Программа семейного клуба "Азбука истоков"
рабочая программа (1 класс) по теме

Голыгина Лия Ивановна

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и реализуется в школе с 2011 года. Программа рассчитана на 4 года  в соответствии с программой "Воспитание на социокультурном опыте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_istokov.odt62.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

Рабочая программа семейного клуба

 

 

 

 

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

     

 

    

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

    

 

   

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление — духовно-нравственное и социальное

Возраст — 1-4 классы (6,5 — 11 лет)

Реализуется в течение 4 лет

Руководитель — Голыгина Лия Ивановна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Верхняя Ентала

2011 год

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых тех-логий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явления-ми) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.

Программа семейного клуба «Азбука истоков» разработана на основе программы «Воспитание на социокультурном опыте» (авт. И.А.Кузьмин) и в соответствии с требованиями ФГОС. Представленная программа развивает социокультурную основу учебно-воспитательного процесса начальной школы. Программой предусмотрено активное приобщение воспитанников и их родителей к базисным социокультурным категориям, изучаемым в предмете «Истоки». Кроме того, в программе используются материалы книг А.Лопатиной, М.Скребцовой «Начала мудрости», «Ступени мудрости» и «Счастье семьи».

Главным социокультурным результатом для обучающихся начальной школы является создание своей первой книги.

Согласно социокультурному системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества.

Программа развивает идею активного воспитания.

В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:

  1. Развитие непрерывной связи прошлого — настоящего — будущего на основе социокультурных принципов;
  2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;
  3. Развитие управленческих и коммуникативных способностей, психических функций от восприятия до энграммы с целью достижения значимых социокультурных результатов.

На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.

Программа «Азбука истоков» органично связана с учебным курсом «Истоки».

Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у детей и родителей регулятивные УУД:

  • структурировать время;
  • анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
  • стратегически мыслить;
  • определять основу личностного развития;
  • воспринимать значимые социокультурные результаты;
  • своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;
  • аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;

и коммуникативные УУД:

  • общения на едином аналоговом уровне;
  • присоединения;
  • толерантности;
  • развитие единого контекста в группе;
  • развития целостного восприятия.

Личностные УУД

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку

своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Главные цели программы:

  1. Присоединение обучающихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.
  2. Активное освоение социокультурных категорий на основе преемственности с курсом «Истоки»;
  3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникативных способностей. Развитие мотивации обучающихся к самосовершенствованию и самоутверждению. Создание первой книги.
  4. Структура программы
  5. Здравствуй, школа!
  6. Мой жизненный путь.
  7. С верой приходит доброе дело.
  8. Моя первая книга.
  9. Программа реализуется в течение 4 лет.
  10. Возраст: обучающиеся начальных классов и их родители.

 

 

Учебно-воспитательный  план

Год                       Наименование курса                                                        Кол-во часов

1                Здравствуй, школа!                                                                           18ч

                                         

2               Мой жизненный путь                                                                        18ч

             

3               С верой приходит доброе дело                                                         18ч

                                                         

  4               Моя первая книга                                                                             21ч

 

Всего за 4 года —   57ч        

 

Содержание курсов

1 класс

Здравствуй, школа!

Главные цели курса:

  1. Социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе. Присоединение обучающихся и родителей к школе.
  2. Формирование готовности к общению на аналоговом уровне и позитивного настроя на общение в группе;
  3. Формирование ресурса успеха.

Тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов

Цели

Примерный план

Страница книги

1

Здравствуй, школа!

2

1.Мотивация родителей на совместную деятельность. Первое знакомство.

2.Создание положительного настроя на обучение.

3.Достижение первого социокультурного результата - Первое слово, подаренное людям

1.Рассказ учителя о школе.

2.Ресурсный круг «Зачем я пришел в школу?»

3.Работа над первой страницей книги. Рефлексия.

4.Ресурсный круг «Первое слово».

5.Семейно-школьное чаепитие.

1.Сегодня я стал первоклассником. Это было так …

2.Стихотворение, которое я приготовил на праздник «День Знаний».

3.Мой портфель.

5.Моя любимая игрушка.

6.Первое слово, которое я дарю людям.

2

Я среди друзей

2

1.Создание позитивного настроя на общение в группе.

