Памятки по русскому языку и математике для учащихся.
методическая разработка

Замарацкая Людмила Владимировна

Памятки для учащихся могут быть использованы для повторения и закрепления определенной темы. При многократном использовании памятки ребенок зрительно запоминает необходимые данные и может в дальнейшем самостоятельно выполнять  задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕРЫ   ДЛИНЫ

  1 см   =  10 мм

  1 дм   =  10 см  =  100 мм

  1 м     =  10 дм  =  100 см = 1000 мм

  1км    =  1000 м

   

МЕРЫ   МАССЫ

  1 кг  =  1000 г

  1т     =  1000 кг

  1 ц   =  100 кг

  1 т    =  10 ц

ЕДИНИЦЫ  ВРЕМЕНИ

  1 сут    =  24 ч

  1 ч        =  60 мин

  1 мин   =  60 сек

  1 год    =  12 мес

  1 век    =  100 лет

         Устное сложение двузначных чисел                  

40 + 20 = 4дес. + 2дес. = 6дес. = 60

      Складывая круглые числа, складываем число десятков.

       Результат записываем круглым числом.

  ___________________________________________________

●  35 + 24 = (30 + 20) + (5 + 4) = 59

    Складывая двузначные числа, складываем десятки с      десятками, а   единицы с единицами.   

         

●  34 + 6 = 30 + (6 + 4) = 30 + 10 = 40

       а) число 34 заменю на сумму разрядных слагаемых 30 + 4;

       б) удобнее сложить единицы с единицами: 4 + 6 = 10;

        в) сложи десятки с десятками.

●  26 + 7 = (26 + 4) + 3 = 30 + 3 = 33

        а) число 7 заменю на сумму чисел: 4 + 3;

        б) удобнее  сложить 26 + 4;

        в) получили: (26 + 4) +3 = 30 + 3 =33.          или

     26 + 7 = 20 + (6 + 7) = 20 + 13 = 33

         а) число 26 заменю суммой разрядных слагаемых: 20 + 6

         б) сумму 26 + 7 представлю так: 20 + (6 + 7);

         в) получили: 20 + 13 = 33

                                                               

               

     

      КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧИСЛА ПРИ СЛОЖЕНИИ «+»?

      СЛАГАЕМОЕ            СЛАГАЕМОЕ           СУММА

                  а         +     в                 =           с

   Как найти неизвестное слагаемое ?

  (надо из суммы вычесть известное слагаемое)

с – а = в

с – в = а

  КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧИСЛА ПРИ ВЫЧИТАНИИ «-»?

  УМЕНЬШАЕМОЕ     ВЫЧИТАЕМОЕ      РАЗНОСТЬ

                       а         -     в               =     с

  Как найти неизвестное уменьшаемое ?

  (надо к разности прибавить вычитаемое)

а = с + в

 

  Как найти неизвестное вычитаемое ?

  (надо из уменьшаемого вычесть разность)

в = а - с

       

  КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧИСЛА ПРИ УМНОЖЕНИИ  «.»?

  МНОЖИТЕЛЬ       МНОЖИТЕЛЬ      ПРОИЗВЕДЕНИЕ

                    а      .    в                  =        с

       Как найти неизвестный множитель ?

    (надо произведение разделить на известный множитель)

с : а = в

с : в = а

    КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧИСЛА ПРИ ДЕЛЕНИИ «:»?

 

  ДЕЛИМОЕ       ДЕЛИТЕЛЬ       ЧАСТНОЕ

              а     :      в             =      с

           Как найти неизвестное делимое?

       (надо частное умножить на делитель)

а = с . в

           Как найти неизвестный делитель?

         (надо делимое разделить на частное)

в = а : с

 

                                         Периметр

                   (сумма длин сторон)

                                           

                   а

 

       а

     P = a + a + a + a

    P = a . 4    - периметр квадрата    

   

     a =   P : 4  - сторона квадрата

                     

                    a

 

        b

   

         P = a + b + a + b

                             P = a . 2 + b . 2

                            P = (a + b) . 2 периметр прямоугольника

                                             

                        P (мм; см; дм; м; км)

                              Площадь

                                             

                      а                  чтобы найти площадь, надо длину умножить   на                        

                                           ширину.

