Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»
статья по физкультуре на тему

Чеченкова Екатерина Владимировна

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»

Цель: Освоение учащимся системы двигательной координации, физических качеств и способностей, направленных  на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.

Задачи:

1.     Охрана и укрепление здоровья учащихся;

2.     Формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;

3.     Развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);

4.     Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

5.     Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;

6.     Воспитывать навыки дисциплинированности, организованности, элементарной самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_katya_2015_fizra_1_uroven.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»

Цель: Освоение учащимся системы двигательной координации, физических качеств и способностей, направленных  на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья учащихся;
  2. Формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
  3. Развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
  4. Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
  5. Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
  6. Воспитывать навыки дисциплинированности, организованности, элементарной самостоятельности.

Содержание методики

Уроки   проводятся  3 раза  в неделю в классе, на улице, в зале, в холле.  

Структура урока

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Ритуал «Приветствие»

- Кто здесь?

 Кто здесь? Кто пришёл?

 Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке

 (имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога

 (имя ребёнка), привет! - рукопожатие

Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.

  1. Подготовительная часть
  1. Комплекс общеразвивающих  упражнений:

а) корригирующая ходьба;

б) различные виды ходьбы;

в) построения и перестроения;

г) повороты;

д) различные виды бега;

е) упражнения в равновесии.

  1. Сообщение темы.
  1. Основная часть.
  1. Основные виды движений:

а) метание;

б) лазание;

в) прыжки;

г) равновесие;

д) подвижная игра.

  1. Заключительная часть.
  1. Упражнение на расслабление под музыку:

а) различные виды ходьбы;

б) упражнения на восстановление дыхания;

в) малоподвижные развивающие игры;

г) игры на развитие творческого воображения;

д) телесно-тренировочные упражнения;

е) дыхательная гимнастика;

ж) хоровод.

  1. Оценка деятельности детей (похвала, поощрение).

Ритуал «Прощание».

- До свиданье (имя ребёнка)!

  Пока, пока, пока! - помахивание рукой

Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально. В каждую из частей урока можно вводить музыкальное сопровождение.

Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде. По мере накопления учащимися двигательного опыта, подвижные игры и игровые упражнения нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для учащихся хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно: увеличить дозировку, усложнить двигательное содержание, изменить размещение играющих на площадке, сменить сигнал, провести игру в нестандартных условиях, усложнить правила.

Приёмы обучения

1 этап обучения (1-4 кл.)

При обучении навыкам используется организующая, обучающая, направляющая помощь. Действия выполняются с помощью приёма  «рука в руке»  и  под полным контролем взрослого.

Построение и перестроение

  • Упр. в построение в одну шеренгу (друг за другом), держась за шнур (талию, без поддержки): игра «Поезд»
  • Упр. в построении парами: игра «Найди пару»

Ходьба и упражнения в равновесии

  • Ходьба за учителем врассыпную
  • Ходьба в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке)
  • Ходьба с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении
  • Ходьба с предметами по игровой дорожке
  • Ходьба друг за другом под музыку
  • Упр. в перешагивании через незначительные препятствия (верёвку, шнур, игрушку)
  • Ходьба по дорожкам из различного материала и дорожкам, составленных из мягких модулей
  • Ходьба по кругу, держась за обруч, за руки
  • Повороты вокруг своей оси с поддержкой педагога (кружиться)

Бег

  • Бег за учителем врассыпную
  • Бег в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке)
  • Бег с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении
  • Бег с предметами по игровой дорожке
  • Бег друг за другом под музыку
  • Бег по дорожкам из различного материала  
  • Бег по кругу, держась за обруч, за руки

Прыжки

  • Поскоки на месте на двух ногах, держась за руки: упр. «Пружинка»
  • Прыжки на мячах и надувных игрушках – прыгунах (гимнастических мячах, фитболе)

Катание, бросание, ловля округлых предметов

  • Упр. в прокатывании мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами
  • Прокатывание мяча с горки, ориентируясь на размеры
  • Перекладывание массажных мячей из руки в руку, сжимая и разжимая их
  • Передача мяча друг другу
  • Игровые упр. с шариками в сухом бассейне (бросание, собирание шариков, погружение в них)
  • Упр. с набивными (сенсорными) мячами: сидя на мяче, опираясь о пол ногами, удерживая статистическую позу с поддержкой
  • Катание на сенсорном мяче, лёжа на животе
  • Доставать из бассейна мячи, сидя или стоя на полу
  • Ловля мяча, брошенного учителем
  • Бросание мягких мячей вперёд
  • Бросание мячей в сухой бассейн
  • Бросание мяча учителю

Ползание и лазанье

  • Упр. в ползании на животе и на четвереньках по прямой линии по указательному жесту учителя
  • Упр. в проползании  на четвереньках под дугой, рейкой, в ворота, составленных  из мягких модульных наборов («Радуга», «Забава»)
  • Игры в сухом бассейне («купание», ползание по шарикам)
  • Подтягивание вверх на руках с положения лёжа (сидя), держась за поручни (палку)

2 этап обучения (5-7 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, направляющая, стимулирующая помощь. Действия выполняются по подражанию с  поддержкой  и под контролем взрослого.