2.Развитие ориентации на доброе отношение друг к другу и окружающим.

3.Социокультурное наполнение категорий «Слово добра» и «Честное слово»

1.Рассказ учителя о радуге и числе 7, о дружбе и чести.

2.дети раскрашивают радугу в книге.

3.Тренинг «Радужный букет».

4.Рефлексия.

5.Ресурсный круг «Доброе слово друзьям».

1.Радуга дружбы...

2.Букет дружбы

3.Имена моих друзей...

4.Доброе слово моим друзьям...

3

Мои близкие и родные люди

2

1.Воспитание заботливого отношения к родителям, развитие способности дарить им радость.

2.Развитие позитивной мотивации на работу в группе, общение в паре.

3.Развитие способности ценить каждое слово.

1.Ресурсный круг «Благодарение».

2.Рефлексия. Кто помог вам стать такими?

3.Дети рассказывают о своих родителях.

4.Написать письмо-открытку родителям, помогая друг другу в паре.

5.Дети рассказывают с какими словами подарят письмо.

6.О значении слова с большой буквы.

7.Ресурсный круг «Первое слово о школе». Рефлексия.

1.Добрые слова о родителях...

2.Мое первое письмо близким людям...

3.Я отгадываю ребус «Семья».

4

Образ праздника

2

1.Формирование ресурса успеха при совместной деятельности детей и родителей.

2.Развитие основы самоутверждения.

3.Социокультурное наполнение категорий «Родник», «Первый образ».

1.Разговор в круге «Что такое праздник?»

2.Структурирование групп.

3.Подготовка к празднику, распределение обязанностей.

4.Тренинг «Праздник». Работа в микрогруппах.

5.Ресурсный круг «Пожелания к празднику».

1.Наш любимый семейный праздник.

2.Мой карнавальный костюм.

3.Красочная Новогодняя открытка.

4.Новогодние поздравления людям Земли.

5

Рождественская сказка

2

1.Развитие целостного восприятия, способности присоединяться и ориентироваться на доброе отношение друг к другу.

2.Развитие основы единого контекста в группе.

3.Социокультурное наполнение категорий «Светлый образ», «Благодатный образ».

1.Обсуждение сказки «Рождественская елочка».

2.Тренинг «Подарок к Рождеству».

3.Ресурсный круг «Подарок к Рождеству».

4.Дети составляют рождественскую сказку и дарят своим близким образ света.

1.Рождественская сказка, которую я сочинил с друзьями. Я дарю ее всем людям....

2.Я отгадываю кроссворд.

3.Первый образ, подаренный людям.

6

Моя Родина

2

1.Патриотическое воспитание защитника Отечества.

2.Развитие способности осуществлять выбор из противоположных качеств.

3.Социокультурное наполнение категорий «Образ Богородицы», «Образ защитника Родины».

1.О Родине. Какие качества нужно воспитывать для защиты Родины?

2.О Покрове Богородицы.

3.Тренинг «Защитник Родины». Работа в микрогруппах.

4.Чтение стихов с детьми. Вручение сувениров старшим.

5.Ресурсный круг «Родина».

1.Любимый уголок родного края.

2.Герб и флаг моей Родины.

3.Любимый образ защитника Родины.

4.Первые слова, посвященные Родине...

7

Любимый образ

2

1.Развитие общения в паре и четверке, ориентация на взаимопонимание.

2.Развитие способности различать категории «Образ», «безобразное».

3.Социокультурное наполнение категории «Любимый образ».

1.Что есть «Образ» и что есть «безобразное». Любимый образ.

2.Разговор о маме.

3.Ресурсный круг «Мама».

4.О чем мечтает мама? Сюрприз для мамы.

5.Ресурсный круг «Моя школа».

1.Святой образ.

2.Какие слова притянет слово «мама»?

3.Это я дарю маме, бабушке.

8

Первая книга в школе

2

1.Развитие единого контекста в группе.

2.Социокультурное наполнение категории «Первая книга».

3.Развитие способности анализировать и структурировать информацию.

1.О первой книге.

2.Праздник Азбуки.

3.Азбука истоков.

4.Ресурсный круг «Азбука».

5.Тренинг «Мои книги. Работа в микрогруппах.

1.Слово благодарности первой школьной книге «Азбука»

9

Праздник души

2

1.Формирование ресурса успеха, развитие самоутверждения.

