Развитие быстроты у детей 6-7 лет
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему

Васильева Ольга Владимировна

Теоретический анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_bystroty_u_detey_6.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

     Для определения биологического возраста устанавливают степень оссификации (окостенения) отдельных  костей  скелета,  развития  вторичных половых признаков, прорезания и смены зубов, изменения основных показателей физического развития и другое. Созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной  жизни происходит неравномерно. В первую очередь созревают системы, способствующие выживанию организма при переходе от внутриутробного развития к свободным от материнского тела  условиям  существования.

     С 5-7 лет резко увеличиваются темпы роста тела в длину: ребенок вырастает на 7-10 см в год. Этот период совпадает с началом обучения в школе. У ребенка совершенно изменяется характер повседневной двигательной деятельности. Он овладевает новыми произвольными движениями. На уроках физической культуры  ребенку  предлагаются  новые, неизвестные  ранее физические упражнения.

     Кости детей по сравнению с костями взрослых содержат меньше минеральных веществ и легко подвергаются искривлению. Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются.

     С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц меняются. К 6-7 годам в мышцах происходят  существенные изменения, выражающиеся,   прежде всего, в увеличении  толщины  мышечных  волокон.  

  У детей 7 лет мышцы  развиваются неравномерно: вначале, главным образом, крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки - мелкие мышцы.

    От 6-7 лет наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные  с  быстротой  и  точностью  движений.

     Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия ученика и высокого мастерства, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ребенка. Структурная дифференцировка мышечной ткани связана с совершенствованием синаптических контактов двигательных нервов с мышцами. Морфологическая дифференцировка синаптических терминалов особенно интенсивно происходит в семилетнем возрасте. К этому времени ребенок свободно манипулирует предметами, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений.

    Возрастные перестройки координации в перекрестных движениях затрагивают главным образом верхние конечности. С появлением позы прямостояния и первых шагов в движениях ногами проявляется ритмический рефлекс. В движениях руками этой ритмичности нет. Перекрестные движения рук и ног приобретают устойчивую форму только к 7-8 годам. У детей этого возраста складываются характерные для взрослых взаимосочетаемые отношения в движениях руками и ногами.

     Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением проприоцептивной чувстенности. Она достигает уже в семилетнем возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступным, чем для подростков 13-14 лет.

     В возрасте 7 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

     Центральной нервной системе принадлежит важнейшая роль в обеспечении взаимодействия организма со средой, в организации адаптивного реагирования на внешние воздействия.

     К 6 годам происходят перестройки в функциональной организации мозговых структур, определяющей осуществление таких важных психофизиологических функций как восприятие и внимание. Сложные и ранее незнакомые объекты начинают  привлекать внимание ребенка, что обеспечивает их анализ и опознание. Зрелыми являются и механизмы произвольной регуляции не только простых, но и сложных функций в соответствии со словесной инструкцией, что создает основу для управления механизмами восприятия и внимания. Эти изменения свидетельствуют о расширении функциональных возможностей мозга и определяет готовность организма к началу обучения.

    Исследования сердечно-сосудистой системы у учащихся свидетельствуют о том, что если в начале учебного года частота сердечных сокращений варьируется от 92 до 159 ударов в минуту; артериальное давление в среднем 80 на 50 мм рт. ст; пульс после физической нагрузки достигает 195 уд\мин, то в середине учебного года происходит существенное снижение этих показателей. На фоне изменения реакции сердечно-сосудистой системы величина физической работоспособности значительно повышается. Эти данные говорят о том, что дети первых классов сравнительно быстро адаптируются к режиму школьных занятий и успешно справляются с физической и учебной нагрузкой режима школы.

     В 7- летнем возрасте происходят существенные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, значительно увеличивающие ее резервные возможности, столь необходимые для энергетического обеспечения высокой двигательной активности.

    У детей с 6-летнего возраста значительно повышается максимальное потребление кислорода (МПК). Величина МПК, рассчитанная на килограммы массы тела в этом возрасте уже почти достигает уровня взрослого человека. В дальнейшем величина относительного МПК как показатель аэробных возможностей у детей, растет до 10-11 лет.