 

       а

       S = a . a  -  площадь квадрата

   

     а = S : a   - сторона квадрата

                     

                    a

     

        S

 

   

         b

   S = a . b  -   площадь прямоугольника

 

      а = S : b - сторона прямоугольника

      b = S : а  

                               

                     S (мм² ; см² ; дм² ; м²; км² )

Памятка

(работа с орфографическим словарём)

  1. До обращения к словарю определи, из каких букв ты будешь выбирать правильную.

  1. Поищи слово с одной из букв.

Находишь.                                     Не находишь.

       ↓                                                ↓

Пиши ту, что в словаре             Ищи слово с другой буквой

                                                                  ↓

                                                      Узнал (а)  – пиши.

                                                      Не узнал (а)- оставь «окошко»

3.   Проверь: прочитай слово у себя и ещё раз сверь со словарём.

Памятка

                        Как искать проверочные слова для корня?

  1. Объясни значение слово с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.

  1. Измени проверяемое слово.

      Предмет                                                          Признак  

                                                                   

  • ед.ч ↔ мн.ч.                                   каков?
  • кто?  что?

(ед.ч. или мн.ч.)

  • много кого? чего?

                                       Действие

  • что    (с)делает?
  • что    (с)делал?
  • что    (с)делаю?

      Если надо, выполняй два действия.

Памятка

                             (работа  корректора)

  1. Читай по слогам – нет ли описок; если надо, помогай себе слоговыми дугами.

  1. Снова находи все орфограммы.

  1. Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.

  1. Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?»

Памятка

                                Как писать без ошибок?

  1 – 2. Находи в слове орфограммы и     

                              определяй,

                                    знаешь ли буквы

                      знаешь                         не знаешь

                          ↓                                            ↓

                           

   3. Пиши без «окошек»,                   Пиши с    «окошками»,

      отмечай орфограммы.                                   ↓

                                                             Попробуй узнать  

                                                                              буквы.  

                                                                                  ↓

                                                                 Узнал (а)

                                                                                  ↓

                                                             Вставь и подчеркни.  

     4. Проверь (поработай корректором).                 

           

                  ПРИЗНАКИ ТИПОВ ТЕКСТОВ

Названия типов текстов

На какой вопрос даётся

ответ в высказывании

О чём говорится

в высказывании

Из каких частей

состоит

Описание

Каков предмет?

Каково лицо?

О признаках предмета,

лица

Общее впечатление,

отдельные признаки.

Рассуждение

Почему предмет /или лицо/

такой?

Почему поступает так, а не иначе?

О причинах признаков и действий

Мысль, которая доказывается,

Доказательства, вывод.

Повествование

Что делает предмет или

лицо

О действиях и событиях

Начало действия, его развитие и завершение.

     Схема текста – описания:

  • Общее впечатление от предмета;
  • Признаки предмета;
  • Оценка предмета.

     Схема текста – повествования:

  • Начало события;
  • Развитие события;
  • Конец события.

   

    Схема текста – рассуждения:

          основная мысль, которая нуждается в доказательстве;

          доказательства;

          выводы.

                         

                              Виды предложений

Предложение выражает законченную мысль.

Повествовательное

     

Восклицательное

Урок закончился!

Невосклицательное

Урок закончился.

Вопросительное

Восклицательное

Неужели ты хочешь опоздать на урок?!

Невосклицательное

Ты не опоздаешь на урок?

Побудительное

                                                         

Восклицательное

Говорите тише!

Невосклицательное

Говорите, пожалуйста,  тише.

Части   речи

Части  речи

Обозначает

Отвечает  на  вопрос

Изменяется  по

Имя

существительное

название  предмета

ученик,

орех, гром,

весна

 

   кто?  

       что?

числам  и  

падежам   в  зависимости  

от  других  слов

Имя

прилагательное

признак  предмета

сильный,

красивая,

высокое,

зимний

           

   какой?

   какая?

   какое?

   какие?

родам, числам  и  

падежам  в  

зависимости

 от  существительного

Глагол

действие  предмета

летать,

работать,

прилететь,

поработать

что  делать?

