Исследовательская работа "Почему идет дождь?"
план-конспект занятия (4 класс)

Иванова Галина Аркадьевна

Данная исследовательская работа поможет детям узнать, что такое дождь. Откуда он берется.Прочитать,изучить,отметить любопятные сведения. Пронаблюдать образование дождя. Вместе провести опыты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа»

Сернурского муниципального района Республики Марий Эл

Исследовательская работа

«Почему идёт дождь?»

Выполнила:

Софронова Камилла

обучающаяся 4 класса

Научный руководитель:

Иванова Галина Аркадьевна

Д. Мари Кугунур

2023 г.

Содержание

Введение………………………………………………...3

Основная часть

  1. Что думали о дожде наши предки……………….....3
  2. Изучение научной литературы…………………….4

3. Подробнее о дожде………………………………….4

4. Какие бывают дожди……………………………….5

5. Приметы дождя……………………………………...5

6. Интересные факты о дожде……………….…….….5

7. Загадки о дожде……………………………………..5

8. Мои опыты……………………………………..…..6

Заключение……………………………………..…….7

Список литературы……………………………………7

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды мне стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

- провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

- сделать выводы;

- записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовал следующие методы:

  • Изучение познавательной литературы по выбранной теме.
  • Наблюдение.
  • Проведение исследовательского эксперимента.
  • Отбор фотографий, материалов по теме.
  • Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинул гипотезу: дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу. В Библии описана история о потопе. Бог наказал людей за грехи – наслал на землю потоп. Дождь лил с неба непрерывно сорок дней. Вода затопила землю и всё живое погибло. Потом дождь прекратился, вода сошла и жизнь возобновилась.

Я задала вопрос: " Почему идёт дождь?" своим родителям, но мама сказала мне «Думай сама». Не получив нужную информацию я обратился к научной литературе.

2. Изучение научной литературы

а) В толковых словарях даются следующие определения слова ДОЖДЬ:

  • Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (словарь Ожегова);
  • Вода в каплях или струями из облаков. (словарь Даля);

Я знаю, что дождь – это вода. Вода нужна растениям, животным, людям. В поиске в интернете я задал свой вопрос и на сайте "Всё для детей", в разделе почемучка нашел научное объяснение:

На земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, то есть становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Когда капель становится много, они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не прольются на землю дождём.

Прошёл дождь. Выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю дождём. Такое явление в природе называется – круговорот воды в природе.

Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.
Под воздействием солнечной энергии жидкая вода и лед испаряются, превращаясь в водяной пар. В атмосфере из водяного пара образуются облака. Ветры переносят облака над океанами и с океанов на сушу. Благодаря действию силы тяжести из облаков выпадают осадки, которые питают реки, озера, ледники, увлажняют почву. Под ее влиянием вода течет с более высоких мест в более низкие, возвращаясь реками и ручьями обратно в океан. Часть выпавшей на поверхность влаги просачивается вглубь земли, пополняя подземные воды.

Так совершается вечный круговорот воды в природе. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. При этом полный обмен воды в реках происходит всего за 19 дней, в болотах — за 5 лет, а в озерах — за 17 лет. Дольше всего — на 10 000 лет — вода задерживается в ледниках.

Вывод: Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром.

3. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется моросью. Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

4. Какие бывают дожди

  • Грибной дождь — мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца
  • Слепой дождь — дождь, идущий при свете солнца;
  • Грозовой дождь (дождь с грозой);
  • Дождь с градом;
  • Снежный дождь (дождь со снегом);
  • Купальный (окатный) дождь
  • Ливень (проливной дождь)
  • Моросящий дождь (изморось)
  • Полосовой дождь (идущий полосами)
  • Косой дождь, косохлёст;
  • Ситный дождь — мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь сито»;
  • Затяжной (обложной) дождь;
  • Спорый дождь.

5. Приметы дождя

  • Большие дождевые пузыри - к дождям.
  • У кошки теплый нос - к дождю.
  • Галки стаями летают - к дождю.
  • Птица и воробьи в пыли купаются - к дождю.
  • Ласточки шныряют низко - на дождь.
  • Рыба не клюёт - перед дождём.
  • Лягушки квакают - к дождю.
  • Солнце за тучку садится - к дождю.
  • Красные тучи до восхода - к дождю.

6. Интересные факты о дожде

В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу.

В г. Пара жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время.

Жителей Уганды не напугаешь громом, т. к. в стране дождь с грозой идет 250 раз в год.

Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т.к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха.

В 1954 году в одном из городов США выпал голубой дождь и окрасил город в голубой цвет.

7. Загадки о дожде

Шумит, но в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду.

Покуда он идет.

Ждали, звали,

А показался –

Все прочь побежали.

И тонок, и долог,

А сядет –

В траве не видно.

8. Мои опыты

Чтобы наблюдать образование дождя, я провела такой опыт в домашних условиях:

для этого мне потребовались:

электрический чайник; стеклянный стакан; вода.

Опыт 1.

Представьте что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца мне помогло электричество.

Когда чайник закипел, вода превратилась в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Я охладила пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превратился в капельки воды, которые стекали в низ (рис.6), так же как из тучи идет дождь.

Вывод: При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжала сухой комочек ваты. Затем опустила его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты начал разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняла вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Воды было достаточно, и капли начали падать в блюдце (рис.8).

Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Моё облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.

Вывод: Облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение: Я провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы:

"Круговорот воды в природе "

s://scienceland.info/geography6/water-cycle

" Почемучка"

://allforchildren/why/where6.php

://ru.wikipedia/

Словарь Ожегова

://www.ozhegov/words/7397.shtml

Словарь Даля

://slovardalja.net/word.php?wordid=6675

откуда берется дождь

://allforchildren/why/where6.php

://znanija/task/1604973

://pochemuchca/detsk-vopros/poshemu9.html

://potomy/world/1994.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа на тему «Почему идет дождь?» Выполнила: Софронова Камилла обучающаяся 4 класса Руководитель: учитель начальных классов Иванова Галина Аркадьевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему идет дождь и дует ветер

материал, данный в презентации поможет лучше запомнить данную тему....

Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Творческая мастерская. Весна идет! Весне дорогу!"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония": Г.Новицкая "Подснежник"....

Физминутки для глаз: "Матрешки", "Футбол", "А снег идет" и другие.

В апреле 2011 года была на курсах по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Хочу поделиться предложенными мне видеофизминутками....

Ваш ребенок идет в школу.

Полная презентация о подготовке ребенка к школе. Можно использовать на родительском собрании в детском саду или по окончании подготовительных курсов....

Литературное чтение. Дж. Родари "Отчего идет дождь"

На уроке чтения дети учатся различать научные и художественные тексты....

ваш ребенок идет в школу

Советы и рекомендацииродителям будущих первоклассников,а так же ответына часто задаваемые вопросы....