    К 7 годам развивается способность выполнять движения путем подражания. В 7 лет хорошо развивается точность выполнения зрительно-моторных задач. В 6 лет происходит более интенсивный прирост в максимальной частоте движений рук, причем в большей степени справа и больше у мальчиков. Скорость движений у детей, как и у взрослых, выше в дистальных суставах, чем в проксимальных. У детей 6 лет продолжается совершенствование рефлекторных механизмов, обеспечивающих равновесие тела. Увеличивается длина шага при ходьбе на 7-8 см, при беге возрастает на 20 см, а темп бега падает, но при этом увеличивается скорость бега. В 6 лет продолжает увеличиваться длина и высота прыжка, причем у мальчиков она становится больше, чем у девочек. Увеличивается дальность броска предметов и точность попадания в цель, причем при отдаленности цели до двух метров.

    В этот же период повышается сила всех групп мышц. Повышается статическая выносливость мышц кисти рук, увеличивается, особенно у мальчиков, время удержания статических поз типа «вис» и «упор».

    Дети 6 лет способны осваивать навыки плавания, катания на коньках, лыжах, велосипеде и др. Все это свидетельствует об интенсивности развития моторики в дошкольном возрасте.

Формы, средства и методы развития  быстроты

       Быстрота — это способность  человека  совершать  двигательное  действие в минимальный  для  данных  условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Ее проявления очень важны в деятельности человека (например, в управлении современной техникой). Многие операции в быту также требуют срочных двигательных  реакций  и  высокой  скорости движений. Улучшение реакции (одного из компонентов быстроты) даже на сотые доли секунды имеет большое значение. Люди, быстро реагирующие в одних условиях, быстро реагируют и в других. Это очень важно, так как быстрая реакция часто спасает человеку жизнь. Качество быстроты во многом зависит от типа нервной системы и наследуется от родителей, но ее можно развивать  соответствующими упражнениями.

     Быстрота как физическое качество тождественно понятию скоростные способности.

     Под  скоростными способностями понимается комплекс  функциональных свойств нервно-мышечного аппарата, обеспечивающий выполнение двигательных действий за минимальное время.

     Различают  элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

     К  элементарным  формам  относятся:

 - быстрота  реакции  (простая и сложная);

 - скорость  одиночного  движения;

 - частота  (темп)  движений.

     Все двигательные скоростные реакции, совершаемые человеком, подразделяются на две большие группы: простые и сложные. Простая скорость реакции характеризуется заранее известным ответом на заранее известный раздражитель (например, зрительный, слуховой, тактильный сигнал).  В практике двигательной деятельности такого вида реакциями являются старт легкоатлета в ответ на выстрел стартера или пловца в плавании и т.д. Скорость простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды.

     К сложным двигательным реакциям относят реакцию «выбора движения» и реакцию  « на движущийся объект». Реакция выбора — это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов (например, по хлопку учителя школьники увеличивают скорость бега, по свистку — замедляют скорость передвижения). Под реакцией «выбора» понимается интервал времени, в течение которого необходимо выбрать правильный ответ из нескольких возможных вариантов. Время такой реакции, по сравнению с другими видами заметно увеличивается, поскольку здесь не только необходимо выбрать правильный наиболее соответствующий ответ в виде двигательного действия, но и соотнести это действие с возможностью его качественного выполнения. Под сложной реакцией «на движущийся объект»  понимается время решения двигательной задачи, основу которой составляет перемещающейся в пространстве объект. Например, действия игрока в круге во время игры «Перестрелка», где он постоянно меняет место своего расположения.

       Скорость одиночного движения  рассматривается в виде перемещения отдельного звена тела (руки, ноги, туловища и т.п.) на заданное расстояние с минимальной затратой времени.

     Под частотой (темпом) движений понимается максимальное количество двигательных актов, совершаемых человеком за определенный относительно короткий интервал времени. При этом, частота движений различными звеньями тела различна. Так, частота движений дистальных конечностей (рук) выше, чем проксимальных (ног); частота сгибания и разгибания кисти выше, чем стопы.