 

что  сделать?

н.  вр.         по  лицам

б.  вр.          и  числам

пр. вр.  -  по  родам  

                 и  числам

Местоимение

указывает

лицо

я, ты, он, она, мы,вы, они

     по  числам

     и  падежам

Предлог

в, на, к, по,

о, над,  под,  у, около, из  

Союзы

и,   а,   но

                              Признаки  гласных звуков.

  1. Произносятся с голосом.
  2. Гласные образуют слог.  
  3.  Сколько в слове гласных звуков, столько  в слове и слогов.

                                Характеристика гласных.

                  Обозначают твёрдость согласных  звуков:

                                    а   о    у   ы    э

                 Обозначают мягкость согласных  звуков:

                                 я     ё      ю   е    и

                                     

Гласные второго ряда

Буква

В начале слова

После гласной

После ъ, ь

После согласных

я

[й’а]                                           яма-   [й’ама]          

[й’а]  

маяк- [май’ак]                                                  

[й’а]

колья [кол’й’а]                                                                                                      

[с’+а]

мяч  [м’ач’]          

   ю

[й’у]

юла  [й’ула]                                                                                    

[й’у]

пою  [пай’у]                                        

[й’у]

лью    [л’й’у]                                      

[с’+у]

люк [л’ук]                                      

    ё

[й’о]

ёлка [й’олка]

[й’о]

поёт [пай’от]

[й’о]

вьёт  [в’й’от]

[с’+о]

лёд  [л’от]

    е

[й’э]

ель  [й’эл’]

[й’э]

поел  [пай’эл]

[й’э]

съел  [сй’эл]

[с’+э]

лес  [л’эс]

    и

-------------

----------------

[й’и]

ульи  [ул’й’и]

[c’+и]

кит  [к’ит]

Пример: маяк    [май’ак]

               м [м] – согл., зв., тв., сон., непарн.

               а  [а] -  гл., безуд..

               я- [й’] – согл., зв., мягк., сон., непарн.

                   [а]   - гл., уд..

               к  [к] -  согл., глух., тв., парн.

              4б.,5зв., 2сл., 2гл., 2согл.

                 Признаки  согласных звуков.

  1. Произносится с шумом.
  2. Согласные звуки не образуют слог.
  3. Согласный звук может быть твёрдым или мягким.
  4. Всегда твёрдые: Ш,  Ж, Ц.
  5. Всегда мягкие:   Ч,  Й,  Щ.

         

                                Характеристика согласных.

      Л, М, Н, Р, Й непарные звонкие сонорные согласные.

      Х, Ц, Ч, Щ     - непарные глухие согласные.

     

        Ь, Ъ     -   не обозначают звуков.

                     Парные по звонкости – глухости

Звонкие б     в     г     д        ж       з

Глухие  -  п     ф     к     т       ш       с

        гласный звук

         

            согласный твердый звук

             

            согласный мягкий звук              

     слог-слияния                

                    

                                              Правила

  1. Проверяемые безударные гласные в корне слова (а, о, и, е, я):

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением.

Например:  моря – море,  

  1. Парные согласные по глухости и звонкости:

(б-п,  в-ф,   г-к,   д-т,   ж-ш,  з-с)  

Чтобы проверить парные согласные по глухости – звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный звук «н»

Например:  гриб – грибы,   клуб - клубный

  1. Ь – разделительный:

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

Например:  платье,  вьюга,    соловьи,  семья

  1. Ъ - разделительный:

Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласные  перед гласными е, ё, ю, я.

Например:  подъём,  подъезд,  объяснение

Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после корня, перед гласными е, ё, ю, я.

Например:  двухъярусный,   трёхъярусный.

  1. Ь (мягкий знак) после шипящих -  ш, щ, ч:

В именах существительных женского рода в конце слова после шипящих пишется Ь.  В именах существительных мужского рода в конце слова после шипящих, Ь не пишется.

Например:  мышь (ж.р.),      врач (м.р.),   товарищ (м.р.),   рожь (ж.р.)

  1. Предлоги  (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у, со, без и др.):

Предлоги со словами пишутся отдельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

Например:  Сосна росла у берега.