2.Развитие прочувствованного восприятия праздника души.

3.Развитие восприятия значимых результатов в работе «Моя первая книга».

1.Разговор о первой книге.

2.О результатах работы каждого ребенка.

3.Ресурсный круг «Моя первая книга».

4.Доброе дело.

5.Тренинг «Важные итоги года».

1.Вот и закончилась 1 глава моей книги...

2.То, что мне приносит счастье.

3.Дерево, которое я посадил..

4.Всей семьей во 2 класс.

5.Фотография класса с родителями.

 

2 класс

Мой жизненный путь

Главные цели курса:

  1. Воспитание чувства ответственности за преемственность социокультурного опыта.
  2. Достижение значимых социокультурных результатов на основе категорий предмета «Истоки».
  3. Освоение единого понятийного аппарата, управленческих и коммуникативных навыков.

Тематическое планирование

 

Тема

Кол-во часов

Цели

Примерный план

Страница книги

1

Моя семья

2

1.Воспитание чувства ответственности за свою семью.

2.Структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии семьи.

3.Развитие способности анализировать информацию. Присоединение к социокультурным результатам первого класса.

1.Разговор о семье.

2.Определение положительного опыта семьи.

3.Тренинг «Что я могу сделать в настоящее время для того, чтобы моя семья была крепкой и счастливой»?

4.Какой представляется семья в будущем?

5.Ресурсный круг «Что необходимо сделать для того, чтобы семья была счастлива в будущем?».

1.Семейное фото. Год рождения семьи.

2.Любимые семейные занятия, увлечения.

3.Чем живет моя семья?

4.Очень интересное из истории моей семьи.

5.Для того, чтобы моя семья была крепкой и счастливой, я могу сделать в настоящее время...

6.Моя будущая семья.

2

Мой род

2

1.Воспитание ответственности за продолжение рода.

2.Структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии рода.

3.Развитие аналогового общения в группе.

1.Рассказ о том, чем интересен род.

2.Что выше всего ценят родители и дети в истории своего рода.

3.Тренинг «Традиции рода».

4.Чем может прославиться мой род в будущем?

5.Ресурсный круг «Что бы ты рассказал своим детям, внукам о своем роде?»

1.Ими гордится мой род...

2.Очень интересное из истории моего рода.

3.Традиции моего рода.

4.Я продолжаю традиции моего рода.

5.Когда я вырасту, я расскажу детям, что мой род...

3

Родной очаг

2

1.Воспитание чувства любви к родному очагу.

2.Развитие единого контекста в паре.

3.Социокультурное наполнение категории «Дом».

1.Каким был дом в моем роду в прошлом? Что отличало его от других домов?

2.Разговор в круге «За что я люблю свой настоящий дом?»

3.Что я могу сделать в настоящее время для того, чтобы дом стал уютнее?

4.Тренинг «Строим дом»

5.Каким я представляю свой дом в будущем?

1.таким был дом в нашем роду в прошлом.

2.Семь любимых особенностей моего дома.

3.Очень интересное из истории дома, в котором я родился.

4.Для того, чтобы мой дом был уютнее, я могу сделать …

5.Дом, который построил я...

6.Я представляю свой дом в будущем...

7.Послание потомкам.

4

Путь-дорога

2

1.Воспитание бережного отношения к природе. Развитие практических навыков подготовки к дороге.

2.Развитие мысли о взаимосвязи города и деревни с природой и человеком, о том, что каждый может сделать для окружающей природы.

3.Развитие единого контектста в паре, четверке.

1.Как ставят цели перед началом пути.

2.О видимых и невидимых дорогах. О жизненном пути родителей.

3.Как собраться в путь-дорогу?

4.О бережном отношении к природе.

5.Путь-дорога тому дается, кто любит и понимает природу.

6.Ресурсный круг «Доброе дело».

1.Перед началом пути мы поставили цель...

2.Нашим руководителем был...

3.Я научился...

4.Я знаю, что есть дороги...

5.Беречь природу — значит....

6.Я хочу видеть природу здоровой и красивой.

7.Как мы были в дороге.

8.Я хотел, чтобы мой жизненный путь...

9.Я составляю кроссворд...