     Проявление быстроты  сочетается  с  другими  двигательными  качествами  (силы, гибкости, выносливости, координации) и техническими навыками.  Элементарные  формы  слабо поддаются  совершенствованию,  так  как  они  зависят  от  свойств  врожденного типа  нервной системы (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик и их  соотношения).

     Физиологический  механизм  элементарной быстроты  имеет сложную  цепь  последовательных операций:

  • время  сенсорного восприятия (в основном,  это  зрение и  слух);
  • время  передачи  информации  от  сенсоров  в кору  головного мозга;
  • время  обработки  информации и принятие  правильного решения;
  • время  передачи  нервного  импульса  мышцам-исполнителям;
  • быстрота  сокращения мышцы.

     Наибольшей  элементарной  быстротой  обладают  лица  холерического  типа нервной  системы.

Комплексной  формой  проявления  скоростных способностей  является способность к  достижению  высокого уровня  соревновательного упражнения (ходьба, бег, плавание и др.).  Комплексные  формы  быстроты  хорошо поддаются  развитию,  так как зависят  от широкого круга  факторов,  поддающихся  совершенствованию.

     Основой  скоростных  способностей  является  подвижность  нервных процессов  возбуждения  и  торможения в ЦНС  и ВНС.  На скоростные способности  влияют  физиологические особенности  мышечной  ткани (наличие  быстрых мышечных  волокон, их эластичность,  растяжимость, внутримышечная  и межмышечная  координация,  возможности  поставки энергии  аэробными  и анаэробными  механизмами),  волевыми  качествами, эффективность  техники выполнения упражнений (когда  работают  только те мышцы,  которые  необходимы  для  движения).

       Элементарные  и комплексные  формы скоростных способностей  строго специфичны  и независимы  друг  от  друга.  Показатели  времени  реакции  не связаны  с  результативностью  бега  на  дистанции,  поэтому  требуется дифференцированный  подход  к  совершенствованию  как элементарных,  так и комплексных  форм  скоростных  способностей.

Задачи развития скоростных способностей:

  • первая задача  состоит в необходимости разностороннего  развития скоростных способностей (быстрота реакции,  частота движений, скорость одиночного движения, быстрота  целостных действий) в сочетании с  приобретением  двигательных умений и  навыков, которые осваивают  дети  за  время обучения  в  образовательном  учреждении. Для педагога по  физической культуре  и спорту  важно  не  упустить  младший  и  средний  школьный  возраст – сенситивные  (особенно  благоприятные) периоды  для  эффективного  воздействия  на эту  группу  способностей.

      Сенситивные  периоды развития  скоростных  способностей приведены в таблице 1.

Таблица 1   

Сенситивные   периоды  развития быстроты

(по данным различных  ученых)

                 ФИО  автора

         Скоростные  качества

Л.П. Матвеев

            7-12 ,  11-14лет

В.М. Мельников

               9-12 лет

А.А. Гужаловский

               8-10 лет

Л.В. Волков

               9-13 лет

     С. Каледин

              10-13 лет

В.С. Фарфель

               7-12 лет

  • вторая  задача – максимальное  развитие  скоростных  способностей  при   специализации  детей,  подростков, юношей и девушек в видах  спорта, где  скорость  реагирования  или быстрота  действия  играет  существенную роль (бег на короткие  дистанции, спортивные  игры, единоборства, санный  спорт  и  др.).
  • третья задача – совершенствование  скоростных  способностей, от  которых  зависит  успех  в  определенных  видах  трудовой  деятельности (например,  в  летном  деле, при  выполнении  функций  оператора в промышленности,  энергосистемах, системах  связи и др.).

     При  развитии  быстроты необходимо  учитывать  следующее:

1. Увеличения  быстроты  можно  добиться  только  при  условии, когда  весь организм  находится  в  максимальной готовности  к  физическим  действиям.

В  этой  связи  особенно  важно  основательное  и общее разогревание, которое также предупреждает  травмы.  Кроме  того, тренировка  быстроты  не должна быть  приурочена  к  концу занятия, когда уже  явно  наметилась  относительная физическая  и  психическая  усталость.