                     Сосна росла у самого берега.  

  1. Союз – это служебная часть речи, от слова пишется отдельно.
  • Перед союзами И, ДА ( значении И) запятая не ставится, если они не повторяются.

Например: Маша и Игорь шли в школу.

                    Васька слушает да ест.

  • Перед союзами И, ДА ( значении И) запятая ставится, если они повторяются.

Например: В портфеле лежали и ручки, и карандаши, и       учебники.

  • Перед союзами А, НО, ДА (значении НО) запятая ставится.

            Например: Вчера было солнечно, а сегодня идёт дождь.

                               Я к тебе заходил, но тебя не было дома.

                               Красна ягодка, да на вкус горька.

  1. Не с глаголами пишется отдельно.

Например:  не бегай,  не слышу.

  1. Перед глаголами не бывает предлогов.

Например:     добежал до дорожки,   доплыл до берега

Склонение имён существительных единственного числа

Падежи

Вопросы

предлоги

1скл. (ж.р. м.р.)

2скл

(м.р. ср.р.)

 3скл.

 (ж.р.)

И.п.  

кто?  что?

-------------

-а,   -я

 - (ь),           -о, -е

- (ь)          

Р.п.   (нет)

кого?  чего?

без, для, до, из, от, у, с, возле, подле, около

-ы,  

-а,  -я

Д.п.  (дать)

кому?  чему?

к, по

     -е

-у,   -ю

-и          

В.п.  (вижу)

кого?  что?

про, через, за, в, во, под, на

-у,    -ю

- (ь),           -о, -е,  -я

- (ь)          

Т.п.  (доволен)

кем?  чем?

над, перед, за, под, с, между

-ой,  -ей,   -ёй

-ом,  -ем

-ём

П.п.  (говорю)

о ком?  о чём?

о, об, на, в, при, по

     -е

                                    Склонение имён прилагательных.

Падеж

Мужской род

Средний род

Женский род

Мн.число

И.п.

какой?

-ой,

-ий,

       -ый

какое?

-ое

-ее

какая?

-ая

-яя

какие?

-ие

-ые

Р. п

какого?

-ого    -его

какой?

-ой

-ей

каких?

-их

-ых

Д.п.

какому?

-ому    -ему

какой?

-ой

-ей

каким?

-им

-ым

В.п.

какой?(неодуш.)

-ой –ий –ый

какого? (одуш)

-ого  -его

какое?

-ое

-ее

какую?

-ую

-юю

какие?

-ие

-ые

Т.п.

каким?

-им

-ым

какой?

-ой

-ей

какими?

-ими

-ыми

П.п.

о каком?

-ом

-ем

о какой?

-ой

-ей

о каких?

-их

-ых

                      Окончания прилагательных проверяй вопросами.

Глагол.

1.Глагол имеет начальную форму – неопределённую форму (инфинитив) что делать?  что сделать?

2. Глаголы бывают совершенного вида (действие уже сделано, или будет закончено)  - что сделает?

и несовершенного вида (действие не закончено) – что делает?

3.Глаголы изменяются по  временам и числам:

     настоящее время -  что делаю? - ед.ч. 

                                       что делаем? – мн.ч.

   будущее время -  что сделаю? что буду делать? – ед.ч.

                                  что сделаем? что будем делать? –мн.ч.

   прошедшее время – по родам: что сделал?  м.р.

                                                         что сделала? ж.р.

                                                         что сделало? ср.р.

                                                    что сделали? мн.ч.

по лицам  - н.вр. и б.вр. ( изменение глаголов настоящего будущего времени по лицам и числам называется спряжением)

Лицо

Единственное число

Множественное число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

       

Схема разбора глагола.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (инфинитив).
  3. Вид (совершенный или несовершенный).
  4. Спряжение.
  5. Число.
  6. Время, лицо, род (если есть).
  7. Чем является в предложении.

      ПРИМЕР: В портфеле лежали ручки и карандаши.

     

                      Лежали – глагол, (что делать?) лежать, несов.вид,

                               I спр., мн.ч., прошед.вр., в предложении –                                                

                                    сказуемое.

Разбор глагола по составу.