5

Лес зимой

2

1.Воспитание заботы об окружающей природе.

2.Развитие целостного восприятия.

3.Практическое воплощение заботливого отношения к природе.

1.Почему русский человек издавна любит лес?

2.Чем дорог детям лес зимой?

3.Как одет лес зимой?

4.Как человек может помочь лесу зимой и как лес отблагодарит?

5.Что дети могут сделать в будущем для леса?

6.Активная часть проводится в лесу.

7.Ресурсный круг на развитие восприятия.

1.Для русского человека лес...

2.Так одет лес зимой...

3.Я помогаю лесу зимой...

4.Кормушка, которую я подарил пернатым друзьям...

5.Впечатления о прогулке.

6.Чья радуга ярче! Эту картинку я назвал так...

7.Когда я стану взрослым...

6

Труд — дело чести

2

1.Воспитание трудолюбия.

2.Развитие самоутверждения при общении в двойках, четверках.

3.Воспитание взаимопомощи и своевременности в труде.

1.Допиши пословицу и раскрой ее смысл...

2.Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?

3.Почему в труде важна своевременность?

4.Какой труд предполагает объединение усилий? Как дети помогают родителям?

5.Как труд можно отблагодарить?

6.Как дети ценят труд родителей и благодарят их?

7.Ресурсный круг «Мне нравится труд...»

1.Пословица, которая мне нравится...

2.Пословица, которую придумал я сам...

3.Профессии моего рода...

4.Я помогаю родителям...

5.В любом труде важны...

6.Мы трудимся всей семьей...

7.Я рассуждаю: кем хочу стать, почему?

7

Праздник весны, добра и света

2

1.Воспитание доброжелательности на семейных традициях.

2.Социокультурное наполнение категорий «сказка», «песня», «слово», «праздник».

3.Развитие контекста в группе.

1.Какие сказки и песни передаются в вашей семье от поколения к поколению?

2.Как отмечают в вашей семье праздник 8 марта мамы и бабушки? Из истории праздника 8 марта.

3.Разработка сценария праздника 8 марта.

4.Подготовка подарков для мамы и бабушки.

5.Ресурсный круг. Пожелания мамам и бабушкам.

1.Семейная сказка с иллюстрациями.

2.Любимая песня моей семьи.

3.Я горжусь своей мамой.

4.Мамин праздник.

5.Мой подарок к празднику.

6.Пожелания женщинам России.

8

Семья слова и образа

2

1.Воспитание бережного отношения к святыням на русских традициях образа и слова.

2.Социокультурное наполнение категорий «святой образ», «святое слово», «икона».

3.Развитие единого контекста в паре, четверке, группе.

1.Традиции образа и слова на Руси.

2.Ресурсный круг «О святом образе».

3.Какие слова рождаются в душе, когда ты смотришь на иконы: Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца, Пресвятой Троицы, Святого Великомученика Георгия Победоносца.

4.Образ святого слова и святой иконы.

5.Какие иконы ты хотел бы передать свои детям? Зачем это нужно?

1.Когда я смотрю на иконы в душе рождаются слова...

2.Мне очень близка икона...

3.Я знаю икону...

4.Иконы, которые берегут в нашей семье.

5.Я хотел бы передать своим детям...

9

Храм

2

1.Социокультурное наполнение категории «храм».

2.Развитие единого контекста в группе.

3.Прочувствованное восприятие истоков православия.

1.О храме.

2.Заочное путешествие в храм.

3.Впечатления от увиденного и услышанного.

4.Мой жизненный путь.

5.Ресурсный круг на развитие целостного восприятия и единого контекста.

Как построить храм в душе?

1.Храм, в котором я побывал сегодня.

2.Рассказ о посещении храма.

3.Почему идут в храм люди?

4.Святые места моего края.

5.Как построить храм в душе?

 

3 класс

С верой приходит доброе дело

Цели:

  1. Воспитание бережного отношения к понятиям: Вера, Надежда, Любовь, София.
  2. Развитие социокультурного опыта присоединения к истокам духовности и нравственности.
  3. Развитие толерантности, единого контекста в группе.

 

 

Тема

Кол-во часов

Цели

Примерный план

Страница книги

1

С верой приходит доброе дело

2

1.Воспитание доверия. 2.Развитие ресурса доверия.