2. Чем  более расслабленной  и  способной  к  растягиванию является  мышца, тем  быстрее может  она  реагировать  на  внешние  раздражения.   При помощи упражнений  на  растягивание, расслабление  работающая  мыщца   может восстанавливать  свою  прежнюю  эластичность.  Расслабленная, упругая, эластичная  мускулатура является  обязательным  предварительным  условием для  воспитания  и развития  силы  и быстроты.

3.  Если  развитие силы возрастает  по мере  увеличения  нагрузок, то для развития  быстроты  действительно  условие, что,  чем меньше  нагрузка  на работающие  мышцы,  тем лучше  развивается  быстрота  реакции (например, удары или  броски  теннисных  мячей  вместо  волейбольных, толкание  набивного мяча из положения  лежа на спине вместо  обычных  приседаний  и аналогичные  упражнения). 

4. При развитии  скорости паузы  между  двумя  упражнениями  или нагрузками должны  быть  вполне  достаточны для  полного отдыха соответствующих мышечных  групп.   Нагрузка  и  расслабление  должны чередоваться  через правильные  промежутки  и  в оптимальной дозировке между  собой.

     Можно  выделить  семь  слагаемых  быстроты,  способствующих  ее развитию:

- сила - чтобы  двигаться  быстро, надо, прежде всего, быть сильным, ибо это единственная  возможность  успешно  преодолевать  внутренние  (вязкость мускулатуры, сопротивление  в  суставах, сопротивление  мышц-антагонистов) и внешние (сопротивление  воздуха, преодоление  сил  гравитации в ходе движения,  преодоление  сил  инерции и  покоя)  силы,  противодействующие движению человека; 

 - выносливость — чтобы поддержать  быстроту  в многократных  движениях, выполняемых  подряд  или  сериями,  надо  быть  достаточно  выносливым;

 - гибкость  и  подвижность — в  некоторых  случаях  проявление  быстроты необходима  хорошая подвижность  в  суставах,  к тому  же  эластичная, расслабленная мышца  быстрее  реагирует  на  сигнал;

 - координация — согласованность  действий  мышечной  системы, координированность  способствует  быстрым  движениям;

 - реакция — надо  обладать  хорошей  реакцией, чтобы  сразу  по  сигналу начинать  действия, вовремя  переключиться  на  новый  темп  или  переходить от  одного  движения к другому;

 - техника — только  высокая  техника  может рационально  воплотить физические  качества  в движения  с  наивысшим  коэффициентом  полезного действия; 

 - релаксация -  нужно  уметь  быстро  расслаблять  основные  группы  мышц после  выполненного  движения.

     Можно  сделать  вывод,  что качество  быстроты  находится в  тесной взаимосвязи  с  другими  физическими  качествами,  на  этом  и  строится методика  ее  развития.

        Основной  метод  при  развитии  быстроты  реакции — метод  повторного упражнения. Он  заключается  в  повторном,  возможно  более  быстром реагировании  на  внезапно  появляющийся   сигнал  или  изменение окружающей  ситуации.  Упражнения  на  развитие быстроты  желательно давать  в  начале  основной части  занятия,  иначе  их  эффективность  будет  не полной из-за  утомления.  Действие  упражнений должно  быть кратковременным,  но  очень интенсивным.  Интервалы отдыха должны  быть достаточными  для восстановления  перед  следующим  повторением.

        Метод  интервального (переменного)  бега.  Способствует совершенствованию  анаэробных  процессов  в организме.  Скорость  бега находится  в  пределах  80-90%  от лучшего  личного  результата. Интервальный бег  может  проводиться  в 2-5 серий,  по 2-4 отрезков в серии. Интервалы отдыха  короткие.  Отдых может  быть  пассивным  или проходить в  беге трусцой, ходьбе.

        Интервальный  спринт.  Также   направлен на  совершенствование процессов  анаэробного  обеспечения  энергией.  Длина  отрезков  50-150 м. Скорость  бега  предельная  или  околопредельная.  Интервалы  отдыха проходят  в  легком  беге.  Часто  применять  это метод  не  следует.