  Личные окончания глаголов: -у, -ю, -ешь, -ишь, -ет, -ит, -ем, -им,

                                                    -ете, -ите, -ут, -ют, -ат, -ят.

  Родовые окончания глаголов: -а, -о.

  Окончания неопределённой формы: -ть, -ти.

  Суффиксы: -и-, -е-, -а-, -ну-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-,

                      -л- (суффикс прошедшего времени)

                             

               Схема разбора имени существительного

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (И. п., ед.ч.).
  3. Собственное или нарицательное.
  4. Одушевлённое или неодушевлённое.
  5. Род, число, склонение, падеж.
  6. Член предложения.

ПРИМЕР:   В саду поспели груши.

В саду – сущ., (кто? что?) сад, нариц., неодуш., м. р.,  ед.ч.,    П.п., 2 скл., в предложении – обстоятельство места.

Падежи

1скл. (ж.р. м.р.)

2скл (м.р. ср.р.)

3скл. (ж.р.)

Р.п.  

-

Д.п.  

-

П.п.  

         Схема разбора имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  1. Начальная форма (И. п., ед.ч.).
  1. Род, число, падеж.
  2. Член предложения.

    ПРИМЕР: Мы шли по глубокому снегу.

    По глубокому (снегу) – прилаг.( какой?) глубокий,

            м.р., ед.ч., Д.п., в предложении – определение.

Спряжение глаголов.

     

лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1 лицо

-у (-ю)

-ем (-ём)

-у (-ю)

-им

2 лицо

-ешь (-ёшь)

-ете (-ёте)

-ишь

-ите

3 лицо

-ет (-ёт)

-ут (-ют)

-ит

-ат (-ят)

Неопр. форма

Все глаголы на

еть, ать, оть, уть

кроме исключений:

брить, стелить

Все глаголы на ить,

кроме исключений:

 + 4 глагола на ать и

    7 глаголов на еть -

гнать, держать,

дышать и слышать,

зависеть, видеть,

ненавидеть, а ещё

смотреть, вертеть

и обидеть, и терпеть

     Если у глагола безударное личное окончание, то нужно:

                  поставить глагол в неопределённую форму,

                  определить, какая гласная стоит перед –ть.

                                       

   Запомни:  глагол  I спряжения ед.ч. имеет окончание –ешь

Местоимение.

  Местоимение – часть речи, которая указывает на     предметы, признаки и количество , но не называет их.

 

  Изменяются по падежам – склоняются

падеж

Ед.ч.

Мн.ч.

И.п.

я

ты

он

она

оно

мы

вы

они

Р.п.

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их

Д.п.

мне

тебе

ему

ей

ему

нам

вам

им

В.п.

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их

Т.п.

мной

тобой

им

ей ею

им

нами

вами

ими

П.п.

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

о вас

о них

Схема разбора местоимения.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
  3. Лицо.
  4. Падеж.
  5. Число.
  6. Род (если есть)
  7. Чем является в предложении

ПРИМЕР: Ребята говорили о нём.

О нём – местоимение, (кто?) он, 3 лицо, П.п., м.р., ед.ч.,

              в предложении – дополнение.

   В предложении могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку "Части речи" для учащихся начальной школы

Данный материал поможет детям быстре запомнить основные правила о частях речи....

Карточки-памятки по русскому языку и математике

Карточки-памятки для детей по русскому языку и математике,которые можно раздать каждому ребёнку....

Памятки по русскому языку и математике 2 класс

Памятки по русскому языку и математике 2 класс...

Памятки по русскому языку и математике 2 класс

Десяток. Письменная нумерация в пределах 100  2 класс учебник М. И. Моро...

Памятки по русскому языку и математике

Памятки по русскому языку и математике для 1-4 класса подходят для любого УМК. Листы удобно распечатать и вставить в файлы А6 или в фотоальбом 10х15....

Памятки по русскому языку и математике для обучающихся 2-3 классов

Памятки можно распечатать и использовать как опорные таблицы по предметам....

Памятки по русскому языку 2 класс для учащихся

Предложенный материал могут использовать учащиеся 2 класса. Предложенные памятки уместны для любого УМК....