Лэпбук
учебно-методическое пособие (1, 2 класс)

Грошева Елена Дмитриевна

В своей статье хочу рассказать о практическом использовании лэпбука в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grosheva_e.d.lepbuk.docx334 КБ

Предварительный просмотр:

« Использование лэпбука в начальной школе»

Выполнила:    

Грошева Елена Дмитриевна,                                                                                                                                                                               учитель начальных классов                                                                                                                МБОУ «Большекайбицкая СОШ – центр образования» -                                                           «Араслановская НОШ»

                                       

                                         с. Большие Кайбицы

                                                     2025 год

Цель: дать представление об использовании лэпбука в начальной школе.
Задачи:
1. Проанализировать форму работы лэпбука с точки зрения педагогической ценности.

2. Повысить уровень мастерства педагогов.
3. Познакомить с этапами изготовления лэпбука.

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Сегодня я хочу рассказать о практическом использовании лэпбука в своей работе, т.к. работаю в начальной малокомплектной школе. Приходится одновременно работать с несколькими классами.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено и тем более если ребёнок визуал. Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то должен обязательно потрогать. Кто-то держит всё в уме,  кто-то в тетради, а кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы вспомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова. На протяжении своей педагогической деятельности  стараюсь использовать и при этом нахожусь в поиске чего-то нового, чтобы дети эффективно усваивали материал разной степени сложности и объёма. Часто использую ,особенно в 1-2 классах, на уроках и во внеурочное время - лэпбук.                                                                                                        Что же такое лэпбук? Дословно это слово переводится как «книга на коленях». Лэпбук – (lap – колени, book – книга) – самодельная интерактивная папка содержащая множество кармашков,  подвижных деталей, вставок, которая вмещает в себя огромное количество материала: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д. Попадая в руки ребенка, лэпбук помогает ему окунуться в тему, повторить и закрепить изученное, систематизировать знания. Таким образом, образовательная деятельность становится не только познавательной, но и интересной, творческой, увлекательной.

 Лэпбук это не только справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с учениками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и разрабатываются специально для разного возраста.                              Зачем нужен лэпбук?                                                                                                       Во-первых отвечает требованиям ФГОС(задания разной сложности, разнообразие игровых заданий, вариативность использования заданий).              Во-вторых, лэпбук помогает лучше запомнить материал. В-третьих это отличный способ для   повторения пройденного. В-четвертых ребёнок самостоятельно научится собирать и организовывать информацию.                                                                                                                                                        Универсальность лэпбука заключается еще и в том, что его могут создать как педагоги, так и дети, родители. Когда лэпбук создает сам педагог – это не просто книга игр, а дидактическое пособие. Требования к лэпбуку:

1.Лэпбук должен быть информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть достаточно для полноценного закрепления изученной темы.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичен. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться еще и средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание должны быть доступны для учеников. Желательно избегать слишком больших текстов с описаниями, лишней информации.

Мой лэпбук выглядит, как стандартная книжка с двумя разворотами, в которой кармашки, карточки, пазлы, фигуры, чистые листы для заметок, загадки.                                                                                                                                               Думаю, нет необходимости говорить, что работа с этим пособием поддерживает высокую мотивацию в ходе занятия даже у самого неусидчивого ребенка. Так, в качестве поощрения или по желанию детей я даю задания по нахождению загадок, игровых заданий или  по определённой теме, а затем ребенок знакомит весь класс с результатом своего труда. Тут решаются задачи развития речи ребенка, творческих способностей, коммуникативных навыков, умения представить свой результат, самоуважение, самостоятельность, налаживается контакт между детьми. И как важно каждому ребенку видеть личный вклад!

Как сделать лэпбук своими руками? (Фото 1)

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

1. картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3 или А4);

2. бумага  (белая, цветная) или фетр.

3.принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры;

4. ножницы;

5. горячий клей или скотч;

6. наборы карточек.

Тема лэпбука может быть любая. Например, лэпбук по математике. (Фото 2)Геометрические фигуры можно распределять по кармашкам(по цвету, размеру, форме, можно сложить новые фигуры).По картинкам составить задачи, по данной картинке найти продолжение примеров. Часто использую лэпбук на уроках окружающего мира, т.к.имею различные наборы карточек.(Фото 3) Например, тема «Грибы». Дети должны догадаться в какие корзины разложить грибы(съдобные и несъедобные), найти загадки о них, написать на листочках правила сбора грибов.

      В заключении хочу сказать, что работа с лэпбуком помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе наблюдения учитель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Литература:

Электронные ресурсы: http://nsportal.ru консультация для педагогов - что такое лэпбук.

http://active-mama.com/lepbuk

Приложение:

C:\Users\Резеда\Desktop\20250423_225109.jpg

Фото 1

Фото 2C:\Users\Резеда\Desktop\20250423_224907.jpg

C:\Users\Резеда\Desktop\20250424_225724.jpgФото 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук

В статье даны разьяснения чем является лэпбук, этапы его создания, приблизительный план (включает информацию, необходимую для раскрытия темы лэпбука)....

Методическая разработка "Шахматный лэпбук"

Что это такое? Лэпбук (lapbook) – это  самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.В данном случае -это заключ...

Лэпбук - интерактивная папка для детей "Профессия повар"

Все составляющие элементы папки  между собой объединены общей темой. Лэпбук включает в себя задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира. Помогает систематизировать...

Лэпбук "День Победы"

Лэпбук (lapbook) или как его еще называютинтерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок...

Лэпбук "День Победы"

Лэпбук (lapbook) или как его еще называютинтерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок...

Создание лэпбука.

В данной работе рассказывается что такое лэпбук и как его можно сделать самому. Работа по изготовлению лэпбука  очень интересная и захватывающая....

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....