      Эффективны  при  развитии быстроты  движений  соревновательный  иигровой методы (особенно  в  работе  с младшим и средним возрастом).

        При  развитии  и  совершенствовании  качества  быстроты  в младшем возрасте  большое  значение  имеют  подвижные  игры. Им следует  уделять возможно  больше  времени. На  фоне  эмоционального  воздействия эффективность  применяемых  упражнений  повышается.  Чередование нагрузки с отдыхом  снижает  действие  утомления. Соревновательный  момент игр  способствует  высокому психическому  настрою, заинтересованности детей  процессом  занятия.

          Упражнения, направленные  на  развитие  быстроты, можно разделить  на три  основные  группы:

 - упражнения  комплексного развития быстроты  (спортивные  и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий);

 - упражнения направленного воздействия  на развитие реакции,  скорость выполнения  отдельных  движений, на скоростную выносливость;

 - упражнения  воздействия  на скоростно-силовые,  координационные способности.

   Скоростные  способности  оценивают как с помощью  специальной аппаратуры, так и с помощью  специальных двигательных действий — тестов. Отличие тестов от других двигательных действий и физических упражнений, заключается в соблюдении ряда правил при их выполнении:

 - тесты должны быть хорошо освоены и техника их выполнения не должна влиять на результат;

 - тесты должны выполняться в стандартных условиях, которые могут быть воспроизведены при повторном тестировании, т.е. Оценивании физической способности определенным двигательным действием;

 - тесты должны быть предметно ориентированы на оценивание того показателя, который исследуется.

     Тесты для оценки  качества быстроты подразделяются на несколько групп, соответственно  каждой из выделяемых скоростных способностей:

 - для оценки  быстроты простой  реакции;

 - для оценки  реакции «на движущийся объект»;

 -  для оценки  реакции «выбора»;

 - для оценки скорости одиночного движения;

 - для оценки, проявляемой в целостных двигательных действиях.

      Время простой реакции (например, на свет, звук, прикосновение и другие факторы) определяю с помощью различныхреакциомеров, измеряющих время с точностью до 0,01 или 0,001 секунды. При измерении этого  показателя необходимо  стандартизировать  расстояние  между  испытуемым  и сигналом, стандартизировать  цвет  и яркость  сигнала,  размер  и форму  датчика, способ ответа  на  сигнал (нажать на кнопку  или снять с нее палец).  Погрешность измерения   не должна  быть  более нескольких  миллисекунд.

        При  измерении  качества  быстроты   используют   тест  «падающей  линейки». В  исходном  положении  экспериментатор  удерживает  за  верхний  конец  линейку  (желательно  длиной  от 30 до 50 см) вертикально. Нижний конец  линейки  располагается  на расстоянии одного  сантиметра  над  раскрытой  ладонью испытуемого.   Экспериментатор  неожиданно  отпускает  линейку  и  испытуемый  должен  ее  быстро  поймать.  Скорость  реакции  оценивается  в  сантиметрах от  нижнего  конца линейки.

       Частоту движений  рук  можно  оценивать  с помощью  теппинг — теста.  Данный тест  имеет  различные  модификации,  но общим для  всех  них будет  подсчет  количества  движений  за  единицу времени.  Этот подсчет  можно осуществлять с помощью  электронных  счетчиков  или  визуально, с  использованием  обычного листа  бумаги,  на котором  испытуемый  карандашом  ставит  точки  с  максимальной  частотой.

      В  свою очередь  частоту  движений ногами  можно оценивать с помощью  бега  на  месте,  выполняемого  в течение  5-10  секунд.  Данный  тест  выполняется следующим  образом:

  • на расстоянии поднятого колена  испытуемого  на двух  противостоящих стойках горизонтально  подвешивается резиновый  шнур;
  • испытуемый  по сигналу  экспериментатора (который  фиксирует время выполнения  теста  по секундомеру) стремится,  как  можно  чаще  поочередно касаться коленями  подвешенного  резинового  шнура;
  • помощник  экспериментатора визуально  ведет  подсчет  количества  касаний.

