первый весенний цветок .Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нем жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

Ребятам из второй группы необходимо будет определить на какие вопросы отвечает каждый из предложенных текстов.

2 группа

Дружба, что же это такое? Этим вопросом не одно поколение задаются вопросом. На эту тему написано много художественной литературы и снято фильмов. Но, мне кажется, что до конца ответить на этот  вопрос не удалось никому.(рассуждение)

Вчера я ходил в цирк и видел тигра! Какие они красивые и сильные. Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.( повествование)

Такса- это собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравиться. (описание)

Не забывайте про технику безопасности. Не забывайте про технику безопасности: не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом; долго не смотрите на свет проектора. Будьте аккуратны с проводами.

Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если все верно, покажите 5.

Садитесь на свои места. Ребята, если вы верно выполнили данное задание, раскрасьте на шапочке следующий уровень.

Как закончите, покажите посадкой.

К2, П1, К1, Р2, Р1, К2, П2, Л1, ПР1,ПР2

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Поработаем по третьему пункту плана и проверим полученные знания. Выполните индивидуальную разноуровневую проверочную работу. Выберите карточку с заданием, которое вы точно сделаете. Зеленая карточка – легкая, вам необходимо будет определить тип текста. Красная карточка – задание повышенного уровня сложности. Самостоятельно составить кластер по теме «Какие бывают тексты?» и написать на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Выполнить задание вам помогут знания, полученные на уроке.

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1.Я всегда мечтала побывать на Байкале. И вот моя семья купила билеты в отпуск на Байкал

___________________________

2.Байкал- это моя любовь. Озеро и прибрежные территории  отличатся уникальным разнообразием флоры и фауны, а впечатления от красоты Байкала незабываемые.

_______________________________

3.Я люблю озеро Байкал. Потому что он наполняет мою душу красками и добратой.

______________________________________

Красная карточка

Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Осуществим самопроверку. Кто выполнил задание на зеленой карточке, поднимите правую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если все остальные выполнили задание также, то покажите класс.

Кто выполнил задание на красной карточке, поднимите левую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если вы выполнили задание также, то покажите солнышко.

Молодцы.

Если вы без ошибок выполнили самостоятельную работу, то раскрасьте последний уровень в шляпе. Как закончите, покажите посадкой.

П1, К1, Р2, ПР1,ПР2

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. (узнать какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать)
Если мы достигли поставленной цели и выполнили намеченный план, то покажите солнышко

Рефлексия

Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и справлялись со всеми заданиями, то покажите 5. (если возникали какие-то трудности, и вы совершили 1-2 ошибки при выполнении заданий, по покажите 4)

Я согласна с вашей самооценкой!

У вас у всех закрашены полностью профессорские шапочки. И наш кот профессор вас поздравляет! Теперь вы все маленькие профессоры.

Девизом нашего урока, было высказывание Максима Горького  «Нет силы более могучей, чем знание: человек вооруженный знанием, - непобедим».

Ведь действительно, ребята, сегодня вы были настоящими большими умничками, которые обогатили себя новыми знаниями и умениями, которые пригодятся вам для дальнейшего изучения русского язык. Спасибо за урок.  Я закончила!

Р1, К2



Предварительный просмотр:

шапочка.jpg

шапочка.jpg

шапочка.jpg

шапочка.jpg

шапочка.jpg

шапочка.jpg

Цель: узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать

Цель: узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать

Цель: узнать, какие бывают типы текстов, их признаки и научиться их различать

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было его прогонять. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил её в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес её мне.1

В нашем доме живет очень красивый кот. Усы и брови у него длинные и белые. Глаза похожи на круглые зеленые пуговицы. Шерсть у этого кота чёрная, как уголь, а мордочка белая.3

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмёшь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Вот почему мы все любим Нордика. 2

Микровывод: Существует три типа текста – повествование, описание, рассуждение.

Текст-повествование сообщает о том, что произошло, случилось, как развивались события. Отвечает на вопросы (кто, что, где, когда).

Текст-описания – изображает предмет, явление. Отвечает на вопросы (какой, какая, какие, какое)

Текст- рассуждения - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Отвечает на вопросы (почему предмет такой, почему к нему такое отношение).

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1.Я всегда мечтала побывать на Байкале. И вот моя семья купила билеты в отпуск на Байкал

___________________________

2.Байкал- это моя любовь. Озеро и прибрежные территории  отличатся уникальным разнообразием флоры и фауны, а впечатления от красоты Байкала незабываемые.

_______________________________

3.Я люблю озеро Байкал. Потому что он наполняет мою душу красками и добратой.

______________________________________

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1.Я всегда мечтала побывать на Байкале. И вот моя семья купила билеты в отпуск на Байкал

___________________________

2.Байкал- это моя любовь. Озеро и прибрежные территории  отличатся уникальным разнообразием флоры и фауны, а впечатления от красоты Байкала незабываемые.

_______________________________

3.Я люблю озеро Байкал. Потому что он наполняет мою душу красками и добратой.