3.Воспитание бережного отношения к понятиям «Вера», «Верность».

1.Ресурсный круг. Что запомнилось на занятиях в прошлом году? С каким настроением пришли на занятие?

2.Тренинг «Развитие доверия». Рефлексия. Легко ли было присоединиться?

3.Что значит быть верным другом?

4.Разговор о верной дружбе.

5.Тренинг на развитие целостного восприятия.

1.В прошлом году для меня главным было...

2.В третьем классе я надеюсь...

3.Мне дорог круг друзей.

4.Эмблема дружбы.

5.Стихотворение о дружбе и верности.

6.Верить — это значит...

7.Мои верные друзья.

2

«Береги честь смолоду»

2

1.Воспитание чувства патриотизма.

2.Развитие целостного восприятия при общении в двойках, четверках.

3.Развитие лидерских качеств, прочувствованное восприятие категории «честь».

1.Принятие классной эмблемы дружбы.

2.Примеры из литературных произведений на тему патриотизма (о чести, правдивости, честности).

3.Тренинг. Предлагается ситуация нравственного выбора для решения в группах. Правдивость в слове и деле.

4.Ресурсный круг. Рефлексия. Что полезного для себя узнали? О чем расскажете близким?

5.Какие высказывания о чести созвучны вашей душе?

1.С древних времен наши прадеды под словами чести понимали...

2.В нашем роду понятие честь означает...

3.Моей душе созвучны следующие высказывания о чести...

4.Мой рассказ...

5.Я познакомлю своих друзей с картиной В.Васнецова «Три богатыря».

3

Мир и согласие добрую надежду рождают

2

1.Воспитание миролюбия.

2.Развитие навыка совместной деятельности.

3.Социокультурное наполнение категории «согласие»

1.Ресурсный круг «Прощение».

2.Тренинг «Квадрат».

3.Тренинг «Взаимопонимание».

4.Ресурсный круг на развитие целостного восприятия с использованием визуальной, аудиальной и кинестетической модальности.

1.Как понимали мир и согласие в нашем роду...

2.Заповеди доброй семьи. В семье царят мир и согласие, когда...

3.Для того, чтобы мир и согласие были на Земле...

4.Я дарю эти слова...

5.Я надеюсь, что в будущем...

4

Доверие доброму опыту

2

1.Воспитание уважения к старшему поколению, социокультурное наполнение категории «послушание».

2.Развитие коммуникативных навыков, делегирования.

3.Развитие способности замечать значимые результаты и восполнять социокультурный опыт.

1.Ресурсный круг «Какой добрый опыт ты приобрел в истекающем году?»

2.Определить, кто помог его приобрести? Каким был отклик уважения?

3.Какой добрый опыт переняли у родителей?

4.Примеры из литературно-художественных произведений по теме.

5.Тренинг. Работа в группах.

6.Рефлексия. Знаки уважения старшему поколению.

1.Примеры приобретенного доброго опыта.

2.В этом мне помогли...

3.В своей жизни я перенял у родителей...

4.Мои знаки уважения старшему поколению...

5.Советы для сверстников...

6.Мои слова благодарности и пожелания старшему поколению...

7.Мои размышления о послушании...

5

Милосердие идет от  любви

2

1.Воспитание милосердия. Социокультурное наполнение категории «милосердие».

2.Развитие целостного восприятия, чувствования, единого контекста в группе.

3.Развитие способности получать отклик в кинестетике.

1.Ресурсный круг. Слова благодарности за главные результаты занятия «Доверие доброму опыту».

2.Примеры милосердия из прошлого опыта русского народа.

3.Тренинг «быть милосердным — это значит...

4.Примеры проявления милосердия у родителей и детей.

5.Рефлексия.

1.Для меня наиболее значимы...

2.Милосердие — это...

3.Могу ли я назвать себя милосердным человеком?

4.Сегодня мои слова нашли понимание у моих школьных друзей.

5.Образ милосердного человека.

6

«Добрый человек в доброте проживет век»

2

1.Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела.

2.Развитие единого контекста в группе.

3.Развитие способности осуществлять выбор с целью совершения добрых дел на благо людям.

1.О добре и зле. О совершении добрых дел.

2.Тренинг «Как отличить добро от зла?»

3.Почему добро побеждает зло?