       Скорость  передвижения  в  целостных  двигательных  актах, как  правило, изучается  с  помощью тестовых  упражнений циклического характера (например,  в  беге  от  30  до  60 м). Здесь по сигналу  экспериментатора, испытуемый  выполняет  тестовое  упражнение  с максимальной  скоростью, а экспериментатор  фиксирует  результат  в  бег  с  помощью секундомера.

        В  теории и методике  физического воспитания, благодаря  достаточному количеству  исследований скоростных  способностей,  разработаны  возрастные нормативы  для всех  физических  качеств,  включая  и  скоростные способности.

       Согласно данным  литературы,  уровень  проявления скоростных способностей  человека  определяется  различными  как  объективными, так и субъективными факторами.  К  числу  первых  относятся  внешние  условия,  в которых  выполняются  двигательные  действия (например, качество  беговой дорожки,  погодные  условия,  высота  над  уровнем  моря и т.д.). К числу вторых, в первую очередь,  можно  отнести  нервно-мышечные  и  центрально-нервные  влияния (физиологические) и биомеханические  факторы.

Значение развития быстроты у детей 6-7 лет и особенности  

ее  обучения

      Физическая    подготовленность - это   уровень   развития   двигательных умений  и  навыков  физических  качеств.  Она  является   важным   показателем не только   физического,   но   и   общего   развития    ребенка.

В педагогических    материалах еще в 30-е годы   был    поднят   вопрос  о  так называемом  «моторном  паспорте»    ребенка.   Поэтому   в   работах   многих физиологов  и  педагогов  подчеркивается,  что  точное  движение  является свидетельством  интеллектуальной  работы   мозга.

      Умение   ребенка   правильно   выполнять   движения - косвенный показатель  его  умственного    развития.   Ученые   разработали   нормативные показатели  по  всем основным  видам  физических  упражнений  и  требований к  качеству  их  выполнения.  Эти  данные  используются  при  разработке программ  физического  воспитания.      

     Развитие  двигательных  качеств  происходит  под  влиянием  постоянных упражнений,  что  улучшает  вероятность  проявления  у  детей  ошибок  в технике  движений.   Низкий  уровень   развития   двигательных  способностей может   повлечь  за  собой  формирование   нерациональных  способов   действий   (например, при недостаточно быстром  разбеге  затрудняется  усвоение  технически  правильного   и   энергичного   отталкивания   при прыжках в длину, в высоты, с разбега и т.п.). В тоже   время  для  развития двигательных   способностей   большое   значение  имеет   освоение детьми все более   широкого   круга  двигательных   действий   и   формирование у них не только устойчивых, но и достаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений детей, тем выше возможности проявления их двигательной активности в различных видах деятельности.

         Быстрота    развивается  в  процессе   обучения   ребенка   основным движениям.  Для   развития скоростных  качеств  предполагают  использовать упражнения   в быстром    и   медленном   беге: чередование  бега  в  максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение  упражнений в  разном  темпе  способствует  развитию  у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

      Развитию  быстроты способствует  подвижные игры, в которых подача определенного  сигнала или  игровая  ситуация  побуждает  ребенка  изменить скорость  движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с  учетом  расстояния и времени его  приближения. Развитие  быстроты влияет на  подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок,  позволяет  ребенку  ориентироваться в изменяющихся условиях  окружающей  среды.

      Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Наблюдения за  играющими  детьми  показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения.  Дети  соревнуются друг с другом в скорости перебегания  через  площадку,  играют  в  "догонялки", "ловушки", бадминтон, с увлечением катаются на велосипеде, ходят на лыжах. При этом ребенок  многократно  повторяет  понравившееся  движение, использует его в разных ситуациях, стараясь  выполнить  быстрее, чередуя его с моментами отдыха - догоняет мяч и, подняв его, останавливается или, добежав до скамейки, усаживается на нее. Естественное  стремление  детей к  непродолжительным скоростным  движениям  следует  поддерживать и  предлагать им разные упражнения в проявлении быстроты, интересные игровые задания и игры. Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей.

