Особенности мышления младшего школьника
статья

Статья об особенностях мышления младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_myshleniya_mladshego_shkolnika.docx13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности мышления младшего школьника

Развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неглавных, существенных и не существенных деталей отличает мышление как познавательный процесс от восприятий и ощущений.  

Мышление, как считает  П.П. Блонский (1979), одна из тех функций, которые развиваются позднее ряда многих других функций и на основе более элементарных  интеллектуальных функций.  Чтобы уметь рассуждать, надо уже иметь достаточно практического опыта и знаний, обладать достаточно развитой речью. Таким образом, для развития мышления, П.П. Блонский (1979)  предлагает совершенствовать более элементарные функции — восприятие и память.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

У 6-7-летних школьников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные.  Их мышление характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт.

Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

При выделении связей и отношений можно действовать по-разному, в одних случаях, чтобы установить отношения между предметами, нужно их реально изменить, преобразовать. В других случаях достаточно, не трогая сами предметы, изменять лишь их образы, мысленно представляя.

Мышление детей 9-10-летнего возраста значительно отличается от мышления первоклассников. Так для мышления 7-милеток характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении. Они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает. Но школьники 4 класса в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном  порядке, научились управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.  

Младший школьник вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их реально,  примеряясь и пробуя. Но он уже может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении. Таким образом, наглядно – образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Хотя у ребенка в начальной школе преобладает наглядно-образное мышление, но это не главное. Задача школы - путем соответствующего обучения сделать наглядно-образное мышление опорой научно-теоретического. Как известно, Л.С.Выготский (1984) показал, что теоретическое мышление может опираться на наглядную основу. В итоге к концу 4-гo класса у ребенка происходит переход от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития мышления младших школьников

В статье раскрывается понятие "мышление", рассказывается об особенностях развития мышления младших школьников....

Особенности формирования логического мышления младших школьников

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...

Особенности формирования логического мышления младших школьников

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...

Родительский лекторий "Особености мышления младших школьников"

В лектории описано как в доступной форме дать родителям знания об особенностях развития мышления детей 8-9 лет. В лектории даны упражнения и игры на развитие мышления, памяти, воображения....

Особенности развития различных видов мышления младших школьников

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА к аттестации учителя на категорию.Целью исследования: определить эффективность заданий, решение которых направлено на многообразное соотношение наглядно-действенного, наглядно...

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"...

Особенности логического мышления младших школьников

В статье рассматриваются особенности логического мышления младших школьников...