______________________________________

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1.Я всегда мечтала побывать на Байкале. И вот моя семья купила билеты в отпуск на Байкал

___________________________

2.Байкал- это моя любовь. Озеро и прибрежные территории  отличатся уникальным разнообразием флоры и фауны, а впечатления от красоты Байкала незабываемые.

_______________________________

3.Я люблю озеро Байкал. Потому что он наполняет мою душу красками и добратой.

______________________________________

Красная карточка

Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Красная карточка

Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Красная карточка

Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

                                                 Типы текста

    Повествование                      Описание                               Рассуждение

Красная карточка

Самостоятельно составьте кластер по теме «Какие бывают тексты». Напишите на какие вопросы отвечает каждый из типов.

Зеленая карточка

Задание. Определите тип текста

1.Я всегда мечтала побывать на Байкале. И вот моя семья купила билеты в отпуск на Байкал

__ПОВЕСТВОВАНИЕ______________

2.Байкал- это моя любовь. Озеро и прибрежные территории  отличатся уникальным разнообразием флоры и фауны, а впечатления от красоты Байкала незабываемые.

____ОПИСАНИЕ______________

3.Я люблю озеро Байкал. Потому что он наполняет мою душу красками и добротой. Приеду сюда ещё много раз.

_____РАССУЖДЕНИЕ____________________



Предварительный просмотр:

Разработка уровневых учебных заданий

ФИО участника

Класс 3______________________________

Предмет Математика____________________________

Тема:Доли________________________________________________

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)

Предполагаемые ответы детей

Узнавание

Актуализация имеющихся знаний по теме «Доли».

Найди НЕ верное утверждение.

А) Одна пятая доля от числа 45 – 9

Б) Одна шестая доля от числа 36 – 6

В) Одна третья доля от числа 27 - 6

Критерии оценивания:

Учащийся выбирает верный ответ - 1 балл;

Выбрал(а) не правильный ответ – 0 баллов;

Ответ: В

Воспроизведение

Воспроизведение усвоенных ранее знаний и их применение в типовых ситуациях

Какая часть фигуры закрашена?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/10e6/000a0f7d-0c2a2942/img14.jpg

Критерии оценивания:

Учащийся верно записывает все доли – 2 балла;

Учащийся совершает 1-2 ошибки в записи долей – 1 балл;

Учащийся не верно записывает все доли – 0 баллов;

Ответ:

1. 1/6

2. 2/8

3. 9/24

4. 4/4

5. 5/10

6. 3/5

Понимание

Осмысленное восприятие нового материала

Рассмотри рисунок и скажи, что больше: одна вторая доля яблока или одна четвертая доля этого яблока. Объясни свой ответ

Критерии оценивания:

Учащийся дал верный ответ и объяснил свой выбор – 2 балла;

Учащийся дал верный ответ, но не объяснил свой выбор – 1 балл;

Учащийся дал не верный ответ – 0 баллов;

Одна вторая доля яблока больше. Так как одна вторая – это половинка яблока, а одна четвертая это яблоко, разделенное на 4 части.

Применение в знакомых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях

Прочитай задачу и реши её.

В поход отправились 150 человек. Из них мальчиков – 90 человек, девочек – третья часть от всех мальчиков. Остальные-взрослые. Сколько взрослых отправилось в поход?

Критерии оценивания:

Учащийся написал условие к задаче верно решил её– 2 балла;

Учащийся написал только решение задачи -  1 балл;

Учащийся не верно решил задачу – 0 баллов;

М – 90чел.

Д - ?, 3 часть

Взрослые - ?

Всего – 150 чел.

1)  90:3=30(д)-девочек

2) 90+30= 120(д) – мальчиков и девочек

3) 150-120=30(чел) – взрослые

Применение в незнакомых условиях

Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях

Придумай сказку про «Доли» (4-5 предложений) и прочитай её свои одноклассникам.

Задание творческого характера и не имеет определенного шаблона выполнения.

Критерии оценивания:

Составил (а) сказку и прочитал (а) одноклассникам – 2 балла;

Составил (а) сказку и показал (а) учителю – 1 балл;

Не составил (а) рассказ - 0 баллов

Учащийся придумывает сказку о долях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Какая бывает промышленность" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Какая бывает промышленность". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока "Какая бывает промышленность" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока "Какие бывают нитки" 2 класс "школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с видами ниток и их происхождением, а так же с технологией изготовления помпона из пряжи. Планируемые результатыПредметные:знать: виды ниток; историю происхо...

Конспект урока "Какие бывают нитки" 2 класс "школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с видами ниток и их происхождением, а так же с технологией изготовления помпона из пряжи. Планируемые результатыПредметные:знать: виды ниток; историю происхо...

Конспект урока "Какие бывают ткани" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с историей происхождения тканей, их видами; изготовление аппликации из ватных дисков. Планируемые результатыПредметные:знать: историю происхождения тканей; виды т...

Конспект урока "Какие бывают ткани" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с историей происхождения тканей, их видами; изготовление аппликации из ватных дисков. Планируемые результатыПредметные:знать: историю происхождения тканей; виды т...