         С особенностями  проявления  быстроты  выделяются  две задачи, направленные на  развитие  способности  быстро  выполнять  движение. Одна из задач - это упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал (словесный, звуковой). Это качество необходимо во многих подвижных и  спортивных  играх (настольном теннисе, баскетболе и др.), на  старте в  беге,  плавании, любых  эстафетах. Другая задача - учить поддерживать высокий темп движения, например, в беге наперегонки, за партнером, при катании мяча, обруча. Подбор игр и упражнений для развития быстроты определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту, подготовленности ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность). Необходимо при этом учитывать и некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:

- во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение.   Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно; 

- во-вторых, продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 10-30 м, число повторений прыжков 10-12 раз, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх у детей   6-7 лет - до 15-20 сек.  Кроме того, должны быть интервалы отдыха; 

- в-третьих, упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;

- в-четвертых, важным условием для успешного выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или урока.

     Для развития быстроты целесообразно использовать различные упражнения в размахивании,  кружении,  взмахе,  ударах,  бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимально возможной частотой.

   Таким образом, быстрота развивается в процессе обучения ребенка основными движениями.  Для развития скоростных качеств  предлагается  использовать упражнения в быстром и медленном беге; чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.     Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

         Развитие быстроты в организационной деятельности физического воспитания  школьников

                Организация  физического воспитания в  школе  осуществляется  в соответствии с «Положением о  физическом  воспитании  учащихся  общеобразовательной  школы» и дополняется  текущими  инструктивно – методическими и нормативными  документами.  К таким документам относятся  «Программа по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы», «Программы по внеклассной  и внешкольной  физкультурно-массовой и спортивной работе» и т.д.

     Систему  взаимосвязанных  форм  организации физического воспитания  составляют:

-  уроки физической  культуры;

- физкультурно – оздоровительные  мероприятия в режиме  дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные  минутки  на уроках, игры и физические  упражнения на переменах, ежедневные  физкультурные занятия в группах  продленного дня,  ежемесячные  дни здоровья и спорта);

- внеклассная  спортивно-массовая  работа (занятия в кружках физической культуры, группах  общей физической  подготовки и спортивных секциях, спортивные соревнования, туристические походы).

       В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего  образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.  В  процессе  овладения  этой  деятельностью у  младших  школьников  не  только  совершенствуются  физические качества,  но  и  активно  развиваются  сознание и мышление,  творческие  способности  и самостоятельность.  Учитывая  эти  особенности,  программа  по физическойкультуре  для учащихся  начальной школы  А.П. Матвеева  ориентируется  на  решение  следующих  образовательных  задач:

- совершенствование  жизненно  важных  навыков  и умений  в  ходьбе, беге, прыжках,  лазаньи,  метании и  плавании;

- обучение физическим  упражнениям из таких видов  спорта,  как гимнастика,  легкая атлетика и лыжные  гонки,  а также  подвижным  играм и  техническим действиям  спортивных  игр,  входящих  в  школьную  программу;

- развитие  основных  физических  качеств:  силы, быстроты, выносливости,  координации движений,  гибкости;

- формирование  общих  представлений о физической  культуре, ее значение в  жизни человека,  укреплении здоровья,  физическом  развитии  и физической  подготовленности;

- развитие  интереса к самостоятельным занятиям физическими  упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;

- обучение простейшим  способам   контроля  за  физической  нагрузкой, отдельными  показателями физического  развития и физической  подготовленности.

     Разработанная  в соответствии с Обязательным минимумом содержания  образования  школьников в  области  физической  культуры  и  Минимальными требованиями к  уровню  подготовки  учащихся  начальной  школы  по  физической  культуре,  программа  А.П. Матвеева  характеризуется  направленностью:

- на  реализацию  принципа вариативности, обосновывающего  планирование  учебного  материала  в  соответствии с  возрастно-половыми особенностями  учащихся,  материально- технической  оснащенностью  учебного  процесса (спортивный  зал, спортивные  пришкольные  площадки, стадион, бассейн), регионально-климатическими  условиями  и  видом  учебного  учреждения (городские,  малокомплектные  и  сельские школы);

- на  реализацию  принципа  достаточности  и  сообразности,  связанного  с  распределением  учебного материала, обеспечивающего развитие  познавательной и  предметной активности  учащихся;