4.Что значит нести благо людям?

5.В паре обучающиеся говорят добрые слова друг другу.

6.Какие добрые деля на благо людям совершают дети?

7.Рефлексия: какие добрые дела дети хотели бы совершить в будущем?

1. Образы добра.

2.Как я отличаю добро от зла...

3.Добро побеждает зло потому, что...

4.Я думаю, что нести благо людям — это значит...

5.Добрые слова, которые я подарил одноклассникам...

6.Рисунки о доброте, вежливости, дружбе.

7.В своей жизни я хотел бы совершить...

7

Раскаяние учит любви

2

1.Воспитание раскаяния. Осмысление и социокультурное наполнение категории «раскаяние».

2.Развитие групповой мотивации с ярко выраженными лидерами, смена лидеров.

3.Развитие способности определять положительные и отрицательные последствия принятых решений.

1.Рассказ о раскаянии.

2.О раскаянии перед родителями.

3.О раскаянии из опыта родителей.

Тренинг. Развитие способности определять последствия принимаемых решений.

4.Ресурсный круг «Я люблю свою маму».

1.Из жизненного опыта моих родителей.

2.Рассказ о человеке, который признался в проступке и получил прощение.

3.Главное, что я сумел понять о раскаянии.

4.Душевное состояние после прощения.

5.Я люблю своих родителей...

8

Ум без разума-беда

2

1.Развитие целостного восприятия, мышления, развитие единого контекста.

2.Наполнение категорий «ум», «разум», «знания».

3.Развитие памяти, способности сочетать ум да разум.

1.Почему русские сказки учат уму да разуму?

2.Тренинг. Определить фрагменты из сказок, где сочетаются ум да разум.

3.Ресурсный круг. Ребята рассказывают свои любимые сказки, где ум да разум вместе живут.

4.как сочетаются ум да разум в настоящее время?

5.Тренинг «Слова, характеризующие ум да разум».

6.Работа в паре над кроссвордом.

7.Ресурсный круг «Что может каждый сделать так, чтобы сочетать ум да разум?»

1.Русские сказки учат уму да разуму.

2.Доброе слово о первом учителе.

3.Мой любимый учебный предмет.

4.Кроссворд для умных и разумных.

5.Я хотел бы...

9

Вот и стали мы на год мудрее...

2

1.Развитие единого контекста, способности делать правильный выбор.

2.Обобщение социокультурного опыта за третий год совместного труда.

3.Развитие самоутверждения и ресурса успеха.

1.Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры?

2.Тренинг на развитие единого контекста в группе.

3.Ресурсный круг «Мудрые пожелания».

1.Мои мудрые мысли:

Дружба — это...

Быть верным — это значит...

Честность ум рождает, а бесчестье...

Уметь прощать — это значит...

Любовь — это...

2.Образ мудрого человека.

3.Мудрые советы людям Земли.

 

4 класс

Моя первая книга

Цели:

  1. Воспитание преемственности традиций образа, слова, души.
  2. Развитие социокультурной основы индивидуума и группы.
  3. Достижение главного социокультурного результата начальной школы — создание первой книги.

 

 

Тема

Кол-во часов

Цели

Примерный план

Страница книги

1

Первый образ и его традиции

2

1.Воспитание традиции образа.

2.Присоединение к социокультурным результатам третьего класса.

3.Осмысление категории традиции образа.

1.Разговор о 4 главе книги, значимости этой главы в осмыслении результатов труда.

2.Тренинг. Родители работают в четверках вместе с детьми. Почему иконы так дороги русскому человеку?

3.В круге: что значит для меня икона?

4.Образ Спасителя в жизни русского человека.

5.Что передает образ Спасителя?

1.В прошлом году главным для меня было...

2.В 4 классе я надеюсь...

3.Когда я смотрю на образ Спасителя...

4.В нашей семье — иконы...

5.Рассказ о чудотворной иконе.

6.Образ Спасителя...

7.Традиции Первого Образа...

2

Вера, Надежда, Любовь и София в сердце русского человека

2

1.Осмысление образа Веры, Надежды и Любви каждым ребенком.

2.Развитие единого контекста в группе.

3.Развитие целостного восприятия окружающего мира.

1.Тренинг «Что значит Вера, Надежда, Любовь и София для русского человека?