Построение и перестроение

  • Упр. в построение в одну шеренгу (друг за другом), держась за шнур (талию, без поддержки) по сигналу: игра «Поезд»
  • Упр. в построении парами по сигналу: игра «Найди пару»

Ходьба и упражнения в равновесии

  • Ходьба за учителем  в одну шеренгу
  • Ходьба в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) парами
  • Ходьба с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
  • Упр. в перешагивании через незначительные препятствия (верёвку, шнур, игрушку) парами
  • Ходьба по дорожкам из различного материала и дорожкам, составленных из мягких модулей под ритмичную музыку
  • Ходьба по кругу, держась за руки
  • Повороты вокруг своей оси парами (кружиться)

Бег

  • Бег за учителем  в одну шеренгу
  • Бег в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) парами
  • Бег с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
  • Бег по дорожкам из различного материала  под ритмичную музыку
  • Бег по кругу, держась за руки

Прыжки

  • Поскоки на месте на двух ногах, держась за руки: упр. «Пружинка», «Зайчики»
  • Прыжки на мячах и надувных игрушках – прыгунах (гимнастических мячах, фитболе) по сигналу

Катание, бросание, ловля округлых предметов

  • Прокатывание мяча по полу одной рукой: упр. «Сбей кеглю»
  • Бросание мяча (диаметр 20 см) в подушку, установленная вертикально или горизонтально
  • Бросание мяча (диаметр 20 см) на дальность (расстояние 40-70 см) в вертикальную цель
  • Упр. с набивными (сенсорными) мячами: сидя на мяче, опираясь о пол ногами, удерживая статистическую позу самостоятельно
  • Бросание мяча в корзину
  • Бросание мяча в обруч, расположенный горизонтально на расстоянии от пола 30-40 см
  • Бросание мяча вверх
  • Отбивание мяча (мяча на шнуре) ногой от пола (2-4 раза подряд) 

Ползание и лазанье

  • Ползание  в различных  направлениях по сигналу
  • Перелезание через незначительные препятствия (мягкие модули)
  • Влезать на стул, скамейку, спускаться с них

3 этап обучения (8 - 9 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, стимулирующая помощь. Действия выполняются по последовательной инструкции самостоятельно  под  частичным контролем взрослого.

Построение и перестроение

  • Упр. в построение в одну шеренгу (друг за другом), держась за талию, без поддержки по сигналу: игра «Поезд»
  • Упр. в построении парами по сигналу: игра «Найди пару»

 Ходьба и упражнения в равновесии

  • Ходьба друг за другом под музыку в заданном направлении
  • Ходьба в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) в одну шеренгу, парами
  • Ходьба с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
  • Ходьба с предметами по игровой дорожке в одну шеренгу, парами
  • Упр. в перешагивании через препятствия (верёвку, шнур, игрушку) высотой от пола 20-30 см
  • Ходьба по дорожкам из различного материала и дорожкам, составленных из мягких  модулей  под ритмичную музыку
  • Ходьба по кругу, держась  за руки
  • Повороты вокруг своей оси с предметами (кружиться)

Бег

  • Бег друг за другом под музыку в заданном направлении
  • Бег  в заданном направлении (к игрушке, по сенсорной дорожке) в одну шеренгу, парами
  • Бег  с предметами (игрушкой, погремушкой, ленточкой) в заданном направлении по сигналу
  • Бег  с предметами по игровой дорожке в одну шеренгу, парами
  • Бег  по дорожкам из различного материала  под ритмичную музыку
  • Бег  по кругу, держась  за руки

Прыжки

  • Поскоки на месте на двух ногах, держась за руки: упр. «Пружинка»
  • Прыжки на мячах и надувных игрушках – прыгунах (гимнастических мячах, фитболе) с продвижением вперёд

Катание, бросание, ловля округлых предметов

  • Бросание и ловля мяча учителю, друг другу (2-3 раза)
  • Перебрасывать мяч друг другу
  • Бросание мячей разных размеров в обруч, подвешенный вертикально над полом на расстоянии 15-20 см
  • Игровые упражнения  с набором «Набрось кольцо»: «Брось колечко», «Дойди до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колечко», «Слушай и бросай» (по цвету и количеству) 
  • Отбивание мяча (мяча на верёвке) ногой от пола (2-7 раз подряд)
  • Метание мячей малого размера в вертикальную (1-1,5м) и горизонтальную цель (расстояние 2-2,5м)
  • Бросать мяч на пол и ловить его после отскока от пола

Ползание и лазанье

  • Ползание  в различных  направлениях по сигналу
  • Перелезание через незначительные препятствия (мягкие модули)
  • Влезать на стул, скамейку, спускаться с них

Методика  является развивающей и  предусматривает 3 этапа обучения со сроком  реализации  9 лет: 1 этап обучения – 1-4 кл. , 2 этап обучения – 5-7 кл. , 3 этап обучения – 8-9 кл. Предложенная блоки работы  на каждом этапе обучения  повторяются, меняется только содержание работы, оборудование, дозировка и общеразвивающие упражнения и игры. Обучение учащихся на каждом этапе обучения  могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ученика, а не возраста.

Используемая литература

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
  2. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003.
  3. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  4. http://doshkolniki.org/
  5. www.coolreferat.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичка на тему: "Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам учащихся с ТМНР" по предмету "Адаптивная физическая культура"

Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями раз...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умс...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...