- на соблюдение  дидактических  правил «от известного  к  неизвестному» и «от  простого  к  сложному», ориентирующих  выбор и планирование  учебного  содержания в логике поэтапного  его  освоения, перевода  учебных  знаний  в  практические  навыки  и  умения, в  том  числе  и  в самостоятельной деятельности;

- на достижение  межпредметных  связей, нацеливающих  планирование  учебного  материала  на целостное  формирование  мировоззрения учащихся  в  области  физической  культуры, всестороннее раскрытие  взаимосвязи  и  взаимообусловленности  изучаемых  явлений  и  процессов;

- на усиление  оздоровительного  эффекта  образовательного  процесса,  достигаемого  в  ходе  активного  использования  школьниками  освоенных  знаний,  умений  и  физических  упражнений в  физкультурно-оздоровительных  мероприятиях в режиме  дня,  самостоятельных  занятиях  физическими  упражнениями.

     В 1 классе  согласно  учебной  программе   школьники  по  преимуществу  осваивают:

  • различные  способы  выполнения  бега,  ходьбы и прыжков,  лазанья и ползания;
  • разучивают комплексы  упражнений  утренней  гимнастики  и  физкультминуток;
  • комплексы для  формирования  и  укрепления  осанки;
  • комплексы  упражнений  для  развития  гибкости, координации движений, силы, быстроты и  выносливости.

     Важной  особенностью  содержания  обучения  является  освоение  первоклассниками  подвижных игр  и  навыков  их самостоятельной  организации и  проведения.

     С целью  отдыха учащихся  после  нескольких  уроков  и «зарядки»  для последующей  учебной деятельности (для групп  продленного  дня)  в  режим  школы введен  спортивный час. Спортивный час  позволяет  повысить физическую и умственную работоспособность, приобщить  учащихся  к систематическим  занятиям, достигнуть  необходимого  объема  двигательной активности.

     В содержание спортивного часа  включают  упражнения и подвижные игры, ранее  разученные  детьми  на уроках  физкультуры:

- упражнения  с большими и малыми  мячами:  подбрасывание  и ловля,  удары мячом  о  пол и стену, перебрасывание  мяча  друг  другу  (в кругу, в парах и т.д.);

-ходьба с различными  движениями  руками,  с  изменением  длины   шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);

-бег  с различной  скоростью  в  чередовании  с  ходьбой,  с  преодолением  несложных  препятствий, с изменением направления   по сигналу;  

-прыжки  на месте (на одной  и двух ногах)  со  скакалкой, в  длину  с места, в  высоту через  веревочку;

-метание малого  мяча в цель, на дальность.

     В спортивный час  полезно  включать  простейшие  соревнования, аттракционы, спортивные развлечения.

    Спортивный  час проводится  в  свободной, непринужденной  обстановке, во многом носит  игровой характер и тем  не менее  требует  определенной организации. В настоящее время  в  практике школы  спортивный  час  обычно  проводят  в  форме  урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие быстроты реакции"

Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса по теме: "Развитие быстроты, ловкости и координации"

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 3 классаТема  урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".Цель урока: формирование интереса и инициативы учащихся на занятиях с помо...

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Перечень игровых упражнений и подвижных игр для развития быстротыреакции учеников начальной школы...

Конспект урока по физической культуре для 3 класса. Тема урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".

Тема  урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".Цель урока: формирование интереса и инициативы учащихся на занятиях с помощью   упражнений, направленных на развитие ловкости, б...

Конспект урока по физической культуре для 3 класса. Тема урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".

Тема  урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".Цель урока: формирование интереса и инициативы учащихся на занятиях с помощью   упражнений, направленных на развитие ловкости, б...

Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса Развитие быстроты, ловкости и координации

Конспект урока по физической культуре "Развитие быстроты, ловкости и координации"...

Комплексное развитие быстроты и выносливости у учеников 1-4 классов

Развитие двигательных качеств ребенка — одна из центральных задач физического воспи­тания в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с I класса. Комплексный подход требует от педа...