2.Как передают из поколения в поколение образ Софии русские люди?

3.Что олицетворяет образ Софии?

4.Как русский народ встречает праздник Вера, Надежда, Любовь, София?

5.Ресурсный круг.

1.Строить храм в своей душе...

2.Что значит для меня...

3.Русский мудрец, которым я восхищаюсь.

4.Русские люди из поколения в поколение передают Образ Софии...

5.Праздник Вера, Надежда, Любовь, София...

3

Великие чудотворные образы

2

1.Воспитание преемственности традиций чудотворных образов.

2.Социокультурное наполнение категории «образ» в свете русских традиций.

3.Закрепление и дальнейшее развитие коммуникативных навыков в группе.

1.Что значит в русской культуре слово «преподобный»?

2.Что несет для каждого русского человека образ Покрова Богородицы?

3.Знаменательные события в жизни русского народа, связанные с образом Богородицы, образом Святителя Николая Чудотворца, образом Георгия Победоносца.

4.Восприятие традиций образа Богородицы, образа Святителя Николая Чудотворца, образа Георгия Победоносца.

5.Что олицетворяют образы Богородицы, Святителя Николая Чудотворца и Георгия Победоносца?

6.Что объединяет эти образы?

7.Почему не иссякает сила чудотворных образов? Что вы знаете об образах преподобного Дмитрия Прилуцкого и преподобного Кирилла белозерского?

8.Почему чудотворные образы являются образами света?

1.Для каждого русского человека Образ Покрова Богородицы...

2.Мне известны знаменательные события в жизни нашего народа, связанные с Образом богородицы...

3.Образ Богородицы...

4.Сила чудотворных образов не иссякает...

5.Щит и меч защитника Родины...

6.Символ верной любви и света.

7.Мои светлые мысли о правде, добре, любви, истине.

4

Бог любит Троицу

2

1.Развитие восприятия триединства.

2.Развитие способности стратегически мыслить.

3.Развитие восприятия образа Троицы.

1.О триединстве.

2.О значении выражения «три в одном» и «единое из трех».

3.Что для меня означает «триединство»?

4.Как русский народ из поколения в поколение передает образ Троицы?

5.Как русские празднуют Троицу?

6.Тренинг. Икона преподобного Андрея Рублева «Троица».

7.Ресурсный круг «О русских традициях образа Троицы».

1.Из поколения в поколение русские люди передают образ Троицы...

2.Образ Троицы в жизни...

3.Сегодня я узнал...

4.Русские люди трижды...

5.Праздник Троица...

6.В жизни я буду...

7.Экскурсия в Третьяковскую галерею.

5

Добро желаешь — добро и делай

2

1.Воспитание способности передавать добро людям.

2.Развитие способности чувствовать доброе отношение друг к другу.

3.Развитие способности принимать групповое решение.

1.Какие слова побуждают делать добрые дела?

2.Общение в паре. Развитие способности чувствовать доброе отношение друг к другу.

3.Почему традиции переходят из поколения в поколение?

4.Какие традиции ты сумеешь передать новому поколению?

5.Ресурсный круг «Добро желаешь — добро и делай».

6.Тренинг. Чтобы родственникам не пришлось стыдиться тебя, нужно делать добро людям...»

7.Доброе классное дело.

1.Эти слова побуждают меня делать добрые дела...

2.Традиции переходят из поколения в поколение...

3.Мой рассказ о добрых словах и добрых делах...

4.Добро несет радость...

Когда я радуюсь...

Когда со мной радуются окружающие...

5.Я надеюсь, что сумею передать новому поколению...

6

Честь дороже жизни

2

1.Воспитание преемственности традиции слова чести.

2.Развитие единого контекста в четверках сменного состава.

3.Развитие ресурса успеха.

1.Разговор о клятве друзей. Умеем ли мы держать верность слову?

2.Слова чести — самые надежные. Работа в четверках сменного состава.

3.Что значит слово чести для русского человека?

4.Как передаются традиции слова чести?

5.Умеешь ли ты делом подтверждать данное слово?

6.Чему тебе необходимо научиться, чтобы держать слово?

7.Ресурсный круг. Рефлексия.

1.Слово чести для русского человека значит...

2.Русский народ высоко ценит слово чести...

3.Мои дела, подтверждающие данное слово...

4.Сдержать данное слово мне помогают...

5.Мой рассказ о человеке, достойном уважения и почета.

7

Слово родителей

2

1.Воспитание бережного отношения к слову родителей.

2.Развитие целостного восприятия.

3.Осмысление традиции уважительного отношения к старшим.

1.О почитании родителей.

2.Как слово родителей на истинный путь направляет?

3.Какие традиции слова родителей передаются в вашей семье?

4.Тренинг «Почитать родителей — значит...

5.Ресурсный круг «Слово благодарности родителям».

1.Интервью с людьми старшего поколения.

2.Доброе слово о делах:

- моих предков..

- моих родителей...

3.Доброе дело два века живет.

4.Мои мысли о почитании родителей.

5.Традиции слова родителей в нашей семье.

8

Единство русского духа

2

1.Воспитание преемственности традиции праздника.

2.Развитие единого контекста самоутверждения.

3.Развитие восприятия категории «Русский дух».

1.О традициях русских праздников.

2.Тренинг. Выбрать праздники, пред которыми соблюдаются многодневные посты.

3.Тренинг «Традиции народного праздника».

4.Тренинг «Традиции семейного праздника»

5.Подготовить фрагменты праздника.

1.Из поколения в поколение отмечаются на Руси православные праздники.

2.О традиции православного праздника.

3.Праздники, которые подарили нам прадеды...

4.О традиции народного праздника.

5.Наши семейные праздники.

6.О традиции семейного праздника.

7.Мои любимые праздники.

8.Рецепт праздничного угощения бабушки.

9.Рассказ о любимом празднике.

9

«Сказка — правда, в ней намек»

2

1.Воспитание преемственности традиций русской сказки.

2.Развитие целостного восприятия.

3.Осмысление категории добра и зла в традициях русской сказки.

1.О традициях русской сказки.

2.Сказка. Ресурсный круг на развитие восприятия.

3.Разговор в круге. Как сказка соединяет прошлое, настоящее, будущее.

1.Моя сказка, в которой добро побеждает зло.

2.Мой любимый сказочный персонаж.

3.В сказках живут отрицательные герои. Я хочу пожелать им...

4.Я хочу, чтобы сказки заканчивались такими словами...

5.Иллюстрации к сказке.

10

Память сердца

2

1.Воспитание преемственности.

2.Развитие памяти сердца.

3.переосмысление социокультурных категорий, которые соединяют память сердца.

1.Что означает слово подвиг для русского человека?

2.О традиции подвига.

3.Тренинг по темам:

-Подвиг нравственности

-Подвиг сыновний, дочерний

-Подвиг трудовой

-Подвиг воинский.

Определить вид подвига и свое отношение, понимание.

4.Память сердца объединяет прошлое, настоящее и будущее.

5.Ресурсный круг «Где я хотел бы побывать?»

1.Для русского человека совершить подвиг — значит...

2.Моя былина о русском богатыре.

3.Памятник русским героям, который создал бы я...

4.Святыни и памятные места, которые я хотел бы посетить.

5.Память моего сердца соединяет...

11

Традиции истоков

1

1.Переосмысление социокультурных результатов.

2.Прочувствованное восприятие истоков русских традиций.

3.Развитие ресурса успеха — создана первая книга.

1.Разговор о книге как торжестве души.

2.Тренинг «Вологодские традиции».

3.Ресурсный круг.

1.Что сделано за 4 года и как изменился я сам. Кто помог мне в этом?

2.Самые значимые результаты.

3.Слова благодарности тем, кто помог мне в развитии.

4.Истоки русских традиций...

5.Пожелание одноклассников, родителей, учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.И.А.Кузьмин. Истоковедение.Том 1. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.

2.И.А.Кузьмин. Истоковедение.Том 2. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Азбука Истоков" для 1 класса

Программа внеурочной деятельность для 1 класса...

Рабочая программа по курсу "Истоки" для 2 класса

В рабочей программе представлена пояснительная записка курса "Истоки" для 2 класса и календарно - тематическое планирование....

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс

Программа "Истоки" составлена на основе авторской программы И Кузьмина, А. Камкина.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нр...

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс

Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы  - 34 часа   из расчета  1 час  в неделю.  Данный к...

Программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...